Урупнение субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:41, научная работа

Описание

Цель – изучить основные особенности развития Ямало-Ненецкого АО и его взаимоотношений с Тюменью и Ханты - Мансийским АО, доказать, что эти субъекты не нуждаются в объединении.
Задачи исследования:
- изучить теоретический материал об экономическом и политическом состоянии ЯНАО и об его взаимоотношениях с Тюменью и ХМАО.
- рассмотреть перспективы объединения трёх субъектов РФ и варианты их дальнейшего развития при сохранении статуса самостоятельности каждого из регионов.

Содержание

Введение.........................................................................
Понятие «Субъект Федерации». ЯНАО – субъект Федерации.............................
История вопроса объединения.....................................................
Перспективы объединения трех регионов...............................................................
Заключение.................................................................
Список используемой литературы.............................................................................

Работа состоит из  1 файл

Введение (2).docx

— 627.64 Кб (Скачать документ)

  Прошедший в Москве второй этап съезда политической партии «Единая Россия» ознаменовался не только выдвижением Владимира Владимировича Путина кандидатом в президенты Российской Федерации, но и фактически принятым решением о возобновлении процесса укрупнения регионов, приостановленного в стране с приходом в Кремль Дмитрия Медведева.

  Ханты-Мансийскому автономному округу вместе с Ямалом, уже в 2013-2014 году предстоит стать территорией единой Тюменской области…

      Напомним, что процедура укрупнения субъектов Российской Федерации была начата в 2005 году, когда Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край.

   В 2007-м году в Камчатский край объединились Камчатская область и Корякский автономный округ, а Таймырский и Эвенкийский округ присоединились к Красноярскому краю. В 2008 году Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области, а Агинский Бурятский округ и Читинская область в том же году были преобразованы в единый Забайкальский край.

  В 2008году грянул мировой финансовый кризис, и властям, на время, стало не до объединительных процедур.

  Зато уже в 2011 году, летом, в Екатеринбурге Владимир Путин заявляет: «Один из способов устранения дисбаланса между экономическим состоянием регионов — их слияние. Для того, чтобы эти диспропорции ликвидировать и принимаются решения об укрупнении отдельных субъектов РФ с тем, чтобы добиться большей бюджетной обеспеченности и экономической самостоятельности1».

  В сентябре тему развивают участники международного инвестиционного Форума в Сочи. На нем, в присутствии Владимира Владимировича другой видный член руководства «Единой России» губернатор Кубани Александр Ткачев заявил, что «просто необходимо увеличить субъекты Федерации до уровня 5 – 10 миллионов человек». По его мнению, эффект масштаба обеспечивает хороший инвестиционный климат, в том числе и потому, что снижается концентрация чиновников. «Чем больше территория, тем больше свободы, тем больше консолидированный бюджет и больше возможностей для создания новых точек роста. У людей, живущих на большой территории, другая ментальность».

Взаимоотношения ЯНАО с Тюменской областью и ХМАО.

С 1992 года взаимоотношения  органов государственной  власти Тюменской  области и Ямало-Ненецкого  автономного округа построены на договорных началах. Принятие Федерального закона от 4.07.2003 № 95-ФЗ  с 1 января 2005 года могло  коренным образом  изменить сложившуюся  систему отношений  Ямало-Ненецкого  автономного округа с Тюменской областью и федеральными органами государственной  власти.   В отличие  от многих «сложносоставных»  субъектов Российской Федерации, взявших  курс на объединение, Ямало-Ненецкий автономный округ, учитывая требования измененного федерального законодательства, инициировал  разработку Договора16 между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, который был подписан в 2004 году.

  Договор  между органами  власти Тюменской  области, ХМАО  и ЯНАО решал  два важнейших  вопроса человечества  – о деньгах  и власти. Предметом  договора служит  исполнение полномочий  совместного ведения  с Российской Федерацией. Это наиболее финансовоемкие полномочия в сфере здравоохранения, образования, транспорта и так далее (всего 24 вида полномочий). На реализацию этих полномочий регионы получают большие бюджетные средства.

     В итоге ХМАО  и ЯНАО сохранили  за собой «всю  полноту власти»,  но ценой больших  финансовых потерь  – в виде НДПИ  и трети налога  на прибыль. Тюмень  вообще оказалась  в выгодном положении  –  в еще  более выгодном, чем  могла бы оказаться  в результате применения  «ФЗ-95» или даже  в результате создания  «Тюменского края».  Область получила  большие деньги, но  при этом не  несет ответственности  за развитие проблемных  северных территорий.

     Теперь властям  трех субъектов  Тюменской области  предстоит решить, что делать с  договором. Предполагается, что в 2010 году  федеральный центр  компенсирует Тюменской  области 100 процентов  потерь от изъятия  НДПИ. Но в 2011 –  уже 75 процентов,  в 2012 – 50, в 2013 – 25. А в 2105 году  действие договора  прекращается. То  есть, начиная с  2012 года, Тюменская  область, имея  на руках договор  с округами, будет  нести некомпенсируемые  потери бюджета.  А это вряд ли  устроит областное  правительство. Тем  более, что федеральный центр не является участником заключенного договора, и даже 100-процентная компенсация НДПИ не позволит сохранить его в прежнем виде.17

в Уставе зафиксированы принципы, по которым Ямало-Ненецкий автономный округ предлагает строить отношения с Тюменской областью:

• приоритет  интересов человека;

•  недопущение  установления таможенных границ, пошлин, сборов, препятствий для перемещения товаров, услуг и финансовых средств между территориями автономного округам Тюменской области;

•  поддержка  конкуренции и  свободы экономической  деятельности;

 •  равноправие и  экономическая целесообразность  при решении вопросов, затрагивающих совместные интересы.

• решение  спорных вопросов через согласительные процедуры.          

Проблемы  объединения субъектов  «матрёшки»

- «создаться  регион-монстр, который  сосредоточит треть  экономического потенциала  страны»

-«поделив  страну пополам,  регион в будущем  может угрожать  территориальной  целостности государства»

-«образ  жизни у регионов  совершенно разный, расстояния –  огромное, управление  регионами из Тюмени  будет менее мобильным»

Такую публичную аргументацию против объединения  дали губернаторы  ЯНАО и ХМАО, Полпред  Латышев.

 А  сторонниками за являются: С. Собянин, бывший губернатор области, глава АП РФ В. Якушев, губернатор области, сенатор Л.Рокецкий, которые в свою очередь тоже дали публичную аргументация своего мнения.

- «существование  сложносоставного  субъекта осложняет  управление регионами»

- «экономические  проблемы будут  гораздо легче  решаться в рамках  единого региона»

- «это  восстановление исторической  справедливости»

    Объединение экономически  мощных регионов-тяжеловесов  в мега-регионы,  по мнению большинства  экспертов, на  сегодняшний день  является вредным  и бессмысленным.  Это относится  к проектам объединения  Москвы и Московской  области, Санкт-Петербурга  и Ленинградской  области, Тюменской  области, Ханты-Мансийского  и Ямало-Ненецкого  автономных округов.  Если такие проекты  и имеют место  быть, то только  в рамках единой  перекройки АТД  России, в контексте  «глобального укрупнения».  То есть такие  слияния не могут  осуществляться в  рамках реформы  объединения регионов.

  В целом, при  объединении велик  риск:

- утраты  ХМАО-Югрой того  уровня демографических  показателей (рождаемости,  смертности, средней  продолжительности  жизни и др.), которые  были ориентиром  для остальных  субъектов Российской  Федерации; 

- замораживания строительства  и финансирования  действующих центров  высокотехнологической  медицины;

- социальной напряженности  в округах по  причине ухудшения  медицинского обслуживания.

Объединение субъектов грозит риском приостановления  ряда проектов в области высоких  медицинских технологий и инноваций  в здравоохранении ХМАО-Югры.18

2. Если  главы регионов  примут решение  не объединять  ЯНАО с Тюменской областью и Ханты-Мансийским автономным округом в один субъект Российской Федерации то, возможно, сотрудничество будет намного прогрессивнее, чем объединение. Главы субъектов хотят объединиться, чтобы поднять на более высокий уровень экономику, укрепить межпроизводственные отношения, сообща решать общественные вопросы. Главной своей задачей губернаторы ставят развитее всех сфер жизнедеятельности регионов. Можно разработать ряд договоров и соглашений, но не объединять эти регионы в один субъект РФ. Если отношения будут строиться на демократической основе и общих интересах в развитии регионов, то никаких споров, раздоров, проблем и разногласий не должно быть. Работая сообща, регионы принесут больше пользы в развитии промышленности. Каждый из трёх регионов может и должен существовать самостоятельным субъектом.  И если каждый из регионов будет развиваться «изнутри», т.е. развивать слабые стороны, то никакого объединения и не потребуется.

Факторы, способные затормозить  процесс объединения:

-общественное  мнение;

-противодействие  элит;

-отсутствие  четких критериев  для дальнейшего  объединения;

-отсутствие  времени;

-рост  национального самосознания;

-вероятность  этнических конфликтов:

-инициатива  по отмене референдума;

-невыполнение  обещанных  накануне  референдума проектов  и обещаний.

Факторы, способные ускорить процесс объединения:

-силовое  воздействие на  элиты регионов;

-заинтересованность  бизнеса ( как местного, так и транснационального);

-возрастание  политических амбиций  у бизнеса;

-демонстрация  местными элитами  лояльности власти;

-необходимость  усиления влияния  на регион;

-личная  поддержка президента  и администрации;

-новый  президент и новая  региональная политика.

 

Заключение

  Я  как жительница  Ямало-Ненецкого  Автономного Округа  против запланированного  объединения регионов  в один субъект.  Я считаю, что объединения  трёх регионов  в один субъект  Российской Федерации  не принесёт прогрессивных  результатов в  совместном управлении  ни экономике,  ни округов, ни  страны в целом.  Я считаю, если  бы происходило  объединение малонаселенного  и бедного округа  с  соседней  областью то это,  было бы куда  выгодней, чем в  случае с объединением  Тюменской области  с северными автономиями.  Здесь, на мой  взгляд, картина куда  сложнее: щедро  наделенный нефтью  и газом "север"  в разы богаче "юга"  и гораздо динамичнее  развивается, а  потому объединение  было выгодно только  исключительно Тюменской  области. Обычно  противники объединения  (как правило, это  независимые экономисты  и некоторые губернаторы)  также не видят  очевидной выгоды  от объединения  территорий с последующим  упрощением бюджетных  отношений - "маршрут  денег изменится,  но больше их  не станет". Кроме  того, по их мнению, заниматься кризисными  регионами должен  именно центр,  а не богатые  соседи - "не факт, что при объединении  бедного и богатого  регионов оба станут  богатыми, скорее  наоборот".

   В целом же проекты  об объединении  регионов всегда  упираются в вопрос  межбюджетных отношений  и распределения  налогов, в особенности  налога на добычу  полезных ископаемых (НДПИ), являющегося бюджетноформирующим для многих субъектов. Регионы, бедные полезными ископаемыми и не обладающие мощным промышленным потенциалом, намного легче и без особых затрат можно объединять с соседями, чем маленький но богатый субъект Федерации. К тому же объединение предполагает референдум и необходимость в доступной форме показать каждому жителю обоих объединяемых регионов его персональную выгоду от этого шага. Но один-единственный довод о том, что теперь придется делиться с соседями, может свести на нет всю пиар-кампанию.

  

  Представители региональных  парламентов Югры, Ямала и Тюменской  области заявили  о недостоверности  слухов об объединении  трех субъектов  в единую область.

  Отвечая на заданный вопрос, спикер Тюменской областной думы Сергей Корепанов напомнил о прошедших выборах в законодательные собрания субъектов и Госдуму. «За время этих кампаний мне, наверное, раза три звонил наш куратор из администрации президента и говорил: ради Бога, пресекайте и не поднимайте тему укрупнения субъекта. Никто не ставит этот вопрос, – рассказал он. – Я скажу так: у нас на юге области нет никакого желания так делать. Лучше, полагаю, существовать трем субъектам с достойными бюджетами, чем одной огромной области обладать одним нищенским». Объединение трех регионов, по мнению Корепанова, приведет именно к значительному урезанию бюджетов Югры, Ямала и Тюменской области.

  Свое слово в обсуждение вставил и первый вице-спикер Законодательного собрания Ямала Николай Яшкин, приехавший в Ханты-Мансийск вместо приболевшего Сергея Харючи. Яшкин отметил, что сегодня специфика трех регионов Западной Сибири такова, что мало кто «там, наверху» имеет о ней какие-либо знания и понимание. «И в Югре, и на Ямале есть огромные районы, большие и малые города. Управлять всем этим из одного центра, как это делалось раньше, когда вопросы о строительстве дороги от пристани до школы в каком-нибудь селении решались в Тюмени по согласованию с Москвой – путь в тупик, – заявил Яшкин. – У нас мнение однозначное: мы три самодостаточных субъекта, которые имеют не только нефть, газ и свою экономику, но и историю, традиции и культуру. Так должно оставаться и впредь».

  Но даже с экономической точки зрения единой модели объединения всех автономных округов быть не может, потому что ситуации в каждом отдельном субъекте очень разные. Объединять развитые и более заселенные автономные округа, такие как Ханты-Мансийский или Ямало-Ненецкий АО, ни в коем случае нельзя. Если маленькие автономные округа являются лишь экономическими придатками более мощных соседей, то Ханты-Мансийский АО намного более сильный (его ВРП в 7 раз больше, чем Тюменской области), богатый и экономически продвинутый, чем его бывшая «материнская территория». Их объединение приведет не только к управленческому ступору, но и остановит все социальные программы, которые намного более развиты в Ханты-Мансийском АО, создаст коллапс экономических обменов – ведь предприятия юга Тюменской области уже скуплены ханты-мансийским бизнесом. В результате объединения слабый будет управлять сильным, и не надо объяснять, что из этого получится. Все финансовые потоки будут перенаправлены в область, эффективность расходования средств резко снизится – и это только экономическая составляющая проблемы. Политически объединение столь крупных и сильных регионов тоже не выгодно.

Информация о работе Урупнение субъектов РФ