Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:42, контрольная работа
В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями.
Издревле развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с формированием транспортных коридоров. Древний Шелковый Путь на протяжении многих веков связывал Восток и Запад.
Шелковый Путь способствовал бурному развитию науки, техники, технологии, межнациональных и межрегиональных отношений, обмену культурных ценностей.
Введение……………………………………………...……………………..2
1. Формирование Великого шёлкового пути……………..………………….3
2. Исторические направления Великого шелкового пути……………….6
3. Программа «Шелковый путь»………..……………………………………20
Южная дорога играла второстепенную роль, т.к. этот путь менее освещен у арабских географов, за исключением Кудама ибн Джафара.
Тюркская или шашская дорога (Северная ветвь Великого шелкового пути) начиналась у г. Замина, оттуда путь лежал к реке Тюрк (совр. Чирчик) и далее г. Шаш (г. Ташкент). р. Тюрк рассматривалась как граница между мусульманскими областями и страной тюрков или неверных. От г. Шаш дорога вела в Исфиджаб (Чимкент), оттуда в Тараз.
От г. Тараза северный путь проходил через селения Уч-Булак и Кулан (ст. Луговая), этот участок упоминает ибн Хардадбех и ал-Мукаддаси, что в Кулане была соборная мечеть и укрепление.
Северная
дорога от с. Кулан до с. Аспара (с. Чалдовар),
проходила по территории современного
Кыргызстана через
Северная дорога от г. Невакета вела через г. Суяб (ныне с. Шабдан) в Верхний Барскан, который находился на юго-восточном берегу Иссык-Куля, далее путь лежал через перевал Сан – Таш в районе Каркары в Восточный Туркестан.
В районе Верхнего Барскана соединяются северные и южные торговые дороги.
В долине Талас и Чу, северная дорога разделялась на пять ветвей, проходивших непосредственно по территории современного Кыргызстана.
Первая (Чаткальская) ветвь северного пути начиналась у г. Тараза и шла через перевал Кара-Бура и долину Чаткала в Фергану. О долине Чаткал сообщают мусульманские географы X в. Ибн Хаукал, ал-Мухаддаси и автор анонимного сочинения Худуд ал-алам и ее городе Ардаланкет.
Вторая ветвь северной дороги начиналась также у г. Тараз и проходила через территории Кыргызстана и вела в Верхний Барскан через долины Таласа и Суусамыра.
Третья (илйская) ветвь начиналась в районе Харран (с. Ак-Су). Этот путь проходил через брод Тайкечу на р. Чу, Курдайский перевал, в районе Алма-Аты.
Четвертая ветвь северной дороги связана с г. Джулем (развалины Чала- Казак). Эот путь проходил от Джуля через Тараз и соединялся с дорогой из Ахсикета.
Последняя, пятая ветвь начиналась в г. Невакет и шла по Боомскому ущелью к берегам Иссык-Куля, где соединялась с южной дорогой.
Таким образом, возникновение, а затем расцвет арабской географической науки были связаны с рядом факторов, прежде всего с образованием арабского халифата и распространением ислама, а также освоение греческой географической науки арабами, и ее творческие достижения.
Кроме того, арабы одновременно все достижения в области науки связывали с нуждами и интересами государства и финансово-хозяйственной системы.
Арабские географы ибн-Хардадбех, Кудама ибн-Джафар, ал-Истахри и др., дали в своих трудах географическое описание северной ветви Великого шелкового пути, в которых отметили существование городов и поселений в IX-X в.в. на территории Кыргызстана.
Северная ветвь торгового пути занимало особое место, как и все другие ветви Великого шелкового пути. Более того, путешественники указали маршруты дорог и местностей, расстояния между ними, без которых невозможно было бы восстановить пути движений караванной торговли. Несомненно, что оседлое и кочевое населения принимали активное участие в международной торговле, это подчеркивают арабские географы.
На
территории Кыргызстана, в то время бурно
развивались городская цивилизация, ремесло
и торговля, и занимало значительное место
в их хозяйственной жизни.
Великий шёлковый путь и Чингизхан
В периоды политических конфликтов трассы Великого шелкового пути имели еще одну неблагоприятную функцию.
Великий шелковый путь использовал в своих целях в XIII в. Чингизхан, покоряя народ за народом. Завоевание является одним из способов, не совсем благоприятным, установления контактов между народами.
Покоряя страны, подчиняя себе народы, завоеватели не могли покорить жизнь, которая несмотря ни на что всё равно продолжалась. Продолжал существовать и Великий шелковый путь, хотя его торговые функции были ограничены, и он несколько изменил своё направление.
Когда Чингизхан покорил Среднюю Азию, Хорезм разделился на две части:
- северную со столицей в Ургенче, которая была включена в улус Джучи (владение старшего сына Чингизхана) и впоследствии ставшая частью Золотой Орды (территория от Сибири до Восточной Европы, правителем которой был внук Чингиз-хана-Берке),
- южную - со столицей в Кяте, ставшей частью чагатайского улуса (владение второго сына Чингиз-хана-Чагатая, территория Средней Азии).
Монгольское господство стимулировало караванную торговлю между Китаем и странами Средиземноморья. Выгода от этой торговли доставалась не Средней Азии, из-за её внутренних неурядиц, а Золотой Орде.
Многие из караванов обходили стороной Мавераннахр, проходя прямо к Волге севернее Каспия, а оттуда шли к Чёрному морю. Хорезм был южным отрезком на этом северном пути, он продолжал играть роль связующего звена в региональном и межконтинентальном торговом обмене.
Крупным
торговым центром был Ургенч,
базары которого были переполнены.
Великий шёлковый путь и А. Темур
Амир Темур особенно покровительствовал международной торговле, он стал правителем Мавераннахра в 1370 году. Амир Темур выступал за сохранение Великого шёлкового пути и восстановление его трасс через территорию Мавераннахра.
С присоединением Хорезма торговля, которая потоком шла через базары Ургенча, теперь вновь была направлена через Самарканд - столицу империи Амира Темура.
В конце 70-х годов Темур направляет свой взор на Хорасан, через который шёл магистральный путь из Мавераннахра и Китая, с которым в Балхе соединялась дорога из Индии.
Вдоль этих дорог были богатые рынки, особенно в Герате, там можно было найти товары Средиземноморья и Хорасана: шёлк и хлопчатобумажные ткани, парчу и платки, войлок и ковры; великолепную бирюзу из Нищапура, ароматические вещества: гранаты, виноград, фисташки и миндаль; а также сталь, изготавливаемую в Герате, хорасанское золото и серебро, рубины и ляпис-лазурь из Мавераннахра. На этих рынках можно было купить лошадей, мулов, овец и верблюдов.
В 80-е годы XIV века Хорасан и Герат вошли в состав империи Амира Темура. А с 1389 по 1395 гг. Темур совершил три похода против хана Золотой Орды Тохтамыша, в результате которых была разрушена столица Золотой орды - Сарай Берке (город в низовье Волги), а караванные пути, проходившие через её территорию, перестали функционировать.
После падения Сарая Берке северная межконтинентальная дорога была практически заброшена. Вместо дороги через Сарай, Ургенч и Отрар караваны снова взяли путь через Герат, Балх и Самарканд.
Все последующие походы Амира Темура в Иран, на Кавказ, в Индию и Турцию были направлены на восстановление торговых магистралей Великого шёлкового пути, которые действовали в монгольское время (т.е. до Чингиз-хана).
В годы правления Амира Темура происходит укрепление торговых отношений с Китаем. Караванная торговля между Средней Азией и Китаем получила новый стимул.
В период между 1368-1398 гг. посольства от Амира Темура прибыли в Китай девять раз. В качестве даров в Китай были отправлены лошади, верблюды, бархат, мечи и доспехи. Со своей стороны китайский император отправил подарки из драгоценных камней.
В 1394 г. Амир Темур отправляет императору Китая письмо с добрыми пожеланиями в сопровождении «подарка» в качестве 200 лошадей.
В
1404-1405 гг., когда Темур предпринял поход
на Китай, обстановка несколько обострилась,
но уже при его преемниках Шахрухе
и Улугбеке наметилось восстановление
и активное развитие дипломатических
отношений.
Правители в своих посланиях друг другу подчеркивали необходимость укрепления дружеских отношений, развития взаимовыгодной торговли и обеспечения безопасности торговых путей. За период 1403-1449 гг. в Китай прибыли 33 посольства из Самарканда и 14 из Герата.
Прибывавшие
в Китай послы различных
Даже тогда, когда в результате открытия морских путей основная часть товаров из Китая и Индии стала поставляться по морю, участие среднеазиатских купцов в торговле между Дальним Востоком и странами Передней Азии продолжалось, хотя в значительно меньших объемах.
В Среднюю Азию и в период позднего феодализма продолжали поступать китайская шелковая одежда, шелковая ткань и фарфоровые изделия.
Одним из предметов экспорта из Средней Азии по Великому шёлковому пути в этот период являлась ткань занданачи - продукция мастерской, располагавшейся в селении Зандана недалеко от Бухары. Получившая название по месту выработки, она поставлялась Через Бухару в ряд стран, в том числе на Кавказ и в Россию.
С XVI в. торгово-дипломатические связи Средней Азии и Китая шли на спад. Причинами этого стало открытие морских путей, усиление межфеодальных войн, обострение политических отношений между государствами Шейбанидов в Средней Азии и Сефевидов в Иране, междоусобицы в Семиречье. Изоляция среднеазиатских городов от торговых центров других стран имела последствием значительный упадок караванной торговли.
В XIX в. когда внимание Европы было обращено на Туркестан, Великий шёлковый путь уже давно стал легендой. «Повторное открытие» Великого шёлкового пути было случайным результатом политических обстоятельств.
В этот раз с тайной миссией по заданию королевы Англии через заснеженные перевалы Каракорума в Среднюю Азию был отправлен индиец Мухаммад-и Хамид, который должен был разведать оазисы в Такла-Макане. Это был период столкновения интересов колониальных держав - России и Англии, которые соперничали в укреплении своих владений и расширении сферы влияния в Азии, и первой задачей была разведка местности и составление карт.
У англичан появилась интересная идея: использовать индийцев, которые под видом купцов могли без особого труда пересекать границы по пути в Туркестан.
Мухаммад-и Хамид получил своё задание и отправился в Яркенд, но не смог довести своё задание до конца, так как заболел и скончался, однако ему удалось сделать кое-какие записи, в которых содержались сведения о маршруте через Такла Макан, считавшемся легендой, и о заброшенных, засыпанных песчаными дюнами, городах в пустыне, недалеко от Хотана.
Должно было пройти ещё три десятилетия, прежде чем этим сведениям было уделено более серьезное внимание. С 1900 г. начинаются археологические исследования на Шёлковом пути (на «Южном шёлковом пути», в Хотане). В них участвовали английские, немецкие, французские, русские и японские ученые.
В этих исследованиях были найдены многочисленные шедевры искусства, рукописи на не менее чем семнадцати языках и двадцати четырёх шрифтах, хранящиеся в настоящее время в самых известных музеях мира, но с началом первой мировой войны исследования прекратились.
Конец XX века характеризуется уникальными по геополитической значимости и масштабам изменениями в мире, весь мир становится целостной и взаимозависимой системой.
XXI век, очевидно, будет веком глобализации в международных отношениях. В этих условиях процесс интеграции государств Центральной Азии, расширения участия в международных программах необходимо рассматривать не только как историческую неизбежность, но и как мощный фактор устойчивости, стабильности как отдельных регионов, так и всей планеты.
Одним из непременных условий развития общества является активный обмен информацией между народами и цивилизациями. Достижения культуры распространялись благодаря контактам между народами - через торговлю, завоевание, переселение.