Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:02, реферат
Еще с древних времен процесс воспитания и образования был одним из самых главных и важных вопросов. Во все времена в разных государствах были различные методики обучения. Так, спартанских детей с самого их рождения готовили к военному делу, и потому с детства приучали к жесткой дисциплине. В современном же мире нет определенной методики воспитания. Каждый сам решает, каким образом растить свое чадо, какие педагогические методики использовать. Поэтому до сих пор остается открытым вопрос о мерах поощрения и наказания в процессе воспитания, о строгости дисциплины и о формировании системы ценностей.
Введение 3
Глава 1. Спарта
§1. История 4
§2. Государственное устройство 5
§3. Знаменитые спартанцы 6
§4. Древние обычаи 6
Глава 2. Военное дело как приоритетная сфера жизни
§1. Менталитет 8
§2. Воспитание детей (агогэ) 8
§3. Армия 9
§4. Положение женщин 10
Заключение 12
Список литературы 13
Переселившись, наконец, в дом мужа, женщина начинала заниматься домашним хозяйством, но вовсе не ткачеством и прядением, как другие гречанки. Эти занятия в Спарте считались "низкими", рукоделие было уделом рабынь. Спартанки были свободны от "монотонного и отупляющего домашнего труда, который в других греческих государствах превращал женщин в особую разновидность полурабынь" (Ю.В. Андреев). По преданию, когда одна из спартанок была схвачена врагами и продана в рабство, то на вопрос, что она умеет, ответила: "быть свободной". Когда же в наказание за строптивость хозяин решил заставить ее заниматься трудом, недостойным свободного человека, она покончила с собой со словами: "Ты пожалеешь, что из жадности прикупил такую вещь".
Сильная и решительная
спартанка рядом с хрупкой
и робкой афинянкой казалась, наверное,
существом, лишенным пола. Словно стараясь
ни в чем не уступать мужьям, спартанки
и одежду носили, напоминавшую мужскую.
Не любили украшения, не пользовались
косметикой и духами. Во всей Греции
не было женщин крепче и энергичнее
их. Они всегда держались независимо,
в то время как афинянки жили так,
как веками позже будут жить наложницы
в гареме. Жены афинян слушали и
молчали, когда говорили мужчины (известна
фраза Софокла: "Молчание украшает
женщину"); жены спартанцев, не стесняясь,
спрашивали о чем-либо мужчин и метко
комментировали происходящее. Спартанские
женщины и девушки могли
До мозга костей эти женщины были дочерьми Спарты. Для них не было большей чести, нежели знать, что их сыновья героически пали на поле сражения. Суровость спартанских матерей стала нарицательной. Они судили своих детей строже любого судьи. Перед сражением спокойно посылали их на смерть и с презрением отказывались от них, в случае, если они запятнали себя недостойным поведением. Что матери чувствовали на самом деле, не скажет нам ни один древний историк.
В классическую эпоху спартанские женщины считались образцами верности и добродетели. В Спарте якобы никогда не было прелюбодеяний. Точнее говоря, спартанцы ничто не считали прелюбодеянием: например, братья могли по дружескому уговору владеть одним и тем же земельным участком и обладать одной женой на всех. Полибий, историк серьезный и объективный, однажды заметил: "У лакедемонян издавна было заведено, чтобы трое или четверо мужчин имели (одну общую) жену, иногда же (даже) и большее их число, если они были братьями, причем их дети считались общими; а для того, кто произвел на свет уже достаточно детей, отдать (свою) жену кому-нибудь из друзей считалось делом прекрасным и согласным с обычаем". Старикам разрешалось уступать свою молодую жену лучшим из спартиатов, чтобы она родила здорового, крепкого ребенка, которого в последствие усыновляли. Что в этом странного? Единственная цель брака, считали спартанские законодатели, заключается в рождении детей. Спарте нужны были крепкие воины.
Зато, когда славные времена остались в прошлом, спартанок стали считать воплощением бесстыдства. Об этом говорили даже такие авторитетные моралисты, как Аристотель и Платон. В одном из античных словарей прямо сказано: "Лаконяне очень плохо стерегут своих жен". По словам недоброжелателей, "спартанки весьма охотно шли на сексуальные контакты с посторонними мужчинами, не дожидаясь, пока их принудят к этому их не слишком строгие мужья. Общественное мнение, по сей видимости, поощряло их, руководствуясь соображениями евгенического или какого-то иного порядка". Спартанские женщины были одновременно и матронами-домовладычицами, и блудницами.
Исторически сложилось так, что спартанские женщины жили отдельно от мужчин, - те постоянно были на войне или в военных лагерях. Мужчины занимались чем угодно - тренировались, участвовали в трапезах, охотились, - только не проводили время с семьей. В Спарте семейная жизнь терпелась, но не приветствовалась. Лишь после 30 лет спартанцы покидали казармы, в которых жили, и получали право на частную жизнь.
По словам Арнольда Тойнби, явно ненормальное положение спартанской женщины было прямым следствием того ненормального образа жизни, который вели мужчины-спартиаты. С раннего детства вырванный из лона семьи и вынужденный жить в казарме, спартиат, по-видимому, совершенно терял вкус к семейной жизни. Вот потому женщины пользовались необычайной для Эллады свободой, в том числе сексуальной свободой. В свою очередь, отношения между спартанскими мужчинами часто носили гомосексуальный характер, и это никого не шокировало.
Вывод:
В Спарте воспитанию уделялось очень большое внимание и совершалось на уровне государства. Процесс воспитания такого подчинения начинался с самого детства. Главным в спартанской системе воспитания было то, что она воспитывала своих граждан таким образом, чтобы они отдавали стране всего себя.
Заключение
Итак, в своей работе я
рассмотрела и проанализировала
систему воспитания в древней
Спарте. С очевидностью можно сказать
о самобытности уклада жизни спартанцев,
особенно воспитания. Ему уделялось
особое внимание, потому что молодежь
рассматривалась не столько детьми
своих родителей, сколько воспитанниками
общества. Несмотря на военную направленность
воспитания в Спарте, юношам прививались
некоторые положительные
Можно сказать, что методы воспитания в древней Спарте нельзя считать приемлемыми для современного человека, т.к. они были обусловлены особенностью устройства Спартанского государства и историческими событиями. Однако это исследование имеет важное значение для современности, т.к. позволяет нам анализировать и перенимать их исторический опыт.
Список литературы