Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:26, доклад
Многообразие вероисповеданий стало одной из исторических особенностей России - гигантского Востоко-Запада, территорию которого населяли сотни народов. Каждое столетие привносило в духовную жизнь страны новые религиозные течения. В современной России сосуществуют уже около 70 конфессий. Проблема веротерпимости — терпимого отношения к той или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания — стала императивом современности. С исторической точки зрения интересно проанализировать процесс осознания российским обществом необходимости толерантного подхода к религиозному вопросу, эволюцию политики государства к признанию веротерпимости.
Внешний аспект русскости
подчеркивал и В.Ф. Одоевский. Русские,
по мнению большинства европейцев,
имеют ярко выраженные внешние отличия
при всем нашем региональном многообразии.
«Для живописца, – замечает он, –
существуют особенные черты, которые
определяют физиономию того или иного
народа, и можно нарисовать, например,
русское или итальянское лицо,
не делая ни с кого портрета» [5, 119].
Это – своего рода «внешность народа»,
то есть кажущаяся физиологической
характеристика. Понятно, что основой
национальности, народности русских
выступает, в первую очередь, внутреннее
содержание «самости», существенное во
«времени большой длительности», проявляющееся
многообразием «русских характеров
в русском народе».
Подобного рода национальные
различия, причины которых мы видим
в ментальных особенностях, обозначали
в своих работах многие русские
философы. Так, например, П.А. Флоренский
разграничивает все европейские
нации по образности ума. Первые –
это умы «узкие и сильные», к
ним он относит французов и
немцев, стремящихся сократить число
образов (которые каждый человек
для себя создает в вещах), спаивая
необходимо оставшиеся в единую, крепкую,
но маловыразительную цепь дедукций.
Вторые – умы «широкие и слабые»,
яркими носителями которых являются
англичане, стремящиеся, напротив, к
разнообразию ярких и взаимонезависимых
моделей. П.А. Флоренский замечает: «Нам
полезнее обратить взор к уму английскому,
не терпящему в науке придворной
чопорности и условного, задним числом
наводимого единства,– к отважной
мысли, показывающей себя в незаштукатуренном
и неприкрашенном виде, с теми укачками,
неувязками, противоречиями и отступлениями,
которые свойственны живой, не препарированной
умственной деятельности» [6, 105-106]. Сравнивая
установки научного сознания, П.А. Флоренский
весьма примечательно говорит о
различной оценке тех или иных
исторических фактов, научных результатов
носителями исторически разных национальных
менталитетов. Конечная оценка зависит,
в итоге, от «своеобразия стиля национальной
мысли» [6, 109]. Подобного рода замечания
относятся не только к сфере действия
науки. Это верно в значительной
степени и для массового
То, что понятие
«западный человек» не представляет
собой характеристику конкретной личности
или, наоборот, всеобъемлющей общности,
это понятно. Это, скорее всего, условный,
в значительной степени произвольный,
набор личностных качеств, объясняющийся
социальными, политическими, природными
и иными условиями. Различия в
национальных характерах европейских
народов, в сравнении, в том числе,
с русским, была подмечена Н.А. Бердяевым:
«...между Францией и Германией
разница не меньшая и даже большая,
чем между Германией и Россией.
Классические французы считают мир
за Рейном, Германию, Востоком, почти
Азией. Цельной европейской культуры
не существует...» [7, 71].
Важность социальной
детерминации национально-психологических
черт русского и немецкого народов
и самое общее их разведение характеризуется
интересным историческим фактом, подчеркивающим
практическую целесообразность этого.
Анализ причин неудач германской армии
в первой мировой войне поставил
перед будущим германским генеральным
штабом задачу изучения духовных черт
русского народа и особенностей его
национального мышления, его социального
и экстремального поведения (того, что
мы относим сегодня в определенной
мере к понятию «менталитет»). Для
этого привлекались в качестве консультантов-аналитиков
бывшие граждане Российской Империи
и СССР. В период подготовки войны
в России, как пишет Ю. Бородай:
«...надо было кроме всего прочего
– кроме экономической
На несоединимое
единство русской национальной души,
которое просматривается в
Заслуживают внимания
и представления А.Шопенгауэра
о национальном характере, разворачиваемые
им в контексте противопоставления
человека обществу и одной нации
– другой, основным из которых является
утверждение о том, что « индивидуальность
гораздо важнее национальности ». «Национальному
характеру,– полагает мыслитель,–
так как он свидетельствует о
массе, по справедливости, никогда нельзя
приписать много хорошего. Напротив,
человеческая ограниченность, извращенность
и дрянность проявляются в
каждой стране, только в другой форме,
и это называется национальным характером.
Получив отвращение к одному из них,
мы хвалим другой, пока и с ним
не случится того же. Каждая нация глумится
над другою, и все правы» [10, 508-509]. То
есть, по А. Шопенгауэру, нация или народ
может рассматриваться как сложение индивидуальных
пороков представителей данной нации
или народа. Это утверждение вполне справедливо
с учетом позиции, занимаемой исследователем.
Вместе с тем, не следует упускать из виду,
что народ может рассматриваться и как
некоторая сумма положительных черт людей,
его составляющих. Такой взгляд, по нашему
мнению тоже имеет право на существование.
Представляется
У различных немецких
и русских мыслителей более или
менее сильно подчеркивается в творчестве
национальная тема. Зачастую это находит
выражение, вне зависимости от национальной
принадлежности, в одинаковых образах
и формах представления. Э.Л. Радлов
пишет: «Масарик в своей книге
о религиозной философии в
России обратил внимание на тот характерный
факт, что Гегель характеризует немцев
и их отношение к религии совершенно
теми же чертами, какими Хомяков рисует
русских и их отношение к православию.
Может быть, сущность всякого национализма
по необходимости выражается в одинаковых
терминах, но в применении их к различным
носителям» [11, 194].
Русские философы, как
мыслители прошлого, так и современные
исследователи, изучая русский национальный
характер, отмечают его дуалистичность,
противоречивость. В национальной гордости
своей мы иногда восклицаем о тяжести
такого груза и трудностях, связанных
с вычленением некоего «чисто русского»
первоэлемента. Многим исследователям
феноменов русского общественного сознания,
русской культуры, русского менталитета
так же нелегко избавиться от этого ощущения.
Проблема смешения в русской душе Запада
и Востока, географического смешения народов,
рас и языков часто обыгрывается (на наш
взгляд, с определенным основанием) в различных
аспектах исследований отечественными
учеными. Основным заблуждением при этом
является восприятие данной проблемы
как уникальной в истории, как исключительно
русской. Однако это далеко не так, и некоторые
высказывания Ф.Ницше могут служить тому
подтверждением.
Если подставить
в нижеследующей цитате вместо «немецкое»
– «русское», мы увидим наши собственные
мысли о русском народе. Но это
мысли немца о своих
В.Ф. Одоевский дает
характеристику ментальных отличий
русских и европейцев: «Недаром в
прежние века могучее славянское племя
враждовало с племенем западным; эта вражда
имеет основание в самобытных, но противоположных
стихиях того и другого племени, противоположных
до такой степени, что от одной причины
происходили в обоих племенах различные
действия, и наоборот, – одно и то же явление
проистекало из оснований вполне противоположных»
[5, 205-206]. Это замечательное наблюдение
дает нам возможность говорить о ментальных
основаниях социально-исторических процессов
в прошлом, добавим, в настоящем и, есть
основания предположить, – в будущем.
Речь идет о причинно-следственном различии
тех или иных действий, поступков, поведенческих
актов и других проявлений национального
характера в зависимости от национальной
идентичности в различных ментальных
пространствах.