Внешняя политика СССР в межвоенное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:10, реферат

Описание

На первом этапе (1920-1922 гг) советская Россия, отвоевав свое право на существование, решала две проблемы: налаживание отношений с независимыми советскими республиками и политическое урегулирование с соседними странами послевоенных вопросов.
На этом этапе внешней политики через экономическую и военную слабость России, она не была активной в отношениях со странами Запада. Последние в свою очередь не спешили проявлять инициативы в налаживании отношений с Россией. Параллельное мирное сосуществование России и стран Запада становилось политической реальностью.

Содержание

1. Внешняя политика СССР в 20-е годы.
1.1. Стремление преодолеть международную изоляцию страны.
Генуэзская конференция. Гаагская конференция.
1.2. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.
2. Внешняя политика СССР в 30-е годы.
2.1. Договор о коллективной безопасности и взаимопомощи.
2.2. Договор о ненападении СССР и Германии.
2.3. Переговоры СССР с Англией и Францией.
2.4. Переговоры с Германией. Пакт о ненападении.
2.5. Договор о дружбе и границе (сентябрь 1939).
2.6. Война с Финляндией.
2.7. Расширение территории СССР (1939-1940).
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Внешняя политика СССР в межвоенные годы.docx

— 54.63 Кб (Скачать документ)

Прибалтийские государства  в период между двумя мировыми войнами стали объектом борьбы великих  европейских держав (Англии, Франции и Германии) за влияние в регионе. В первое десятилетие после поражения Германии в Первой мировой войне в прибалтийских государствах существовало сильное англо-французское влияние, которому впоследствии, с началом 1930-х годов, стало мешать усиливающееся влияние соседней Германии. Ему, в свою очередь, пыталось противостоять советское руководство. К концу 1930-х Третий рейх и СССР стали фактически основными соперниками в борьбе за влияние в Прибалтике.

 

 

 

2.1. Договор о  коллективной безопасности и  взаимопомощи.

В декабре 1933 года правительствами Франции и СССР было выдвинуто совместное предложение заключить договор о коллективной безопасности и взаимопомощи. Финляндии, Чехословакии, Польше, Румынии, Эстонии, Латвии и Литве было предложено присоединиться к этому договору. Проект, получивший название «Восточный пакт», рассматривался как коллективная гарантия на случай агрессии со стороны нацистской Германии. Но Польша и Румыния отказались вступить в альянс, США не одобрили идею договора, а Англия выдвинула ряд встречных условий, включая перевооружение Германии.

Весной — летом 1939 года СССР вёл переговоры с Англией и Францией о совместном предотвращении итало-немецкой агрессии против европейских стран и 17 апреля 1939 предложил Англии и Франции взять на себя обязательства оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским странам, расположенным между Балтийским и Чёрным морями и граничащим с Советским Союзом, а также заключить сроком на 5—10 лет соглашение о взаимопомощи, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривавшихся государств (СССР, Англии и Франции).

Провал переговоров был  вызван различием интересов договаривающихся сторон. Так, англо-французские миссии получили от своих генеральных штабов подробные секретные инструкции, в которых определялись цели и  характер переговоров, — в записке французского генерального штаба говорилось, в частности, что вместе с рядом политических выгод, которые получили бы Англия и Франция в связи с присоединением СССР, это позволило бы вовлечь его в конфликт. Советский Союз, рассматривавший по крайней мере две прибалтийские республики — Эстонию и Латвию — как сферу своих национальных интересов, отстаивал на переговорах эту позицию, но не встретил понимания у партнёров. Что же касается правительств самих прибалтийских государств, то они предпочли гарантии со стороны Германии, с которой они были связаны системой экономических соглашений.

В июне 1939 года Эстония и Латвия заключили с Германией договора о ненападении (с СССР обе страны заключили договора о ненападении ещё в 1932 году). Черчилль сказал по этому поводу: «Таким образом, Гитлеру удалось без труда проникнуть вглубь слабой обороны запоздалой и нерешительной коалиции, направленной против него».

В этой ситуации одновременно с проведением переговоров с  Великобританией и Францией, Советский  Союз летом 1939 года активизировал шаги к сближению с Германией. Результатом  такой политики стало подписание 23 августа 1939 договора о ненападении между Германией и СССР. Согласно секретному дополнительному протоколу к договору, Эстония, Латвия, Финляндия и восток Польши были включены в советскую сферу интересов, Литва и запад Польши — в сферу интересов Германии.

В конце августа 1939 г. над миром словно разорвалась бомба: еще вчерашние враги - СССР и Германия - неожиданно для всех подписали договор о ненападении. Начало этого исторического явления, видимо, нужно искать с того времени, когда СССР был исключен из процесса Мюнхенского соглашения и провала на лето 1939 г. Политики коллективной безопасности в Европе. Замена министра иностранных дел М. Литвинова (3 мая 1939 г.) на В. Молотова также было знаковым в этом отношении. Это был конец эпохи борьбы СССР за коллективную безопасность. СССР, подписав Пакт о ненападении, изменил политику коллективной безопасности на политику своего нейтралитета в случае войны в Европе. Договор о границах и дружбе между Германией и СССР от 28 сентября 1939 г. был еще одним тому подтверждением.

СССР был вынужден пойти на эти  весьма рискованные и непопулярные шаги. Ведь международная политическая изоляция СССР была вполне реальным явлением при такой же реальной угрозе войны  против СССР со стороны Германии и  Японии. Кстати, У. Черчилль охарактеризовал  советско-германский договор как "в  высшей степени реалистичный со стороны  СССР".

Отныне СССР попал в моральную  изоляцию. Антифашисты Европы и Америки  не могли понять и поддержать такие  действия советской дипломатии. В  международных отношениях возникло совершенно другое положение, из которого пытались получить выигрыш как СССР, так и Германия. Было ясно, что договор носит временный характер, и он будет существовать до тех пор, пока это будет выгодно его участникам.

В СССР была запрещена антифашистская пропаганда. Наоборот, была попытка  показать фашистскую Германию как друга. Видимо, этим можно объяснить решение  советского правительства передать Германии десятки немецких и австрийских  антифашистов.

Таким образом, внешняя политика СССР в межвоенный период была направлена ​​на то, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для решения важных экономических и социальных проблем. Пути достижения этого были разные - от курса на всеобъемлющее разоружение - с двусторонними соглашениями, отдельные из которых не всегда позитивно воспринимались мировой общественностью. СССР смог лишь оттянуть начало войны против него со стороны Германии. Сама война для советского народа, учитывая советско-германские хорошие отношения конца 30-х годов, была совершенно неожиданной.

 

 

2.2. Договор о ненападении  СССР и Германии.    

В конце 1938 года неизбежность новой войны  в Европе стала совершенно очевидной. Нападение Италии на Эфиопию в 1935, германо-итальянская интервенция против республиканской Испании и их помощь франкистам в 1936-1938 гг., аншлюс Австрии в 1938, агрессивная политика Японии – союзницы Германии и Италии – на Дальнем востоке, Мюнхенский сговор 1938 года, - все эти акты агрессии указывали на близость нового крупномасштабного вооруженного конфликта. В этой обстановке большинство европейских стран, стремясь обезопасить себя, ведут "двойную игру", пытаясь одновременно заключить договор о ненападении с Германией и создать "систему безопасности" вместе с СССР.     

Советский Союз в этой ситуации также не был  исключением. Надо сказать, что у  него существовали предпосылки к  сближению как с Англией и  Францией, так и с Германией. К  числу первых можно отнести, во-первых, участие СССР в различных мирных пактах и конвенциях 20-х – 30-х годов наряду с Англией, Францией и США, Советско-Французский и Советско-Чехословацкий договоры о взаимопомощи (1935); во-вторых, агрессивная по отношению к Союзу политика стран Тройственного союза. Германия и Япония заключили Антикоминтерновский пакт в 1936г., к тому же Япония вела военные действия против СССР (начавшись еще летом 1938 г., они продолжались вплоть до осени 1939г; ожесточенные сражения произошли в августе 1938г. в Восточной Сибири в районе озера Хасан, а затем в Монголии, где длившиеся несколько месяцев наземные и воздушные бои в районе Халхин-Гола закончились победой советских войск. 15 сентября 1939 г. было заключено перемирие). С другой стороны, 6 декабря 1938г. в Париже Франция и Германия подписали Договор о ненападении; в 1938 г. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии состоялся без участия СССР; все это можно было расценить как попытку стран Запада направить агрессию Германии против Советского Союза. В конечном итоге это привело к тому, что СССР, как и другие государства, проводил двойную политику.

2.3. Переговоры СССР с Англией и Францией. 

 

    Весной 1939 СССР проводит переговоры  о европейских  гарантиях и создании системы  безопасности с Францией и Великобританией. Последние всячески стремились затянуть переговоры, чтобы выяснить намерения Германии и в то же время воспрепятствовать советско-германскому сближению. СССР согласился присоединиться к декларации о "безусловных гарантиях", предоставленных Францией и Великобританией Польше, однако Польша отвергла возможность любого соглашения, допускавшего присутствие советских войск на ее территории. 17 апреля 1939г. Союз предложил Англии и Франции заключить трехстороннее соглашение, военные гарантии которого распространялись бы на всю Восточную Европу от Румынии до Прибалтики, но западные страны по-прежнему уклонялись  от  решения этого вопроса. 29 июня "Правда" опубликовала статью, подвергавшую резкой критике политику английского и французского правительств; через два дня они дали согласие включить страны Балтии в сферу действия гарантий при условии аналогичных гарантий в отношении Швейцарии, Голландии и Люксембурга. Однако переговоры опять провалились: упоминавшиеся в договоре государства не желали таких "гарантий". Англичане и французы согласились обсудить с СССР военные аспекты предстоящего соглашения, и для этого направили своих представителей в Москву. Но прибывшие 11 августа делегаты не обладали достаточными полномочиями для переговоров по таким важным вопросам, и 21 августа советская сторона перенесла переговоры на более поздний срок.

 

2.4.Переговоры  с Германией. Заключение пакта о  ненападении.    

К этому времени советское руководство  окончательно решило пойти на сближение  с Германией. Еще в апреле советский посол в Берлине заявил о желании Союза установить самые хорошие отношения с Германией, несмотря на обоюдные идеологические расхождения. Спустя две недели был смещен М. Литвинов, приложивший немало усилий для обеспечения коллективной безопасности, а его пост был передан Молотову. В это же время Германия поручает своему послу в Москве Шуленбургу заняться подготовкой переговоров с СССР в связи с решением Германии оккупировать Польшу.     

20 мая состоялась первая беседа  Молотова с Шуленбургом, в ходе  которой Молотов заявил, что "для успеха экономических переговоров [которые велись еще с 1938 года] должна быть создана соответствующая политическая база", но при этом уклонился от каких-либо конкретных предложений. На встрече 17 июня между Астаховым (временный поверенный по делам СССР в Германии) и Шуленбургом уже германский дипломат убеждал в необходимости улучшения политических связей. Окончательный перелом во взаимоотношениях между странами произошел в конце июля; в этот момент активизируются советско-германские переговоры на разных уровнях.     

К началу августа Сталин и Молотов  уже располагали сведениями о  том, что подготовка Германии к нападению  на Польшу уже вступила в завершающую  фазу, однако продолжали вести переговоры как с Англией и Францией, так  и с Германией. Рейх же, готовясь к началу войны и стремясь избежать военных действий на два фронта, предпринимает шаги к ускорению переговоров. Узнав о направлении в Москву французской и британской миссий, немецкая сторона дала понять, что соглашение с Германией по ряду вопросов территориального и экономического характера отвечало бы интересам советского руководства. 14 августа Риббентроп сообщил о своей готовности прибыть в Москву для заключения политического соглашения, а 15 августа состоялась очередная встреча Молотова с Шуленбургом. Советское правительство дало принципиальное согласие на заключение договора с Германией, однако потребовало внести в предложение некоторые уточнения. 16 августа Риббентроп потребовал, чтобы Шуленбург снова встретился с Молотовым и сообщил, что Германия готова заключить пакт о ненападении сроком на 25 лет. На встрече 17 августа послу Германии был вручен ответ советского правительства, в котором выражалось согласие урегулировать отношения. Первым шагом к этому, как сообщалось в ответе, может стать заключение торгово-кредитного соглашения, вторым – заключение пакта о ненападении или подтверждение Договора о нейтралитете 1926 года. Также оговаривалась необходимость одновременного подписания специального секретного протокола, который определит интересы                                   

сторон  в том или ином вопросе внешней  политики. Молотов дал понять, что  Сталин находится в курсе переговоров,  и что вопрос с ним согласован. 19 августа Германия ответила подписанием  обсуждавшегося с конца 1938 года Торгового соглашения, предусматривавшего кредит в 200 млн. марок, а также пообещала потребовать от Японии прекращения военных действий и разграничить "сферы интересов" Германии и СССР в Восточной Европе.  Вечером того же дня Молотов вручил Шуленбургу проект пакта, в котором, однако, отсутствовала статья о его денонсации в случае нападения одной из договаривающихся сторон на третью державу. Приезд Риббентропа в Москву, намеченный на 26 августа, был ускорен по настоятельной просьбе Гитлера, направившего 20 августа личное письмо Сталину. Сталин и Молотов, получив это письмо, еще раз выслушали Ворошилова, доложившего о ходе переговоров с Англией и Францией; он подтвердил сообщения о контактах Берлина с Парижем и Лондоном, угрожавших широким антисоветским альянсом (известно, что в середине августа Англия и Германия вели секретные переговоры о поездке 23 августа Геринга на Британские острова для встречи с Чемберленом; предполагалось подписание "исторического соглашения", игнорировавшего интересы не только СССР и Польши, но, по-видимому, даже Франции), и в итоге дали согласие на приезд Риббентропа.  Во второй половине дня 23 августа министр иностранных дел Германии прибыл в Москву. Ночью того же дня Пакт о ненападении сроком на 10 лет, вступавший в силу сразу же после подписания (т.е., без его ратификации соответствующими органами), был подписан. Он сопровождался Секретным протоколом, разграничивавшим сферы интересов сторон в Восточной Европе.  

Дополнительный  протокол имел следующее содержание: 

  1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.
  2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.

Вопрос, является ли в обоюдных интересах  желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития…

Информация о работе Внешняя политика СССР в межвоенное время