Византия - хранительница древних знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:04, реферат

Описание

Динамичное развитие технических усовершенствований, введение и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве новых технологий не могло не сказаться на духовном климате средневековья, в том числе и на научном творчестве. Но это влияние не было прямым. Наука в средние века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышление, при непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения, крайне редко - эксперимента, видела свою роль не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 стр.

1. Византия-Хранительница древних знаний………………………. 5 стр.

1.1 Византийская империя …………………………………………… 5 стр.

1.2 Образование и наука……………………………………………… 6 стр.

1.3 Изобретения и достижения ……………………………………… 12 стр.

2. Грамматик Фотий …………………………………………………. 16 стр.

3. Лев Математик ………………………………………………………21 стр.

Заключение ……………………………………………………………. 25 стр.

Список использованной литературы………………………………….26 стр.

Работа состоит из  1 файл

наука и техника.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

   Содержание 

   Введение………………………………………………………………  3 стр.

   1. Византия-Хранительница древних знаний………………………. 5 стр.

   1.1 Византийская  империя …………………………………………… 5  стр.

   1.2 Образование  и наука………………………………………………  6  стр.

   1.3 Изобретения  и достижения ……………………………………… 12 стр.

   2. Грамматик  Фотий ………………………………………………….  16 стр.

   3. Лев  Математик ………………………………………………………21 стр.

   Заключение  ……………………………………………………………. 25 стр.

   Список  использованной литературы………………………………….26 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Европейское средневековье долго считалось эпохой дикости, невежества и технического застоя. Между тем, именно этой эпохе человечество обязано таким выдающимся достижениям, как изобретение книгопечатания, механических часов, массовому внедрению в производство водяных мельниц, разработки технологий дальнего мореплавания и многое другое, без чего были бы невозможны ни географические открытия  XVI в., ни научная революция XVII в., ни промышленная революция XVIII в..

   Это были времена, когда укрепленный замок, знаменовавший власть, служил убежищем... Когда паломники и крестоносцы устремлялись на Восток... Когда в Европе строились монастыри и соборы... Когда за городскими стенами шумели ярмарки и свирепствовала чума... Когда возникшая из волн Венеция создала на торговле морскую империю. 

   Наука в средние века, как и в любой  другой период своей истории, существовала одновременно в двух ипостасях: в  виде безличной системы знаний о  мире и как одна из сфер духовной жизни общества. В качестве последней  она не могла не подвергнуться  воздействию других сфер общественной жизни.

   Говоря  о социокультурном влиянии на науку, следует различать влияние  двоякого рода. Изменения в способах производства, технические усовершенствования, сдвиги в социальной структуре, рост народонаселения, развитие коммуникаций, политические и идеологические движения оказывают сильнейшее влияние на науку, поставляя ей проблемы для исследования, фокусируя внимание ученых на решении тех или иных задач и одновременно предопределяя социальную организацию научных исследований, предпосылки и условия научной работы.

   Поскольку христианство определяло систему ценностных ориентаций, характерную для средневекового общества, оно накладывало свой отпечаток  на любой вид деятельности, в том  числе и на само отношение человека к труду. Средневековый ученый в Западной Европе - это, как правило, монах или клирик. Почти все авторы натурфилософских трудов писали сочинения на богословские темы. Естественно, что человек, одновременно являвшийся и богословом и ученым, был способен перенести формально-упорядочивающие принципы и интуиции, выработанные в рамках одной системы знания,  в другую, подобно тому как одни и те же методы математики используются в настоящее время в разных дисциплинах.

   Динамичное  развитие технических усовершенствований, введение и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве новых технологий не могло не сказаться на духовном климате средневековья, в том числе и на научном творчестве. Но это влияние не было прямым. Наука в средние века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышление, при непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения, крайне редко - эксперимента, видела свою роль не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания. В этом отношении средневековая наука была антиподом как науки нового времени, так и средневековой техники. Поэтому не технические достижения и проблемы не имели непосредственного влияния на средневековую науку, не она, в свою очередь, не оказывала сколько-нибудь заметного воздействия на развитие техники. Но опосредованное влияние техники и технологии на развитие науки было огромным. Во-первых, были созданы предпосылки для расширения социальной базы науки. Слой буржуазии, растущий в процессе урбанизации Европы, оперативно утилизируют технические нововведения. Благосостояние населения, несмотря на затяжные периоды экономического спада, возрастают. Все это постепенно подготавливает условия для последовавшего в XVI - XVII вв. взрыва научной активности. Во-вторых, создавалась особая атмосфера предприимчивости, формировались новые практические установки по отношению к природе, новые ценностные регулятивы.  
 

  1. Византия-Хранительница  древних знаний.

   1.1 Византийская империя.

   Византийская  империя получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324—330 гг. император Константин основал  новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии, — Константинополь. Название «Византия» появилось позже. Сами византийцы называли себя римлянами — «ромеями», а свою империю — «ромейской». Византийские императоры официально именовали себя «императорами ромеев», и столица империи долгое время называлась «Новым Римом». Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия во многом была продолжением Римской империи, сохранившим традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому Византию IV — VII вв. нередко называют Восточной Римской империей.

   Территория  империи превышала 750 000 кв. км. На севере ее граница проходила по Дунаю до его впадения в Черное море, затем — по побережью Крыма и Кавказа. На востоке она тянулась от гор Иберии и Армении, примыкала к рубежам восточного соседа Византии — Ирана, вела через степи Месопотамии, пересекая Тигр и Евфрат, и далее вдоль пустынных степей, населенных североарабскими племенами, на юг — к развалинам древней Пальмиры. Отсюда через пустыни Аравии граница выходила к Айле (Акабе) — на побережье Красного моря. Здесь, на юго-востоке, соседями Византии были южноарабские племена, Химьяритское царство — «Счастливая Аравия». Южная граница Византии шла от африканского побережья Красного моря, вдоль пределов Аксумского царства (Эфиопия), пограничных с Египтом областей, населенных полукочевыми племенами влеммиев , и далее — на запад, по окраинам Ливийской пустыни в Киренаике, где с Византией граничили воинственные мавретанские племена авсуриан и макетов.

   1.2 Образование и наука

   Все важнейшие  отрасли знания в Византийской империи  в основном продолжали и развивали  наследие классической Греции эллинистического и римского периода; этому наследию придавалась богословская направленность или же оно перерабатывалось в соответствии с христианским вероучением. Развитие научной теории, однако, приостановилось: ведь основой античной науки являлась философия, которая в средние века уступила место богословию. В силу того, что «мировоззрение средних веков было по существу теологическим», а «церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления», светские науки обычно принимали в Византии, как и повсеместно в средневековье, богословскую окраску; сведения по естествознанию, географии, математике, истории зачастую можно найти в богословских сочинениях. Особенность средневековых наук состояла также в том, что редко кто из мыслителей (то же имело место и в древности) ограничивался какой-либо одной областью знания: большинство занималось наукой в широком смысле слова; многие писали сочинения по философии, богословию, математике, медицине — словом, по ряду наук, позднее дифференцировавшихся.

   Византийская  школа была хранительницей традиций. Византийцы пренебрегали экспериментом. Это пренебрежение основывалось на четкой теоретической основе: византийцы считали, что опыт и наблюдение лишь скользят по поверхности явлений, тогда как спекулятивные рассуждения, основанные на авторитетах — Библии, трудах отцов церкви, сочинениях проникнуть в суть вещей, видных античных философов, — позволяют к источнику знания. Истинность не подлежала проверке — она была априорно дана в лучших из книг.

   Математические  расчеты широко применялись в  астрономии, которая имела первостепенное значение для навигации и при  определении календарных дат, необходимом, например, для исчисления налогового обложения, а также для церковной хронологии. Летописцам важно было определить год «сотворения мира», от которого велся счет всей светской и богословской исторической хронологии; кроме того, духовенству требовалось знать точные даты главных событий жизни Христа (его рождение, крещение и пр.), к которым приурочивались церковные службы и праздники. Самым значительным из последних был праздник пасхи: в соответствии с ним устанавливались дни празднования многих событий церковного года. Специальные приемы вычисления времени этого наиболее чтимого в церковном календаре праздника являлись довольно сложными. Они были связаны с серьезной математической обработкой результатов астрономических наблюдений.

   Учеными сочинениями по географии в глазах византийцев были только описания земли, составленные античными авторами, например Страбоном. Сочинения эти изучались и комментировались на всем протяжении византийской истории. Но для практических нужд государства, церкви и торговли составляются и сочинения другого рода, посвященные описанию земли и современных той эпохе стран и народов. Ряд сочинений принадлежал купцам, описавшим виденные ими страны и собравшим сведения о путях сообщения.

   В Византии рассматриваемого времени появился ряд произведений по зоологии и ботанике. В них либо описывались чудеса животного мира далеких стран (Индии), либо содержались сведения, предназначавшиеся для практических надобностей, связанных с сельским хозяйством.

   Химия в IV—VII вв. развивалась наиболее плодотворно в практическом своем применении — поэтому для изучения ее истории важны рецепты, использовавшиеся ремесленниками в процессе производства. Теория химии развивалась в пределах алхимии, считавшейся тайной, священной наукой о трансмутации металлов с целью производства и увеличения объема серебра и золота, а также о философском камне — чудодейственном средстве, которое якобы должно было превращать в золото другие металлы, служило бы панацеей от всех болезней, способствовало продлению жизни. Несомненно, что в ранней Византии были известны специальные знаки для обозначения химических веществ; эти знаки не имели магического характера, но заменяли современные нам химические формулы.

   Основой медицинских знаний на протяжении всего  существования Византийской империи служили сочинения двух великих медиков древности: Гиппократа (ок. 460—377 гг. до н. э.) и Галена (131—201 гг.). Извлечения из сочинений этих двух античных авторов входили во вновь составлявшиеся компиляции и сохранились во множестве списков.

   Важнейшей особенностью византийского просвещения  рассматриваемого периода следует  считать постепенную замену унаследованной от эллинистического периода системы  языческого образования новой системой, создававшейся под покровительством церкви в интересах монархии. Стараясь искоренить языческое образование и заменить его христианским, церковь в то же время заимствует методику, сложившуюся в течение сотен лет в античной и эллинистической Греции.

   Начальное образование состояло из изучения орфографии, основ арифметики и грамматики, под которой разумели ознакомление с произведениями классических авторов, в первую очередь с «Одиссеей» и «Илиадой» Гомера. Со временем наряду с Гомером стали читать книги Ветхого и Нового завета, а особенно тщательно учили Псалтирь, которая в течение многих веков служила первой книгой для чтения не только в Византии, но и на Руси.

   За  общей начальной ступенью обучения следовало обучение в высшей школе. Светские науки, изучавшиеся в высшей школе согласно предложенной еще Платоном (в его «Республике») системе, распределялись по двум группам, а именно: «тривиум», включавший грамматику, риторику и диалектику, и «квадривиум», состоявший из арифметики, музыки, геометрии и астрономии. Однако круг византийских научных штудий не ограничивался отраслями знания, входившими в эти циклы. Кроме них, изучали право, медицину, а также богословие.

   Высшие  учебные заведения контролировались императорской властью. Имелись  и частные школы. Согласно традициям, обучение велось устно, урок импровизировался преподавателем. Приблизительно до V в. н. э. сохранялся и принятый в античной Греции прием чтения вслух изучаемого текста. Лишь в V в., в связи с распространением монашества, считавшего молчание одной из высших христианских добродетелей, переходят к чтению про себя. Важнейшим методом обучения был экзегетический метод, т. е. толкование, комментирование сочинений, избранных для изучения.

   Особую  роль играло юридическое образование, поскольку юристы были очень нужны в государственном аппарате. Право являлось одним из главных предметов преподавания в Афинской, Александрийской и Бейрутской школах.

   Уголовное право и судопроизводство не изучались. Метод преподавания был целиком  экзегетическим и страдал беспорядочностью и неполнотой. В результате обучения студенты не получали никаких практических навыков.

   Развитие  филологических наук было тесно связано  с потребностями образования, и  происходило преимущественно в  процессе изучения и комментирования  произведений античной литературы, а  позднее также — произведений ранней христианской литературы.

Информация о работе Византия - хранительница древних знаний