Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:26, доклад
Многообразие вероисповеданий стало одной из исторических особенностей России - гигантского Востоко-Запада, территорию которого населяли сотни народов. Каждое столетие привносило в духовную жизнь страны новые религиозные течения. В современной России сосуществуют уже около 70 конфессий. Проблема веротерпимости — терпимого отношения к той или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания — стала императивом современности. С исторической точки зрения интересно проанализировать процесс осознания российским обществом необходимости толерантного подхода к религиозному вопросу, эволюцию политики государства к признанию веротерпимости.
Веротерпимость в
России (исторический экскурс)
Многообразие вероисповеданий
стало одной из исторических особенностей
России - гигантского Востоко-Запада,
территорию которого населяли сотни
народов. Каждое столетие привносило в
духовную жизнь страны новые религиозные
течения. В современной России сосуществуют
уже около 70 конфессий. Проблема веротерпимости
— терпимого отношения к той
или иной религии, допущения государством
свободы вероисповедания —
Религия древних славян
Дохристианские верования
- представления о трехчастной
структуре мироздания – небо, земля,
преисподняя, управляемых верховными
богами Перуном, Велесом, Сварогом
VII - VIII вв
В русских землях
приверженцы ИСЛАМА появились в
7–8 вв. во время расширения Арабского
халифата. С земель Северного Кавказа
и Дагестана распространился
по Волге, став государственной религией
Золотой Орды, Казанского и Астраханского
ханств, а позже и народов Сибири
и Приуралья. В Российской империи
центром ислама была Казань.
X век
Крещение Руси. В
средние века Русь, приняв византийский
вариант христианства, еще длительное
время оставалась под влиянием языческих
воззрений, которые своеобразно
включались в православное вероучение.
Спустя столетия православие стало
доминирующей конфессией страны, что
не произошло с исламом и
XVIIв.
Иван IV
В средние века оформилась
антикатолическая государственная идеологема,
гласящая, что нет более опасного и постоянного
врага, чем католический Запад. Антикатолические
настроения, вероятно, возникли еще в XIII
в., когда святой благоверный князь Александр
Невский геройски победил германских
рыцарей-латинян на Чудском озере и предпочел
покориться монголам.
Характерная черта
средневековья — отрицание
Церковный раскол, который
позволил царской власти установить
контроль над церковью под предлогом
защиты «правой» веры. На церковном
соборе 1654 г. все противники реформы
патриарха Никона были отлучены от
церкви, а церковным собором 1667 г.
сторонники старой веры объявлены еретиками.
Тем самым старообрядцы автоматически
подпадали под действие Уложения
1649 г., которое устанавливало жестокие
наказания, вплоть до смертной казни, за
преступления против православной веры.
XVII-XVIIвв.
Петр I
Появляются первые
католические храмы. Создают католические
приходы во всех крупных городах
империи. В обществе перестали смотреть
на католиков как на некрещеных и
требовать перекрещивания их при
переходе в православие; с разрешения
Константинопольского патриарха перестали
требовать перекрещивания и от протестантов.
Стали позволительны браки
Петр 1 создал государственную
систему управления церковью, упразднил
патриаршество и ввел Синод. Запрещалось
строительство новых
XVIIIв.
Елизавета Петровна
Действия против
раскольников стали более жесткими
Религиозная нетерпимость коснулась и мусульман. В 1744 Указ Сената и Синода запрещал строительство новых мечетей и требовал разборки мечетей, построенных ранее в деревнях, где одновременно с мусульманами проживали православные и новокрещеные.
XVIIIв.
Петр III
Поворот к веротерпимости
в политике государства произошел
29 января 1762 года, когда был объявлен
именной указ Петра III о веротерпимости
или о равенстве
XVIIIв.
Екатерина II
Отказывается от
полной русификации татар
В 1773 г. Святейший
Синод выпустил эдикт «О терпимости
всех вероисповеданий и о запрещении
архиереям вступать в дела, касающиеся
до иноверных исповеданий и до
построения по их закону молитвенных
домов, представляя все сие светским
начальствам».
По приглашению
русского правительства начинается
массовое переселение немецких колонистов
- протестантов-лютеран, меннонитов, католиков.
Но вместе с тем,
сохраняется черта оседлости
для лиц иудейского вероисповедания.
XVIII-XIXвв.
Павел I
7 марта 1797 года
издал указ о свободе культов,
в т.ч. общин старообрядцев,
была разрешена свободная
«Жалованна грамота
Калмыцкому Ламе Собину Бакши о свободном
отправлении всех духовных обрядов
калмыков».
Правительством принимаются меры против распространения влияния католической церкви среди «исповедующих другие христианские законы» и притеснений со стороны римско-католических священников и помещиков православных крестьян или перешедших в православие крестьян-униатов.
XIXв.
Александр I
Утвердил «Положение для евреев», гарантировавшее им, «наравне с другими российскими подданными», свободу вероисповедания, образования детей, право покупки незаселенных земель, заведения фабрик, «промыслов и торговли» и устанавливавшее черту оседлости в западных губерниях России.
XIXв.
Николай I
Возобновлена репрессивная политика в отношении религиозных меньшинств. В губерниях были созданы губернские комитеты о раскольниках — полицейские органы для борьбы со старообрядчеством.
XIXв.
Александр II
Ужесточил политику
в отношении «сектантских»
Правительство вмешивалось
во внутренние дела различных конфессий,
строго регламентировало их структуру
и деятельность
Все религии на территории
страны делились на три группы: государственную
(православное исповедание), терпимые
(католическая, протестантская, армяно-григорианская
церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество)
и нетерпимые («секты» — духоборы,
иконоборцы, молокане, иудействующие,
скопцы).
Считалось особым видом
преступления против веры — отвлечение
и совращение из православия в
другую веру, воспрепятствование воспитанию
детей в православной или иной
христианской вере, распространение
ересей и расколов и др.
Деятельность по
распространению
XX-XXIвв.
Февральская революция
1917 г. упразднила самодержавие, лишив
Православную церковь ее многовековой
опоры, отменила «сословные, вероисповедные
и национальные ограничения».
Первые декреты
советской власти коренным образом
изменили положение Православной церкви
и других религиозных организаций.
Были национализированы все
Декрет «Об отделении
церкви от государства и школы
от церкви» (от 23.1.1918) каждому гражданину
предоставлял право исповедовать любую
религию или не исповедовать никакой.
Церковь отделялась
от государства, упразднялись все прежние
формы союза церкви и государства.
Конституция 1936 г. запретила
религиозную пропаганду, оставив
верующим лишь право на «свободу отправления
религиозных культов».
И все же по переписи
1937 половина населения страны (из 98,4
млн. – 42,2 млн. чел.) назвала себя верующими.
Но с 1943 г. в Православной
церкви было восстановлено патриаршество.
Через два года религиозные организации
получили статус юридического лица, им
было разрешено строительство, покупка
собственности для церковных
нужд.
Конституция СССР 1977
года подтверждала принцип отделения
церкви от государства и школы
— от церкви (статья 52)
В 1990 г. Верховный
совет СССР принял закон «О свободе
совести и религиозных
Конституцией 1993 года.
Российская Федерация является светским
государством, ни одна из религий не
является государственной или
Закон «О свободе
совести и религиозных
В 1943 создано Духовное
управление мусульман Средней Азии
и Казахстана, однако с течением
времени гонения на религию вообще
и мусульман в частности
Типичные черты русского национального характера
и их отражение в
русских пословицах и поговорках
Сун Яньвэй, Даляньский
политехнический университет (Китай)
Национальный характер – это совокупность наиболее значимых определяющих черт этноса и нации, по которым можно отличить представителей одной нации от другой. В китайской пословице говорится: “Какова земля и река, таков характер человека”. У каждого народа свой особенный характер. О тайнах русской души, о русском национальном характере много сказано и написано. И это не случайно, потому что Россия, имея долгую историю, переживая много страданий, перемен, занимая особенное географическое положение, вобрав в себя черты и западной, и восточной цивилизаций, вправе быть объектом пристального внимания и целевого изучения. Особенно сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, когда в связи с произошедшими глубокими изменениями в России, интерес к ней все более возрастает. Характер народа и судьба страны находятся в тесной взаимосвязи, испытывают влияние друг на друга на всем историческом пути, поэтому заметен возросший интерес к национальному характеру русского народа. Как говорит русская пословица: “Посеешь характер, пожнешь судьбу”.
Национальный характер отражается как в художественной литературе, философии публицистике, искусстве, так и в языке. Ибо язык – зеркало культуры, в нем отображен не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Поэтому язык должен изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народа, говорящего на данном языке. Пословицы и поговорки – это отражение народной мудрости, в них хранится представление народа о самом себе и поэтому тайны русского национального характера можно попробовать постигнуть через русские пословицы и поговорки.