Внешняя политика СССР в межвоенное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:10, реферат

Описание

На первом этапе (1920-1922 гг) советская Россия, отвоевав свое право на существование, решала две проблемы: налаживание отношений с независимыми советскими республиками и политическое урегулирование с соседними странами послевоенных вопросов.
На этом этапе внешней политики через экономическую и военную слабость России, она не была активной в отношениях со странами Запада. Последние в свою очередь не спешили проявлять инициативы в налаживании отношений с Россией. Параллельное мирное сосуществование России и стран Запада становилось политической реальностью.

Содержание

1. Внешняя политика СССР в 20-е годы.
1.1. Стремление преодолеть международную изоляцию страны.
Генуэзская конференция. Гаагская конференция.
1.2. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.
2. Внешняя политика СССР в 30-е годы.
2.1. Договор о коллективной безопасности и взаимопомощи.
2.2. Договор о ненападении СССР и Германии.
2.3. Переговоры СССР с Англией и Францией.
2.4. Переговоры с Германией. Пакт о ненападении.
2.5. Договор о дружбе и границе (сентябрь 1939).
2.6. Война с Финляндией.
2.7. Расширение территории СССР (1939-1940).
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Внешняя политика СССР в межвоенные годы.docx

— 54.63 Кб (Скачать документ)

План.

 

1. Внешняя политика СССР  в 20-е годы.

1.1. Стремление преодолеть международную изоляцию страны.

Генуэзская конференция. Гаагская конференция.

1.2. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

2. Внешняя политика СССР  в 30-е годы.

2.1. Договор о коллективной безопасности и взаимопомощи.

2.2. Договор о ненападении  СССР и Германии.

2.3. Переговоры СССР с Англией и Францией.

2.4. Переговоры с Германией.  Пакт о ненападении.

2.5. Договор о дружбе  и границе (сентябрь 1939).

2.6. Война с Финляндией.

2.7. Расширение территории  СССР (1939-1940).

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внешняя политика СССР в 20-е годы.

 

Внешняя политика СССР в межвоенный период прошла два этапа.

 На первом этапе (1920-1922 гг) советская Россия, отвоевав свое право на существование, решала две проблемы: налаживание отношений с независимыми советскими республиками и политическое урегулирование с соседними странами послевоенных вопросов.

На этом этапе внешней политики через экономическую и военную  слабость России, она не была активной в отношениях со странами Запада. Последние  в свою очередь не спешили проявлять  инициативы в налаживании отношений  с Россией. Параллельное мирное сосуществование  России и стран Запада становилось  политической реальностью.

Первой страницей внешней политики России был Рижский мирный договор (18 марта 1921 г.), который одновременно стал и последней страницей иностранной  военной интервенции на территорию России. Россия пошла на серьезные  уступки, согласилась на отторжение территории Западной Украины и Западной Белоруссии. Они переходили под управление Польши. Россия обязалась выплатить  Польше 30 млн. руб. золотом за участие  Польши в хозяйственной жизни  Российской империи.

 

 

    1. Стремление преодолеть международную изоляцию страны.

 

Со своей стороны правительства  стран Запада и, прежде всего, Англия обещали предоставить России помощь в восстановлении народного хозяйства, понимая под этим реставрацию  капиталистического строя в России. Д. Ллойд Джордж в 1920 г. признавал, что  им не удалось восстановить капитализм в России с помощью силы, но он выражал надежду на "спасение России с помощью торговли". Первой попыткой с их стороны реализовать  эту задачу было приглашение советской  России в 1922 г. к участию в работе Генуэзской международной экономической конференции с участием всех европейских государств.

Правительство Советской России дало согласие на предложение стран Запада. Ленин при этом предупредил правительственные круги стран Запада, что их попытки навязать условия России как побежденной стране - бесперспективны. Одновременно правительство советской России выразило желание обеспечить длительный мир и налаживания тесных экономических и дипломатических отношений с другими государствами на основе равноправия и взаимности.

Как известно, представители стран  Запада на конференции поставили  вопрос о признании Россией всех финансовых обязательств царского и  Временного правительств в отношении  иностранных государств и лиц, а  также о возвращении или компенсации  национализированной собственности  иностранцев в России. Предлагалось организовать особую "комиссию советского долга" и предоставить статус особого  режима иностранцам на территории России, получить "право полной свободы, не исключая свободу найма и увольнения рабочих на тех предприятиях, которые  им принадлежали до революции". Требование отмены монополии внешней торговли также была предъявлена ​​России. Эти требования стали условием со стороны стран Запада признания  и нормализации отношений с Россией.

Советская Россия, не проявив достаточной  взвешенности, не только отклонила  на конференции эти требования, но и выдвинула свои требования по возмещению убытков, совершенных армиями стран  Запада на территории России во время  военной интервенции.

 Таким образом, обе стороны диалога в Генуе - страны Запада и советская Россия - стали на путь конфронтации в международных отношениях, которая не прекращалась между ними на протяжении всего межвоенного периода.

 

На  Гаагской конференции (15.06 - 20.07. 1922 г.) к сожалению, сближение позиций не произошло. Попытки делегации России установить контакты с отдельными делегациями стран Западной Европы, как это имело место в Рапалло с Германией, были запрещены США. Международная изоляция Советской России стала реальностью.

При таких условиях процесс объединения  независимых советских республик  в единое государство стало вполне оправданным и необходимым. Внешняя  политика Советской России на этом направлении своей деятельности достигла желанной цели. После значительной политической, дипломатической подготовительной работы СНК РСФСР с РНК независимых  социалистических республики 30 декабре 1922 г. в Москве начал работу I Всесоюзный съезд советов, в работе которого приняли участие делегации от Украины, Белоруссии, Закавказских республик  и РСФСР. На нем было провозглашено  о создании нового союзного государства - СССР. С этого времени начался  процесс трансформации внешнеполитических отношений России с советскими республиками во внутриполитические отношения.

Причиной образования СССР была общность политических, экономических, военных интересов. СССР провозгласил новые цели и новые принципы своей внешней политики. Основной задачей внешней политики СССР было создание наиболее благоприятных условий для восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны. Официальными принципами для реализации этой фундаментальной задачи было провозглашено желание на равноправных основах реализовывать принцип мирного сосуществования государств с различным политическим и социально-экономическим строем, соблюдать политики невмешательства в их внутренние дела, а все проблемы, которые могли возникать, решать путем переговоров, а не войны.

 

 

1.2. Дипломатическое  признание СССР основными капиталистическими  странами.

 

Первым, чего не смогла достичь Россия, но достиг СССР в реализации своей внешнеполитической доктрины, - выход из международной изоляции путем дипломатического признания. С образованием СССР изменилось геостратегическое положение России.

Проблема дипломатического признания  нового государственного объединения, возникшего на евразийском континенте, была весьма непростой. Мировое сообщество шло на ее решения с некоторой опаской и даже тревогой. Отчужденность, произошедшей вследствие революции в России, затем попыток отдельных правительств Европы военной силой восстановить в России дореволюционный строй - все это с годами сглаживалось. Тем более что и руководство СССР практически смирилось с тем, что мировая социалистическая революция не произойдет в ближайшее время.

Это заставило руководство СССР уменьшить попытки вмешательства  во внутренние дела других государств. Кроме того, объективные потребности  развития как на Востоке, так и на Западе Европы требовали сотрудничества и, прежде всего, в экономической области. Все это, вместе взятое, на 1924 год сделало реальностью факт дипломатического признания СССР. Первой признала СССР Англия. Затем - Австрия, Греция, Швеция, Дания, Франция (как государство, которое признало население России). Далее началась цепная реакция в процессе дипломатического признания СССР.

Англия проявляла значительную активность на европейском континенте, и от того, что она признала СССР, зависело признание его другими государствами. Она приняла решение об установлении дипломатических отношений с СССР, перенеся решение вопроса о долгах Советского Союза на период после установления дипломатических отношений. Это была серьезная уступка со стороны Англии. Но и СССР дал письменное согласие на переговоры с Англией по вопросу долгов. Однако развитие торговых отношений между обоими государствами все же сдерживался из-за неурегулированных финансовых проблем.

Отношения СССР с Италией в те годы были достаточно активными. Впереди  шли бизнесмены Италии. Однако межгосударственные отношения не сложились. Политические реалии (в Италии у власти уже  были фашисты) не способствовали их развитию. Муссолини потребовал в обмен  на готовность установить дипломатические  отношения с СССР хороших концессий  с его стороны.

Интерес к налаживанию дипломатических  отношений с СССР был и у  правительств стран Латинской Америки. Мексика шла впереди этого процесса. Хорошей основой для этого было то, что между СССР и странами Латинской Америки не было никаких финансовых и материальных претензий. Вместе с тем, борьба народов СССР за свое право самим выбирать политический путь своего развития какой-то степени ассоциировался с борьбой народов Латинской Америки за свою национальную независимость.

Наибольшую сложность в процессе дипломатического признания СССР составляли США. Это государство не уступало требованиям по долгам России и требовало от СССР прекращения разрушительной пропаганды советской власти. Двусторонние торговые отношения развивались на уровне отдельных бизнесменов и торговых представительств СССР. Поездки частных лиц из США в СССР и наоборот (Горький, Маяковский) были довольно частыми.

Таким образом, на конец 20-х годов только США, как великая держава, не вступили в дипломатические отношения с СССР. Они, по-прежнему считали условием установления дипломатических отношений с СССР выполнения им международных финансовых обязательств.

Возникает вопрос, а были установлены  отношения СССР со странами Запада на равноправной основе? Формально, да. А фактически СССР, будучи слабым в  экономической, военной сфере, пришлось пойти на ряд уступок, как в  экономических вопросах, так и  в политических. На Западе это рассматривали  как аванс того, что СССР будет  проводить сдержанную внешнюю политику. К тому же в 20-е годы СССР экспортировал  в основном сырье и был во многом зависимым от импорта машин и оборудования. И это действительно было сдерживающим фактором в его внешней политике.

Дипломатическое признание СССР на западе было необходимым, но лишь первым шагом на пути двустороннего развития экономических, политических отношений. При этом следует иметь в виду, что страны Запада в принятии того или иного решения по СССР занимали консолидированную позицию (за исключением Германии).

В исторической литературе принято  считать, что основным препятствием на пути нормальных экономических отношений  была проблема долгов со стороны СССР. Конечно, эта проблема имела место. Однако, политическая система, которая  сложилась в СССР, была также неприемлема  для правительств стран Запада. Не имея возможности повлиять на ее изменение в 30-е годы военным путем, они использовали свои экономические возможности. Проблема долгов взята за основу в политическом давлении, цель которого была добиться изменения политического и экономического развития СССР.

Дополнительными средствами давления на СССР были разрыве дипломатических  отношений, террористические акты в  странах Европы против отдельных  организаций (АРКОС - 1927 г.), отдельных  лиц (убийство в 1927 г. Войкова в Варшаве). Все это неоспоримо усиливало  напряжение в международных отношениях СССР с европейскими странами.

К середине 20-х годов экономическое  и социально-политическое положение  СССР на основе реализации НЭП стабилизировалось. Это способствовало укреплению и  его международного авторитета. В 1926 г. был подписан советско-германский договор о нейтралитете. В том  же году был подписан аналогичный  договор с Литвой.

 

СССР проявил инициативу по разоружению европейских государств. Сама идея разоружения не была отклонена странами Западной Европы, но к тому времени они не были готовы к ее реализации. Обсуждение этого вопроса в Лиге Наций было использовано Советским Союзом для своего международного утверждения. В настоящее время СССР не будучи членом Лиги Наций, был приглашен для работы только в специальной комиссии по разоружению. В конечном счете, страны Запада отвергли предложение СССР и о частичном разоружении, с которой он выступил в 1928 г.

Присоединение СССР к пакту Бриана-Келлога в сентябре 1928 г. также следует рассматривать с позиции его приверженности к сохранению и укреплению мира в Европе. СССР первым его ратифицировал. Это ускорило ратификацию Пакта и другими участниками в 1929 г.

 

2. Внешняя политика  СССР в 30-е годы.

В течение первой половины 1932 г. СССР подписал пакт о нейтралитете и ненападении с Финляндией, Литвой, Эстонией и Польшей, а в ноябре 1932 г. подписал договор о ненападении с Францией.

Все вышеназванные шаги со стороны  СССР были обусловлены обострением  международной обстановки в Европе, особенно в связи с приходом к  власти в Германии Гитлера. В июне 1933 г. в Лондоне открылась международная  экономическая конференция. На ней  глава германской делегации потребовал передачи Германии Украины и других территорий Советского Союза. СССР заявил Германии официальный протест.

Настойчивость СССР в борьбе за сохранение мира способствовала тому, что 30 государств, членов Лиги Наций пригласили его вступить в эту организацию. 18 сентября 1934 СССР стал членом Лиги Наций.

16 ноября 1933 были установлены дипломатические отношения СССР и США. В том же году были установлены дипломатические отношения с Испанией, а в начале 1934 г. - с Чехословакией и Румынией.

Не удалось СССР наладить добрососедские отношения с Польшей. Этот факт будет  иметь негативные последствия в  конце 30-х годов. Приход к власти фашистского режима в Германии перечеркнул  все положительные достижения предыдущих лет в советско-германских отношениях. Правда, перед окончательным разрывом отношений был Пакт Молотова-Риббентропа  и договор о дружбе и границах.

Информация о работе Внешняя политика СССР в межвоенное время