Вопросы к экзамену по истории государства и права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 05:41, шпаргалка

Описание

Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.
Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.
Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Содержание

1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.
2. Государственный строй Киевской Руси.
3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.
4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.
5. Формы собственности, обязательства, право наследования в Древнерусском государстве.
6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древнерусском государстве.
7. Характеристика судебного процесса и система судебных ор¬ганов в Древнерусском государстве.
8. Государственно-политическая структура Руси в период фео¬дальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
10. Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по Псковской судной грамоте.
11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судеб¬нику 1497 г.).
13. Уголовное право, суд и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.
14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
19. 19.Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
20. Государственные реформы Петра I.
21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
22. Судебные и прокурорские органы России в XVIIIв. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по гу¬бернской реформе 1775 г.).
23. Право собственности, обязательства, право наследования в XVIII в.
24. Изменения в общественном строе России во второй полови¬не XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
27. Кодификация русского законодательства в первой половине XIXв. Роль М. М. Сперанского.
28. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
29. Крестьянская реформа 1861 г.
30. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
31. Военная реформа 1864–1874 гг.
32. Учреждение судебных установлений (новая система судоус¬тройства по судебной реформе 1864 г.).
33. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.).
34. Контрреформы 1880–1890 гг.
35. Государственная Дума и Государственный совет в начале XXв. (порядок выборов, структура, функции).
36. Изменения в государственном строе России в 1905–1907 гг. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
37. Милитаризация государственного аппарата в годы Первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
38. Февральская буржуазно-демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
39. Высшие органы власти и управления в октябре 1917—1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
40. Перестройка государственного аппарата в годы гражданской войны.
41. Конституция РСФСР 1918 г. (разработка, структура, избира¬тельная система, права и обязанности).
42. Создание основ гражданского права в 1917–1920 гг.
43. Создание основ семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опе¬кунском праве РСФСР 1918 г.
44. Развитие трудового права в 1917–1920 гг.
45. Создание основ земельного права в 1917–1920 гг.
46. Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие на¬чала по уголовному праву РСФСР 1919 г.
47. Создание судебных органов в 1917–1920 гг. Декреты о суде.
48. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
49. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
50. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности.
51. Развитие гражданского права в 1921–1929 гг. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
52. Развитие трудового права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.
53. Развитие уголовного права в 1921–1929 гг. Уголовные ко¬дексы РСФСР 1922 и 1926 гг.
54. Развитие семейного права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.
55. Развитие земельного права в 1921–1929 гг. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.
56. Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР 1923 г.
57. Конституция СССР 1936 г.: структура и особенности.
58. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
59. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.
60. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.
61. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.
62. Перестройка государственного аппарата и изменения в пра¬ве в период Великой Отечественной войны.
63. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг.
64. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.
65. Конституция СССР 1977 г.
66. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.
67. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.

Работа состоит из  1 файл

шпоры ИОГП.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

    Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения.

    Положение предусматривало создание следующей  системы органов городского самоуправления; городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

    Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор.

    Компетенция Городской думы включала вопросы  о назначении выборных должностных  лиц, установлении городских сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др.

    Выборы  в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза  оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным.

    Создание  новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.

  1. Военная реформа 1864–1874 гг.

    Поражение в Крымской войне 1853—1856гг. показало полную непригодность вооруженных  сил России.

    Начало  военной реформе было положено в 1864 г.: был сокращен срок службы рекрутов до 15 лет, улучшено техническое оснащение армии и т. п. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась.

    1 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повинность для всего мужского населения. Призыв на военную службу проводился ежегодно по жребию среди лиц, достигших 21 года. Не вытянувшие жребий зачислялись в ополчение и участвовали только в учебных сборах.

    Срок  службы для пехотинцев устанавливался в 6 лет, для моряков — 7 лет. Отслужившие зачислялись в запас. Для лиц, получивших высшее образование, срок действительной службы сокращался до полугода, среднее образование — до полутора лет.

    Офицерский  корпус комплектовался лицами, получившими специальное образование в военных или юнкерских училищах и, как правило, принадлежавшими к дворянскому сословию. В армию не брали единственного в семье сына, из малочисленных народов.

    В 1863—1864 гг. с созданием новых пограничных  округов была упорядочена пограничная служба.

    Появились дорожно - строительные и железнодорожные  войска.

    В результате реформы вооруженные  силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую, однако, некоторые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).

  1. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по судебной реформе 1864 г.).

    Система судоустройства России до середины XIX в. строилась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административные органы. В судопроизводстве    продолжала    использоваться    теория    формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложены на полицейские органы.

    Недостатки  судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и в 1864 г. императором Александром  II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

    Судебная  реформа 1864 г. устанавливала новые  принципы судоустройства и судопроизводства: • отделение суда от администрации; • создание четкой системы судебных инстанций; • отделение предварительного следствия от судебного; • несменяемость судей и следователей; • создание всесословного суда; • равенство всех перед судом; • введение присяжных заседателей; • установление прокурорского надзора.

    Реформа вводила такие институты буржуазного  процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.

    Судебная  система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды.

    К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.

    Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в него города). Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов. Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.

    К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.

    Окружные  суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлению министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.

    Окружной  суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела (в том  числе с участием присяжных заседателей). Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели. Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.

    Судебные  палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления). Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции. При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.

    Высшим  судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступления). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд.

    Судебная  реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения.

    Судебной  реформой учреждались:

     адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе;

     нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение, и т. д.

  1. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.).

    Судопроизводство.

    Буржуазным принципам судоустройства соответствовали и буржуазные начала судопроизводства. На смену инквизиционному процессу приходит процесс состязательный, основанный на свободной оценке доказательств.

    Уголовное судопроизводство.

    Оно регламентировалось уставом уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 года. Он состоял из 3-х книг, разделенных на разделы: 1 кн: порядок судопроизводства в мировых судах; 2 кн: судопроизводство в судах; 3 кн: изъятие их общего порядка

    Судопроизводство  в судах. Четко подразделялось на 3 стадии, что позволяло законодательно конкретизировать действия сторон в процессе: I. предварительное расследование; II. судебное разбирательство; III. исполнение приговора.

    I. Предварительное расследование разделялось на дознание и предварительное следствие. Производство дознания было возложено на полицию, которая обязана была в течение суток доложить судебному следователю или прокурору о всяком происшествии, которое заключало признаки преступления, Дознание оформляется в виде особого протокола. Поводами для начала уголовного дела служили: 1. жалобы частного лица 2. сообщение полиции или других должностных лиц 3. явка с повинной 4. усмотрение следователя или прокурора..

    При наличии достаточных оснований  начиналось предварительное следствия, которые проводил судебный следователь. Вся ответственность по доказыванию виновности или невиновности подсудимого ложилась на следователя, который по ст 43 производил выемки, обыски и т. д. при присутствии понятых.

    В целях воспрепятствования подозреваемого уклониться от следствия следователь  мог принять меры: 1. отдать под особый контроль полиции 2. залог 3. поруки 4. домашний арест 5. взятие под стражу.

    На  следствие отводилось не более 2 месяцев. По окончании предварительного следствия следователь предъявлял обвинение подсудимому и материалы отправлял прокурору, в свою очередь прокурор составлял обвинительный акт и направлял дело в судебную палату. При отсутствии состава преступления, прокурор выносил решение о прекращении дела и направлении дела в судебную палату.

    Далее следовали приготовительные к суду распоряжения: утверждался состав суда, назначался адвокат, место и время  суда, обеспечивался вызов свидетелей.

    II. Судебное разбирательство. Правомочно было только при наличии 3-х судей, прокурора, адвоката и секретаря суда. Судебное разбирательство основывалось на буржуазных принципах гласности, устности и состязательности.

    Процесс начинался оглашением обвинительного акта прокурора, затем суд знакомился с доказательствами по делу, материалы перепроверялись при участии сторон. Устав предусматривал следующие виды доказательств: показания свидетелей, показания подсудимого, экспертизы, показания окольн. людей, вещественные доказательства, письменные доказательства. Важно отметить, что теория доказательств, основанная единственно на формальности, силе доказательств, заранее не определялось законом. Не было деления на соверш. и несоверш. доказательства. Теперь помещенные в уставе правила о силе доказательств должны были служить только руководством при определении виновности или невиновности подсудимого по внутренней убежденности судей, основанные на совокупности обстоятельств.

    Т.о. выводилась теория свободной оценки доказательств. Впервые судьи несли  уголовную, гражданскую, дисциплинарную ответственность за необоснованные приговоры. Это являлось гарантией внимательного отношения к делу подсудимого, побуждало суды индивидуально исследовать все обстоятельства дела.

    Нужно отметить активную роль самого подхода  в процессе. Ст. 612 указывала, что председатель суда должен представлять подсудимому все возможные средства к оправданию:

Информация о работе Вопросы к экзамену по истории государства и права России