Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:42, контрольная работа
В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями.
Издревле развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с формированием транспортных коридоров. Древний Шелковый Путь на протяжении многих веков связывал Восток и Запад.
Шелковый Путь способствовал бурному развитию науки, техники, технологии, межнациональных и межрегиональных отношений, обмену культурных ценностей.
Введение……………………………………………...……………………..2
1. Формирование Великого шёлкового пути……………..………………….3
2. Исторические направления Великого шелкового пути……………….6
3. Программа «Шелковый путь»………..……………………………………20
Другая ветвь отходила в Армению, ее тогдашнюю столицу Арташат и пролегала через Гандзак-Шахастан (Газака), тогдашний центр Атропатены Мидийской (Малая Мидия, нынешний Иранский Азербайджан). Дальше дорога проходила по восточному побережью озера Урмия и пересекала реку Араке у Джуги (Джульфа), затем через Нахичеван по левобережью реки Араке она выходила в Араратскую равнину.
Протяженность этой первой мировой трансконтинентальной торговой трассы превышала 7000 км. Основное направление Великого шёлкового пути никогда не менялось, но локальные изменения на равнинах происходили довольно часто. Практически неизменными были горные дороги, пролегавшие по ущельям, перевалам и высокогорным тропам.
С древних времен Тянь-Шань и территорию современного Кыргызстана пересекали три ветви Великого шёлкового пути:
1.) Памиро-Алтайский путь.
Путь пролегал от Средиземного моря, пересекая Иран, караваны приходили в большой город Мерв, далее путь раздваивался: одни караваны шли в г. Термез, переправлялись через Амударью, затем по берегу ее правого притока Кызыл-Су поднимались на Алтайское нагорье. Отсюда путь их лежал к удобному проходу Иркештам и по течению реки Кук-Су направлялись в пределы Восточного Туркестана.
2.) Ферганский путь.
Другие караваны из Мерва направлялись через Бухару и Самарканд к Ходженту и приходили в Ферганскую долину. Далее на Восток путь вел по предгорьям с обширными богатыми пастбищами, караваны заходили в города Ош и Узгенд. Далее вверх по реке Яссы предстоял трудный путь в Центральный Тянь-Шань к г. Атбаши, отсюда одни двигались на юг в пределы Восточного Туркестана, а другие - на озеро Иссык-Куль к г. Барсхан.
3.) Чуйский путь.
Чуйский путь в раннем средневековье являлся самым оживленным. Караваны из Самарканда шли в Ташкент, затем вдоль предгорий Кыргызского хребта они приходили в Чуйскую долину. Здесь с запада на восток тянулась цепочка городов, через которые проходили караваны, самыми крупными из которых были Невакет и Суяб.
Из Суяба через ущелье Боом торговцы попадали на озеро Иссык-Куль, вдоль его южного побережья, минуя города Яр, Ход и Тон, караваны проходили в г. Барсхан (р-он Кайсары). Из Барсхана было два пути: один вел на север через перевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в Южную Сибирь, второй через перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и через перевал Бедель в Восточный Туркестан. Из Восточного Туркестана все пути вели в Китай.
В середине II в. н.э. Клавдий Птоломей дал описание античного варианта, по которому дорога вела через Месопотамию (Междуречье), Ассирию (Адиабена) и Мидию в Экбатану, оттуда поворачивала к Кастийским воротам (горный перевал восточнее Рея), затем проходила через Парфию в Гекатомпил, Арию (Герат), Бактру (Балх) и Маргианскую Антиохию (Мерв).
Путь, который был описан Птоломеем, делился на три отрезка:
- от переправы через реку Евфрат до Балха,
- от Балха до Каменной башни
- от Каменной башни до Серы (Чаньянь).
Установление контактов и связей между странами, находившимися на всем пространстве от Рима до Китая, привело к активизации тогдашней мировой торговли.
В III - первой половине IV в.в. положение стран Передней Азии на путях мировой торговли подверглось существенным изменениям. С возникновением Византийской империи эти маршруты стали ориентироваться на Константинополь, превращавшийся в крупнейший торговый и культурный центр на стыке Европы и Азии. Тогда, наряду с сирийским участком «Южной дороги», сформировалась новая континентальная магистраль, направившаяся через Экбатану и Арташат в Константинополь.
В последующем, необходимость дальнейшего сокращения, выпрямления пути в Константинополь привела к тому, что стали использоваться дороги, проходящие через Рей (близ Тегерана), и дороги из Междуречья (Низибин) в Малую Азию (через Самосату). Дорога от Рея пошла по местам, где впоследствии возникли Казвин, Зенджан, Миане и Тебриз.
В IV-VI вв. между Византией и Ираном заключались соглашения, по которым обмен товарами (в особенности китайским шелком), между персидскими и византийскими купцами производился в специально отведенных местах - Низибине (река Тигр), Калинникуме (река Евфрат) и Арташате (река Араке), впоследствии его функции перешли к Двину.
Оживление мировой торговли, наметившееся в V - начале VII вв., привело к открытию новых путей. Китайские источники того времени описывают три дороги:
- «Северную», которая минуя ставку тюркского кагана (близ озера Иссык-Куль), огибала Каспийское море и выходила к Причерноморью.
- «Среднюю», которая выходила через Цунлин (Памир), проходила через страны Цао, Хе, Большую и Малую Ань, Самарканд, Бухару, Мерв, доходила до Босы (Иран) и достигала Западного моря.
- «Южную», которая вела в Северо-западную Индию.
Дорога в южном направлении проходила через Хлат, Хлимар, Урфу Одесса) и Дамаск в Иерусалим, а оттуда в Александрию. Другая дорога вела в Басру через Нахичеван, Гандзак-Шахастан, Тизбон (Ктеси-фон), Аколию (Куфа). От Гандзака-Шахастана дорога отходила на Ниневию (Мосул), Мцбин (Низибин) и Урфу Одесса).
На северо-восток дорога проходила через города Восточного Закавказья с выходом к Каспийскому морю. Северо-западное ответвление от Двина вело к Фазису (Поти) и Диоскурии (Сухуми).
Великий шёлковый путь и Кушанскео царство
В 1 в. н. э. на территории Средней Азии образуется Кушанское государство, первым правителем которого был Кудзула Кадфиз. Столицей государства был город на месте Дальверзинтепа, в долине Сурхандарьи.
Во
время правления Кудзулы
В это время строятся новые города, развиваются ремесла и устанавливаются торговые связи с Индией, Китаем и Римской империей. В торговле особенно высоко ценились лошади из Ферганы.
Именно в Кушанский период широкий размах принимает международная торговля, способствовавшая укреплению Великого шелкового пути.
Направление торговых связей определялось следующим образом:
- на востоке - с Китаем, куда из Средней Азии везли шерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит и породистых лошадей: а из Китая доставлялись шелковые ткани, железо, никель, меха, чай, бумага, порох;
- на юге - с Индией, откуда вывозили пряности и благовония.
Путь в Индию назвался «висячим перевалом» из-за узких, повисших на большой высоте, карнизов в горах;
- на западе - через Иран с Сирией и Римом, где китайский шёлк ценился на вес золота;
- на севере - через Хорезм с Восточной Европой.
Главная дорога проходила через Дуньхуан, Хами, Турфан, Кашгар, Узген, Ош, Куву, Андижан, Коканд, Самарканд, Бухару и Мерв.
В Мерве (современный город Мары в Туркменистане) великий шелковый путь разветвлялся.
Первая ветвь вела через Хорезм на Волгу, в Восточную Европу. Таким образом, товары из Китая, Индии, Средней Азии достигали Руси: Киева, Новгорода, а позже и Москвы. В Москве на рынке был особый, как его называли, «индийский» ряд, где торговали в основном восточные, индийские купцы.
Вторая ветвь шла через Балх и земли современного Афганистана в Индию.
Третья направлялась к Багдаду и далее к Средиземному морю. Отсюда товары перегружались на корабли и попадали в Египет, Византию, Италию.
Ккроме основных дорог Великого шёлкового пути существовали и примыкавшие к ним караванные тропы. Существовал «золотой» путь, который был назван так из-за сказочных богатств Кураминских и Алтайских гор, а также реки Зарафшан и шёл в направлении к Папу и Заркенту, к поселениям рудокопов и стоянкам кочевников. По мнению некоторых авторов это был путь в Сибирь, проходивший через Давань (Фергану) по побережью озера Иссык-Куль, по которому возили золото. Вероятноо функционировали оба эти пути.
Существовал так же «серебряный» путь, по которому шли караваны с центрально-азиатским серебром в те государства, где его не хватало: через Хазарский каганат, Булгарское государство - в Киевскую Русь и страны Европы.
Серебро, добываемое в рудниках Шаша и на горе Кухи-сим («Серебряная гора»), шло на чеканку монет. Судя по находкам серебряных монет - дирхемов - на территории России, Германии и стран Балтики, они вывозились и как деньги, и как товар. Торговля в основном была меновая, деньги служили лишь единицей счета. Купцы оценивали свой товар в определенную сумму и меняли его на другой товар такой же стоимости.
С караванами на Запад и Восток по Великому шелковому пути шли купцы, дипломаты, искатели лёгкой наживы и приключений, простые труженики - ремесленники и земледельцы, а также паломники - пилигримы. Особенно много бродило по караванным путям буддийских монахов: служителей культа Будды, движение которых не было бесцельным, по сути они осуществляли распространение религии.
Постепенно буддизм из Индии проникает и в страны, расположенные вдоль Великого шёлкового пути. Временем активного проникновения буддизма в Среднюю Азию датируется известное буддийское святилище Айртам (Северная Бактрия, II в. н.э.).
Самый сильный центр буддизма был обнаружен археологами при раскопках в Термезе, в местечке Дальверзин-тепа. В этом месте находится целый комплекс храмов, посвященных Будде. Это был мощный и весьма долговременный центр буддизма на юге Средней Азии, откуда началось широкое распространение этой религии по всей территории Средней Азии, ставшей в период Кушанской империи государственной религией.
Далее по караванному пути буддизм постепенно распространился в Китай, далее двинулся в Японию, Юго-Восточную Азию и страны Индокитая. Особенно прочно буддизм укоренился в Китае и Японии, то есть самая активная и самая непосредственная роль в распространении буддизма принадлежит именно Великому шелковому пути.
Буддизм был не единственным учением, попавшим в Среднюю Азию и Китай из Запада. Наряду с зороастризмом здесь имели место несторианское христианство и манихейство.
Несторианцы бежали в Среднюю Азию и Китай от преследований, которые начались, когда их толкования христианских сюжетов были объявлены православной церковью в Сирии ересью, в частности, они считали, что Иисус был рожден человеком, а затем уж стал мессией (Христом).
Христианство китайцы называли «учением света» и отличали его от зороастризма, который они обозначали как «учение огня». В Китае зороастризм не получил широкого распространения и оставался большей частью религией чужеземцев.
Большой успех имело «Учение о двух принципах» - Манихейство, которое сочетало в себе элементы зороастрийских и христианских религиозных представлений.
Характерным также является строгий дуализм, утверждаемый двумя непримиримыми принципами Добра и Зла. Запрещенное в Персии в III в., манихейство прочно обосновалось в Согдиане, а начиная с VIII в. нашло многочисленных сторонников в Средней Азии среди уйгуров. Период его расцвета длился до Х в.
Отношение китайцев к манихейцам зависело от их отношений с уйгурами, а они являлись жизненно важными для функционирования торговли на Великом шёлковом пути.
В период после Х в. манихейство в западной части Центральной Азии было окончательно вытеснено исламом, а в восточной части - буддизмом.