Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:02, реферат
Еще с древних времен процесс воспитания и образования был одним из самых главных и важных вопросов. Во все времена в разных государствах были различные методики обучения. Так, спартанских детей с самого их рождения готовили к военному делу, и потому с детства приучали к жесткой дисциплине. В современном же мире нет определенной методики воспитания. Каждый сам решает, каким образом растить свое чадо, какие педагогические методики использовать. Поэтому до сих пор остается открытым вопрос о мерах поощрения и наказания в процессе воспитания, о строгости дисциплины и о формировании системы ценностей.
Введение 3
Глава 1. Спарта
§1. История 4
§2. Государственное устройство 5
§3. Знаменитые спартанцы 6
§4. Древние обычаи 6
Глава 2. Военное дело как приоритетная сфера жизни
§1. Менталитет 8
§2. Воспитание детей (агогэ) 8
§3. Армия 9
§4. Положение женщин 10
Заключение 12
Список литературы 13
ОШИ «Лицей имени Н. И. Лобачевского» К(П)ФУ
Реферат по истории
«Воспитание воинов в древней Спарте»
Выполнила ученица 10Е класса
Гафиятуллина Алсу
Научный руководитель:
Егорова А.Н., учитель высшей
квалификационной категории
г. Казань, 2013
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Спарта
§1. История 4
§2. Государственное устройство 5
§3. Знаменитые спартанцы 6
§4. Древние обычаи 6
Глава 2. Военное дело как приоритетная сфера жизни
§1. Менталитет 8
§2. Воспитание детей (агогэ) 8
§3. Армия 9
§4. Положение женщин 10
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Еще с древних времен процесс воспитания и образования был одним из самых главных и важных вопросов. Во все времена в разных государствах были различные методики обучения. Так, спартанских детей с самого их рождения готовили к военному делу, и потому с детства приучали к жесткой дисциплине. В современном же мире нет определенной методики воспитания. Каждый сам решает, каким образом растить свое чадо, какие педагогические методики использовать. Поэтому до сих пор остается открытым вопрос о мерах поощрения и наказания в процессе воспитания, о строгости дисциплины и о формировании системы ценностей.
Для того, чтобы разобраться в данной проблеме, необходимо найти сведения о древней Спарте и методах воспитания будущих воинов. Затем проанализировать и исследовать их принципы и сделать выводы, по возможности, переняв их исторический опыт прошлого.
В процессе анализа надо, первым делом, ознакомиться со сведениями из нескольких источников, составить план реферата, выделить микротемы согласно пунктам плана. Найти материал, который наиболее полно раскрывает тему, и сделать выводы.
Для анализа использовались сведения из литературы о древней Спарте: ее история, государственное устройство, древние обычаи и другое.
Глава 1. Спарта
Спарта, главный город области Лакония, находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония (Лаконика) - сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемон, поэтому обитателей этой местности часто именовали "лакедемонянами", что равнозначно словам "спартанец" или "спартиат".
§1. История
В то время, когда в Греции вырастали и приходили в упадок торговые города, а философы размышляли о природе вещей, Спарта жила своей обычной жизнью. Так же, как в легендарные времена Ликурга, илоты усердно возделывали поля, а спартанцы упражнялись в гимнасиях, готовясь к грядущей войне. Призрак войны постоянно витал над Спартой - хотя спартанцы не помышляли о новых завоеваниях и, оперевшись на копьё, мечтали о мире. Все силы Спарты уходили на то, чтобы охранять завоёванное, благодатную долину Эврота и тучные равнины Мессении - и охранять не от соседей, а от собственных рабов, постоянно готовых к восстанию. На девять тысяч спартанцев приходилось больше 200 тысяч рабов-илотов, головы которых склонялись к земле, но в глазах которых светилась ненависть. Когда в 464 году Спарту разрушило землетрясение, илоты бросились в город - но не за тем, чтобы спасать из-под развалин своих господ, а чтобы добить их. Царь Архидам успел построить уцелевших воинов в фалангу, и илоты отступили, но потребовалось десять лет кровавой войны, чтобы снова привести их к покорности.
Когда илоты были подчинены, родственные дорийские общины, Коринф и Мегары, вовлекли Спарту в большую войну с Афинами. Победа в этой войне принесла Спарте громкую славу и пустые хлопоты: победители привели к власти в греческих городах аристократию гоплитов и были вынуждены затем защищать эту власть от народа. Спартанцы по-прежнему презирали "чернь" и считали настоящими людьми лишь подобных себе, гоплитов; они не понимали, что большие торговые города - это совсем другой мир, не похожий на сельскую Спарту. Уже вскоре после войны демократия вернулась к власти в Афинах, а затем народ победил и в Фивах, другом большом городе в Средней Греции. В 371 году фиванцы разгромили доселе непобедимую спартанскую фалангу в битве при Левкрах; в этом сражении фиванский полководец Эпаминонд впервые использовал "косой строй": при средней глубине построения в 6 шеренг он поставил на левом фланге ударную колонну глубиной в 50 шеренг. Колонна прорвала спартанскую фалангу, царь Клеомброт погиб, спартанцы впервые поддались панике и бежали с поля боя. Одержав победу, Эпаминонд двинулся на Спарту и освободил мессенских илотов; спартанцам едва удалось отстоять свой город и долину Эврота.
С этого времени Спарта старалась не вмешиваться в дела Греции: у нее хватало своих забот. После утраты благодатной Мессении многие воины лишились своих наделов; среди "равных" спартанцев появились "меньшие" - и их становилось все больше. Гражданами Спарты считались лишь обладатели панцирей и шлемов, гоплиты; оказавшиеся в тисках нужды воины продавали оружие и исключались из числа спартанцев. Вдобавок ко всему, земельные наделы стали втайне продаваться и покупаться. Мужчины старались оставаться солдатами, но знатные спартанские женщины занялись ростовщичеством и скупали за долги земли воинов. В Спарте появилось золото, к которому раньше было запрещено прикасаться; вместе с ним пришла любовь к роскоши и изнеженность, гимнасии опустели, о воспитании молодежи никто не заботился. Через столетие после катастрофы при Левктрах оказалось, что вся земля сосредоточилась в руках ста семей, а город переполнен бедняками, ненавидевшими новых богачей точно так же, как и илоты. В конце концов, военные вожди Спарты осознали, что город некому защищать, и попытались вернуться к порядкам былых времен. Царь Агис отменил долги, а Клеомен переделил землю, пополнил число воинов самыми сильными пэриеками и илотами и восстановил древние обычаи. Снова, как в старые времена, воины в красных плащах собирались на совместные трапезы, и царь стоял в первой линии фаланги, подбадривая молодых бойцов. Однако буржуазия греческих городов, испугавшись передела земель и распространявшейся из Спарты революции, снова призвала македонян; в 221 году спартанцы были разбиты македонской фалангой в кровавой битве при Селассии.
Реформы Клеомена были отменены,
но Спарта успокоилась ненадолго. Демографическое
давление продолжало оставаться высоким,
бедняки требовали земли, а илоты
- свободы. В 207 году разразилась новая
революция, к власти пришел "тиран"
Набис, под рёв огромной толпы
объявивший об отмене долгов, освобождении
илотов и разделе земли поровну.
Затем началась новая война - но теперь
в роли защитников аристократии выступили
не македонская фаланга, а римские
легионы. В 200 году до нашей эры могущественный
Рим объявил войну Македонии,
легионы впервые вступили на землю
Греции и три года спустя разгромили
непобедимую до тех пор македонскую
фалангу в битве при
§2. Государственное устройство
В основу государственного строя Спарты был положен принцип единства полноправных граждан. Для этого государство строго регламентировало жизнь и быт спартиатов, сдерживала их имущественное расслоение. Основы государственного строя были заложены ретро (договором) легендарного царя Ликурга. Спартиаты были обязаны заниматься только военным искусством и спортом. Земледелие, ремесло и торговля стали делом илотов и периэков.
«Строй Ликурга» трансформировал военную демократию спартиатов в олигархическую рабовладельческую республику, которая сохранила черты родоплеменного строя. Во главе государства находились одновременно два царя - архагеты. Их власть была наследственной. Полномочия архагета сводились к военной власти, организации жертвоприношений и участия в совете старейшин.
Герусия (совет старейшин)
состояла из двух архагета и 28 геронтов,
которых избирали пожизненно народным
собранием из знатных граждан, достигших
60-летнего возраста. Герусия выполняла
функции правительственного учреждения
- готовила вопросы для обсуждения
на народных собраниях, руководила внешней
политикой, рассматривала уголовные
дела о государственных
Коллегия эфоров (появилась в VIII веке до н. э) состояла из пяти достойных граждан, которых избирали на один год народным собранием. Сначала полномочия эфоров ограничивались судопроизводством по имущественным спорам. В VI веке до н. э их власть растет, они вытесняют герусии. Эфоры начали созывать герусии и народное собрание, руководить внешней политикой, осуществлять внутреннее управление государством и судопроизводство, контролировать должностных лиц (включая архагета).
Народное собрание (апелла) в Спарте отличались пассивностью. Право на участие в народном собрании имели полноправные граждане-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Сначала народное собрание созывалось архагетом, впоследствии руководство ими перешло к эфором. Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или отвергала предложенное решение. Голосование проводилось примитивно — криком или участники расходились по разные стороны и «на глаз» определялась большинство. Народное собрание имело законодательные права, право на избрание должностных лиц, решали также вопросы войны и мира.
§3. Знаменитые спартанцы
Алкман — спартанский поэт и музыкант.
Ликург — законодатель.
Хилон — законодатель.
Павсаний — царь Спарты, политический оппонент Лисандра, восстановил демократию в Афинах.
Клеомен I — царь Спарты с 525—517 гг. до н. э. по 490 г до н. э. из рода Агиадов, при нём началось ограничение военной власти царей Спарты (введён закон эфорами о командовании войсками одним царём), он же и устранил Демарата поставив на его место Леотихида II (побочная ветвь Эврипонтидов). Избавление от Демарата самая удачная политическая интрига Клеомена I.
Демарат — царь Спарты с 515—510 гг. до н. э. по 491 г. до н. э. из рода Эврипонтидов; потерпев поражение во внутренней политической борьбе, бежал в Персию через Элиду и Закинф к царю Дарию под видом поездки в Дельфы. В 480 г. до н. э. сопровождал персидского царя Ксеркса в его походе против Эллады.
Леонид I — царь, погибший во главе отряда из 300 спартанцев и воинов из других греческих городов в битве при Фермопилах против войска персидского царя Ксеркса.
Лисандр — наварх Спарты в период её величайшего могущества, превзошедший (на короткое время) своей властью царей; создатель Спартанской державы.
Агесилай II — царь Спарты с 401 года до н. э., выдающийся полководец древнего мира.
Телевтий — наварх Спарты, брат царя Агесилая. Принимал деятельное участие в Коринфской войне.
Тисамен Элейский — знаменитый жрец-прорицатель и атлет.
Ксенофонт — историк, родившийся в Афинах, но получивший лаконское гражданство за величайшие заслуги перед Спартой.
Киниска — первая женщина, победившая в олимипаде, прислав на игры свою колесницу.
Ксантипп — военачальник из Спарты, живший в III веке до н. э., во время Пунических войн был нанят правителями Карфагена, провёл реформу Карфагенской армии, в 255 до н. э. одержал полную победу над легионами римского военачальника Регула.
Клеомен III — царь-реформатор, едва не сокрушивший Ахейский союз.
Агис IV — царь-реформатор, казнённый за попытку раздачи земель 100 богатейших семей спартанцам, урезанным в гражданских правах по причине бедности.
§4. Древние обычаи
1) На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело и бесстрашно ходить по дорогам по ночам.
2) Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся.
Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы.
3) Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом
алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то есть сам себя подвергнуть поруганию.
4) Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.
5) Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех членов, а грузность и полнота этому препятствуют.