Воспитание воинов в древней Спарте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:02, реферат

Описание

Еще с древних времен процесс воспитания и образования был одним из самых главных и важных вопросов. Во все времена в разных государствах были различные методики обучения. Так, спартанских детей с самого их рождения готовили к военному делу, и потому с детства приучали к жесткой дисциплине. В современном же мире нет определенной методики воспитания. Каждый сам решает, каким образом растить свое чадо, какие педагогические методики использовать. Поэтому до сих пор остается открытым вопрос о мерах поощрения и наказания в процессе воспитания, о строгости дисциплины и о формировании системы ценностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Спарта
§1. История 4
§2. Государственное устройство 5
§3. Знаменитые спартанцы 6
§4. Древние обычаи 6
Глава 2. Военное дело как приоритетная сфера жизни
§1. Менталитет 8
§2. Воспитание детей (агогэ) 8
§3. Армия 9
§4. Положение женщин 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

Vospitanie_v_Drevney_Sparte.docx

— 52.13 Кб (Скачать документ)

 

6) Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его

действиях. Язык спартанских  песен был прост и выразителен. В них не содержалось ничего, кроме похвал людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о которых говорилось, что они провели горестную и жалкую жизнь. В песнях восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту.

 

7) Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины, чтобы они не могли

приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского воспитания.

 

8) Ликург ввел ксеноласию - изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая в

страну, они не научили  местных граждан чему-либо дурному.

 

9) Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел

гражданских прав.

 

10) В молитвах спартанцы просят достойно вознаградить благородных людей и также даровать им силы переносить несправедливость.

 

     Вывод:

Процессу сложения  спартанского государства предшествовал период завоевания территорий. В связи с этим образовалась чрезвычайно военизированное государство, полностью подчиненное целям захвата новых земель и удержания в полном повиновении уже захваченных.

 

Глава 2. Военное дело как приоритетная сфера жизни

 

     §1. Менталитет

Спартанцам предписан  был самый строгий образ жизни  и запрещалась всякая роскошь. Например, мужчины не могли обедать дома, они собирались за общие столы, где обедали группами или товариществами. Этот обычай общественных столов назывался сиссития. Каждый член товарищества доставлял к столу определенное количество муки, вина, плодов и денег. Обедали они очень умеренно, любимое кушанье их составляла черная похлебка, сваренная на свинине, с приправой из крови, уксуса и соли.

В одежде и жилищах соблюдалась  также величайшая простота. Только перед битвой спартанцы наряжались, как на праздник: они надевали тогда багряные плащи, украшали венками свои длинные волосы и шли с песнями под звуки флейт.

Превыше всего спартанцы  ценили здоровье и физическую силу, потому что всем гражданам-мужчинам предстояло стать воинами. Каждого  новорожденного осматривали старейшины трибы, и, если тот выглядел слабым, его сбрасывали в пропасть. Женщины также должны были развивать свою выносливость, занимаясь атлетическими упражнениями, чтобы производить на свет здоровых детей.

 

 

     §2. Воспитание детей (агогэ)

Воспитательный процесс  в Спарте, по Плутарху, начинался  с самого рождения ребенка и, по сути, не зависел от воли отца, – «он  приносил его в «лесху», место, где  сидели старшие члены филы, которые  осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при  этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тайгета».

Когда ребенку исполнялось  семь лет, он вместе с остальными детьми попадал в специальный отряд  – «агелу», где дети жили и ели  вместе, и приучались играть и проводить  время друг с другом. Начальником  «агелы» становился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях, что  указывает на доминирующее влияние  физического воспитания перед интеллектуально-эстетическим. Впрочем, как пишет Плутарх, «чтению  и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать». Поскольку они должны были участвовать  в религиозных торжествах, их учили  пению и танцам. С возрастом  воспитание молодых спартанцев становилось  суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, как правило, без одежды. Они не принимали теплых ванн и не умащались  благовониями (за исключением нескольких дней в году). Спали они все  вместе на постелях, сделанных из тростника, собранного собственными руками без  помощи ножа.

В этом возрасте к юношам «приставлялся еще другой воспитатель, «педоном», из числа лучших, достойнейших граждан, сами же они выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого в так называемые «ирены». «Иренами» назывались те, кто уже больше года вышел из детского возраста. Двадцатилетний ирен предводительствовал над своими подчиненными в тренировочных сражениях и распоряжался приготовлениями к обеду. Взрослые юноши должны были собирать дрова, подростки – овощи.

Все, что они приносили, было ворованным, пишет Плутарх. «Одни  отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сесситии, стараясь выказать вполне свою хитрость и осторожность. Попадавшегося без  пощады били плетью как плохого, неловкого  вора. Если представлялся случай, они  крали и кушанья, причем учились  нападать на спящих и на плохих сторожей. Кого ловили в воровстве, того били и заставляли голодать: пища спартанцев была очень скудная, для того чтобы заставить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них людей смелых и хитрых». Так как наказывали только тех, кто попадался, дети старались как можно тщательнее скрыть свое воровство. Вот как описывает один такой случай Плутарх: «... так, один из них, рассказывают, украл лисенка и спрятал его у себя под плащом. Зверь распорол ему когтями и зубами живот; но, не желая выдать себя, мальчик крепился, пока не умер на месте».

 Перед самым концом  обучения молодые спартанцы должны  были пройти еще одно испытание  – это была так называемая  «криптия». Целый год молодой  человек блуждал по горам и  долам, скрываясь так, чтобы  его нельзя было найти, сам  добывал себе пищу, спал мало  и всякий час был начеку, дабы  никто не мог его выследить  и застать врасплох. Успешно отбыв  криптию, юный спартанец мог  быть допущен к участию в  принятых в Спарте совместных  трапезах мужчин – «фитидиях».

Кроме военно-физической подготовки молодых спартанцев, как будущих воинов, значительное внимание уделялось их нравственному развитию и умению отличать дурное от хорошего – как будущих граждан. Юных спартанцев приучали выражать свои мысли колко, но в изящной форме и в немногих словах – многое. Заставляя детей подолгу молчать, их приучали давать меткие, глубокомысленные ответы: «не знающая меры болтливость делает разговор пустым и глупым», – замечает по этому поводу Плутарх.

По мере возмужания и участия  в военных мероприятиях воспитание молодых людей становилось уже  не таким строгим – им позволяли  ухаживать за своими волосами, украшать оружие и платье. Изнурительные военные  упражнения делали излишними гимнастику и другую спортивную нагрузку, обязательную в более раннем возрасте. Воспитание спартанца не прекращалось с наступлением совершеннолетия и обрядом инициации, и продолжалось до зрелого возраста. «Никто не имел права жить так, как  он хотел, напротив, город походил  на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо  всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но отечеству». Если им не давалось других приказаний, - пишет Плутарх, - они смотрели за детьми, учили их чему-либо полезному, или же сами учились от стариков. Ведь одно из главных предоставленных спартанским законодателем Ликургом своим согражданам преимуществ, согласно Плутарху, состояло в том, что у них было много свободного времени: «заниматься ремеслами им было строго запрещено, копить же богатство, что сопряжено с массой труда и забот, им не было никакой надобности: богатству уже никто не завидовал и не обращал на него внимания.

Вместе с деньгами, –  пишет Плутарх, – исчезли в  Спарте, конечно, и всякие тяжбы. Ни корысти, ни бедности там не стало  больше места, вместо них явилось  равное распределение достатка, простота же жизни имела своим следствием беззаботность. Танцы, пиры, обеды, гимнастика, разговоры в народных собраниях  поглощали все их время, когда  они не были в походе». Те, кому не было еще тридцати лет, даже не ходили на рынок; продукты закупали их родственники и друзья. Большую же часть времени  спартанцы проводили в гимнасиях  и «лесхах», где они собирались для бесед друг с другом. «Ни  о денежных, ни о торговых делах  там никогда не шло речи, –  главным предметом их разговора  была похвала хорошему поступку и  порицание – дурному; но и это  было облечено в шутливую, веселую  форму и, не оскорбляя никого, служило  к исправлению других и наставляло их».

 

 

     §3. Армия

Впервые спартанская армия  упоминается в Илиаде. В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о  том, как была организована спартанская  армия в его время.

Вооружение спартанца  составляли копье, короткий меч и  защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес  защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался  гоплитом. В состав спартанского войска включались и легковооруженные бойцы, вооружение которых составляло легкое копье, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли гоплиты, имевшие численность порядка 5-6 тысяч человек.

Гоплиты вначале делились на 5 лохов, а к концу V века до н. э. спартанская армия имела 8 лохов. В IV век до н. э. организационная структура  спартанской армии ещё более  усложнилась. Низшим подразделением было братство или эномотия (64 человека); два братства составляли пентиокостис (128 человек); два пентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха составляли мору (1024 человека). Все гоплиты входили  в одну фалангу, которая представляла собой линейный строй копейщиков. Спартанская фаланга строилась  в восемь шеренг в глубину. Дистанция  между шеренгами на ходу была 2 м. , при атаке — 1 м, при отражении  атаки — 0.5 м. При численности  в 8 тысяч человек протяжение фаланги  по фронту достигало 1 км. Поэтому фаланга  не могла передвигаться на большое  расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересеченной местности, не могла преследовать противника. До боя при Левктрах (371 г. до н. э.) спартанская фаланга  считалась непобедимой.

Тактика спартанцев была очень  простой. Поэтому в бою решающую роль играла физическая сила, мужество и храбрость воинов.

 

 

     §4. Положение женщин

Издавна спартанские девочки  воспитывались почти так же, как  мальчики. Занятия спортом - бегом, борьбой, метанием диска и дротика - было обязательным для них. Физическое воспитание девочек  было важно, говорил "родоначальник  фитнеса" Ликург, "чтобы их будущие  дети были крепки телом в самом  чреве их здоровой матери, чтобы  их развитие было правильно и чтобы  сами матери могли разрешаться от бремени удачно и легко благодаря  крепости своего тела" (Плутарх).

Положение женщин в Спарте было своеобразным. Их не изолировали  от общества, подобно почтенным женщинам во всех других частях Греции. Девочки  проходили такое же физическое обучение, как и мальчики; более примечательно  то, что мальчики и девочки занимались вместе гимнастикой в обнаженном виде. В наготе девушек не было ничего неприличного. Женщинам не разрешалось  проявлять какие-либо эмоции, невыгодные государству. Они могли выражать презрение к трусу, и их хвалили, если это был их сын; но они не могли проявлять свое горе, если их новорожденного ребенка приговаривали  к смерти как слабого или если их сыновья были убиты в сражении.

Бездетная замужняя женщина  не должна была возражать, если государство  приказывало ей проверить, не окажется ли какой-либо другой мужчина более  удачливым, чем ее муж, в произведении на свет новых граждан. Законодательство поощряло рождение детей.

Кроме того, спартанки должны были уметь сражаться с оружием  в руках, ведь, доведись илотам поднять  восстание, когда спартанские мужчины  отправятся на войну, именно их женам  и дочерям придется отражать атаки  мятежников. Так что не слишком  далеки от истины были те, кто называл  спартанок амазонками.

До своего замужества они  оставались в родительском доме. Впрочем, в отличие от других греческих  девушек, они жили отнюдь не затворницами. Они обязаны были участвовать  в празднествах и торжественных  процессиях, в том числе петь и  танцевать на них без одежды или  в коротком хитоне, в присутствии  молодых людей. В Афинах такое  было немыслимо.

Спортивные тренировки не превратили спартанок в некое  подобие современных культуристок. Наоборот, они слыли самыми красивыми женщинами в Греции. Красавицы Лаконии и в обыденной обстановке старались пленить юных воинов, у которых было мало времени на "прогулки под луной". Девушки носили одежду с глубоким боковым вырезом - таким, что при каждом шаге открывал девическое бедро. По всей Греции спартанских девушек прозвали "обнажающими бедра", "phainomerides". "Одеваться по-дорийски" означало "заголять почти все тело". У Еврипида в трагедии "Андромаха" один из персонажей так порицает спартанские нравы: "А впрочем, спартанке так и скромной быть, когда с девичества, покинув терем, делит она палестру с юношей и пеплос ей бедра обнажает на бегах... Невыносимо это... Мудрено ль, что вы раступных ротите" (пер. А.Ф. Анненского).

Девушки в Спарте выходили замуж обычно 18-25 лет, в то врем как  в Афинах - в 14 лет. Приданого, кроме  личных вещей, им не давали, чтобы не дробить семейное имущество. Право  выбора невесты оставалось за женихом (любой спартиат был обязан жениться до 30 лет). По древнему обычаю юноша  похищал будущую жену и прятал ее у подруги. Потом она возвращалась домой, но свадьбы все еще не было. Долгое время молодые люди встречались  украдкой. Днем мужчина проводил время  со сверстниками, а ночью навещал  жену. Подобная сдержанность, писал  Плутарх, помогала супругам сохранить  новизну чувств, в то время как  частое наслаждение пресыщает людей  и гасит их любовь. Все это время  женщина оставалась в родительском доме, не покидая его. "Так тянулось довольно долго, у иных уже дети рождались, а муж все еще не видел жены при дневном свете" (Плутарх).

Информация о работе Воспитание воинов в древней Спарте