Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:26, доклад
Многообразие вероисповеданий стало одной из исторических особенностей России - гигантского Востоко-Запада, территорию которого населяли сотни народов. Каждое столетие привносило в духовную жизнь страны новые религиозные течения. В современной России сосуществуют уже около 70 конфессий. Проблема веротерпимости — терпимого отношения к той или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания — стала императивом современности. С исторической точки зрения интересно проанализировать процесс осознания российским обществом необходимости толерантного подхода к религиозному вопросу, эволюцию политики государства к признанию веротерпимости.
Ограничивая объем
статьи, автор не претендует перечислить
все черты русского народа, а только
останавливается на типичных положительных
чертах.
Трудолюбие, одаренность.
Русский человек
одарен и трудолюбив. Он обладает множеством
талантов и способностей практически
во всех областях общественной жизни.
Ему свойственна
В пословицах осуждают ленивых: “Долго спать, с долгом встать”, “Кто поздно встает, у того хлеба недостает”. И одновременно хвалят трудолюбивых: “Кто рано встает, тому бог дает”.
Только честный
заработок ценился народом: “Легко
добыто, легко и прожито”, “Даровой
рубль дешев, нажитой дорог”. И в воспитании
молодых предпочтение отдавалось труду:
“Не учи безделью, а учи рукоделью”.
Свободолюбие
К числу основных, глубинных свойств русского народа относится свободолюбие. История России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Для русского народа свобода превыше всего.
Русскому сердцу
ближе слово “воля”, понимаемое
как независимость, свобода в
проявлении чувств и в совершении
поступков, а не свобода как осознанная
необходимость, то есть как возможность
проявления человеком своей воли
на основе осознания закона. Например,
пословицы: “Хоть тяжелая доля, да
все своя воля”, “Своя воля дороже
всего”, “Вольность всего дороже”,
“Воля птичке дороже золотой клетки”,
“Что хочу, то и ворочу”, “Своя рука
владыка” – говорят о стремлении
к свободолюбию.
Сила воли, мужество
и смелость
Обладая свободолюбивым
характером, русский народ многократно
одерживал победу над захватчиками
и добивался больших успехов
в мирном строительстве. В пословицах
находят отражение черты
Пословица “Волков
бояться – в лес не ходить”
говорит о том, что нечего и
браться за дело, если страшиться предстоящих
трудностей. А смелому всегда сопутствует
удача: “Удача – спутник смелого”, “Кто
смел, тот и съел”.
Доброта
Характерные черты
русских людей – это доброта,
гуманность, склонность к покаянию,
сердечность и душевная мягкость.
Многие пословицы и поговорки
иллюстрируют эти черты: “Доброму бог
помогает”, “С добрым жить хорошо”, “Делать
добро спеши”, “Доброе дело и в воде не
тает”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Добро
век не забудется”, “Тому тяжело, кто
помнит зло”. К доброму человеку справедливо
относится судьба: “Злому – смерть, а
доброму – воскресение”. Однако слишком
смирного пословицы осуждают: “Его разве
только ленивый не бьет”, “Смирную собаку
и кочет бьет”.
Терпение и стойкость
Это, пожалуй, одна из самых характерных особенностей русского народа, ставшая буквально легендарной. Русские обладают, кажется, безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности.
Не трудно найти отражение этой черты в русских пословицах и поговорках: “Терпение – лучше спасенья”, “Терпение даст умение”, “На хотенье есть терпение”, “Век живи, век надейся”.
Русский народ терпелив
и вынослив, упорен и стоек, не падающий
духом от неудач и верящий в
свои силы. Об этом говорят пословицы:
“Терпи горе, пей мед”, “Час терпеть,
а век жить”, “Терпя, в люди выходят”,
“Поживи в рабах, авось, будешь и в господах”,
“Бог даст день, даст и пищу”.
Гостеприимство, щедрость
и широта натуры
Русское гостеприимство общеизвестно: “Хоть не богат, а гостям рад”. Для гостя всегда готово лучшее угощение: “Коли есть, что в печи, все на стол мечи!”, “Гостю щей не жалей, а погуще налей”.
Русские люди встречают
гостя на пороге своего дома. Обычай
преподносить гостям хлеб-соль пришел
из глубины веков и сохраняется
в России до сих пор. Хлеб-соль –
это одновременно и приветствие,
и выражение радушия, и пожелание
гостю добра, и благополучия: “Хлеб-соль
кушай, а добрых людей слушай”. Без
хлеба нет жизни, нет истинного
русского стола. Об этом говорят русские
пословицы: “Хлеб всему голова”, “Хлеб
на стол, так и стол – престол”, “Плох
обед, коли хлеба нет”, “Хлеб – дар божий,
отец, кормилец”, “Хлеба ни куска, так
и в тереме тоска, а хлеба край, так и под
елью рай”. И соль, как известно, играет
важную роль в жизни человека: “Без соли,
без хлеба худая беседа”, “Без хлеба –
смерть, без соли смех”.
Отзывчивость
Отличительной чертой
русского народа является его отзывчивость,
умение понимать другого человека,
чуткое отношение к чужому душевному
состоянию, способность интегрироваться
с культурой других народов, уважать
ее. Удивительная этническая терпимость,
а также исключительная способность
к сопереживанию, умение понимать и
принимать другие народы позволили
русской нации создать
Особое внимание
русские уделяют отношению к
соседям: “Худое дело обидеть соседа”,
“Жить в соседах – быть в
беседах”, “Близкий сосед лучше
дальней родни”, “Межи да грани
– ссоры да брани”.
Религиозность
Одной из глубинных
черт русского характера является религиозность.
Религиозное мировоззрение
Анализируя русский
фольклор, мы пришли к выводу, что
пословица – это не просто изречение.
Она выражает мнение народа. В ней
заключены народная оценка жизни, наблюдения
народного ума. Не всякое изречение
становилось пословицей, а только
то, которое согласовывалось с
образом жизни и с мыслями
множества людей. Такие изречения
существуют тысячелетия, переходя из века
в век. Пословицы справедливо
считают сгустками народной мудрости,
т.е. тем самым народным опытом, который
хранится в языке и передается
из поколения в поколение. Анализ
русского национального характера
на основе пословиц является новым
подходом к изучению этого вопроса.
Литература:
1. Вьюнов Ю.А. “Слово о русских”. М.,2002.
2. Воробьев В.В.
“Лингвокультурологическая
3. Даль В.И. “Пословицы русского народа”. М.,2000.
4. Соловьев В.М. “Тайны русской души”. М.,2001
5. Верещагин Е.М.
Костомаров В.Г. “Язык и
6. Тер-Минасова С.Г. “Язык
и межкультурная коммуникация”. М.,2000.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
И МЕНТАЛИТЕТ:
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
РУССКО-ЕВРОПЕЙСКОГО РАЗЛИЧЕНИЯ
Национальный характер,
как один из вариантов внешнего проявления
феномена менталитета, рассматривается
как «исторически сложившаяся совокупность
устойчивых психологических черт нации,
определяющих привычную манеру поведения
и типичный образ жизни людей,
их отношение к труду, к другим
народам, к своей культуре» [1, 190–191].
В национальном характере тесно
переплетаются элементы сознания, идеологии,
нравственной культуры, поведения и
общественной психики. Отношение к
окружающему миру характеризует
направленность национального сознания
людей. К данной группе черт национального
характера относятся такие
Русский национальный
характер, по расхожему утверждению,
наиболее ярко проявляется в бытовых
особенностях, в повседневном стиле
жизни, яркие с позиции иностранца
черты которого (в настоящем или
недавнем времени) для русского народа
иногда выделяют исследователи: «существование
под одной крышей разных поколений,
приверженность к праздникам, семейным,
религиозным, государственным, любым,
отношения родителей к детям,
которые так и не становятся самостоятельными
в глазах родителей до седых волос,
– все кажется странным...» [2, 57]. В ходе
межкультурного диалога некоторые черты
нашего национального характера становятся
еще заметнее, например, русское неумение
преподнести свои знания, узко специализировать
их, приспособить на американский или
иной лад (о чем писал и И.П. Павлов) [3, 107-125].
И при этой беспомощности особенной видится
русская душевная распахнутость, а неумелость
сочетается со стремлением жить общим
домом с другими.
Социально-философский
анализ проблемы русского менталитета
в настоящей работе также не являет
собой некоего идеального решения
так называемого «русского
Народность, самобытность
– важные для изучения русского
характера темы, отражающие круг серьезных
проблем. Н. И. Надеждин, затрагивая вопрос
о русской самобытности, сопоставляя
российские примеры ее с примерами
из европейских государств, переводит
его в весьма интересную проблемную
плоскость: «Почему русские стыдятся
быть русскими?», – вопрошает он.
Фиксируя «ситуацию отличия» между западной
и российской цивилизациями, он говорит
о необходимости учиться европейскому
отношению к национальности. «Должно начать
тем, – пишет Н.И. Надеждин, – чтобы выучиться
у них уважать себя, дорожить своей народной
личностью сколько-нибудь, хотя не с таким
смешным хвастовством, как француз, не
с такой чванной спесью, как англичанин,
не с таким глупым самодовольством, как
немец. ...В нынешней Европе... всякий народ
хочет быть собой, живет своей, самобытной
жизнью» [4, 259]. Это стремление к самобытности
видится необходимым развивать и культивировать
в русском народе, «заимствуя» из Запада
именно это – самопознание (как процесс)
и самоуважение (как высокое национальное
чувство).
Иллюстрируя тему различия
тех или иных наций или их представителей,
Н.И. Надеждин приводит следующие весьма
примечательные характеристики: «Посмотрите
на жителя седой туманной Британии:
он везде один и тот же, везде
верен и ровен себе, везде ходит
обледенелым вулканом, везде расчетлив
до скаредности и своенравен до самозабвения,
величайший эгоист и величайший энтузиаст,
в то же время, роскошничает и тяготится
жизнью. Во Франции легкомыслие и суетность,
родимые пятна народной физиономии, равно
выглядывают из-под мантии, пера и блузы
погонщика мулов, равно светятся в лекции
Сорбонны и в статье “Фигаро”, равно оттеняются
в красном колпаке республиканца и на
красных каблуках вандетского маркиза.
В Германии романтическая мечтательность,
невнимание к положительным условиям
жизни и страсть к идеализму звучат в стихах
Шиллера и в системе Шеллинга, отражаются
в пылком бреду молодого студента и в бессмысленной
задумчивости честного бюргера, поникшего
за кружкой пива, в табачном дыму, над заветным
листком “Гамбургского корреспондента”.
И никто из них не стыдится себя, не гнушается
собой» [4, 259 260].
Продолжая этот ряд
характеристик русскими примерами,
Н.И. Надеждин восклицает: «Отчего нам
стыдиться даже наших щей, нашего
квасу, когда англичанин с гордостью
воспевает свой ростбиф и пудинг,
когда немец считает нектаром
свое пиво... Отчего нам не хвалиться
своим богатырством, драгоценным
наследием удалых предков, когда
француз не ступит шагу, чтобы не
вскричать, оглянувшись во все стороны:
«я француз, я родился бравым...»»
[4, 260]. Такой сравнительный аспект
замечания автора выводит нас
на рассуждения о деятель-ностном
характере национальной гордости и
самобытности. Важно не только быть
собой или иметь гордость, но и
прикладывать их, делать нечто, что
не вызывало бы ни малейшего сомнения
в национальной окраске делаемого.
Причем эта «внешность» национальной
деятельности должна быть выражением
национального характера, то есть феноменом,
переходящим из внутреннего плана
бытия во внешний план.