Вековые узы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:53, контрольная работа

Описание

Сложно и противоречиво протекал процесс присоеди¬нения и первоначального освоения сибирских земель: прогресс в антагонистическом обществе не мог осуществ¬ляться без усиления эксплуатации, без грабежа и разорения широких масс народа. И пришедшие в Сибирь в поисках лучшей доли рано или поздно сталкивались с режимом дикого произвола и жестокого угнетения, неред¬ко вместе с тем и сами являясь орудием феодальной эксплуатации.

Содержание

Введение…………………………………………………….3
1. Вековые узы………………………………………………….5
2. Лондонские мечтатели………………………………………8
3. «Ермак со товарищи»………………………………………..9
4. Сибирское взятие…………………………………………...11
5. Зимовки и последние бои…………………………………..14
Заключение………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………..22

Работа состоит из  1 файл

вековые узы история.docx

— 52.80 Кб (Скачать документ)

  Знатные феодалы один за другим покидали ханский  двор. Власть таяла.

  Былое могущество уходило, а Кучум не хотел верить, что Сибирь уже никогда не будет ханской.

  Ушел  от сибирского правителя и его  главный визирь опытный Карача. Он решил бороться с русскими самостоятельно. Понимая, что силой казаков не взять, хоть и оставалось их всего около двухсот человек, Карача решил действовать хитростью и обманом. Он предложил Ермаку начать переговоры о мире. Ермак согласился — обстановка была сложная, отряд поредел, нужно было дождаться во что бы то ни стало подмоги из-за Урала.

  Вскоре  Карача попросил Ермака о помощи — «оборонить от недругов» Кучума и верных ему князьков. Казаки поверили в искренность обманной просьбы и послали на помощь Караче сорок человек во главе с Иваном Кольцом.

  В ставке Карачи весь отряд был вероломно  перебит.

  Так тяжело кончалась для казаков  третья сибирская зима — весну 1585 года встретили чуть больше ста человек. Упоенный своей «победой», Карача окружил Кашлык, решив навсегда покончить с казаками и сесть на трон Сибирского «царства». Ермак внимательно изучил расположение и численность осадивших Кашлык вражеских войск.

  Сил для открытого сражения уже не было. Выручить могло только военное  умение, какой-нибудь внезапный, ошеломительный для врага выпад. Ермак долго  и терпеливо выжидал, думал, как  поступить вернее.

  Наконец в одну из весенних ночей атаман Матвей Мещеряк пробрался через боевые порядки врага к главной ставке Карачи, располагавшейся в трех верстах от Кашлыка, и молниеносно разгромил ее. Сам Карача и слуги едва успели убежать, но два его сына- темника, охрана и почти все военные советники погибли. Обезглавленное воинство тут же разбежалось от стен Кашлыка, осада была снята.

Казалось, можно вздохнуть свободнее, и  действительно, месяц - два враг не беспокоил дружину.

  Но  втайне Карача готовил новую западню. Поняв, что с Ермаком ему в одиночку не справиться, Карача быстро помирился с Кучумом и стал вместе с ним гадать, как одолеть казацкую дружину. О победе в открытом бою они не думали даже сейчас, когда у Ермака осталось чуть больше сотни воинов.

  Вновь была задумана коварная хитрость. Через  лазутчиков Ермаку послали лживую весть  о том, что казацкой помощи просят бухарские купцы, приехавшие торговать, но терпящие бедствия от татар. Ермак, ничего не подозревая, выступил к ним  на помощь. Несколько раз по пути он получал сведения о местонахождении  купцов от разных проезжих людей, не зная, что люди эти — тоже лазутчики  Кучума и Карачи, шаг за шагом направлявшие его в западню.

  В ночь с 5 на 6 августа, в сильный дождь  татары неожиданно ворвались в казачий  лагерь на реке Вагае. Завязался неравный бой, казаки, обороняясь, отходили к  стругам, нанося противнику большой  урон. Вместе со всеми бился, отступая, и Ермак.

  Это был последний бой прославленного атамана. По одному из преданий, Ермак  Тимофеевич, достигнув берега, бросился в реку, чтобы догнать отходящий  струг, но тяжелый панцирь — мифический царский подарок — утянул казака под воду.

  Татарское предание, записанное, видимо, со слов участников битвы, говорит другое. Ермак  успел прыгнуть в струг, но следом сумели вскочить несколько татарских  воинов. Завязалась схватка. Ермак, орудуя саблей, стал теснить ханского богатыря Кучугая. Тот размахивал длинным копьем и, изловчившись, сумел ткнуть атамана в незакрытое горло — шлем в ночной спешке не был застегнут.

  Так закончилась жизнь великого казацкого  атамана. И хоть немного воинов потеряли в том бою казаки, без Ермака они не мыслили продолжать начатое. Девяносто оставшихся в живых воинов во главе с Матвеем Мещеряком ушли на Русь, не зная, что помощь уже спешила к ним — воевода Иван Мансуров с несколькими сотнями стрельцов уже перевалил Уральский хребет и двигался к Кашлыку. Но продолжать сибирскую эпопею ему пришлось без тех, кто ее начал. Казацкий отряд ушел за Урал. Правда, через год- другой многие казаки и атаман Матвей Мещеряк, возглавивший дружину после смерти Ермака, вернулись в Сибирь — она манила неодолимо.

  Дружина Ермака сделала первый великий шаг  в Сибирь. Именно поэтому имя его не было забыто, Ермак Тимофеевич стал одним из любимых народных героев, песни о нем живут уже долгие столетия.

  Следом  за первопроходцами двинулись в  Сибирь крестьяне, промышленники, мастеровые и купцы. Одно за другим возникали  на сибирских реках поселения, вокруг них осваивались земли — появились  пашни, луга, огороды, выгоны и другие угодья. Русские осваивали неоглядные просторы, живя бок о бок с местными народами, щедро делились с ними разными уменьями и учились сами.

  Присоединение Сибири к России, добровольное вхождение  в ее состав многочисленных племен спасло сибирские народы от исчезновения, ибо ордынское иго повсюду, где бы оно ни господствовало, приводило в конечном итоге к исчезновению государств, народов и племен, «давило и иссушало, — самую душу народа».

  Великое будущее открывалось перед Сибирью. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Первое столетие освоения русскими людьми Сибири явилось не только самым ярким, но и переломным периодом ее истории.

     За  время, отведенное одной человеческой жизни, огромный и богатейший край коренным образом изменил и внешний облик, и ход внутренних процессов, в его экономической и социально-политической жизни произошли коренные изменения. 

     К концу XVII в. за Уралом проживало уже около 200 тыс. переселенцев — примерно столько же, сколько аборигенов. Северная часть Азии вошла в состав более развитой в политическом, социальном, культурном и экономическом отношении страны, объединенной в централизованное и могучее государство, покрылась сетью городов, стала ареной невиданно оживленной для некогда глухих мест торговли, полем активной деятельности сотен  ремесленников, тысяч «промышленных людей» и десятков тысяч земледельцев. «Горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков перешли на свой страх океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки на мерзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Перми до Тихого океана ...» — так представлялся А. И. Герцену этот грандиозный процесс.

     В XVII в. Сибирь вышла из многовековой изоляции обрекавшей ее народы на отсталость и прозябание, оказалась в той  или иной степени вовлеченной  в орбиту практически всего комплекса  международных связей, в общий поток мировой истории. Сибирь пересекли новые пути сообщения, связавшие воедино разбросанные на огромном расстоянии, ранее разобщенные и недоступные районы; начались разработки почти не используемых до XVII в. полезных ископаемых и эксплуатация других природных богатств.

     Сохранить для потомков память о начале присоединения Сибири стремились уже в XVII в. летописцы, дав свою, во многом наивную трактовку событий. С XVIII столетия, когда история, став наукой, перестала объяснять «божественным промыслом» успехи и неудачи первопроходцев, ученые выявили, накопили и систематизировали огромное количество материала об освоении Сибири, положив его в основу различных, часто взаимо- исключающих концепций. Уже в начале нашего столетия было замечено, что «ни один сюжет в истории русской колонизации не возбуждает в такой степени научного интереса, как занятие и заселение русским народом Сибири». И тем не менее еще очень многое из того, что связано с первыми шагами русского человека по сибирской земле, неясно или изучено лишь в самых общих чертах. История этого сурового, древнего, но вместе с тем молодого и прекрасного края хранит еще немало неразгаданных тайн.

 

     

Список  использованной литературы 

  1. Апальнев В.С. История Отечества: Учеб. пособие / В.С.Апальнев, И.М. Миняева. – 2-е, испр. И доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА – М, 2009. – 544 с.
  2. Водарский Я.Е. Численность русского населения Сибири в17-18 вв.. – М.: Просвещение, 1973. – 356 с.
  3. Дегтярев А.Я. Трудный век Российского Царства: Научно-художественное издание /Рис. И оформл. В.Цикоты. – 2-е изд. – М.: Проспект., 2005. – 239 с., ил.
  4. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней,  
    М.: ВЛАДОС- Пресс, 2001.
  5. История России: Учебник / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2011. - 480 с.
  6. Никитин Н.И. Сибирская эпопея 17 века (начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 176 с., ил.
  7. Орлов А.С. Основы курса истории России: Учебник . – М.: Простор, 2006. – 638 с.
  8. Распутин В. Сибирь без романтики // Роман-газета. -1984.- №17.
  9. Хрестоматия по истории России / А.С.Орлов и другие.- М; Проспект, 2003.- 546 с.

Информация о работе Вековые узы