Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 05:41, шпаргалка
Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.
Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.
Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.
1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
2. Государственный строй Киевской Руси.
3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.
4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.
5. Формы собственности, обязательства, право наследования в Древнерусском государстве.
6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древнерусском государстве.
7. Характеристика судебного процесса и система судебных ор¬ганов в Древнерусском государстве.
8. Государственно-политическая структура Руси в период фео¬дальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
10. Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по Псковской судной грамоте.
11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судеб¬нику 1497 г.).
13. Уголовное право, суд и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.
14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
19. 19.Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
20. Государственные реформы Петра I.
21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
22. Судебные и прокурорские органы России в XVIIIв. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по гу¬бернской реформе 1775 г.).
23. Право собственности, обязательства, право наследования в XVIII в.
24. Изменения в общественном строе России во второй полови¬не XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
27. Кодификация русского законодательства в первой половине XIXв. Роль М. М. Сперанского.
28. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
29. Крестьянская реформа 1861 г.
30. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
31. Военная реформа 1864–1874 гг.
32. Учреждение судебных установлений (новая система судоус¬тройства по судебной реформе 1864 г.).
33. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.).
34. Контрреформы 1880–1890 гг.
35. Государственная Дума и Государственный совет в начале XXв. (порядок выборов, структура, функции).
36. Изменения в государственном строе России в 1905–1907 гг. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
37. Милитаризация государственного аппарата в годы Первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
38. Февральская буржуазно-демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
39. Высшие органы власти и управления в октябре 1917—1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
40. Перестройка государственного аппарата в годы гражданской войны.
41. Конституция РСФСР 1918 г. (разработка, структура, избира¬тельная система, права и обязанности).
42. Создание основ гражданского права в 1917–1920 гг.
43. Создание основ семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опе¬кунском праве РСФСР 1918 г.
44. Развитие трудового права в 1917–1920 гг.
45. Создание основ земельного права в 1917–1920 гг.
46. Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие на¬чала по уголовному праву РСФСР 1919 г.
47. Создание судебных органов в 1917–1920 гг. Декреты о суде.
48. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
49. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
50. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности.
51. Развитие гражданского права в 1921–1929 гг. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
52. Развитие трудового права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.
53. Развитие уголовного права в 1921–1929 гг. Уголовные ко¬дексы РСФСР 1922 и 1926 гг.
54. Развитие семейного права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.
55. Развитие земельного права в 1921–1929 гг. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.
56. Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР 1923 г.
57. Конституция СССР 1936 г.: структура и особенности.
58. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
59. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.
60. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.
61. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.
62. Перестройка государственного аппарата и изменения в пра¬ве в период Великой Отечественной войны.
63. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг.
64. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.
65. Конституция СССР 1977 г.
66. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.
67. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.
1. отвод судей (поводы в ст. 664),
2.отвод до 12 присяжных заседателей без объяснительных причин
3. право на защиту со стороны адвоката
4. право с разрешения суда вызывать и дополнительных свидетелей, не включенных в предварительный список
5. получал свободный доступ по всем материалам, относившихся к данному делу
6. последнее слово
Завершалось судебное заседание выступлением прокурора, защитник выдвигал возражения, затем последнее слово подсудимого, затем суд удалялся в судебную комнату. Решение выносилось по большинству голосов. При равенстве голосов главное слово за председательствующим. В приговоре суд обязан был приводить все обстоятельства, на которых он основан, что важно для апелляции.
Ст. 9 указывает, что приговор мог быть либо обвинительным либо оправдательным. Ст. 14 – презумпция невиновности, которая предполагала, что всякий обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока вина его не будет доказана в суде и закреплена судебным приговором, вступившим в законную силу.
С
момента вручения копий приговора
давался двухнедельный срок для
обжалования приговора в
По истечении 2 недель срока либо вследствие признания неуважительной апелляционной или кассационной жалобы приговор вступает в законную силу. Следовала третья заключительная стадия – исполнение приговора, который подлежал исполнению тюремно-административными или полицейскими функциями. Исключение составляли приговоры, которые подлежали представлению на высочайшее усмотрение, то есть требовали утверждение царя (это о лишении всех прав состояния или особенных прав и преимуществ в отношении дворян, чиновников и лиц, имеющих определенные знаки отличия, пожалованные царем. СТ 930.
Особенность судопроизводства: жалобы могли быть как письменные, так и устными. Жалоба записывалась в протокол и подписывалась заявителем. Даже в уголовном процессе мировой судья должен был приложить все усилия для примирения. Судопроизводство устный и гласный характер. СТ89 2 случая, слушание могло быть закрытым (и в угол и в гр)
дела о преступлениях против прав семейственных
об оскорблении женской чести и других бесстыдных или соединенных (содеянных) соблазном действий
о поступках, возбуждается по жалобам частных лиц, когда обе стороны просят негласного разбирательства.
С середины 70-х гг. XIX в. Вновь возрастает крестьянское движение. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике. Контрреформы 1880-1890 гг. в России - это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т. д.
В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации. Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др. Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. Назначение осуществлялось губернатором и подлежало утверждению министром внутренних дел. Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем.
В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось. Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления.
В 1892 г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии. Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торговопромышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии. Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями.
Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту. С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков. Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров.
В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке.
С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сената с участием сословных представителей. В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.
Изменения государственного строя в результате революции 1905 г. выразились в создании общероссийского представительного органа - Государственной Думы (ГД).
Правовым основанием создания ГД стали Манифест об учреждении ГД; Учреждение ГД и Положение о выборах в ГД, подписанные царем 6 августа 1905 г. По этим документам ГД по сути являлась законосовещательным органом, зависимым от самодержавия. В ее компетенцию входили предварительная разработка и обсуждение законопроектов, которые далее направлялись в Государственный Созет (ГС) и затем – на утверждение императора.
• Выборы в ГД предполагалось проводить по трем избирательным куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и крестьян-домохозяев) на основе имущественных цензов по принципам сословности и многоступенчатости. Данная ГД получила название ≪Булыгинской≫ по имени ее разработчика, но так и не была созвана из-за революционных событий. Второй палатой Российского парламента стал реорганизованный Государственный Совет, половина которого назначалась царем, половина избиралась из имущих классов.
Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил создание законодательной ГД. Вводилась новая система выборов (многоступенчатая, по 4 куриям), по которой избирательные права получали и рабочие.
В результате выборов большинство в / ГД (27 апреля-8 июля 1906 г.) составили кадеты и октябристы. Из представителей крестьянства сложилась сильная фракция трудовиков, которые предлагали радикальное решение аграрного вопроса (ликвидацию помещичьего землевладения с безвозмездной передачей земли крестьянам), из-за которого 9 июля 1906 г. ГД была распущена.
// ГД (20 февраля - 3 июня 1907 г.) имела левое большинство, которое поддерживало решение аграрного вопроса, предложенного трудовиками. ГД была разогнана правительством в результате провокационного обвинения социал-демократов в подготовке государственного переворота.
/// ГД была созвана в результате единоличного и незаконного изменения императором избирательного закона. Большинство в ГД составили правые партии, послушные самодержавию. Данная ГД была настроена лояльно к императору и правительству, ее деятельность связана с именем П.А. Столыпина (министр внутренних дел, затем Председатель Совета министров), который успешно проводил через ГД политику, направленную на сохранение выборной думы с одновременным обеспечением интересов правящей бюрократии.
Перед Россией на рубеже XIX—XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от экономики до государственного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережитками.
Возникли и получили развитие монополии в промышленной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капиталах. Крупнейшие монополистические объединения действовали при участии англо-французских финансовых кругов.
Также следует отметить сильное отставание социально-экономического развития деревни. Сохранялись полукрепостнические методы эксплуатации крестьян, непомерно высокие платежи и т. д.
Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теряло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия.
К началу XX в. в России обострились национальные и национально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность: расширялось рабочее движение, происходили крупные крестьянские выступления. Поражение России в русско-японской войне 1904—1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.
На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали:
Манифест 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее: Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.
Манифест 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» :объявлялся переход страны к новому строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.
Основные законы 1906 г.:устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти. Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др.
Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились. Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей. Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством. Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.
Информация о работе Вопросы к экзамену по истории государства и права России