Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:35, контрольная работа

Описание

Проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.
Без знания особенностей исторического, духовного развития древних восточных славян невозможно полностью раскрыть сущность и характер отношений современных славянских народностей между собой и с другими народами.
Исходя из вышесказанного, определим цель и задачи данной работы.
Цель исследования – дать теоретический анализ возникновения ветви восточных славян.

Работа состоит из  1 файл

восточные славяне.docx

— 50.47 Кб (Скачать документ)

     Другой  крупный праздник, совпадающий с  природными явлениями, отмечался в  марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали  возрождение природы, наступление  весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный  круг, проходили гулянья, катания  на санях, разные потехи.

     1-2 мая славяне убирали лентами  молодую березу, украшали ветками  с только что распустившимися  листьями свои дома, снова славили  бога солнца, отмечали появление  первых весенних всходов.

     Новый всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о  том, чтобы боги послали им дождя. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег  из воды - начиналась «русальная неделя». Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.

     Ночью вспыхивали купальские костры, через  которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.

     В купальские ночи совершались так  называемые «умыкания девиц», когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага [9].

     Сложными  религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны.

     Сохранилось описание похорон русского купца  в городе Болгаре, составленное арабским дипломатом Ибн-Фадланом. Прах, описывает  он, был положен на ладью, которую  поставили на костер. Рядом с ним  положили оружие и вещи. При погребении убили коня, петуха, быка. Также была умерщвлена любимая рабыня покойного. Все это сожгли и над остатками  костра насыпали огромный холм, на вершине  которого поставили столб с надписью. Описание похорон совпадает с  данными археологических раскопок [11, с. 123].

     Рассмотрим  ещё один религиозный обряд  –  свадьбу.

     М. Фасмер возводит слово «невеста» к единственному значению – «неизвестная» от не-вед (ведать), видя в данном слове только табуистическое название, которое должно было защитить женщину, вступающую в брак, от злых сил [7, с. 144].

     С момента просватывания невеста  оказывается на особом положении: она  становится в своем доме гостьей, ничего не делающей и обязанной казаться грустной.

     Существует  достаточное число внешних и  даже весьма показательных данных, которые, если не прямо, то, во всяком случае, косвенно свидетельствуют в пользу предположения об общих представлениях, лежащих в основе свадебного и  похоронного ритуалов. К ним относится, например, хорошо известный факт, что  в досвадебный период невеста  ходит в темной, «печальной» одежде, т.е.совершенно так, как того требуют траурные обычаи. Невеста венчалась иногда в девичьем сарафане и в легком шерстяном кафтане черного цвета с белым платком на голове, которые обычно надевали при трауре.

     Невесту обычно «закрывали» черной фатой, всю неделю до свадьбы невеста сидит с подругами «завешанная». Обычай «закрывания» невесты считался не только семейным, но и родовым. Суть его, безусловно, охранительная, но этот оберег имел двойственную природу. С одной стороны голова невесты покрывалась, и это было необходимым средством от вредоносной силы, исходящей от лиминального существа, с другой – это был оберег самой невесты от внешних враждебных сил. Женщина, если она нарушает этот обычай, навлекает на себя «укоры» вплоть до изгнания из рода [7, с. 145].

     Часто перед женихом выводили несколько  девушек, одинаково одетых, а жених  должен был угадать невесту. При  сохранении исконного смысла данного  обычая особая форма скрывания невест среди одинаково одетых, безликих (лица закрыты) девушек получала дополнительную и очень существенную нагрузку. Обезличивание, одинаковость связывались с представлением о «нездешнем», потустороннем временном их пребывании.

     Во  время свадебной церемонии у  славян были отмечены случаи ритуального  обмывания (кропления) не только молодых, но и всех, кто присутствовал на свадьбе. Здесь прямая аналогия с  «очищением" всех участников похорон.

     Смерть, роды и вступление в брак сопровождались особым ритуалом «прощания». Обряды «прощания с умирающим» и «прощание невесты перед вступлением в брак» были опоэтизированы и доведены до высокой степени художественного совершенствования свадебными и похоронными причитаниями.

     Всевозможные  одноплановые запреты, налагаемые на невесту, - табу видеть, говорить, есть, физическое удаление невесты от сторонних глаз, саван в качестве свадебного подарка  – все это вместе взятое говорит  о том, что истоки этих запретов ведут  к определенному моменту системы  инициации (в данном случае женской), связанной с обязательным временным  укрыванием посвящаемого, с одеванием  «смертной одежды».

     Девушка, достигшая половой зрелости, впоследствии в свадебном обряде – невеста, переходила в новую социальную категорию. По древним представлениям, такой  переход был возможен только через  прекращение добрачного существования, то есть через «умирание». Таким образом, совершенно очевидна функциональная близость положений невесты в свадебном обряде и посвящаемого в обряде инициации. Несмотря на то, что древние славяне, по-видимому, не знали инициации как ритуального действа в целом, основные представления этого комплекса, тем не менее, получили у них отражение в различных обрядах и фольклоре.

     «Уходом» невесты в «иной» мир заканчивается первый период свадебного обряда. За «временной смертью» следует ее воскрешение в новом качестве. Траурные одежды предсвадебного периода меняются на праздничные, светлые. «Горемычную» поневу замужняя женщина меняет на праздничную. «Срезана» девичья коса, волосы убраны под повойник, у многих народов женщина меняет и свое имя, которое как бы воплощала в себе рождение новой души.

     Рождение  нового человека (замужней женщины) получило и специфическое обрядовое оформление – «поиски молодой», которую разыскивают на другой день после свадьбы [7, c. 147].

     Послебрачный  ритуал поисков молодой сопоставим с другим обрядом, который носит  название «поиски покойника» и представляет собой ритуальный обход жилых и хозяйственных помещений, предшествующий поминальному пиру. В современной записи этот обряд зафиксирован уже в упрощенном виде: «умрет кто – в доме все переворачивают. Ходят везде, и говорят: «Был и нету, был и нету».

     Таким образом, у восточных древних  славян были тесно связаны три  события – рождение, свадьба, смерть.  Смерть, роды и вступление в брак сопровождались особым ритуалом «прощания». Обряды «прощания с умирающим» и «прощание невесты перед вступлением в брак» были опоэтизированы и доведены до высокой степени художественного совершенствования свадебными и похоронными причитаниями. Девушка, достигшая половой зрелости, впоследствии в свадебном обряде – невеста, переходила в новую социальную категорию. По древним представлениям, такой переход был возможен только через прекращение добрачного существования, то есть через «умирание». Таким образом, совершенно очевидна функциональная близость положений невесты в свадебном обряде и посвящаемого в обряде инициации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение  

     Тема  данного исследования – «Восточные славяне в древности: расселение, занятия, верования».

     В заключении нами сделаны следующие  выводы:

     Вопрос  о происхождении славян дискуссионен в современной науке. Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь — «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.

     Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с  Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.

     Большинство современных ученых считает, что  прародина славян находилась в более  северных регионах (Среднее Поднепровье  и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера). Академик Б.А. Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).

     В VI в. племенная раздробленность у  славян еще не была преодолена, но тенденция  к объединению уже имелась. Этому  способствовала обстановка эпохи (войны  с Византией на протяжении всего VI в.; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в. произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).

     В этот период начинают создаваться союзы  славянских племен.

     Эти союзы включали в себя 120–150 отдельных  племен, имена которых были уже  утрачены. Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками).

     Основным  занятием славян являлось земледелие, ставшее уже повсеместно пашенным. К моменту образования государства на смену родовой общине пришла территориальная или соседская (община владела определенной территорией; ее земли делились на общественные и личные).

     Община (мир, вервь) играла большую роль в  жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4&4,5 мес. близ Новгорода и Пскова до 5,5–6 мес. в районе Киева).

     Славяне были язычниками (обожествляли силы природы, верили в добрых и злых духов). Главными богами славян были: Перун — бог войны, молнии и грома; Велес — покровитель скотоводства, торговли; Сварог — бог огня и т.д. Особо почитался бог Солнца (различные племена называли его по-разному: Хорос, Даждьбог, Ярило и т.д.).

 

     

     Список  литературы  

  1. Вернадский Г. В. - История России. Древняя Русь. - Тверь; М.: Леан: Аграф, 1997. – 445 с.
  2. Грехов В.Н., Бледный С.Н. История России с древнейших времен до начала ХХ века: Учебное пособие. - М.: Экслибрис-Пресс, 2004. – 450 с.
  3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и великая степь. - М.: АЛТ-Пресс, 1994 // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gumil1/index.php
  4. Ивановский П.А. Восточные славяне в древности // http://www.hi-edu.ru/CentrDovusBooks/RusHistory/history_3.pdf
  5. История России с древнейших времен до второй половины  XIX века  
    Курс лекций. Ч. 1.  // Под ред. акад. Личмана Б.В. -  
    Екатеринбург, 1995 //
    http://his95.narod.ru/lec3_1.htm
  6. Ключевский В.О. Леккция 8 // В кн.: Курс русской истории. – М.: Зерцало, 2009 // http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluch08.htm 
  7. Ляшевский С. Русь доисторическая: историко-археологическое исследование. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 240 с.
  8. Повесть временных лет // http://fictionbook.ru/author/letopisec_nestor/povest_vremenniyh_let/read_online.html?page=1&sid=036fa619129b6f55ef7c2b06d6aee861
  9. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1980 // http://www.rodon.org/rba/yads.htm
  10. Седов В. В. Восточные славяне в VI – XIII вв. - М.: Наука, 1982. – 327 с.
  11. Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. - М.: Наука, 1979. – 279 с.

Информация о работе Восточные славяне