Вопросы к экзамену по истории государства и права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 05:41, шпаргалка

Описание

Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.
Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.
Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Содержание

1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
2. Государственный строй Киевской Руси.
3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.
4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.
5. Формы собственности, обязательства, право наследования в Древнерусском государстве.
6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древнерусском государстве.
7. Характеристика судебного процесса и система судебных ор¬ганов в Древнерусском государстве.
8. Государственно-политическая структура Руси в период фео¬дальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
10. Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по Псковской судной грамоте.
11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судеб¬нику 1497 г.).
13. Уголовное право, суд и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.
14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
19. 19.Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
20. Государственные реформы Петра I.
21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
22. Судебные и прокурорские органы России в XVIIIв. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по гу¬бернской реформе 1775 г.).
23. Право собственности, обязательства, право наследования в XVIII в.
24. Изменения в общественном строе России во второй полови¬не XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
27. Кодификация русского законодательства в первой половине XIXв. Роль М. М. Сперанского.
28. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
29. Крестьянская реформа 1861 г.
30. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
31. Военная реформа 1864–1874 гг.
32. Учреждение судебных установлений (новая система судоус¬тройства по судебной реформе 1864 г.).
33. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.).
34. Контрреформы 1880–1890 гг.
35. Государственная Дума и Государственный совет в начале XXв. (порядок выборов, структура, функции).
36. Изменения в государственном строе России в 1905–1907 гг. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
37. Милитаризация государственного аппарата в годы Первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
38. Февральская буржуазно-демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
39. Высшие органы власти и управления в октябре 1917—1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
40. Перестройка государственного аппарата в годы гражданской войны.
41. Конституция РСФСР 1918 г. (разработка, структура, избира¬тельная система, права и обязанности).
42. Создание основ гражданского права в 1917–1920 гг.
43. Создание основ семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опе¬кунском праве РСФСР 1918 г.
44. Развитие трудового права в 1917–1920 гг.
45. Создание основ земельного права в 1917–1920 гг.
46. Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие на¬чала по уголовному праву РСФСР 1919 г.
47. Создание судебных органов в 1917–1920 гг. Декреты о суде.
48. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
49. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
50. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности.
51. Развитие гражданского права в 1921–1929 гг. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
52. Развитие трудового права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.
53. Развитие уголовного права в 1921–1929 гг. Уголовные ко¬дексы РСФСР 1922 и 1926 гг.
54. Развитие семейного права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.
55. Развитие земельного права в 1921–1929 гг. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.
56. Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР 1923 г.
57. Конституция СССР 1936 г.: структура и особенности.
58. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
59. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.
60. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.
61. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.
62. Перестройка государственного аппарата и изменения в пра¬ве в период Великой Отечественной войны.
63. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг.
64. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.
65. Конституция СССР 1977 г.
66. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.
67. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.

Работа состоит из  1 файл

шпоры ИОГП.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

    В 1906 г. было принято новое положение  о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.

    В  1906 г., одновременно с учреждением  Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете. Государственный совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.

  1. Милитаризация государственного аппарата в годы Первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.

    Россия, преследуя внешнеполитические (новые территории, сфера влияния, международный рынок) и внутриполитические (отвлечение внимания народа, поддержание имиджа государства-защитника) цели, вступила в Первую мировую войну летом 1914 г. в союзе с Англией и Францией (Антанта).

    Участие России в войне потребовало приспособление государственного аппарата к военным условиям. На основании Положения о полевом управлении войск в военное время, для руководства военными действиями вводится Ставка Верховного Главнокомандующего. Ставка была ответственна только перед императором, при ней действовал Штаб, возглавлявшийся начальником.

    В задачи Главного штаба при Военном министерстве входило проведение мобилизации. В качестве новых форм управления промышленностью и капиталами были созданы военно-промышленные комитеты, в задачи которых входило распределение военных заказов, установление внутренней и внешней ценовой политики.

    В качестве чрезвычайных органов для  координации работы по отдельным направлениям были созданы Особые совещания. Они решали задачи по обороне государства, обеспечению топливом путей сообщения, государственных предприятий, работающих для целей государственной обороны, осуществляли надзор за предприятиями и контроль за госзаказами. Общественные организации объединились в Союз земств и городов (Земгор), который занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, участвовал в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

    IV Государственная Дума, имевшая правое большинство, поддерживала решения царского правительства, ее работа отличалась наличием прогрессивного блока, который выступал за создание ответственного перед Думой правительства при сохранении монархии. Война продиктовала изменения также в законодательстве и судебном устройстве. В гражданском праве были узаконены реквизиции и принудительные отчуждения для нужд фронта, запрещен экспорт, вводилось принудительное размещение военных заказов.

    В трудовом праве снимались ограничения на использование детского и женского труда, были введены сверхурочные работы. В уголовном праве усиливается ответственность военнослужащих за государственные преступления, актуальные в военное время (незаконные операции с оружием и снаряжением, шпионаж, дезертирство, уклонение от несения военной службы).

    Судопроизводство  характеризуется наличием военно-полевых судов.

  1. Февральская буржуазно-демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.

    В результате Февральской революции  произошли значительные изменения  в государственном строе России: свержение царизма и установление буржуазной республики.

    1 сентября 1917 г. Временное правительство (ВП) официально провозгласило Россию республикой. Окон

    чательно  вопрос о форме правления должно было решить Учредительное собрание, до созыва которого государственное управление было сосредоточено в руках ВП, считавшего себя преемником Совета министров.

    Были  упразднены старые государственные учреждения и созданы новые: Министерство труда, Министерство продовольствия, Экономический совет, Чрезвычайная следственная комиссия.

    Работа  ВП отличалась неустойчивостью и медлительностью, часто менялся состав ВП.

    Корниловский  мятеж подстегнул ВП на создание Демократического совещания, которое избрало Временный Совет Республики (Предпарламент). Некоторые историки полагают, что создание предпарламента было своеобразным политическим маневром для успокоения народных масс, на самом деле ВП хотело выиграть время, чтобы отложить созыв Учредительного собрания, надеясь на сохранение царского государственного аппарата, наличие которого устраивало буржуазию.

    Параллельно с установлением диктатуры буржуазии  в стране возникают иные органы власти - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Инициатива создания Советов исходила снизу, от народа, но позднее их возглавила социалистическая партия.

    Избранный Петроградский Совет возглавил систему Советов, которые позже составили конкуренцию ВП. Советы возникали по всей стране, в городах, селах, гарнизонах, воинских частях, на основе выборов, проходивших на съездах Советов. Исполнительными органами Советов являлись исполнительные комитеты (волостные, уездные, губернские). Систему возглавил Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), созданный на I Всероссийском съезде Советов в июне 1917 г.

    В результате сложилась обстановка двоевластия: с одной стороны ВП, с другой - Советы. Предпринимаемые попытки найти компромисс в вопросе управления страной проходили на фоне большевизации Советов, которые все более склонялись к революционным методам.

    Осенью 1917 г. в результате вооруженного восстания в Петрограде, организованного большевиками, произошел захват власти и // Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил себя высшим органом власти в стране.

    Для разработки законопроектов, обсуждения правовых вопросов и осуществления  работы по созыву Учредительного совещания  было сформировано Юридическое совещание  из представителей кадетов. Хотя в него входили крупнейшие юристы России, оно не смогло подняться выше классовых интересов, стремилось сохранить царские законы, сословные привилегии. Временное правительство принимало меры к укреплению карательной системы.

    Оно сохранило основные звенья царской судебной системы. Судебными органами в России были: Сенат, судебные палаты по уголовным и гражданским делам, окружные суды и мировая юстиция. Временное правительство упразднило лишь наиболее ненавистные народу верховный уголовный суд и особое присутствие в Сенате, а в судебных палатах заменило сословных представителей присяжными заседателями.

    Под влиянием демократического движения по приказу министерства юстиции в Петроградской губернии и во многих других городах были созданы "временные суды" в составе мирового судьи и двух заседателей от рабочих и солдат. Позднее временные суды были распущены. Для судебно-прокурорских должностей устанавливался стаж рабочих в судебном ведомстве от 4 до 10 лет, что обусловило превращение судов в буржуазно-помещичьи органы.

    Административный  суд был создан для рассмотрения дел по конфликтам между органами самоуправления и комиссарами Временного правительства, а также жалоб на должностных лиц. Назначенные в суды старые судебные работники не разбирали конфликт по существу, а проверяли лишь законность действий должностных лиц.

    Полиция после февральской революции  была реорганизована в земскую и  городскую милицию под общим руководством Главного управления по делам милиции.

    Практически Временное правительство сохранило  действие старого законодательства. С окончанием двоевластия оно начало репрессии против большевиков на основе Уголовного уложения 1903 года, в которое внесло дополнения. Дополнения заключались в том, что к ответственности привлекались не только посягнувшие на свержение верховной власти, но и те, кто лишал ее возможности осуществлять власть (демонстрантов).

    Государственный аппарат временного правительства, в т.ч. и суды, были в руках буржуазии орудием давления на народные массы и расправы над революционно настроенными рабочими и солдатами.

    Нормотворческая деятельность временного правительства  свелась к частным поправкам  старых царских Законов с целью  усиления борьбы с революционным движением.

    В начале деятельности Временное правительство под давлением революционных масс предприняло меры по смягчению политического режима.

    Была  объявлена амнистия по делам политическим и религиозным, свобода слова, печати, союзов собраний и стачек, отмены сословные, вероисповедные и национальные ограничения, объявлена подготовка Учредительного собрания, отменена смертная казнь как мера наказания с заменой на срочную и бессрочную каторгу, отменены наказания розгами, наложение актов и надевание смирительных рубашек на ссыльных и арестованных, отменены наказания за оскорбление царя и членов императорской фамилии.

    Но в период нарастания кризиса буржуазной власти и развитие революционного движения, Временное правительство проводило контрреволюционную политику. 

    Позднее вновь была восстановлена смертная казнь на фронте и создают "военно-революционные" суды.

    Эти меры были направлены, прежде всего, против партии большевиков, революционных  масс и их организацией.

    Широко  применялась внесудебная расправа. Министр внутренних дел и военный министр получили право заключать под стражу лиц, действие который представляется им особо угрожающими внутренней безопасности и обороне государства. Они имели право без суда высылать лиц, действия которых кажутся им или их представителям на местах опасными.

  1. Высшие органы власти и управления в октябре 1917—1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.

    Параллельно с ликвидацией старых органов  власти проходило формирование нового государственного аппарата.

    На // Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов была установлена следующая система органов государственной власти и управления: Всероссийский съезд Советов – представительный орган советской власти; Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) - действовал в перерывах между съездами; Совет народных комиссаров (СНК) являлся правительством.

    Законодательную власть осуществляли Съезды Советов и ВЦИК, исполнительную - СНК. Учредительное собрание, созванное 5 января 1918 г., отказалось признать преобразования большевиков и было разогнано.

    В январе 1918 г. на III съезде Советов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в соответствии с которой Россия была объявлена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой - РСФСР. В качестве организации власти закреплялась система Советов, в качестве системы государственного устройства - федерация национальных республик.

    На  Съезде были провозглашены социализация земли отмена частной собственности на землю, принципа уравнительного землепользования (Декрет о земле). Для удержания власти в декабре 1917 г. большевиками был создан карательный орган – Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), обладавшая неограниченными правами (от ареста и следствия до вынесения приговора и приведения его в исполнение).

    Рабоче-крестьянская милиция, созданная в октябре 1917 г., осуществляла охрану общественного порядка. С октября 1917 г. по февраль 1918 г. происходило утверждение системы Советов на местах - триумфальное шествие советской власти. Местные Советы проводили в жизнь декреты центральной власти, осуществляли реквизицию, создавали судебные органы и вооруженные отряды.

    В качестве чрезвычайных мер формировались  рабочие продовольственные отряды и комитеты бедноты. Экономическая политика характеризовалась: ликвидацией частной собственности (экспроприация, введение трудовых единиц вместо денег); национализацией промышленности, финансов и транспорта (под управлением Высшего Совета народного хозяйства - ВСНХ); введением рабочего контроля на предприятиях (наблюдали за производством, устанавливали нормы выработки, себестоимость продукции, контролировали хозяйственную деятельность); введением всеобщей трудовой повинности, продовольственной разверстки.

Информация о работе Вопросы к экзамену по истории государства и права России