Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:35, контрольная работа

Описание

Проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.
Без знания особенностей исторического, духовного развития древних восточных славян невозможно полностью раскрыть сущность и характер отношений современных славянских народностей между собой и с другими народами.
Исходя из вышесказанного, определим цель и задачи данной работы.
Цель исследования – дать теоретический анализ возникновения ветви восточных славян.

Работа состоит из  1 файл

восточные славяне.docx

— 50.47 Кб (Скачать документ)

     Введение  

     История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю  свой Родины, свои корни. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что  тогда у него не будет будущего. В наше время восточные славяне (русские,  украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Однако такое положение сложилось совсем недавно. Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны мы вплоть до первых столетий нашей эры не найдем даже упоминания имени славян. История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность.

     Сложность исследования вопросов происхождения  восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана  проблемой отсутствия достоверных  сведений о славянах. Более или  менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда  как ранняя история славян весьма туманна.

     Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и  арабских авторов.

     Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет – первая русская летопись, основной задачей  которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская  земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля  стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.

     В связи с изложенными обстоятельствами проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня  решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.

     Без знания особенностей исторического, духовного  развития древних восточных славян невозможно полностью раскрыть сущность и характер отношений современных славянских народностей между собой и с другими народами.

     Исходя  из вышесказанного, определим цель и задачи данной работы.

     Цель  исследования – дать теоретический  анализ возникновения ветви восточных  славян.

     Задачи  работы:

     - раскрыть теоретические основы  возникновения ветви восточных  славян;

     - раскрыть их культуру и религиозные  верования.

     Работа  состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы этногенеза ветви восточных славян 

     Для понимания процессов, которые привели  к формированию единой древнерусской  государственности, необходимо представлять территориальное расположение и  динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально - географического порядка: где обитали  «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими  условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен. И здесь сразу встает важный вопрос о происхождении славян - времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде. 

     По  этой проблеме имелось и имеется  немало гипотез. Исконные области древних  этнических общностей славян, получившие наименование «прародины» славянских племен, определяются учеными до сих  пор неоднозначно. 

     Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились  славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Следовательно, киевский летописец явился - родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская» [8]. Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат» [6]. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIП вв. Так, В.О.Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.  

     К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одной  миграционной теории происхождения  славян, получившей наименование «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской  хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV - ХVШ вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад. 

     В начале XX в. вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор  в пределах расположения древних  поселений русского народа якобы  показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой  предшественницей славян, по предположению  Соболевского, была группа племен иранского  происхождения (скифского корня). Позже  эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно - балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского  моря, откуда славяне и расселились [2, с. 45]. 

     Иной  вариант миграционной теории дал  другой крупный историк и языковед академик А. А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II - III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была  вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства [2, с. 47]. 

     Существовал и существует ряд других теорий миграционного  характера происхождения славян и их «прародины»- это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней  Азии, где предполагалась общая для  всех индоевропейцев «прародина», это  и «среднеевропейская», по которой  славяне и их предки оказывались  пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, и  ряд других теорий. 

     Очевидно  одно, что, согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым  населением на занимаемой ими территории (VI - VIII вв.), т. е. авторы этих теорий не считали  их постоянными обитателями тех  земель, где славяне были известны с древности. 

     В противоположность теориям миграционного  характера в советской историографии  признается автохтонность происхождения  славян. Интересными на этот счет являются взгляды историков не только нашей  страны, но и наших соседей. В частности, близкими к воззрениям наших ученых 50-х - 70-х годов XX в. были и чешские  исследователи, последователи крупного славянского ученого Л. Нидерле. Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой  вошла не только территория современной  Польши, но также значительная часть  современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения - восточные  славяне явились автохтонами (местными жителями) на своей земле. Подобные взгляды были высказаны болгарскими  и польскими учеными [2, с. 50]. 

     Отечественные историки в отражении данного  вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально  складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем  образовались в более крупные  племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного и языкового  развития народов и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории  не от единого исконного «пранарода»  с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности  племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию. При этом мог, конечно, идти в отдельных  случаях и вторичный процесс - процесс дифференциации уже сложившихся  ранее крупных этнических общностей. 

     Сегодня, когда мы рассматриваем проблемы, связанные с происхождением того или иного народа, следует обратить внимание и на современное видение  этого вопроса и его терминологии. Так, Л. Н. Гумилев обращает внимание на следующее: «Антропосфера делится на сообщества, которые мы называем попросту народами, либо нациями, либо этносами... «Народ» - термин неудобный, он слишком, полисемантичен. Термин «нация» принято применять только к условиям капиталистической и социалистической формации, а до этого считается, что наций не было. Термин «этнос» очень пригоден для того, чтобы им обозначать сообщества, на которые распадается человечество». Так вот, в ходе процесса формирования этноса славян племена постепенно и последовательно проходили определенные стадии своего культурного и языкового развития, определявшего их этнические особенности. Роль переселений (миграций) в этом развитии оказывается, по мнению отечественных историков, второстепенной» [3, с. 256].

2. Общественный строй и появление предпосылок к возникновению государственности у восточных славян 

     2.1. Общественный строй восточных славян. Роль общины и городов 

     Низкий  уровень производительных сил при  ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые  надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой  коллектив; в его задачу входило  также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому  большую роль в жизни древнерусской  деревни приобретала община мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

     К моменту образования государства  у восточных славян на смену родовой  общине пришла территориальная, или  соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего, не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть1. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников [1, с. 78].

     Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны  были платить подати государству, которое  по отношению к этим общинам выступало  и как верховная власть, и как  феодал.

     Крестьянские  хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И  те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и  еще не работали на рынок. Однако полностью  без рынка феодальное хозяйство  прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и .одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

     Город, как правило, строился на холме, на месте  слияния двух рек, так как это  обеспечивало надежную оборону от нападения  врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась  крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С  двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания  кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под  защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения  ремесленников. Ремесленная часть  города называлась посад, а отдельные  ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности – слободами.

Информация о работе Восточные славяне