Великий шелковый путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:59, реферат

Описание

В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного
взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами
и народами с различными политическими, религиозными и этническими
традициями. Например, существовал легендарный путь "из варяг в греки",
довольно длительное время действовавший между Русью и скандинавскими
странами (Швеция, Норвегия, Дания).

Работа состоит из  1 файл

Великий шелковый путь.docx

— 64.37 Кб (Скачать документ)

Восточного Туркестана.

      Ферганский  путь. Другие караваны из Мерва направлялись через Бухару и

Самарканд к Ходженту и приходили в Ферганскую долину. Далее на Восток путь

вел по предгорьям с обширными  богатыми пастбищами. Караваны заходили в

города Ош и Узгенд. Затем вверх по реке Яссы предстоял трудный путь в

Центральный Тянь-Шань к  г. Атбаши. Отсюда одни двигались на юг в пределы

Восточного Туркестана, а другие - на озеро Иссык-Куль к  г. Барсхан.

      Чуйский  путь. В раннем средневековье  он был самым оживленным. Караваны

из Самарканда шли  в Ташкент. Затем вдоль предгорий  Кыргызского хребта они

приходили в Чуйскую  долину. Здесь с запада на восток тянулась цепочка

городов, через которые  проходили караваны. Самыми крупными из них были

Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье Боом торговцы попадали на озеро Иссык-

Куль. Вдоль его южного побережья, минуя города Яр, Ход и  Тон, караваны

проходили в г. Барсхан (р-он Кайсары). Из Барсхана было два пути. Один вел

на север через  перевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в Южную

Сибирь. Другой  через  перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и через перевал

Бедель в Восточный Туркестан. Из Восточного Туркестана все пути вели в

Китай.

      В середине II в. н.э. Клавдий Птоломей дал описание античного варианта

ВШП. По нему дорога вела через Месопотамию (Междуречье), Ассирию (Адиабена)

и Мидию в Экбатану, оттуда поворачивала к Кастийским воротам (горный

перевал восточнее Рея), затем проходила через Парфию в Гекатомпил, Арию

(Герат), Бактру (Балх) и Маргианскую Антиохию (Мерв). Путь, описанный

Птоломеем, делился на три отрезка: от переправы через реку Евфрат до Балха,

от Балха до Каменной башни и от нее до Серы (Чаньянь). Установление

контактов и связей между  странами, находившимися на всем пространстве от

Рима до Китая, привело  к активизации тогдашней мировой  торговли.

      В III - первой половине IV в.в. положение стран Передней Азии на путях

мировой торговли подверглось  существенным изменениям. С возникновением

Византийской империи  эти маршруты стали ориентироваться  на Константинополь,

превращавшийся в  крупнейший торговый и культурный центр  на стыке Европы и

Азии. Тогда, наряду с  сирийским участком «Южной дороги», сформировалась

новая континентальная  магистраль, направившаяся через  Экбатану и Арташат в

Константинополь.

      В скором  времени необходимость дальнейшего  сокращения, выпрямления

пути в Константинополь  привела к тому, что стали использоваться дороги,

проходящие через  Рей (близ Тегерана), и дороги из Междуречья (Низибин) в

Малую Азию (через Самосату). Дорога от Рея пошла по местам, где

впоследствии возникли Казвин, Зенджан, Миане и Тебриз.

      В IV-VI вв. между Византией и Ираном  заключались соглашения, по

которым обмен товарами и, главным образом, китайским шелком, между

персидскими и византийскими  купцами производился в специально отведенных

местах - Низибине (река Тигр), Калинникуме (река Евфрат) и Арташате (река

Араке), впоследствии его  функции перешли к Двину.

      Оживление  мировой торговли. наметившееся в V -начале VII вв., привело

к открытию новых путей. Китайские источники того времени  описывают три

дороги: «Северную», «Среднюю»  и «Южную». Последняя вела в Северо-западную

Индию. «Северная дорога», минуя ставку тюркского кагана (близ озера Иссык-

Куль), огибала Каспийское море и выходила к Причерноморью. Что касается

«Средней дороги», то она выходила через Цунлин (Памир), проходила через

страны Цао, Хе, Большую и Малую Ань, Самарканд, Бухару, Мерв, доходила до

Босы (Иран) и достигала  Западного моря.

      «Средняя  дорога», отходившая от Двина  в Константинополь, вела через

Карин (Феодосиополь, Эрзерум), Колонию (Койли, Гисар), от нее в Никию

(Езник), Амасию, Гангру и Ангрию (Анкюра, Анкара). Дорога в южном

направлении проходила  через Хлат, Хлимар, Урфу Одесса) и Дамаск в

Иерусалим, а оттуда в  Александрию. Другая дорога вела в Басру  через

Нахичеван, Гандзак-Шахастан, Тизбон (Ктеси-фон), Аколию (Куфа). От Гандзака-

Шахастана дорога отходила на Ниневию (Мосул), Мцбин (Низибин) и Урфу

Одесса). На северо-восток дорога проходила через города Восточного

Закавказья с выходом  к Каспийскому морю. Северо-западное ответвление от

Двина вело к Фазису (Поти) и Диоскурии (Сухуми).[2]

 

                           ВШП и Кушанскео царство

      В 1 в.  н. э. на территории Средней  Азии образуется Кушанское

государство, первым правителем которого был Кудзула Кадфиз. Столицей

государства, вероятно, был город на месте Дальверзинтепа, в долине

Сурхандарьи. Во время  правления Кудзулы Кадфиза в состав Кушанского

государства наряду с  южными районами Узбекистана и Таджикистана вошли

Афганистан и Кашмир. В период правления Канишки (78—123 гг. н.э.) Кушанская

держава расширяет экспансию  на Восток: укрепляет свои владения в Индии,

столица государства  была переведена из Бактрии в Пешавар (на севере

Индии)[3], а Кушанское государство превратилось в огромную империю,

занимавшую территорию от Индии и Хотана до юга Узбекистана и Афганистана.

Строятся новые города, развиваются ремесла и устанавливаются  торговые связи

с Индией, Китаем и Римской  империей. В торговле особенно высоко ценились

лошади из Ферганы.

      Именно  в Кушанский период широкий размах принимает международная

торговля,   способствовавшая   укреплению Великого шелкового пути.

Направление торговых связей определялось следующим образом: на востоке — с

Китаем, куда из Средней  Азии везли шерстяные ткани, ковры, украшения,

лазурит и породистых лошадей: а из Китая доставлялись шелковые ткани,

железо, никель, меха, чай, бумага, порох; на юге — с Индией, откуда

вывозили пряности и  благовония. Путь в Индию был назван "висячим перевалом"

из-за узких, повисших на большой высоте, карнизов в горах; на западе —

через Иран с Сирией и  Римом, где китайский шёлк ценился  на вес золота; на

севере — черезХорезм с Восточной Европой.[4]

      Главная  дорога проходила через Дуньхуан, Хами, Турфан, Кашгар, Узген,

Ош, Куву, Андижан, Коканд, Самарканд, Бухару и Мерв (см.карту). В Мерве

(современный город  Мары в Туркменистане) великий  шелковый путь

разветвлялся.

      Одна  ветвь вела через Хорезм на  Волгу, в Восточную Европу. Таким

образом товары из Китая, Индии, Средней Азии достигали Руси: Киева,

Новгорода, а позже  и Москвы. В Москве на рынке был  особый, как его

называли, "индийский" ряд, где торговали в основном восточные, индийские

купцы.

      Другая  ветвь шла через Балх и   земли современного Афганистана в

Индию. Третья направлялась к Багдаду и далее к Средиземному морю. Здесь

товары перегружались  на корабли и попадали в Египет, Византию, Италию.

      Примечательно,  что кроме основных дорог Великого  шёлкового пути

существовали и примыкавшие  к ним караванные тропы. Известно, что

существовал "золотой" путь. По мнению А.Сагдуллаева, В.Костецкого,

Н.Норкулова он был назван так из-за сказочных богатств Кураминских и

Алтайских гор, а также  реки Зарафшан и шёл в направлении  к Папу и Заркенту,

к поселениям рудокопов  и стоянкам кочевников. А по мнению А.Аскарова — это

был путь в Сибирь, проходивший  через Давань (Фергану) по побережью озера

Иссык-Куль, по которому  возили  золото.   Но  вполне  вероятно,   что

функционировали оба  эти пути.

      Существовал  и так называемый "серебряный" путь, по которому шли

караваны с центрально-азиатским серебром в те государства, где его не

хватало: через Хазарский  каганат, Булгарское государство —  в Киевскую Русь

и страны Европы. Серебро, добываемое в рудниках Шаша и на горе Кухи—сим

("Серебряная гора"), шло на чеканку монет. Судя  по находкам серебряных

монет – дирхемов —  на территории России, Германии и стран  Балтики, они

вывозились и как  деньги, и как товар. Торговля в  основном была меновая,

деньги служили лишь единицей счета. Купцы оценивали  свой товар в

определенную  сумму  и меняли его на другой товар такой  же стоимости.

      С караванами  на Запад и Восток по Великому  шелковому пути шли купцы,

дипломаты, искатели лёгкой наживы и приключений,  простые  труженики  —

ремесленники и земледельцы, а также паломники— пилигримы. Особенно много

бродило по караванным путям  буддийских монахов и :служителей культа Будды.

Их движение не было бесцельным, по сути они осуществляли распространение

религии. Постепенно буддизм  из Индии проникает и в страны, расположенные

вдоль Великого шёлкового  пути. Временем активного проникновения  буддизма в

Среднюю Азию датируется известное буддийское святилище  Айртам (Северная

Бактрия, II в. н.э.).

      Особенно  сильный центр буддизма был  обнаружен археологами при

раскопках в Термезе, в местечке Дальверзин-тепа. Здесь находится целый

комплекс храмов, посвященных  Будде. Судя по раскопкам, это был  мощный и

весьма долговременный центр буддизма на юге Средней  Азии, откуда началось

широкое распространение  этой религии по всей территории Средней  Азии,

ставшей в период Кушанской империи государственной религией.

      Затем   по  караванному  пути  буддизм   постепенно распространился в

Китай, далее двинулся в Японию, Юга—Восточную Азию и страны Индокитая.

Сейчас мы знаем, как  глубоко внедрился буддизм во всех этих странах.

Особенно прочно он укоренился в Китае и Японии. То есть самая  активная и

самая непосредственная роль в распространении буддизма принадлежит именно

Великому шелковому  пути.

      Буддизм  был не единственным учением,  попавшим в Среднюю Азию и  Китай о

Запада. Наряду с зороастризмом  здесь имели место несторианское  христианство

и манихейство.

      Несторианцы бежали в Среднюю Азию и Китай от преследований, которые

начались, когда их толкования христианских сюжетов были объявлены

православной церковью в Сирии ересью, в частности, они  считали, что Иисус

был рожден человеком, а  затем уж стал мессией (Христом).

      Китайцы  называли христианство "учением  света" и отличали его от

зороастризма, который  они обозначали как "учение огня". В Китае зороастризм

не получил широкого распространения и оставался  большей частью религией

чужеземцев.

      Манихейство, "учение о двух принципах", имело в противоположность

этому большой успех. Оно сочетает в себе элементы  зороастрийских  и

христианских  религиозных  представлений. Характерным также  является строгий

дуализм, утверждаемый двумя  непримиримыми принципами Добра  и Зла.

Запрещенное в Персии в III в., манихейство прочно обосновалось в Согдиане,

а начиная с VIII в. нашло  многочисленных сторонников в Средней  Азии среди

уйгуров. Период его расцвета длился вплоть до Х в. Отношение китайцев к

манихейцам большей частью зависело от их отношений с уйгурами, а они, в

свою очередь, были жизненно важными для функционирования торговли на

Великом шёлковом пути.

      В период  после Х в. манихейство в  западной части Центральной Азии  было

окончательно вытеснено  исламом, а в восточной части  — буддизмом.

      Но этот  путь, соединявший многие страны, способствовал  только

миграции религий, параллельно  с этим шёл столь же активный культурный

взаимообмен, в том  числе письменности и музыки.

      Средняя  Азия всегда отличалась своеобразием  музыкального искусства. А

её выгодное географическое положение в период   функционирования   Великого

  шёлкового   пути  способствовало оживлению и в  сфере её музыкальной жизни.

Средняя Азия выступала  не только посредником, но и активным участником

процесса музыкального взаимообогащения народов. Политическая обстановка,

сложившаяся в регионе, в результате которой Средняя Азия, Восточный

Туркестан и Северная Индия вошли в государственное  объединение Кушанской

империи (I— IV вв.), государства  эфталитов (V— сер. VI вв.), Тюркского

каганата (сер. VI— VII вв.), способствовала установлению наиболее тесных

контактов с восточными странами. В этот период усиливается  их этническая и

культурная общность, укрепляются связи с Китаем.

      В монографии  Э.Шефера "Золотые персики Самарканда" приведены данные  о

разнообразных дарах императорскому дворцу, а также о широкой торговле. Это

знаменитые среднеазиатские  кони и собаки — очевидно охотничьи,

пользовавшиеся широким спросом в придворной среде. С охотничьими забавами

связан был привоз в Китай ловчих соколов, а также  гепардов. Из Хорезма

поступали меха пушных зверей — соболей, белок, лисиц, куниц, бобров,

зайцев, ' привозились  также выделанные шкуры козлов, а  из тюркских стран —

войлочные изделия и  доспехи из лошадиной кожи. В Китае  ценили иноземное

вино, и хотя к VIII в. изготовление его уже было здесь освоено, из Чача

(Ташкентский оазис)  в эту пору привозилось вино, приготовленное "по

иранскому способу". Из Тохаристана доставляли лекарство "читрагандха" —

средство от ран и  кровотечений, представлявшее смесь  целебных смол и трав.

В качестве лекарственных  препаратов упоминается "терновый мед" — всем

Информация о работе Великий шелковый путь