Вернадский и Соловьев о правлении Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2011 в 19:10, реферат

Описание

период царствования Ивана Грозного. Теоретическим материалом послужили работы двух известных историков – Вернадского Г.В. и Соловьева С.М.

Содержание

Введение 3
1. Детство и венчание на царство 5
2. Внешняя политика 6
2.1. Взятие Казани и Астрахани. Казаки 6
2.2. Война с Швециею и Ливониею 9
2.3. Война с Ливониею и Польшею 11
2.4. Войны с Крымом и Турциею 13
3. Опричнина 14
4. Прикрепление крестьян 16
5. Внутренние распоряжения Ивана IV 17
5.1. Местничество и военное устройство 17
5.2. Городское и сельское народонаселение 17
5.3. Дела церковные 18
5.4. Издание нового Судебника 18
5.5. Литература и книгопечатание 19
Заключение 20
Список литературы: 22

Работа состоит из  1 файл

иван_грозный.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

     наконец, собор 1580 года уничтожил и это  исключение в пользу бедных монастырей. [5, c.145-146]

     5.4. Издание нового Судебника

     В 1550 году Иван велел составить новый Судебник. Так как в это время явилась сильная потребность в мерах против злоупотреблений правителей и судей, то эта потребность не могла не выразиться и в Судебнике Ивана IV, чем этот Судебник вообще и отличается от Судебника Ивана III. Например, подобно Судебнику Ивана III, новый Судебник запрещает судьям дружить, мстить и брать взятки, но не ограничивается одним общим запрещением, а грозит определенным наказанием в случае ослушания. [5, c.146]

     5.5. Литература и книгопечатание

     Царствование  Ивана IV отличается также усилением литературной деятельности. Борьба Ивана с вельможами велась также и пером. Иван славился между современниками своею начитанностью, своим искусством говорить. До нас дошло замечательное по своей силе обличительное послание Ивана в Кирилло-Белозерский монастырь.

     Кроме полемических сочинений религиозного и политического содержания до нас дошли и другие любопытные литературные памятники. Таков Домострой, написанный знаменитым священником Сильвестром. Под именем Домостроя разумеется собрание правил житейской мудрости, домашнего семейного благочиния, изложение обязанностей к Богу, духовным пастырям, к царю и ближнему вообще. По мысли и старанию митрополита Макария составлен был громадный сборник, известный под именем Макарьевских Миней: в 12 больших книгах собраны толкования на Евангелие, Деяния и Послания Апостольские, сочинения отцов Церкви, известные в славянских переводах, также жития святых. К тем же временам относится составление Степенной Книги - изложения церковных и гражданских событий русской истории с религиозной точки зрения. Составление летописей продолжалось по-прежнему; до нас дошли два рода летописей от описываемого времени: одни - составленные по приказанию и под надзором правительства, другие - составленные частными людьми.

     К царствованию Ивана относится и введение книгопечатания в Московском государстве. Первая типография в Москве была заведена в 1563 году; начали заниматься книгопечатанием два мастера: дьякон Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец; в 1564 году они окончили печатание первой книги - Деяний Апостольских. Напечатавши в 1565 году Часовник, первые мастера принуждены были бежать из Москвы в Литву по обвинению в ереси, но книгопечатание в Московском государстве продолжалось [5, c.146-147]. 

     Заключение 

     Основной  целью внутренней политики царя Ивана IV было укрепление самодержавной власти правителя против княжеской и боярской аристократии.

     Прежде  всего, царю приходилось считаться с существованием удельных князей, принадлежавших к его собственной семье. Таким был Владимир Андреевич Старицкий, княжеские семьи дома Рюриковичей, Воротынские. Некоторые все еще сохраняли остатки уделов.

     Иван IV начал с ограничения власти князя Владимира Старицкого, затем  казнил его и упразднил его  удел. Аналогичным образом он конфисковал  остатки удела Воротынских. Перед  созданием опричнины, во время ее и после ее упразднения он казнил значительное число титулованных и нетитулованных бояр, но ему не удалось сокрушить боярство как политический институт.

     В действительности политика Ивана IV была непоследовательной. Уничтожив оставшиеся уделы, он создал два новых. Он сделал Симеона Бекбулатовича великим князем тверским и оставил удел (в Угличе) царевичу Дмитрию (сыну Марии Нагой). И даже в ходе опричнины не упразднил Боярскую Думу в земской части царства, лишь стал лично пристально следить за ее деятельностью. Он принял доверенных бояр в свой опричный двор и назначил их в свой личный совет. После упразднения опричнины его советники вошли в объединенную Боярскую Думу.

     Анализ  состава Боярской Думы в 1578 года показывает, что ее аристократическая часть – бояре и окольничие – принадлежали к тем же древним семьям, из которых царь обычно выбирал лиц, назначаемых на высокие должности.

     К концу царствования царя Ивана IV существовало три их слоя: те, что занимали свои посты еще до введения опричнины (подобные князю И.Ф. Милославскому и Н.Р. Юрьеву); те, кто был членами опричной думы (подобно князю Ф.М. Трубецкому); и те, что были назначены после упразднения опричнины (среди них Д.И. и С.В. Годуновы).

     По  своему усмотрению царь мог назначать  лишь тех государственных деятелей, пост которых не требовал аристократического происхождения – думских дворян. Но Иван IV нечасто пользовался этим правом. До установления опричнины было пять думских дворян и восемь ко времени смерти Ивана. Итак, Боярская Дума сохраняла свой преимущественно аристократический характер.

     Основополагающим  процессом социально-политической истории России в XVI столетии был  подъем дворянства, дворян и детей  боярских, которые составляли большую  часть русской армии в это  время. Бояре таким образом были зажаты двумя силами – самодержавием и дворянством.

     Процесс этот продолжался на протяжении всего  правления царя Ивана IV. В течение  первого десятилетия его царствования, во время влияния Адашева, разрешение трехстороннего политического противостояния было найдено путем введения Земского Собора, в котором участвовали бояре и дворяне. Тогда же была предпринята первая попытка устранить систему местничества. Это сопровождалось подтверждением свободы крестьян судебником 1550 года.

     В своей последующей политике царь Иван IV нарушил равновесие политических и социальных сил, которое, казалось, уже было достигнуто. Земский Собор  состоялся лишь однажды (в 1566 г.). Опричнина  затронула интересы как бояр, так  и дворянства, а также тех крестьян, что попали в районы, захваченные опричниками. Она создала хаос в системе мобилизации дворянской армии. И в конце своего правления, чтобы удовлетворить текущие экономические потребности дворянства, царь был вынужден ограничить свободу передвижения крестьян.

     В целом политика Ивана IV – как  внутренняя, так и внешняя –  провалилась. [2, c.160-161] 

     Список  литературы 

     
  1. Вернадский Г.В. Начертание русской истории.  – СПб.: Издательство «Лань», 2000.
  2. Вернадский Г.В. Серия «История России» в 5 тт. Т. 5. Московское царство. Пер. с англ. Е.П.Беренштейна, Б.Л.Губмана, О.В.Строгановой. – Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 2000.
  3. Скуратов Н. Иван Грозный – взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского. Статья, 1995.
  4. Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен в 29 тт. Том 6. М.: Мысль 1989.
  5. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории/ С.М, Соловьев. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Информация о работе Вернадский и Соловьев о правлении Ивана Грозного