Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:35, контрольная работа
Проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.
Без знания особенностей исторического, духовного развития древних восточных славян невозможно полностью раскрыть сущность и характер отношений современных славянских народностей между собой и с другими народами.
Исходя из вышесказанного, определим цель и задачи данной работы.
Цель исследования – дать теоретический анализ возникновения ветви восточных славян.
В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь «из варяг в греки» или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.
Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи. Например, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления [1; 2; 4].
Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья племенной знати и бывшая родовая верхушка — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах.
Существовало
ополчение («полк», «тысяча», разделенная
на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие,
сотские. Особой военной организацией
была дружина. По археологическим данным
и византийским источникам, восточнославянские
дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина
делилась на старшую, из которой выходили
послы и княжеские управители, имевшие
свою землю, и младшую, жившую при князе
и обслуживавшую его двор и хозяйство.
Дружинники по поручению князя собирали
с покоренных племен дань. Такие походы
за сбором дани назывались «полюдье».
Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле
и продолжался до весеннего вскрытия рек,
когда князья возвращались в Киев. Единицей
обложения данью были дым (крестьянский
двор) или земельная площадь, обрабатываемая
крестьянским двором (рало, плуг).
2.2.
Складывание условий
для появления государственности
у восточных славян
Вопрос
о возникновении
К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства.
Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
Более
разнообразными становились источники,
из которых люди черпали средства
существования; так, большую роль в
жизни рода начинала играть военная
добыча. Размежевание племен кочевых
и оседлых, земледельческих и
скотоводческих, а также племен,
живших по преимуществу охотой и перешедших
к производящему хозяйству, дополнялось
начатками внутриродового разделения
труда: появились профессионалы-
Политические
- появились большие племенные
союзы, которые стали заключать
между собой временные
Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества в общества. Земледельцу-общиннику появление государства было удобно и выгодно, чтобы князь дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Здесь следует заметить, что реальная отделенность и отдаленность власти от общества, а привилегированного княжеского дружинника от хлебопашца-смерда сложилась намного позднее; в первые века существования государства каждый земледелец мог очень легко изменить свое общественное положение и, подобно былинному Илье Муромцу, поступить на княжескую службу [4].
Государство
с самого начала решало не только военные,
но и судебные задачи, в особенности
связанные с межродовыми
Внешнеполитические
- важнейшим для образования и
укрепления государств у всех народов
было наличие внешней опасности.
Проблема отражения внешней опасности
у восточных славян стояла очень
остро с самого появления славян
на Восточно-европейской равнине. С
VI в. славяне вели борьбу с многочисленными
кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы,
гунны, авары, хазары, печенеги, половцы
и др.).
3.
Культура и религиозные
верования восточных
славян в VI-VIII веках
3.1.Занятия
восточных славян
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924г. [10, с. 125]
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались ) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
С
земледельческим занятием было тесно
связано скотоводство. Славяне разводили
свиней, коров, мелкий рогатый скот.
В качестве рабочего скота использовали
на юге волов, в лесной полосе лошадей.
Из других занятий славян следует
назвать рыболовство, охоту, бортничество
(сбор меда диких пчел), имевшие большой
удельный вес в северных регионах.
Выращивались и технические культуры
(лен, конопля).
3.2.
Религиозные верования
восточных славян и
их связь с культурой
Об уровне культуры восточных славян известно мало. Общее представление о нем дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок, сказок. Ряд реликтовых культурологических явлений этого далекого времени отражается в детских играх, развивающих ловкость, силу и смелость. О своеобразии и самостоятельности прикладного искусства восточных славян свидетельствуют археологические находки, относящиеся к VI - VII векам.
Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была и религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством.
Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.
Основной источник современных знаний о язычестве - православная литература. Так, митрополит Макарий в XVI веке писал о язычниках: «Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И проще говоря - всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили» [7, с. 124].
Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом «волкодлак», то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.
Во главе славянских божеств,
стоял великий Сварог - бог вселенной,
напоминающий древнегреческого
Зевса. Его сыновья - Сварожичи
- солнце и огонь, были
Единственным крупным женским
божеством у славян была
Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун - молния, высшее божество был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян [9].
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами». В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.
Название «русалка» происходит от слова «русый», что означает на древнеславянском языке «светлый», «чистый». Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.
Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: «Чур меня, чур меня!» [9].
Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.
Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.