Великий шелковый путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:59, реферат

Описание

В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного
взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами
и народами с различными политическими, религиозными и этническими
традициями. Например, существовал легендарный путь "из варяг в греки",
довольно длительное время действовавший между Русью и скандинавскими
странами (Швеция, Норвегия, Дания).

Работа состоит из  1 файл

Великий шелковый путь.docx

— 64.37 Кб (Скачать документ)

известная верблюжья  колючка, сладкий сок которой  обладает целебными

свойствами.

      Значение  Великого шелкового пути не  исчерпывалось торговым обменом  и

оседанием вдоль его  магистралей тех или иных изделий  в качестве посольских

даров или предметов  рынка. Шелковый путь в огромной мере способствовал

ретрансляции технологических  достижений. Так, шелководство и

шелкоткачество, которые  долгое время были монополией Китая, в V—VI вв,

продвинулись в Среднюю  Азию, Иран и Византию.  И,  наоборот,  техника

изготовления  стекла, поступавшего из стран Средиземноморья, проникла в

Иран и Среднюю  Азию, а в V в. её освоили в Китае.

      Существует  версия приобретения западным  миром знаний об изготовлении

шёлка. Это произошло  посредством того, что на современном  языке можно было

бы назвать промышленным шпионажем. Китайская принцесса в 420 или 440 гг.

должна была выйти  замуж за правителя Хотана и не хотела отказываться от

шёлка вдали от своей  родины. Поэтому спрятав личинки . шелкопряда в своей

прическе, она пронесла их контрабандой в Хотан. Так началось изготовление

шёлка за пределами Китая, хотя поначалу и в малом объёме. Из Средней Азии в

Византию личинки  шелкопряда, а вместе с ними основы изготовления шёлка,

попали, спрятанные в дорожном посохе несторианского монаха. Таким образом

была разрушена монополия  Китая на производство шёлка.

 

                           ВШП и Арабский халифат

      В VII в. н.э. на Аравийском полуострове  образовалось новое государство

— Арабский халифат, начавшее вести завоевания, благодаря которым уже в VIII

в. н.э. оно занимало территорию от берегов Атлантики до Средней  Азии.

Буддийские храмы  в Средней Азии были превращены в  мечети. Арабский язык

стал государственным  и литературным языком. Обязанность  каждого

мусульманина совершить  в течение жизни хадж (паломничество) в священный

город Мекку помогала развивать пешеходные и торговые дороги. Базируясь

сначала в Дамаске, а  затем в Багдаде новая империя  добилась высоко развитой

торговли между Индией и Китаем, с одной стороны, и  славянскими странами,

Византией и Европой, с другой. Политические волнения не нарушали торговой

активности и культурных контактов в пределах мусульманского мира.

Мусульманские торговцы активно действовали на караванных путях и

утвердились в торговых центрах далеко за пределами их собственной  империи,

Мусульманские коммерческие общины можно было найти от Испании  до Китая, а

торговля между Китаем и Монголией перешла целиком  в их руки.

      Власть  Арабского халифата в Средней  Азии пала в конце девятого

столетия. Период IX—XII вв. в Средней Азии в политическом плане был

периодом существования  нескольких централизованных государств — Саманидов,

Караханидов, Газневидов, Сельджукидов и Хорезмшахов. А что касается уровня

культурного развития, то период IX—XII вв. получил в исторической

литературе определение "восточного ренессанса".

      Относительное  спокойствие в этот период  способствовало экономическому

и культурному развитию региона. К восточно-западной торговле была добавлена

интенсивная торговля с  районами Волги через Хорезм.

      Самарканд  стал значительным городом Средней  Азии. Рынки были

переполнены товарами со всех концов света: Персии, Индии, Китая. Огромным

спросом пользовались шелковые и хлопчатобумажные ткани Зарафшанской долины.

А медеплавильщики славились  своими лампами и котлами. Из Самарканда также

вывозили стремена, удила, ремни, платки, орехи. Особенно большое  значение

имело производство бумаги, секрет изготовления которой был  ранее  известен

только в Китае. По мнению английского историка Хильды Хукхэм, секрет

изготовления бумаги был раскрыт самими китайскими мастерами  — бумагоделами,

которые были захвачены  в плен в битве при Таласе (751 г.) и затем привезены

в Самарканд. Самаркандские   мастера— бумагоделы   освоили   искусство

выделки писчей бумаги и  в дальнейшем передавали своё умение от поколения к

поколению. Подобная передача секретов производства бумаги была одной  из

причин её высоко сортности на протяжении многих веков. К концу Х в.

самаркандская бумага заменила папирус и пергамент в восточных  странах, и

даже когда её производство распространилось на запад, самаркандская  бумага

не имела себе равных.

      Бухара  славилась изделиями золотых  дел мастеров. Значительное место  в

её экспорте занимали также ковры, хлопчатобумажные и шерстяные ткани,

дублёные кожи, конские  сёдла масла, конопля, сера, грецкие  орехи и,

конечно, знаменитые бухарские  арбузы и дыни.

      Область  Шаша, или Чача, славилась в эту пору выделкой кож и кожаных

изделий, что обуславливалось прежде всего соседством с кочевой степью. Из

Шаша вывозились; высокие сёдла из лошадиной кожи, колчаны для стрел,

палатки; кроме того: плащи, молитвенные коврики, луки, иголки и ножницы.

      Торговая   активность  X—XII   вв.   была   особенно благоприятна для

Хорезма: Этот оазис в  нижнем течении Амударьи, южнее Аральского моря,

выступал посредником  в степной торговле между Волгой и кочевниками. От

главного города Хорезма  Ургенча караваны могли следовать  до Отрара и затем

в Китай, или же главная  дорога могла соединяться в Бухаре и вести к югу.

Отсюда дорога шла  на восток, в Китай или же южнее  через Гиндукуш в Индию.

Известно, что Хорезм "специализировался" на кондитерских изделиях из

миндаля и великолепных дынях, которые экспортировались упакованными в

свинцовые формы со снегом или льдом.

      Кроме  того особенно ценились Хорезмские  луки, натянуть которые могли

только сильные люди; а также: лодки, рыбий клей, рыбьи  зубы: не говоря уже

о большом количестве рыбы, которая вылавливалась в  низовьях Амударьи и

вывозилась в солёном  виде.

      Купцы,  конечно, не могли вести караванную  торговлю в индивидуальном

порядке, так как расходы на отправку даже самого небольшого каравана были

значительны. Как и  в предшествующие  времена,  купцы  были  объединены в

определенные торговые компании, ставившие целью ведение  торговых операций

караванным путём.

      В торговых операциях в Х в. часто использовались чеки ("чек" —

персидское слово, обозначавшее в данном случае — "документ"). Можно было не

возить с собой  большие суммы денег, а дать их в каком-либо городе одному из

достойных коммерческого  доверия саррафов (менял), взять у него

соответствующий документ — чек и, по предъявлении его в  другом городе,

получить полностью  сданную сумму.

 

                               ВШП и Чингизхан

      Следует  сказать, что в периоды политических  конфликтов трассы Великого

шелкового пути имели  еще одну функцию, весьма неблагоприятную.

      Именно  Великий шелковый путь использовал  в своих целях в XIII в.

Чингизхан, покоряя народ за народом. Но завоевание — это один из способов,

хотя и неблагоприятный, установления контактов между народами. Покоряя

страны, подчиняя себе народы, завоеватели не могли покорить жизнь. Жизнь

всё равно продолжалась. Продолжал существовать и Великий  шелковый путь,

хотя его торговые функции были ограничены, и он несколько  изменил своё

направление.

      Когда  Чингизхан покорил Среднюю Азию, Хорезм разделился на две части;

северную со столицей в Ургенче, . которая была включена в улус Джучи

(владение старшего  сына Чингизхана) и впоследствии ставшая частью Золотой

Орды (территория от Сибири до Восточной Европы, правителем которой  был внук

Чингиз—хана — Берке): и южную — со столицей в Кяте, ставшей частью

чагатайского улуса (владение второго сына Чингиз—хана — Чагатая, территория

Средней Азии).

      Монгольское   господство  стимулировало   караванную  торговлю между

Китаем и странами Средиземноморья. Но выгода от этой торговли доставалась

не Средней Азии, из-за её внутренних неурядиц, а Золотой  Орде. Многие из

караванов обходили стороной Мавераннахр. проходя прямо к Волге севернее

Каспия, а оттуда шли  к Чёрному морю. Хорезм был  южным  отрезком на этом

северном пути, он продолжал  играть роль связующего звена в региональном и

межконтинентальном  торговом обмене. Крупным торговым центром был Ургенч,

базары которого были переполнены.

 

                               ВШП и А. Темур

      Особо  покровительствовал международной  торговле Амир Темур, ставший

правителем Мавераннахра в 1370 году. Он выступал за сохранение Великого

шёлкового пути и восстановление его трасс через территорию Мавераннахра.

      С присоединением  Хорезма торговля, которая потоком  шла через базары

Ургенча, теперь вновь  была направлена через Самарканд  — столицу империи

Амира Темура.

      В конце  70-х годов Темур направляет свой взор на Хорасан. Через него

шёл магистральный путь из Мавераннахра и Китая, с которым в Балхе

соединялась дорога из Индии. Вдоль этих дорог были богатые  рынки, особенно

в Герате, где можно  было найти товары Средиземноморья  и Хорасана: шёлк и

хлопчатобумажные ткани, парчу и платки, войлок и ковры; великолепную бирюзу

из Нищапура, ароматические вещества: гранаты, виноград, фисташки и миндаль;

а также сталь, изготавливаемую  в Герате, хорасанское золото и серебро.

рубины и ляпис-лазурь из Мавераннахра. На этих рынках можно было купить

лошадей, мулов, овец и  верблюдов.

      В 80-е  годы XIV века Хорасан и Герат  вошли в состав империи Амира

Темура. А с 1389 по 1395 гг. Темур совершил три 'похода против хана Золотой

Орды Тохтамыша, & результате которых была разрушена столица Золотой орды —

Сарай Берке (город в низовье Волги), а караванные пути, проходившие через

её территорию, перестали  функционировать. После падения  Сарая Берке

северная межконтинентальная дорога была практически заброшена. Вместо

дороги через Сарай, Ургенч и Отрар. караваны вновь взяли путь через Герат,

Балх и Самарканд.

      Все  последующие походы Амира Темура в Иран, на Кавказ, в Индию и

Турцию были направлены на восстановление торговых магистралей  Великого

шёлкового пути, которые  действовали в до монгольское  время (т.е. до

Чингиз—хана).

      В годы  правления Амира Темура происходит укрепление торговых отношений

с Китаем. Караванная торговля между Средней Азией и Китаем получила новый

стимул. По данным, содержащимся в китайском источник: "Мин шилу" ("Записки

о событиях в годы правления  минских императоров"), в период между 1368—1398

гг. посольства от Амира  Темура прибыли в Китай девять раз. В качестве даров

в Китай были отправлены лошади, верблюды, бархат, мечи и доспехи. Со своей

стороны китайский император  отправил подарки из драгоценных  камней. Также

известно, что в 1394 г. Амир Темур отправляет императору Китая письмо с

добрыми пожеланиями  в сопровождении "подарка" в  качестве 200 лошадей.

      В 1404—1405 гг., когда Темур предпринял поход на Китай, обстановка

несколько обострилась. Однако уже при его преемниках Шахрухе и Улугбеке

наметилось восстановление и активное развитие дипломатических  отношений.

Правители в своих  посланиях Друг Другу подчеркивали необходимость

укрепления дружеских  отношений, развития взаимовыгодной торговли и

обеспечения безопасности торговых путей. За период 1403—1449 гг. в  Китай

прибыли 33 посольства из Самарканда и 14 из Герата.

      Прибывавшие  в Китай послы различных государств  освобождались от уплаты

пошлин, кроме того, им бесплатно предоставлялся ночлег, оказывались

необходимые услуги и  устраивались различные увеселения в течение всего

времени их пребывания в  Китае.

      Даже  тогда, когда в результате открытия  морских путей основная часть

товаров из Китая и  Индии стала поставляться по морю, участие

среднеазиатских купцов в торговле между Дальним Востоком и странами

Передней Азии продолжалось, хотя в значительно меньших объемах. В Среднюю

Азию и в период позднего феодализма продолжали поступать  китайская шелковая

одежда, шелковая ткань  и фарфоровые изделия.

      По данным  Р.Г.Мукминовой, одним из предметов экспорта из Средней Азии

по Великому шёлковому  пути в этот период являлась  ткань   занданачи   —

продукция   мастерской, располагавшейся в селении Зандана недалеко от

Бухары. Получившая название по месту выработки, она поставлялась Через

Бухару в ряд стран, в том числе на Кавказ и в  Россию.

      С XVI в. торгово-дипломатические связи  Средней Азии и Китая начали

заметно ослабевать. Причинами  тому явилось открытие морских путей, усиление

межфеодальных войн, обострение политических отношений между государствами

Шейбанидов в Средней Азии и Сефевидов в Иране, междоусобицы в Семиречье.

Изоляция среднеазиатских  городов от торговых центров других стран имела

последствием значительный упадок караванной торговли.

      В XIX в. когда внимание Европы было  обращено на Туркестан, Великий

Информация о работе Великий шелковый путь