Веротерпимость в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:26, доклад

Описание

Многообразие вероисповеданий стало одной из исторических особенностей России - гигантского Востоко-Запада, территорию которого населяли сотни народов. Каждое столетие привносило в духовную жизнь страны новые религиозные течения. В современной России сосуществуют уже около 70 конфессий. Проблема веротерпимости — терпимого отношения к той или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания — стала императивом современности. С исторической точки зрения интересно проанализировать процесс осознания российским обществом необходимости толерантного подхода к религиозному вопросу, эволюцию политики государства к признанию веротерпимости.

Работа состоит из  1 файл

Веротерпимость в России.docx

— 37.00 Кб (Скачать документ)

Ограничивая объем  статьи, автор не претендует перечислить  все черты русского народа, а только останавливается на типичных положительных  чертах.  

Трудолюбие, одаренность. 

Русский человек  одарен и трудолюбив. Он обладает множеством талантов и способностей практически  во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой  труженик, созидатель и творец, обогатил мир великими достижениями культуры. Трудно перечислить хотя бы малую  часть того, что стало достоянием самой России. В русских пословицах и поговорках эта черта находит  отражение: “Счастье и труд рядом  живут”, “Без труда не вытащишь и  рыбку из пруда”, “Терпение и  труд все перетрут”, “Бог труды  любит”. Русский народ очень ценит  труд: “Золото познается в огне, а человек в труде”, “Талант  без труда не стоит и гроша”. Русский фольклор говорит и о  существовании трудоголиков: “Скучен  день до вечера, коли делать нечего”, “Без дела жить – только небо коптить”, “Не та забота, что много работы, а та забота, как ее нет”. Трудовой люд не завистлив: “Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда”.

В пословицах осуждают ленивых: “Долго спать, с долгом встать”, “Кто поздно встает, у того хлеба  недостает”. И одновременно хвалят трудолюбивых: “Кто рано встает, тому бог дает”.

Только честный  заработок ценился народом: “Легко добыто, легко и прожито”, “Даровой рубль дешев, нажитой дорог”. И в воспитании молодых предпочтение отдавалось труду: “Не учи безделью, а учи рукоделью”. 

Свободолюбие 

К числу основных, глубинных свойств русского народа относится свободолюбие. История  России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Для русского народа свобода превыше  всего.

Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость, свобода в  проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность  проявления человеком своей воли на основе осознания закона. Например, пословицы: “Хоть тяжелая доля, да все своя воля”, “Своя воля дороже всего”, “Вольность всего дороже”, “Воля птичке дороже золотой клетки”, “Что хочу, то и ворочу”, “Своя рука владыка” – говорят о стремлении к свободолюбию.  

Сила воли, мужество и смелость 

Обладая свободолюбивым характером, русский народ многократно  одерживал победу над захватчиками и добивался больших успехов  в мирном строительстве. В пословицах находят отражение черты русских  воинов: “Лучше смерть в бою, чем  позор в строю”, “Либо полковник, либо покойник”. Эти же черты проявляются  и в жизни мирных людей. “Кто не рискует, тот не пьет шампанского” – о том, что русский народ  любит рисковать. “Либо пан, либо пропал” – о решимости предпринять  что-либо, рискнуть, несмотря на возможный  провал, гибель. Близки по значению и  пословицы: “Или грудь в крестах, или голова в кустах”, “Либо в  стремя ногой, либо в пень головой”, “Либо рыбку съесть, либо на мель сесть”.

Пословица “Волков  бояться – в лес не ходить”  говорит о том, что нечего и  браться за дело, если страшиться предстоящих  трудностей. А смелому всегда сопутствует удача: “Удача – спутник смелого”, “Кто смел, тот и съел”. 

Доброта 

Характерные черты  русских людей – это доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость. Многие пословицы и поговорки  иллюстрируют эти черты: “Доброму бог  помогает”, “С добрым жить хорошо”, “Делать добро спеши”, “Доброе дело и в воде не тает”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”, “Тому тяжело, кто помнит зло”. К доброму человеку справедливо относится судьба: “Злому – смерть, а доброму – воскресение”. Однако слишком смирного пословицы осуждают: “Его разве только ленивый не бьет”, “Смирную собаку и кочет бьет”. 

Терпение и стойкость 

Это, пожалуй, одна из самых характерных особенностей русского народа, ставшая буквально  легендарной. Русские обладают, кажется, безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности.

Не трудно найти  отражение этой черты в русских  пословицах и поговорках: “Терпение  – лучше спасенья”, “Терпение  даст умение”, “На хотенье есть терпение”, “Век живи, век надейся”.

Русский народ терпелив и вынослив, упорен и стоек, не падающий духом от неудач и верящий в  свои силы. Об этом говорят пословицы: “Терпи горе, пей мед”, “Час терпеть, а век жить”, “Терпя, в люди выходят”, “Поживи в рабах, авось, будешь и в господах”, “Бог даст день, даст и пищу”.  

Гостеприимство, щедрость и широта натуры 

Русское гостеприимство общеизвестно: “Хоть не богат, а  гостям рад”. Для гостя всегда готово лучшее угощение: “Коли есть, что  в печи, все на стол мечи!”, “Гостю щей не жалей, а погуще налей”.

Русские люди встречают  гостя на пороге своего дома. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется  в России до сих пор. Хлеб-соль –  это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание  гостю добра, и благополучия: “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”. Без  хлеба нет жизни, нет истинного  русского стола. Об этом говорят русские  пословицы: “Хлеб всему голова”, “Хлеб на стол, так и стол – престол”, “Плох обед, коли хлеба нет”, “Хлеб – дар божий, отец, кормилец”, “Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай”. И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека: “Без соли, без хлеба худая беседа”, “Без хлеба – смерть, без соли смех”. 

Отзывчивость 

Отличительной чертой русского народа является его отзывчивость, умение понимать другого человека, чуткое отношение к чужому душевному  состоянию, способность интегрироваться  с культурой других народов, уважать  ее. Удивительная этническая терпимость, а также исключительная способность  к сопереживанию, умение понимать и  принимать другие народы позволили  русской нации создать невиданную в истории империю. И эта черта  отражается в народных пословицах и  поговорках: “Кто нас помнит, того и  мы помянем”, “За добро добром платят”. По мнению Вл. Соловьева, “истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого”. Такие свойства русского человека, как гуманизм, доброжелательность в отношении других народов, гостеприимство, самопожертвование, альтруизм порождают социально более глубокие свойства, такие, как интернационализм, взаимное уважение людей, их национальных обычаев, культуры.

Особое внимание русские уделяют отношению к  соседям: “Худое дело обидеть соседа”, “Жить в соседах – быть в  беседах”, “Близкий сосед лучше  дальней родни”, “Межи да грани  – ссоры да брани”. 

Религиозность 

Одной из глубинных  черт русского характера является религиозность. Религиозное мировоззрение сыграло  важную роль в формировании как нации  в целом, так и русской личности в отдельности. Эта характерная  глубинная черта русской национальной личности отражается с древнейших времен в фольклоре, в пословицах: “Жить  – Богу служить”, “Сильна божья  рука”, “Божья рука – владыка”, “Никто не может, так Бог поможет”, “С Богом  пойдешь, до блага дойдешь” – эти  пословицы говорят о том, что  Бог всемогущий, и помогает верующим во всем. В представлении верующих Бог – идеал совершенства, он и милосерден, и бескорыстен, и  мудр: “У Бога милости много”, “Бог на милость не убог”, “Друг обо друге, а Бог обо всех”, “Кто добро творит, тому Бог отплатит”. У Бога щедрая душа, он рад принимать любого человека, который обращается к нему, его любовь неизмеримо велика: “Кто к Богу, к тому и Бог”, “Любящих и Бог любит”, “Бог полюбит, так не погубит”, “Кто добро творит, тому Бог отплатит”.

Анализируя русский  фольклор, мы пришли к выводу, что  пословица – это не просто изречение. Она выражает мнение народа. В ней  заключены народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение  становилось пословицей, а только то, которое согласовывалось с  образом жизни и с мыслями  множества людей. Такие изречения  существуют тысячелетия, переходя из века в век. Пословицы справедливо  считают сгустками народной мудрости, т.е. тем самым народным опытом, который  хранится в языке и передается из поколения в поколение. Анализ русского национального характера  на основе пословиц является новым  подходом к изучению этого вопроса. 

Литература:

1. Вьюнов Ю.А. “Слово  о русских”. М.,2002.

2. Воробьев В.В.  “Лингвокультурологическая парадигма  личности”. М.1996.

3. Даль В.И. “Пословицы  русского народа”. М.,2000.

4. Соловьев В.М.  “Тайны русской души”. М.,2001

5. Верещагин Е.М.  Костомаров В.Г. “Язык и культура”. M,1990.

6. Тер-Минасова С.Г. “Язык и межкультурная коммуникация”. М.,2000. 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И МЕНТАЛИТЕТ: 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ  РУССКО-ЕВРОПЕЙСКОГО РАЗЛИЧЕНИЯ 
 

Национальный характер, как один из вариантов внешнего проявления феномена менталитета, рассматривается  как «исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения  и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре» [1, 190–191]. В национальном характере тесно  переплетаются элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и  общественной психики. Отношение к  окружающему миру характеризует  направленность национального сознания людей. К данной группе черт национального  характера относятся такие черты, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм и другие, основанные на внутренних глубинно-психических социально-культурных установках менталитета 

Русский национальный характер, по расхожему утверждению, наиболее ярко проявляется в бытовых  особенностях, в повседневном стиле  жизни, яркие с позиции иностранца черты которого (в настоящем или  недавнем времени) для русского народа иногда выделяют исследователи: «существование под одной крышей разных поколений, приверженность к праздникам, семейным, религиозным, государственным, любым, отношения родителей к детям, которые так и не становятся самостоятельными в глазах родителей до седых волос, – все кажется странным...» [2, 57]. В ходе межкультурного диалога некоторые черты нашего национального характера становятся еще заметнее, например, русское неумение преподнести свои знания, узко специализировать их, приспособить на американский или иной лад (о чем писал и И.П. Павлов) [3, 107-125]. И при этой беспомощности особенной видится русская душевная распахнутость, а неумелость сочетается со стремлением жить общим домом с другими. 

Социально-философский  анализ проблемы русского менталитета  в настоящей работе также не являет собой некоего идеального решения  так называемого «русского вопроса». Но основной идеей здесь выступает  следующая: менталитет общества есть феномен, оберегающий социально-психические  глубины общества (нации) от внешнего воздействия с целью его, общества, изменения извне. В том же смысле «работают» личностные ментальности –  в первую очередь, они оберегают  глубинное сознание человека от целенаправленного  психического подавления и разрушения, сохраняя индивидуальную и социальную самобытность. 

Народность, самобытность – важные для изучения русского характера темы, отражающие круг серьезных  проблем. Н. И. Надеждин, затрагивая вопрос о русской самобытности, сопоставляя  российские примеры ее с примерами  из европейских государств, переводит  его в весьма интересную проблемную плоскость: «Почему русские стыдятся быть русскими?», – вопрошает он. Фиксируя «ситуацию отличия» между западной и российской цивилизациями, он говорит о необходимости учиться европейскому отношению к национальности. «Должно начать тем, – пишет Н.И. Надеждин, – чтобы выучиться у них уважать себя, дорожить своей народной личностью сколько-нибудь, хотя не с таким смешным хвастовством, как француз, не с такой чванной спесью, как англичанин, не с таким глупым самодовольством, как немец. ...В нынешней Европе... всякий народ хочет быть собой, живет своей, самобытной жизнью» [4, 259]. Это стремление к самобытности видится необходимым развивать и культивировать в русском народе, «заимствуя» из Запада именно это – самопознание (как процесс) и самоуважение (как высокое национальное чувство). 

Иллюстрируя тему различия тех или иных наций или их представителей, Н.И. Надеждин приводит следующие весьма примечательные характеристики: «Посмотрите  на жителя седой туманной Британии: он везде один и тот же, везде  верен и ровен себе, везде ходит  обледенелым вулканом, везде расчетлив  до скаредности и своенравен до самозабвения, величайший эгоист и величайший энтузиаст, в то же время, роскошничает и тяготится жизнью. Во Франции легкомыслие и суетность, родимые пятна народной физиономии, равно выглядывают из-под мантии, пера и блузы погонщика мулов, равно светятся в лекции Сорбонны и в статье “Фигаро”, равно оттеняются в красном колпаке республиканца и на красных каблуках вандетского маркиза. В Германии романтическая мечтательность, невнимание к положительным условиям жизни и страсть к идеализму звучат в стихах Шиллера и в системе Шеллинга, отражаются в пылком бреду молодого студента и в бессмысленной задумчивости честного бюргера, поникшего за кружкой пива, в табачном дыму, над заветным листком “Гамбургского корреспондента”. И никто из них не стыдится себя, не гнушается собой» [4, 259 260]. 

Продолжая этот ряд  характеристик русскими примерами, Н.И. Надеждин восклицает: «Отчего нам  стыдиться даже наших щей, нашего квасу, когда англичанин с гордостью  воспевает свой ростбиф и пудинг, когда немец считает нектаром свое пиво... Отчего нам не хвалиться  своим богатырством, драгоценным  наследием удалых предков, когда  француз не ступит шагу, чтобы не вскричать, оглянувшись во все стороны: «я француз, я родился бравым...»» [4, 260]. Такой сравнительный аспект замечания автора выводит нас  на рассуждения о деятель-ностном  характере национальной гордости и  самобытности. Важно не только быть собой или иметь гордость, но и  прикладывать их, делать нечто, что  не вызывало бы ни малейшего сомнения в национальной окраске делаемого. Причем эта «внешность» национальной деятельности должна быть выражением национального характера, то есть феноменом, переходящим из внутреннего плана  бытия во внешний план. 

Информация о работе Веротерпимость в России