Владимирская земля в XVI – XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:09, реферат

Описание

Данную тему я выбрала потому, что мне интересен сам по себе Владимирский край, а на 16-17й век особенно хотелось обратить внимание, так как именно в этот период произошло немного больше событий, чем в остальные века. Хотелось бы полностью раскрыть вопросы под номером 2 и 3. «Церковная реформа и церковный раскол во Владимирском крае» и «Смутное время и Владимирский край». Я постараюсь широко ответить на все вопросы и донести полноту информации до читателя.

Содержание

Введение.
1. Владимирская земля.
2. Александровская слобода – столица опричнины Ивана
Грозного.
3. Смутное время и Владимирский край.
4. Социально-экономическое развитие Владимирского края
в XVII в.
5. Церковная реформа и церковный раскол во Владимирском крае.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТ.ВЛ.КРАЯ..docx

— 45.38 Кб (Скачать документ)

          Министерство образования и науки Российской Федерации

                    Государственное образовательное учреждение

                         высшего профессионального образования

                  «Владимирский государственный университет

                                   имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»

 

                                   Кафедра истории и археологии

 

                            Реферат

                   На тему: «Владимирская земля в XVI – XVII вв.»

 

 

 

                                                                                                    

                                                                                                          Выполнила:

                                                                                                         ст. гр. СВ-111

                                                                                                          Костина Е.Н.

 

                                                                                                          Приняла:

                                                                                                          Акимова Т.М.

 

                                            

 

 

                                                Владимир 2011

                              План

  1. Введение.
  2. 1. Владимирская земля.

2. Александровская слобода – столица опричнины Ивана

Грозного.

3. Смутное время и Владимирский край.

4. Социально-экономическое развитие Владимирского края

в XVII в.

5. Церковная реформа и церковный раскол во Владимирском крае.

     3. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Данную тему я выбрала  потому, что мне интересен сам  по себе Владимирский край, а на 16-17й век особенно хотелось обратить внимание, так как именно в этот период произошло немного больше событий, чем в остальные века. Хотелось бы полностью раскрыть вопросы под номером 2 и 3. «Церковная реформа и церковный раскол во Владимирском крае» и «Смутное время и Владимирский край». Я постараюсь широко ответить на все вопросы и донести полноту информации до читателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Владимирская земля.

Владимир – город с  тысячелетней историей. Заложен он в конце X века киевским князем Владимиром Святославичем на высоком берегу р. Клязьмы, на границе Залесья и Ополья. В начале XII века город укреплён Владимиром Мономахом, а в середине XII в. Владимир становится столицей Владимиро-Суздальского княжества, всей Северо-Восточной Руси.

Белокаменные памятники XII в. – Золотые ворота, кафедральный собор, княжеские и монастырские церкви – воплотили столичное  достоинство города, соединив во времени  «матерь городов русских» Киев и  будущую столицу Руси, а сначала  – «пригород» Владимира, Москву. Градостроительный  замысел князя-самовластца Андрея Боголюбского раскрывают летописи: Золотые ворота – «да будет память отечеству моему», Успенский собор – «хощу бо сей град обновити митрополиею», Боголюбово – «город камен в память себе», а сам Владимир – «да будет сей град великое княжение и глава всем».

Младший брат Андрея Всеволод Большое Гнездо сохранил и умножил  столичное великолепие города, создав детинец с Дмитриевским собором, Рождественский монастырь с белокаменным храмом, Княгинин монастырь в северо-западном углу города, а главную святыню княжества – Успенский собор – сделав ещё больше и краше.

Монголо-татарское завоевание XIII в. подорвало мощь Владимира: прекратилась зодческая традиция, забылись многие ремёсла, город запустел. Однако сохранил политическое первенство среди русских  городов: чтобы стать великим  князем, в это время требовалось  получить в Золотой Орде «ярлык»  на Великое владимирское княжение. В 1263 г. «зашло солнце земли Русской» – умер герой Ледового побоища, искусный дипломат и полководец, владимирский князь (1252–1263) Александр Ярославич  Невский (внук Всеволода Большое  Гнездо). В течение 460 лет, до перенесения  в Санкт-Петербург, его прах покоился в Рождественском монастыре г. Владимира.

С подъёмом Москвы Владимир подчинился новой столице. На рубеже XV–XVI вв. возобновляется строительство: это время оставило потомкам полный поэзии Успенский собор Княгинина монастыря.

В XVI–XVII вв. город выходит  из пределов древней крепости; вокруг заселяются слободы: за Золотыми воротами – Ямская, под Вознесенской горой  – Гончары, за р. Лыбедью и Студёной горой – Стрелецкие слободы, Боровок, Варварка, под Рождественским монастырём – Подмонастырская. Улицы города сплетались в живую, прихотливую вязь, а красной строкой в ней выступали приходские церкви. XVII век – время расцвета на Руси торгового посада – подарил Владимиру чудную Богородицкую церковь. В XVIII в., точно по волшебству, город наполнили каменные приходские церкви, заменившие деревянные: Вознесенская, Николо-Галейская, Троицкая, Николо-Кремлёвская, Никитская и др.

С учреждением в 1778 г. Владимирской губернии Владимир – губернский центр  – получил новый «прожектированный» план, утверждённый в 1781 г. План предусматривал расширение границ, регулярную сетку улиц, каменное гражданское строительство. В 1785–1790 гг. было построено здание для губернской администрации – Присутственные места. А перед ним предполагался «сад стриженых деревьев» (парк «Липки» устроен лишь на рубеже XIX–XX вв.) Центральная улица Большая – владимирский Невский проспект – стала обстраиваться частными каменными домами. Здесь целый квартал занял Гостиный двор, напротив вырос дом приказа общественного призрения (где сначала жил губернатор), у Золотых ворот – почтовая контора, на восточной окраине – Инвалидный дом, напротив Присутственных мест – Дворянское собрание и мужская гимназия, вблизи Дмитриевского собора – губернаторский дом. Постепенно Владимир обретал красивый, благоустроенный облик губернского города, сохраняя при этом величие старины и обаяние исторического ландшафта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Александровская слобода – столица опричнины Ивана Грозного.

Александровская слобода… И в памяти оживают яркие страницы истории нашего государства, связанные с именем первого русского царя, государя всея Руси. Это он, Иван Грозный, в середине XVI столетия неожиданно избирает слободу опричной столицей и почти двадцать лет правит отсюда государеву власть. Но первым свое внимание на Александровскую слободу обратил его отец - великий московский князь Василий III, определив ее судьбу на многие времена.

Время правления этих двух крупнейших государственных деятелей вошло в историю как время  становления молодых европейских  государств, в том числе и Российской державы, которая играла все более  заметную роль в этих процессах. В  водоворот бурных политических событий  оказалась втянута и Александровская  слобода. Василий III по примеру западноевропейских монархов решил построить «русский Версаль» и выбрал для этого Александровскую  слободу. Очарованный красотой ее природы, богатством охотничьих угодий, близостью  к духовной обители, месту своего крещения - Троице-Сергиевой лавре, великий московский князь направил в слободу лучших русских и  итальянских мастеров, руками которых  был создан Московский Кремль. В  кратчайший срок, с 1508 по 1513 год, они  возвели роскошный « европеизированный» загородный дворец. Запись об освящении  главного храма новой резиденции - Покровской церкви - и завершении строительства  всего государева двора положила начало летописной истории Александровской  слободы. Василий III приезжал сюда для  увеселений, загородных пиров, отдыхал  во время богомольных разъездов, руководил канцелярией, принимал послов казанского хана Сафа-Гирея.

После смерти Василия III Александровская  слобода переходит во владение его  жены-красавицы Елены Глинской. Иван Грозный, рано потерявший родителей, венчавшийся  на русский престол в семнадцатилетнем возрасте, по-особому относился ко всему, что было оставлено ему  в наследство. В слободе царь решал  важнейшие государственные дела: в 1558 году чествовал отличившихся в Ливонской войне, в 1563 году - встречал посланника из Ливонии от польского короля Сигизмунда II, отсюда отправлял посольства в земли Ногайскую и Черкесскую. За год до введения опричнины по приказу царя в Александровскую слободу был доставлен ящик с документами, касающимися внешней политики Русского государства.

В декабре 1564 года загородная правительственная резиденция становится столицей Российского государства. Это было связано с отъездом Ивана IV из Москвы, где все сложнее было пребывать в окружении, стремившемся ограничить самодержавную власть. В одном из посланий к Андрею Курбскому царь замечает, что жил в Московском Кремле «аки червь во пламени». Летописи донесли подробности «большого царского поезда». В Александровскую слободу государя сопровождали избранные бояре и дворяне, приказные люди, 40-тысячное войско, имущество, разместившееся на четырех тысячах саней. Целый месяц (с 3 декабря по 3 января) москвичи пребывали в неведении относительно последующих шагов Ивана IV. Этот «месяц недоумений» в обострившейся политической борьбе сыграл свою роль. Когда гонец прибыл в Москву с грамотами от царя, в слободу была поспешно собрана делегация. Челобитная, которую привезли представители высшего духовенства и боярства, была принята царем с условием: «двор и весь обиход сделать особый» - опричный. Так было положено начало опричнине.

Становление России, ее государственности, самодержавной власти и православия  проходило в ожесточенной политической борьбе, отмеченной огнем, мечом, кровью, неслыханной жестокостью. В Александровской  слободе, центре опричнины, государственные  дела чередовались с изуверскими  пытками, казнями, принятием решений  о разорительных походах на Новгород, Тверь, Торжок, Клин. Но слобода вошла  в историю не только как «кровопийственный град». Под влиянием византийских идей и обычаев, носителем которых была бабка царя Софья Палеолог, московский государь, приняв титул самодержца всея Руси, старался облечь его в соответствующие царские формы. Ярчайшим выражением этого стала Александровская слобода. Здесь жили и творили лучшие иконописцы и зодчие, воздвигшие удивительный по красоте и величию дворцово-храмовый ансамбль, который уступал своим великолепием лишь Московскому Кремлю. Светские и церковные постройки были украшены выдающимися образцами русской монументальной живописи - фресковыми росписями, изысканными резными белокаменными рельефами. В Александровской слободе была открыта первая в стране провинциальная печатня, где ученик Ивана Федорова - Андроник Тимофеевич Невежа - выпустил в 1577 году «Псалтырь Слободскую». В год празднования 480-летия Александровского кремля на территории музея-заповедника был установлен памятный знак, посвященный этому важному для России событию. При государевом дворе работала книгописная мастерская, где составлялся Лицевой летописный свод. Иван Грозный, будучи человеком просвещенным, имел одну из богатейших библиотек, основу которой составляли редчайшие книги, доставшиеся в наследство от Софьи Палеолог. Знаменитое собрание древних книг до сих

пор не найдено. Многие склонны  считать, что следы знаменитой Либерии  Грозного затерялись именно здесь.

В Александровской слободе  по указу царя со всех концов страны были собраны лучшие певцы, музыканты, среди которых крупнейшие мастера  хорового пения - Иван Нос, Федор Христианин. Сам государь также принимал участие  в «сочинительстве» музыки. Сохранились  созданные им стихиры с надписью: «Творение царя Иоанна».

Государев двор в слободе  включал в себя царские хоромы, дворцы бояр, хозяйственные постройки, царский сад, уникальную систему  прудов и шлюзов, заполнявшую водой  оборонительный ров. В Александровской  слободе работали различные дворцово-казенные ведомства, опричная дума, царский суд, шло управление иностранными делами и дипломатической службой. В  новой царской резиденции Иван IV принимал послов из Швеции, из Австрийской  империи, из Речи Посполитой, слобода ведала сношениями с Англией. Здесь впервые после многовекового ордынского молчания был осуществлен прорыв в Европу.

Особый интерес представляют российско-датские отношения. Иван IV пытался укрепить дипломатические  связи с Данией брачными узами. Тринадцатилетняя дочь Владимира Старицкого (двоюродного  брата царя) Мария была выдана замуж  за сына датского короля герцога Магнуса. После неудачной попытки стать королем Лифляндии, опасаясь преследований членов его семьи со стороны Грозного, Магнус перешел на сторону поляков.

Неудачный исход сделки с  Магнусом не укрепил российско-датские отношения. В обстановке неприкрытой враждебности датский посол Якоб Ульфельдт прибыл в 1578 году в Россию и был принят царем в Александровской слободе, где подписал договор между Россией и Данией. Эта поездка стала личной трагедией посла: Фредерик II отказался ратифицировать договор. Впечатления об Александровской слободе, о русском царе - «жестоком фараоне» посол отразил в своей книге «Путешествие в Россию датского посланника Якоба Ульфельдта». Она иллюстрирована гравюрами, на одной из них - единственное изображение Александровского кремля. На другой показан обряд «крестного целования», который Ульфельдт подробно описал: «После зачтения трактатов повелел царь положить их в чашу, поверх трактатов положил он распятие, которое и поцеловал в знак того, что будет соблюдать их».

Одним из известнейших изображений  первого русского самодержца является портрет из собрания Национального  музея города Копенгагена (Дания). Его  копию наряду с хорошо знакомым бюстом Ивана Грозного, выполненным М.М. Герасимовым, и уникальной парсуной царя XVII века можно увидеть в нашем музее.

Незаурядная и противоречивая личность русского царя всегда привлекала внимание соотечественников, иностранцев, вызывая многовековые споры. С одной  стороны, Иван IV - выдающийся государственный  деятель, один из просвещеннейших европейских монархов, талантливый военачальник, писатель-публицист, а с другой - один из жесточайших правителей средневековья. «Характер Иоанна... есть для ума загадка», - писал Н.М. Карамзин, готовый «усомниться в истине самых достоверных о нем известий».

Информация о работе Владимирская земля в XVI – XVII вв