Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:10, реферат
На первом этапе (1920-1922 гг) советская Россия, отвоевав свое право на существование, решала две проблемы: налаживание отношений с независимыми советскими республиками и политическое урегулирование с соседними странами послевоенных вопросов.
На этом этапе внешней политики через экономическую и военную слабость России, она не была активной в отношениях со странами Запада. Последние в свою очередь не спешили проявлять инициативы в налаживании отношений с Россией. Параллельное мирное сосуществование России и стран Запада становилось политической реальностью.
1. Внешняя политика СССР в 20-е годы.
1.1. Стремление преодолеть международную изоляцию страны.
Генуэзская конференция. Гаагская конференция.
1.2. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.
2. Внешняя политика СССР в 30-е годы.
2.1. Договор о коллективной безопасности и взаимопомощи.
2.2. Договор о ненападении СССР и Германии.
2.3. Переговоры СССР с Англией и Францией.
2.4. Переговоры с Германией. Пакт о ненападении.
2.5. Договор о дружбе и границе (сентябрь 1939).
2.6. Война с Финляндией.
2.7. Расширение территории СССР (1939-1940).
Список использованной литературы.
План.
1. Внешняя политика СССР в 20-е годы.
1.1. Стремление преодолеть международную изоляцию страны.
Генуэзская конференция. Гаагская конференция.
1.2. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.
2. Внешняя политика СССР в 30-е годы.
2.1. Договор о коллективной безопасности и взаимопомощи.
2.2. Договор о ненападении СССР и Германии.
2.3. Переговоры СССР с Англией и Францией.
2.4. Переговоры с Германией. Пакт о ненападении.
2.5. Договор о дружбе и границе (сентябрь 1939).
2.6. Война с Финляндией.
2.7. Расширение территории СССР (1939-1940).
Список использованной литературы.
Внешняя политика СССР в межвоенный период прошла два этапа.
На первом этапе (1920-1922 гг) советская Россия, отвоевав свое право на существование, решала две проблемы: налаживание отношений с независимыми советскими республиками и политическое урегулирование с соседними странами послевоенных вопросов.
На этом этапе внешней политики через экономическую и военную слабость России, она не была активной в отношениях со странами Запада. Последние в свою очередь не спешили проявлять инициативы в налаживании отношений с Россией. Параллельное мирное сосуществование России и стран Запада становилось политической реальностью.
Первой страницей внешней
Со своей стороны
Правительство Советской России дало согласие на предложение стран Запада. Ленин при этом предупредил правительственные круги стран Запада, что их попытки навязать условия России как побежденной стране - бесперспективны. Одновременно правительство советской России выразило желание обеспечить длительный мир и налаживания тесных экономических и дипломатических отношений с другими государствами на основе равноправия и взаимности.
Как известно, представители стран
Запада на конференции поставили
вопрос о признании Россией всех
финансовых обязательств царского и
Временного правительств в отношении
иностранных государств и лиц, а
также о возвращении или
Советская Россия, не проявив достаточной взвешенности, не только отклонила на конференции эти требования, но и выдвинула свои требования по возмещению убытков, совершенных армиями стран Запада на территории России во время военной интервенции.
Таким образом, обе стороны диалога в Генуе - страны Запада и советская Россия - стали на путь конфронтации в международных отношениях, которая не прекращалась между ними на протяжении всего межвоенного периода.
На Гаагской конференции (15.06 - 20.07. 1922 г.) к сожалению, сближение позиций не произошло. Попытки делегации России установить контакты с отдельными делегациями стран Западной Европы, как это имело место в Рапалло с Германией, были запрещены США. Международная изоляция Советской России стала реальностью.
При таких условиях процесс объединения
независимых советских
Причиной образования СССР была общность политических, экономических, военных интересов. СССР провозгласил новые цели и новые принципы своей внешней политики. Основной задачей внешней политики СССР было создание наиболее благоприятных условий для восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны. Официальными принципами для реализации этой фундаментальной задачи было провозглашено желание на равноправных основах реализовывать принцип мирного сосуществования государств с различным политическим и социально-экономическим строем, соблюдать политики невмешательства в их внутренние дела, а все проблемы, которые могли возникать, решать путем переговоров, а не войны.
1.2. Дипломатическое
признание СССР основными
Первым, чего не смогла достичь Россия, но достиг СССР в реализации своей внешнеполитической доктрины, - выход из международной изоляции путем дипломатического признания. С образованием СССР изменилось геостратегическое положение России.
Проблема дипломатического признания нового государственного объединения, возникшего на евразийском континенте, была весьма непростой. Мировое сообщество шло на ее решения с некоторой опаской и даже тревогой. Отчужденность, произошедшей вследствие революции в России, затем попыток отдельных правительств Европы военной силой восстановить в России дореволюционный строй - все это с годами сглаживалось. Тем более что и руководство СССР практически смирилось с тем, что мировая социалистическая революция не произойдет в ближайшее время.
Это заставило руководство СССР
уменьшить попытки
Англия проявляла значительную активность на европейском континенте, и от того, что она признала СССР, зависело признание его другими государствами. Она приняла решение об установлении дипломатических отношений с СССР, перенеся решение вопроса о долгах Советского Союза на период после установления дипломатических отношений. Это была серьезная уступка со стороны Англии. Но и СССР дал письменное согласие на переговоры с Англией по вопросу долгов. Однако развитие торговых отношений между обоими государствами все же сдерживался из-за неурегулированных финансовых проблем.
Отношения СССР с Италией в те годы были достаточно активными. Впереди шли бизнесмены Италии. Однако межгосударственные отношения не сложились. Политические реалии (в Италии у власти уже были фашисты) не способствовали их развитию. Муссолини потребовал в обмен на готовность установить дипломатические отношения с СССР хороших концессий с его стороны.
Интерес к налаживанию дипломатических отношений с СССР был и у правительств стран Латинской Америки. Мексика шла впереди этого процесса. Хорошей основой для этого было то, что между СССР и странами Латинской Америки не было никаких финансовых и материальных претензий. Вместе с тем, борьба народов СССР за свое право самим выбирать политический путь своего развития какой-то степени ассоциировался с борьбой народов Латинской Америки за свою национальную независимость.
Наибольшую сложность в
Таким образом, на конец 20-х годов только США, как великая держава, не вступили в дипломатические отношения с СССР. Они, по-прежнему считали условием установления дипломатических отношений с СССР выполнения им международных финансовых обязательств.
Возникает вопрос, а были установлены отношения СССР со странами Запада на равноправной основе? Формально, да. А фактически СССР, будучи слабым в экономической, военной сфере, пришлось пойти на ряд уступок, как в экономических вопросах, так и в политических. На Западе это рассматривали как аванс того, что СССР будет проводить сдержанную внешнюю политику. К тому же в 20-е годы СССР экспортировал в основном сырье и был во многом зависимым от импорта машин и оборудования. И это действительно было сдерживающим фактором в его внешней политике.
Дипломатическое признание СССР на западе было необходимым, но лишь первым шагом на пути двустороннего развития экономических, политических отношений. При этом следует иметь в виду, что страны Запада в принятии того или иного решения по СССР занимали консолидированную позицию (за исключением Германии).
В исторической литературе принято считать, что основным препятствием на пути нормальных экономических отношений была проблема долгов со стороны СССР. Конечно, эта проблема имела место. Однако, политическая система, которая сложилась в СССР, была также неприемлема для правительств стран Запада. Не имея возможности повлиять на ее изменение в 30-е годы военным путем, они использовали свои экономические возможности. Проблема долгов взята за основу в политическом давлении, цель которого была добиться изменения политического и экономического развития СССР.
Дополнительными средствами давления на СССР были разрыве дипломатических отношений, террористические акты в странах Европы против отдельных организаций (АРКОС - 1927 г.), отдельных лиц (убийство в 1927 г. Войкова в Варшаве). Все это неоспоримо усиливало напряжение в международных отношениях СССР с европейскими странами.
К середине 20-х годов экономическое и социально-политическое положение СССР на основе реализации НЭП стабилизировалось. Это способствовало укреплению и его международного авторитета. В 1926 г. был подписан советско-германский договор о нейтралитете. В том же году был подписан аналогичный договор с Литвой.
СССР проявил инициативу по разоружению европейских государств. Сама идея разоружения не была отклонена странами Западной Европы, но к тому времени они не были готовы к ее реализации. Обсуждение этого вопроса в Лиге Наций было использовано Советским Союзом для своего международного утверждения. В настоящее время СССР не будучи членом Лиги Наций, был приглашен для работы только в специальной комиссии по разоружению. В конечном счете, страны Запада отвергли предложение СССР и о частичном разоружении, с которой он выступил в 1928 г.
Присоединение СССР к пакту Бриана-Келлога в сентябре 1928 г. также следует рассматривать с позиции его приверженности к сохранению и укреплению мира в Европе. СССР первым его ратифицировал. Это ускорило ратификацию Пакта и другими участниками в 1929 г.
2. Внешняя политика СССР в 30-е годы.
В течение первой половины 1932 г. СССР подписал пакт о нейтралитете и ненападении с Финляндией, Литвой, Эстонией и Польшей, а в ноябре 1932 г. подписал договор о ненападении с Францией.
Все вышеназванные шаги со стороны
СССР были обусловлены обострением
международной обстановки в Европе,
особенно в связи с приходом к
власти в Германии Гитлера. В июне
1933 г. в Лондоне открылась
Настойчивость СССР в борьбе за сохранение мира способствовала тому, что 30 государств, членов Лиги Наций пригласили его вступить в эту организацию. 18 сентября 1934 СССР стал членом Лиги Наций.
16 ноября 1933 были установлены дипломатические отношения СССР и США. В том же году были установлены дипломатические отношения с Испанией, а в начале 1934 г. - с Чехословакией и Румынией.
Не удалось СССР наладить добрососедские отношения с Польшей. Этот факт будет иметь негативные последствия в конце 30-х годов. Приход к власти фашистского режима в Германии перечеркнул все положительные достижения предыдущих лет в советско-германских отношениях. Правда, перед окончательным разрывом отношений был Пакт Молотова-Риббентропа и договор о дружбе и границах.
Информация о работе Внешняя политика СССР в межвоенное время