Воспитание воинов в древней Спарте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:02, реферат

Описание

Еще с древних времен процесс воспитания и образования был одним из самых главных и важных вопросов. Во все времена в разных государствах были различные методики обучения. Так, спартанских детей с самого их рождения готовили к военному делу, и потому с детства приучали к жесткой дисциплине. В современном же мире нет определенной методики воспитания. Каждый сам решает, каким образом растить свое чадо, какие педагогические методики использовать. Поэтому до сих пор остается открытым вопрос о мерах поощрения и наказания в процессе воспитания, о строгости дисциплины и о формировании системы ценностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Спарта
§1. История 4
§2. Государственное устройство 5
§3. Знаменитые спартанцы 6
§4. Древние обычаи 6
Глава 2. Военное дело как приоритетная сфера жизни
§1. Менталитет 8
§2. Воспитание детей (агогэ) 8
§3. Армия 9
§4. Положение женщин 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

Vospitanie_v_Drevney_Sparte.docx

— 52.13 Кб (Скачать документ)

ОШИ «Лицей имени Н. И. Лобачевского»  К(П)ФУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории

«Воспитание воинов в древней Спарте»

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила ученица 10Е класса

Гафиятуллина Алсу

Научный руководитель:

Егорова А.Н., учитель высшей

квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Казань, 2013

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение 3

Глава 1. Спарта

§1. История 4

§2. Государственное  устройство 5

§3. Знаменитые спартанцы 6

§4. Древние обычаи 6

Глава 2. Военное дело как приоритетная сфера жизни

§1. Менталитет 8

§2. Воспитание детей (агогэ) 8

§3. Армия 9

§4. Положение женщин 10

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Еще с древних времен процесс  воспитания и образования был одним из самых главных и важных вопросов. Во все времена в разных государствах были различные методики обучения. Так, спартанских детей с самого их рождения готовили к военному делу, и потому с детства приучали к жесткой дисциплине. В современном же мире нет определенной методики воспитания. Каждый сам решает, каким образом растить свое чадо, какие педагогические методики использовать. Поэтому до сих пор остается открытым вопрос о мерах поощрения и наказания в процессе воспитания, о строгости дисциплины и о формировании системы ценностей. 

Для того, чтобы разобраться в данной проблеме, необходимо найти сведения о древней Спарте и методах воспитания будущих воинов. Затем проанализировать и исследовать их принципы и сделать выводы, по возможности, переняв их исторический опыт прошлого.

В процессе анализа надо, первым делом, ознакомиться со сведениями из нескольких источников, составить план реферата, выделить микротемы согласно пунктам плана. Найти материал, который наиболее полно раскрывает тему, и сделать выводы.

Для анализа использовались сведения из литературы о древней Спарте: ее история, государственное устройство, древние обычаи и другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Спарта

 

Спарта, главный город  области Лакония, находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония (Лаконика) - сокращенное название области, которая полностью звалась  Лакедемон, поэтому обитателей этой местности часто именовали "лакедемонянами", что равнозначно словам "спартанец" или "спартиат".

 

     §1. История

В то время, когда в Греции вырастали и приходили в упадок торговые города, а философы размышляли о природе вещей, Спарта жила своей  обычной жизнью. Так же, как в  легендарные времена Ликурга, илоты  усердно возделывали поля, а спартанцы  упражнялись в гимнасиях, готовясь к грядущей войне. Призрак войны  постоянно витал над Спартой - хотя спартанцы не помышляли о  новых завоеваниях и, оперевшись на копьё, мечтали о мире. Все силы Спарты уходили на то, чтобы охранять завоёванное, благодатную долину Эврота и тучные равнины Мессении - и  охранять не от соседей, а от собственных  рабов, постоянно готовых к восстанию. На девять тысяч спартанцев приходилось  больше 200 тысяч рабов-илотов, головы которых склонялись к земле, но в  глазах которых светилась ненависть. Когда в 464 году Спарту разрушило  землетрясение, илоты бросились  в город - но не за тем, чтобы спасать  из-под развалин своих господ, а  чтобы добить их. Царь Архидам успел  построить уцелевших воинов в  фалангу, и илоты отступили, но потребовалось  десять лет кровавой войны, чтобы  снова привести их к покорности.

 

Когда илоты были подчинены, родственные дорийские общины, Коринф и Мегары, вовлекли Спарту в большую  войну с Афинами. Победа в этой войне принесла Спарте громкую славу  и пустые хлопоты: победители привели  к власти в греческих городах  аристократию гоплитов и были вынуждены  затем защищать эту власть от народа. Спартанцы по-прежнему презирали "чернь" и считали настоящими людьми лишь подобных себе, гоплитов; они не понимали, что большие торговые города - это  совсем другой мир, не похожий на сельскую Спарту. Уже вскоре после войны  демократия вернулась к власти в  Афинах, а затем народ победил  и в Фивах, другом большом городе в Средней Греции. В 371 году фиванцы  разгромили доселе непобедимую спартанскую  фалангу в битве при Левкрах; в этом сражении фиванский полководец Эпаминонд впервые использовал "косой  строй": при средней глубине  построения в 6 шеренг он поставил на левом  фланге ударную колонну глубиной в 50 шеренг. Колонна прорвала спартанскую  фалангу, царь Клеомброт погиб, спартанцы  впервые поддались панике и бежали с поля боя. Одержав победу, Эпаминонд  двинулся на Спарту и освободил мессенских илотов; спартанцам едва удалось отстоять свой город и долину Эврота.

 

С этого времени Спарта старалась не вмешиваться в дела Греции: у нее хватало своих  забот. После утраты благодатной  Мессении многие воины лишились своих  наделов; среди "равных" спартанцев появились "меньшие" - и их становилось  все больше. Гражданами Спарты считались  лишь обладатели панцирей и шлемов, гоплиты; оказавшиеся в тисках нужды  воины продавали оружие и исключались  из числа спартанцев. Вдобавок ко всему, земельные наделы стали втайне продаваться  и покупаться. Мужчины старались  оставаться солдатами, но знатные спартанские  женщины занялись ростовщичеством  и скупали за долги земли воинов. В Спарте появилось золото, к которому раньше было запрещено прикасаться; вместе с ним пришла любовь к роскоши  и изнеженность, гимнасии опустели, о воспитании молодежи никто не заботился. Через столетие после катастрофы при Левктрах оказалось, что вся  земля сосредоточилась в руках  ста семей, а город переполнен бедняками, ненавидевшими новых  богачей точно так же, как и  илоты. В конце концов, военные  вожди Спарты осознали, что город  некому защищать, и попытались вернуться  к порядкам былых времен. Царь Агис отменил долги, а Клеомен переделил землю, пополнил число воинов самыми сильными пэриеками и илотами и восстановил древние обычаи. Снова, как в старые времена, воины в красных плащах собирались на совместные трапезы, и царь стоял в первой линии фаланги, подбадривая молодых бойцов. Однако буржуазия греческих городов, испугавшись передела земель и распространявшейся из Спарты революции, снова призвала македонян; в 221 году спартанцы были разбиты македонской фалангой в кровавой битве при Селассии.

Реформы Клеомена были отменены, но Спарта успокоилась ненадолго. Демографическое  давление продолжало оставаться высоким, бедняки требовали земли, а илоты - свободы. В 207 году разразилась новая  революция, к власти пришел "тиран" Набис, под рёв огромной толпы  объявивший об отмене долгов, освобождении илотов и разделе земли поровну. Затем началась новая война - но теперь в роли защитников аристократии выступили  не македонская фаланга, а римские  легионы. В 200 году до нашей эры могущественный Рим объявил войну Македонии, легионы впервые вступили на землю  Греции и три года спустя разгромили непобедимую до тех пор македонскую  фалангу в битве при Кеноскефалах. Чтобы привлечь к себе греков, римский  командующий Тит Фламинин объявил  о "свободе" греческих городов; при этом он провозгласил себя охранителем "закона" и повсюду поддерживал  аристократию. "Тирания" Набиса была признана "незаконной", и непокорной Спарте была объявлена война. Спарта вступила в неравный бой; бедняки  и рабы надели красные плащи, взяли  в руки копья и встали в ряды воинов. В 192 году Набис погиб, еще  через три года Спарта пала, тысячи пленных были казнены и проданы  в рабство. Все получившие гражданство  от "тирана" были изгнаны, колонны  изгнанников под конвоем потянулись на север. Долина Эврота опустела; как  в начале истории, повсюду простирались не потревоженные земледельцем луга, и одинокий пастух играл на свирели  песнь о былых героях. Богатые  римляне приезжали послушать  пастуха и посмотреть на то, что  осталось от знаменитой Спарты. Примерив красные плащи и повосхищавшись прошлым, они ехали в Афины - посмотреть на то, что осталось от Афин.

 

     §2. Государственное устройство

В основу государственного строя Спарты был положен принцип  единства полноправных граждан. Для  этого государство строго регламентировало жизнь и быт спартиатов, сдерживала их имущественное расслоение. Основы государственного строя были заложены ретро (договором) легендарного царя Ликурга. Спартиаты были обязаны заниматься только военным искусством и спортом. Земледелие, ремесло и торговля стали  делом илотов и периэков.

«Строй Ликурга» трансформировал  военную демократию спартиатов в  олигархическую рабовладельческую  республику, которая сохранила черты  родоплеменного строя. Во главе государства  находились одновременно два царя - архагеты. Их власть была наследственной. Полномочия архагета сводились к  военной власти, организации жертвоприношений и участия в совете старейшин.

Герусия (совет старейшин) состояла из двух архагета и 28 геронтов, которых избирали пожизненно народным собранием из знатных граждан, достигших 60-летнего возраста. Герусия выполняла  функции правительственного учреждения - готовила вопросы для обсуждения на народных собраниях, руководила внешней  политикой, рассматривала уголовные  дела о государственных преступлениях (включая преступления против архагета).

Коллегия эфоров (появилась  в VIII веке до н. э) состояла из пяти достойных  граждан, которых избирали на один год  народным собранием. Сначала полномочия эфоров ограничивались судопроизводством  по имущественным спорам. В VI веке до н. э их власть растет, они вытесняют  герусии. Эфоры начали созывать герусии  и народное собрание, руководить внешней  политикой, осуществлять внутреннее управление государством и судопроизводство, контролировать должностных лиц (включая архагета).

Народное собрание (апелла) в Спарте отличались пассивностью. Право на участие в народном собрании имели полноправные граждане-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Сначала  народное собрание созывалось архагетом, впоследствии руководство ими перешло  к эфором. Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или  отвергала предложенное решение. Голосование  проводилось примитивно — криком или участники расходились по разные стороны и «на глаз»  определялась большинство. Народное собрание имело законодательные права, право  на избрание должностных лиц, решали также вопросы войны и мира.

 

 

     §3. Знаменитые спартанцы

Алкман — спартанский поэт и музыкант.

Ликург — законодатель.

Хилон — законодатель.

Павсаний — царь Спарты, политический оппонент Лисандра, восстановил демократию в Афинах.

Клеомен I — царь Спарты с 525—517 гг. до н. э. по 490 г до н. э. из рода Агиадов, при нём началось ограничение военной власти царей Спарты (введён закон эфорами о командовании войсками одним царём), он же и устранил Демарата поставив на его место Леотихида II (побочная ветвь Эврипонтидов). Избавление от Демарата самая удачная политическая интрига Клеомена I.

Демарат — царь Спарты с 515—510 гг. до н. э. по 491 г. до н. э. из рода Эврипонтидов; потерпев поражение во внутренней политической борьбе, бежал в Персию через Элиду и Закинф к царю Дарию под видом поездки в Дельфы. В 480 г. до н. э. сопровождал персидского царя Ксеркса в его походе против Эллады.

Леонид I — царь, погибший во главе отряда из 300 спартанцев и воинов из других греческих городов в битве при Фермопилах против войска персидского царя Ксеркса.

Лисандр — наварх Спарты в период её величайшего могущества, превзошедший (на короткое время) своей властью царей; создатель Спартанской державы.

Агесилай II — царь Спарты с 401 года до н. э., выдающийся полководец древнего мира.

Телевтий — наварх Спарты, брат царя Агесилая. Принимал деятельное участие в Коринфской войне.

Тисамен Элейский — знаменитый жрец-прорицатель и атлет.

Ксенофонт — историк, родившийся в Афинах, но получивший лаконское гражданство за величайшие заслуги перед Спартой.

Киниска — первая женщина, победившая в олимипаде, прислав на игры свою колесницу.

Ксантипп — военачальник из Спарты, живший в III веке до н. э., во время Пунических войн был нанят правителями Карфагена, провёл реформу Карфагенской армии, в 255 до н. э. одержал полную победу над легионами римского военачальника Регула.

Клеомен III — царь-реформатор, едва не сокрушивший Ахейский союз.

Агис IV — царь-реформатор, казнённый за попытку раздачи земель 100 богатейших семей спартанцам, урезанным в гражданских правах по причине бедности.

 

 

     §4. Древние обычаи

1) На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело и бесстрашно ходить по дорогам по ночам.

2) Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся.

Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться  и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы.

 

3) Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом

алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то есть сам себя подвергнуть  поруганию.

 

4) Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.

 

5) Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех членов, а грузность и полнота этому препятствуют.

Информация о работе Воспитание воинов в древней Спарте