Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:04, реферат
Динамичное развитие технических усовершенствований, введение и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве новых технологий не могло не сказаться на духовном климате средневековья, в том числе и на научном творчестве. Но это влияние не было прямым. Наука в средние века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышление, при непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения, крайне редко - эксперимента, видела свою роль не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания.
Введение……………………………………………………………… 3 стр.
1. Византия-Хранительница древних знаний………………………. 5 стр.
1.1 Византийская империя …………………………………………… 5 стр.
1.2 Образование и наука……………………………………………… 6 стр.
1.3 Изобретения и достижения ……………………………………… 12 стр.
2. Грамматик Фотий …………………………………………………. 16 стр.
3. Лев Математик ………………………………………………………21 стр.
Заключение ……………………………………………………………. 25 стр.
Список использованной литературы………………………………….26 стр.
Интронизация состоялась 25 декабря 857, в день Рождества Христова. Правил св. Фотий дважды: 857-867 и 877-886 гг. Патриарх держался того же примирительного действия, как и прежде патриархи Тарасий, Никифор, Мефодий. Не идти против течения, а управлять течением - во имя благоденствия Церкви и государства - было стремлением Фотия.
С императором
Михаилом III Фотий все время
находился в наилучших
Время
правления св. Фотия было отнюдь
не спокойным. Восшел на первосвятительский
престол Фотий после
Св. патриарх
Фотий принадлежал к
Творчество св. Фотия Константинопольского - выдающегося богослова, ученого-энциклопедиста, экзегета и проповедника, занимает значительное место в святоотеческом наследии. К сожалению, его творения сейчас практически малоизвестны русскому православному читателю.
Во-первых, одним из главных и ценных трудов, оставшихся нам в наследие от патриарха Фотия, является его знаменитая "Библиотека" (это название дано уже издателями этого памятника). Это своеобразный «конспект» книг, которые он читал. А читал Фотий как христианских, так и языческих авторов. Всего "Библиотека" содержит 280 таких "конспектов" ("кодексов"), сопровождаемых обычно критическими заметками патриарха, относящимися к содержанию и литературной форме этих произведений, а также к характеру миросозерцания их авторов. Всего в «Библиотеке» упоминается около 400 названий. Данный труд патриарха Фотия имеет важнейшее значение для патрологической науки, ибо он сохранил ценные сведения о тех памятниках церковной письменности, которые ныне утеряны. Труд был написан еще до того, как Фотий стал патриархом, и не предназначался для издания.
Далее, замечательное и очень мало использованное творение «Ответы Амфилохию», своему другу и ученику, где изложены глубины православного учения. «Ответы» посвящены разным вопросам, два из которых посвящены вопросам триадологии.
«Мистагогия (тайноведение) Св. Духа» — книга, содержащая опровержение латинского учения об исхождении св. Духа (Filioque). Сохранились также и письма к различным лицам на дипломатические и богословские темы.
Фотий оставил после себя собрание проповедей, отличающихся крайней многословностью и представляющих, в основном, лишь исторический интерес. Так, в двух проповедях сообщается о знаменитом походе «руссов», дошедших до самых стен Константинополя (861 г.). Согласно сообщению Фотия в его окружном послании восточным патриархам (866 г.), некоторые из руссов обратились в христианство. Одна из проповедей посвящена собору, низложившему папу Николая (867 г.).
Фотий был высокообразованным, знал не только в совершенстве философию, но и богословие.. Когда споры о Филиокве были в самом разгаре, в 60-е годы, св.Фотий кратко, но четко изложил суть Православного учения против этой ереси в двух документах, в двух посланиях. Одно было Окружным посланием, а другое было обращено к патриарху Аквилейскому, имя которого неизвестно.
Вопрос этот имел длинную предысторию, связанную с разногласиями в троичном богословии между Востоком и Западом, а также с целым рядом политических и церковных недоразумений. Проблема Filioque обсуждается Фотием также в его книге «Мистагогия», которую он написал уже в преклонном возрасте, удалившись от дел. По мнению Фотия, расхождения между богословием и исповеданием веры быть не должно и добавление Filioque к Символу веры вне всяких сомнений равносильно изменению догматического содержания веры. В своей книге Фотий полемизирует с западным богословом Ратрамном Роттердамским, написавшим трактат в оправдание Filioque. Фотий определил аргументы латинянина как противоречащие доводам логики, догматическому богословию и св. Преданию. Свою аргументацию Фотий строил на утверждении единства природы и ипостасного различия между Лицами Троицы: Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца, и в этом — самобытность Лиц св. Троицы.
В отношении
обрядов характерно следующее высказывание
Фотия в письме папе: «Что утверждено
через определения Вселенских соборов,
то все должны сохранять. Но что какой-либо
из отцов частным образом
После смерти Василия I (886) Фотий был вынужден отречься от престола по настоянию нового императора Льва VI, который передал патриарший престол своему 18-летнему брату Стефану. Умер Фотий в ссылке в 896 г.
В заключение следует еще раз подчеркнуть огромное историческое влияние Фотия как церковного деятеля. Врядли найдется еще такой человек, который проявил себя столь блистательно и многогранно во многих областях деятельности человека. Его значение велико для науки – исторической прежде всего. Фотий был великим богословом, в богословском отношении последователи шли уже по его стопам (Филиокве). Он был блистательным политиком и ученым. Его значение как ученого (особенно его «Библиотеки») очень велико, но было признано лишь в более поздние времена. О многих произведениях письменности мы бы так никогда и не узнали, если бы не его «Библиотека». Его современники скорее видели в нем крупного богослова, хотя некоторые — особенно монахи, поддерживавшие Игнатия, — относились критически к его занятиям «внешней» (т.е. светской) философией и к его облику как гуманиста и политика. Его твердость и решимость в отношении Рима и его притязаний дают нам пример подражания. Позже уже св. Марк Эфесский выразит это словами: «Все, что касается веры, никогда не решается путем компромиссов». Фотий видел истинный корень противоречий между Византией и Ватиканом и мог четко это выразить. Фотию принадлежит заслуга в первом крещении русов. Исторически мы много узнаем о нашем прошлом именно из его творений. Поэтому для науки как исторической, так и богословской он его наследие является истинным сокровищем, а для Церкви он является святым человеком, который предстательствует о нас пред Богом.
Лев Математик и Философ — один из самых крупных византийских ученых. Он родился в Константинополе в конце VIII века. Хотя он приходился племянником знаменитому Иоанну Грамматику, учителю императора Феофила и последнему иконоборческому патриарху (в 837–843 гг.), однако вырос, по-видимому, в бедности и не имел возможности учиться у хороших преподавателей. В юности, получив начальное образование и окончив курс грамматики и поэтики, он отправился на остров Андрос, где учился у одного монаха риторике, философии и арифметике, попутно собирал и переписывал книги по окрестным монастырям, занимаясь самообразованием.
Вернувшись в столицу, Лев занялся частным преподаванием, продолжая жить довольно бедно. В начале 830-х гг. один из его учеников, попав в плен к арабам и поразив халифа Мамуна своим знанием математики, сообщил халифу о том, что учился у Льва. Мамун послал Льву письмо, приглашая его приехать к арабам, чтобы научить их всяческой премудрости: "Как по плоду дерево, так по ученику познаем мы учителя. Добродетелью и глубиной познаний превзойдя науку о сущих, ты остался неизвестен своим согражданам, не пожинаешь плодов мудрости и знания и не получил от них никакой чести. Так не откажись прийти к нам и обучить нас своей науке. Если так будет, склонит перед тобой весь сарацинский род, а даров и богатств получишь столько, сколько никто никогда не получал". Однако Математик не захотел покидать родину и, опасаясь держать у себя письмо от врага Империи, сообщил о послании Мамуна патрикию Феоктисту, бывшему в то время хранителем императорской чернильницы. Феоктист сообщил о Льве императору Феофилу (829–842) и тот, пригласив к себе Льва и побеседовав с ним, был восхищен его глубокими познаниями и назначил его преподавателем на государственном содержании в училище для юношей при храме Сорока мучеников.
В это же время, по-видимому, Лев принял участие в благоукрашении дворца, где император хотел сделать всякие диковинки — например, трон с механическими зверями, дерево с поющими птицами. Кроме того, Льву приписывается изобретение способа передавать с восточной границы сигналы разнообразного содержания с помощью специально сделанных часов, которые были поставлены на одно и то же время и одни помещены в приграничной крепости, а другие — во дворце в Константинополе; на каждый из двенадцати часов было назначено свое сообщение (набег врагов, пожар и т.п.), так что в течение часа с помощью цепи огневых маяков сообщение могло дойти до императора.
В 840 г. Лев был назначен архиепископом в Фессалоники (Солунь); по-видимому, именно тогда он постригся в монахи; рукополагал его патриарх Иоанн Грамматик. На кафедре Лев пробыл до 843 г., когда все иконоборцы после торжества православия (11 марта) были низложены, и Философ вернулся в столицу. Хотя этот эпизод говорит о том, что Лев в какой-то момент присоединился к иконоборцам, однако очевидно, что он не был особенно привязан к их доктрине: сохранившаяся проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы, произнесенная им в Фессалониках 25 марта 842 г., показывает, что Лев продолжал чтить иконы, даже присоединившись к еретикам, — добрая половина проповеди посвящена чуду исцеления девочки, в котором иконы играли значительную роль.
Лишившись
сана и кафедры, Лев, вероятно, какое-то
время занимался частным
Судя по всему, у Льва был свой кружок учеников, где изучали греческую философию и литературу, занимались стихосложением, писали эпиграммы на произведения античных авторов. Философ имел обширную библиотеку, однако о ее составе теперь трудно судить; с уверенность можно сказать, что у него были творения Платона, Порфирия, роман Ахилла Татия "Левкиппа и Клитофонт", трактаты по механике Кирина и Маркелла, о конических сечениях Аполлония Пергского, по астрономии Феона Александрийского и по геометрии Прокла Ксанфского, а также произведения Птолемея (принадлежавшая Льву рукопись дошла до наших дней и является одной из древнейших известных минускульных рукописей), Архимеда, Евклида. По-видимому, именно благодаря Льву некоторые из этих рукописей дошли до нас: он был одним из первых, кто начал в IX в. переписывать древние научные и философские книги и тем самым посодействовал сохранению многих произведений античных авторов. За любовь к наследию античности Лев даже получил прозвище Эллин.
Кроме проповеди на Благовещение, до нашего времени дошли научные заметки Льва и некоторые эпиграммы.
Лев также прекрасно знал и тексты Священного Писания, и творения отцов Церкви, как например св. Григория Богослова — в своей проповеди на Благовещение он цитирует его целыми выдержками.
Многие тогда поражались его мудрости и тому, как он превзошел все науки, и вот, как передают, он сказал одному из своих близких: "Грамматикой и поэтикой я овладел, будучи в Константинополе, а риторикой, философией и наукой о числах - на Андросе. Там я встретил одного мудреца, от которого перенял начала и некоторые положения, но, поскольку чего хотел не нашел, принялся бродить по острову, посещал монастыри, выискивал и добывал пылящиеся там книги и, усердно изучая их на гребнях гор, дошел до вершин знания, а когда насытился науками, снова вернулся в царственный Город и начал сеять семена знаний в умы жаждущих".»