Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:00, научная работа
Целью данной работы является изучение особенностей пребывания декабристов в Забайкалье и рассмотрение влияния, которое оказали участники восстания на жизнь края.
Для достижения цели будут использованы следующие задачи:
1. Рассмотреть жизнь декабристов в период их ссылки в Забайкалье.
2. Проанализировать отношения декабристов с местными жителями, выявить положительное влияние на жизнь забайкальцев.
Введение • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 2
Глава 1. Из истории декабристов
§1. Когда и где возникло слово "Декабристы" • • • • • • • • • • • • • • 3
§2. Первая революционная мысль в России • • • • • • • • • • • • • • • • 7
Глава 2. Практическая часть. "Во глубине сибирских руд…"
§1. Переезд декабристов в Забайкалье • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 9
§2. Благодатский рудник • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 12
§3. Пребывание декабристов в Чите. Читинский острог • • • • • • 17
§4. Переход декабристов из Читинского острога в Петровский завод • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 26
§5. Петровский завод • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 35
§6. Декабристы, жившие и умершие на поселении в Забайкалье 44
§7. Жёны декабристов. "Строки истории – строки любви" • • • • 50
§8. О домах жён декабристов в Петровском заводе • • • • • • • • • • 60
Заключение • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 66
Литература • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 67
Страдая лично от ярма деспотизма, декабристы всё-таки являлись светлым лучом в этом тёмном царстве людей, брошенных в полную зависимость от местных сатрапов[32]. В случаях разных злоупотреблений, они находили способы борьбы, и их вмешательство и защита часто были действенными. Зато загнанное и обиженное заводское трудовое население отвечало декабристам чистосердечною привязанностью, бескорыстной любовью. "Эти отверженцы общества, – говорит М.Бестужев, – были большею частью жертвы бесчеловечия помещиков или начальников, то отчаяния оскорбленного отца, мужа или жениха"[33].
Полуголодные оборванные детишки постоянно увивались около декабристов, исполняя их различные поручения. Эти поручения сопровождались богатыми подарками.
"Мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию". Эти слова В.И.Ленина начертаны на мемориальном памятнике декабристам, установленном на привокзальной площади в городе Петровск-Забайкальском (работы А.А.Мелетеева).
На старом кладбище города находится могила-склеп жены декабриста Н.М.Муравьёва Александры (Александрины) Григорьевны, скончавшейся здесь 22 ноября 1832 года. Рядом со склепом – надгробие над могилой декабриста А.С.Пестова, умершего 25 декабря 1833 года.
В 1839-ом году кончился срок заключения декабристов в каземате Петровского завода. Очень многие из них, осужденные на меньшие сроки, оставляли Петровск-заводскую тюрьму значительно ранее.
Декабристы, выходящие из тюрьмы по окончании срока заключения, отправлялись на поселение в различные места Сибири и получали там возможность входить в более близкое соприкосновение с местным населением.
§6. Декабристы, жившие и умершие на поселении в
Забайкалье.
Из декабристов жили на поселении в Забайкалье (мы имеем в виду и территорию теперешней Б.М. АССР, т. е. Западное Забайкалье или Прибайкалье):
Аврамов Павел Васильевич – в Акше;
Завалишин Дмитрий Иринархович – в Чите;
Лунин Михаил Сергеевич – в Акатуе;
Братья Бестужевы Николай и Михаил Александровичи и Торсон Константин Петрович – в Селенгинске;
Горбачевский Иван Иванович – в Петровском заводе;
Кюхельбекер Михаил Карлович и его брат Вильгельм (друг Пушкина, обучавшийся вместе с ним в Царскосельском лицее) – в Баргузине;
Глебов Михаил Николаевич – в Кабанске;
Братья Борисовы Пётр и Андрей Ивановичи – в селе Подлопатках;
Оболенский Евгений Петрович – в селе Турунтаевском;
Шимков Иван Фёдорович – в селе Батуринском;
Муравьёв Александр Николаевич и Андреев Андрей Николаевич – в Верхнеудинске.
Большая же часть декабристов были разбросаны на поселение по деревням около двух центров – Иркутска и Тобольска. Получив, как поселенцы, назначенные им по закону 15 десятин земли, декабристы занялись сельским хозяйством. Но в зависимости от индивидуальных особенностей каждого из них и от местных условий жизнь декабристов на поселении сложилась далеко неодинаково. Много работающий в области изучения истории Сибири, в частности Прибайкалья, Владимир Гирченко в своей брошюре "Прибайкалье" даёт нам следующие сведения о жизни поселившихся здесь декабристов: "Из декабристов, поселенных в Прибайкалье, особенно выделялись своей хозяйственной деятельностью братья Бестужевы и Торсон. Бестужевы и Торсон поселились в 5-ти верстах от города (Селенгинска), ниже по течению Селенги, на её берегу, в сельской местности в соседстве с бурятами. Скоро они сблизились с селенгинсим небольшим обществом, вошли в колею местной жизни, стали принимать участие во всех местных интересах, вопросах и развлечениях. Бестужевы в широких размерах вели сельское хозяйство, занявшись между прочим новою для края отраслью животноводства – разведением тонкорунных овец (мериносов), доведя размеры стада до 600 голов. Торсон знакомил местных жителей с улучшенными сельскохозяйственными машинами, поставил мельницу и молотилку. Михаил Бестужев изобрел особый вид экипажа, приспособленный для езды по горным дорогам Прибайкалья – "сидейку". Желая, чтобы это изобретение сделалось полезным для всего края, он организовал мастерскую для изготовления образцовых сидеек. Работавшие под его руководством около 30 человек из русской и бурятской молодёжи обучились столярному, кузнечному и другим ремёслам.
Но особенной талантливостью почти во всех областях технической и умственной деятельности отличался Николай Бестужев, который был одинаково искусным механиком, портным, сапожником, литейщиком, художником и писателем. Он изобрёл печь нового устройства, много работал по усовершенствованию хронометров (особый вид часов, отличающихся необыкновенной точностью), для проверки которых по звёздам он устроил обсерваторию с телескопом собственной работы, вёл образцовое огородничество, изучал местный край, изучал, между прочим, Гусиное озеро и проводил наблюдения над землетрясениями, которые так часто происходят в Прибайкалье.
Поселенные в Селенгинске декабристы занимались, кроме того, обучением детей селенгинских обывателей, благодаря чему тамошняя, а также и кяхтинская молодёжь выросшая под влиянием декабристов, в течение многих лет носила на себе отпечаток этого благотворного влияния.
Вообще Бестужевы и Торсон много способствовали поднятию Селенгинска, маленького захолустного городка, в умственном и экономическом отношениях.
Поселенный в Петровском заводе И.И.Горбачевский был для Петровского завода тем, чем были для Селенгинска Бестужевы и Торсон. Высокие личные качества Горбачевского, его доброта и светлый ум сделали его центром немногочисленного местного общества и снискали ему любовь и уважение всего местного населения. В образовавшемся около Горбачевского кружке читались русские журналы и книги, а также заграничные издания. Горбачевский получал между прочим "Колокол" и "Полярную Звезду" – журналы, издававшиеся в Лондоне Герценом. Особенно много в образовательном отношении получила от Горбачевского жаждавшая просвещения местная молодёжь. Горбачевский был источником света и знания и для самого юного поколения Петровского завода: он занимался с детьми своих знакомых и других обывателей, заводских служителей и канцеляристов. Гуманность Горбачевского выражалась и в его участливом отношении к ссыльнопоселенцам, которым он оказывал как моральную, так и материальную поддержку. Благодаря своему авторитету, Горбачевскому удалось остановить исполнение, совсем уже было состоявшегося приговора волостного общества о выселении из завода евреев.
На заводе Горбачевский жил собственном домике. У него была небольшая мельница, приносившая чуть ли не убыток, так как в хозяйственные операции постоянно вмешивалась доброта и доверчивость Горбачевского. Купив зерно, он размалывал его и муку раздавал в долг жителям завода и окрестным крестьянам, при чем долги поступали туго, а то и вовсе пропадали. Поэтому в своём хозяйстве Горбачевский кое-как сводил концы с концами. Будучи человеком небогатым, скорее даже бедным, Горбачевский не мог отказать в помощи бедняку, который у него просил. Случалось, у него у самого не было ни гроша, тогда он занимал у кого-либо из знакомых рубль, два, три, пять… и давал просившему. Когда в апреле 1961 года была объявлена воля заводским рабочим, для Горбачевского открылось новое обширное поле деятельности. Он много и горячо хлопочет об устройстве нового быта вышедших на свободу рабочих. Развившееся вдруг среди рабочих, предоставленных самим себе, пьянство сердит его. Влияя на знакомых рабочих, он направляет решения волостного схода, посредничает между рабочими и заводским начальством.
Горбачевский является также одним из ранних кооператоров Прибайкалья, потратив много усилий на открытие в Петровском заводе потребительской лавки, первой в Прибайкалье. Его же стараниями на заводе было открыто училище. В 1864 году Горбачевский был выбран в мировые посредники; это было официальный оформлением того положения, которое фактически он уже давно занимал в местной жизни.
Горбачевский и на поселении остался верным мятежному настроению своей юности и сохранил непримиримость и резкость ко всему, что было связано со старым порядком. Он никогда не считал дело декабристов ошибочным и всегда сожалел о его неуспехе.
Высоко гуманным характером отличалась также деятельность декабриста М.К.Кюхельбекера, поселенного в Баргузине. Он устроил в своём доме больницу и с успехом лечил всех обращавшихся к нему местных жителей. Эта бескорыстная и самоотверженная работа снискала ему огромную популярность, любовь и уважение со стороны населения баргузинского района, тем более что в ту эпоху официально организованной медицинской помощи сибирскому населению совершенно не было.
Неудачно сложилась жизнь на поселении декабриста М.Н.Глебова. Водворенный в Кабанске, вдали от товарищей декабристов Глебов, находившийся при том в тяжелых материальных условиях существования, скучал и жаждал освобождения. Дни его тянулись безотрадной чёрной полосой. Он умер в Кабанске в 1851 году насильственной смертью, будучи отравлен с целью ограбления.
Пребывание на поселении в Прибайкалье прочих декабристов (братья Борисовы, Оболенский, Вильгельм Кюхельбекер, Шимков, Муравьёв), которые были потом переведены частью в Иркутский район, частью в Западную Сибирь, было слишком кратковременным, чтобы оставить заметные следы в местной жизни.
Д.И.Завалишин, поселившийся в Чите, известен как сельский хозяин-землепашец, пытавшийся привить более культурные формы земледелия, и как публицист, писавший обличительные статьи, направленные против политики гр. Муравьёва-Амурского. По его инициативе в 1852 году было основано селение Атамановка. Среди местного общества, Завалишин, человек научно-образованный, пользовался весом и уважением, оказывая обуздывающее влияние на местных администраторов. Обличительная деятельность Завалишина не прошла ему даром: он был выслан из Читы в Казань, а оттуда переехал в Москву, где и умер.
Павел Васильевич Аврамов, бывший на поселении в Акше, там и скончавшийся в 1836-ом году, не оставил по себе таких следов, как другие декабристы. В его краткой биографии П.М.Головачёв так характеризует го личность: "Аврамов был добрый, общительный, весёлый человек. Он помогал другим, заступался за невинных и пользовался общей любовью".
Кроме М.С.Лунина, скончавшегося в 1845-ом году в Акатуе и Абрамова в 1836-ом году в Акше, в Забайкалье умерли следующие декабристы: А.Н.Андреев (в 1831 году в Верхнеудинске, сгорел при пожаре), А.С.Пестов (в 1833 году в Петровско-заводском каемате), К.П.Торсон (в 1851 году в Селенгинске), М.Н.Глебов (в 1851 году в Кабанске), Н.А.Бестужев (в 1855 году в Селенгинске), М.К.Кюхельбекер (в 1857 году в Баргузине) и И.И.Горбачевский (в 1869 году в Петровском заводе).
В Петровском же заводе скончалась: жена декабриста Н.М.Муравьёва – Александра Григорьевна, Анна Анненкова и младенец Фонвизин. В Селенгинске скончались: сын М.А.Бестужева – Николай и Мария Николаевна Бестужева. В Чите – жена декабриста Д.И.Завалишина Апполинария Семёновна и младенец Софья Волконская. Вот в кратких словах главное, что мы должны здесь сказать о пребывании и деятельности декабристов в Забайкалье.
Княгиня некогда – раба теперь она,
И с мужем чёрный хлеб делить осуждена,
И стужу зимнюю, и тяжкие лишенья,
И чашу горькую труда и унижения.
Альфред де Виньи.
§7. Жёны декабристов.
"Строки истории – строки любви".
Как известно, в Читинском остроге с февраля 1827 года по август 1830 года жили восемь жён "государственных преступников" – декабристов: А.Г.Муравьёва, Е.П.Нарышкина, А.В.Ентальцева, М.Н.Волконская, Е.И.Трубецкая, П.Е.Анненкова, А.И.Давыдова и Н.Д.Фонвизина.
В печатных источниках вопрос о сроках пребывания этих добровольных узниц или обходится вообще, или сообщаются довольно противоречивые данные.
Некоторые дополниельные данные можно получить, знакомясь с материалами государственного архива Забайкальского края. Прежде всего, это документы, уточняющие некоторые даты прибытия и отъезда жён декабристов.
По настоянию царя Комитет принял постановление, по которому "невинная жена, следуя за мужем-преступником в Сибирь, должна оставаться там до его смерти". А после смерти правительство не может "дозволить всем их вдовам возврат в Россию".
Любящих женщин это не остановило. Первой отчаянно ринулась в неизвестность княгиня Трубецкая. Едва фельдъегерская тройка повезла на восток её мужа, как отправилась туда и Екатерина Ивановна. Отец ей дал в провожатые своего секретаря, карету и крепостную. Выездной экипаж не выдержал дальней дороги и буквально рассыпался в Красноярске. Екатерина Ивановна вместе с провожатым пересела в тарантас и двинулась дальше. Приехав в Иркутск, она отправила гражданскому губернатору Цейдлеру письмо-заклинание. Слова о чувстве любви к другу и желание соединиться с ним привели губернатора в замешательство. Высокая жертвенность не умилила его, а напугала. Он тут же "забил тревогу". Мол, декабристы, отправленные под Иркутск, могут через жён общаться с миром. Жены могут отправлять письма не через губернатора, как указано, а другими путями. И вообще "делать тому подобные самовольные поступки, которые и за строжайшим надзором предупредить не предстоит возможности". В общем, губернатор был прав – так потом всё и случится.
Информация о работе Влияние декабристов на развитие Забайкальского края