Возникновение государственности на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:34, контрольная работа

Описание

Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Возникновение государственности у славян, всегда остается самым интересным и до конца не раскрытым вопросом. Русские историки уже не раз обращали внимание на неоднозначное понимание летописцами XII—XIII веков событий, связанных с возникновением государственности у восточных славян. Современное понимание этого вопроса также неоднозначно. Основным источником исторических данных являлась летопись «Повесть Временных лет», написанная летописцем – Нестором и основанная на былинах и преданиях, ее трактовки различаются в устах разных историографов. Многочисленные археологические исследования, древние летописи, сказания, и другие сохранившиеся произведения позволяют предполагать более вероятные ходы развития событий.

Содержание

Оглавление…………………………………………………………………………………….4
1) Введение…………………………………………………………………………………… 5
2) Восточные славяне. Занятия восточных славян. ………………………………………..7
3) Развитие ремесла, появление городов, развитие торговли. …………………………….8
4) Религия восточных славян. ………………………………………………………………...9
5) Появление государственности у восточных славян…………………………………… 10
6) Теории возникновения государственности…………………………………………….. 12
7) Особенности образования государства восточных славян………………………… 16- 17
8) Заключение …………………………………………………………………………….18 - 19

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа Отечественная история.docx

— 72.36 Кб (Скачать документ)

     Внешнеполитические  предпосылки.

     К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали  на славянский мир его соседи, а  именно норманны и хазары.

     С одной стороны, их стремление взять  под контроль торговые пути, которые  связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных  группировок, которые втягивались  во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского  хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя  их на продукты престижного потребления  и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла  себе племенные структуры, обогащалась  и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с  варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми  путями и самой торговлей, что  приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных  вдоль этих путей.

     С другой стороны, взаимодействие с более  развитыми цивилизациями приводило  к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя  долгое время считалась подлинным  эталоном государственно-политического  устройства.

     Не  случайно, что долгое время великие  князья на Руси назывались по примеру  мощного государственного образования  Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование  в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов  кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному  труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности.

     Социально-экономические  предпосылки.

     Развитие  земледелия. В первую очередь следует  отметить изменения, происходившие  в хозяйстве восточных славян в VII – IX вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

     На  Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий  земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение  избыточного продукта стало результатом  развития обмена и внешней торговли.

     В районе распространения пашенного  земледелия началась эволюция родовой  общины, которая, благодаря тому, что  теперь отдельная большая семья  могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую  или соседскую (территориальную). Как  и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в  отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных  небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

     Помимо  этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась  подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность  в развитии отдельных племенных  союзов.

     Социально-политические предпосылки.

     Межплеменные  столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих  племя от внешних врагов, так и  выступающих в качестве арбитра  при различного рода спорах.

     Кроме того, борьба между племенами приводила  к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали  форму племенных княжений. В конце  концов, власть князя, стремившегося  превратить её в наследственную, всё  менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё  более отчуждались от интересов  соплеменников.

     В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли  внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной  социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло  привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX - Xвв.

       Появление государственности  у восточных славян.

     Согласно "Повести временных лет", русская  княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства  историков, выходцам из Скандинавии), изгнали  их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую  над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два  брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

     Датой образования Древнерусского государства  условно считается 882 г., когда князь  Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы  называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там  Аскольда и Дира, он впервые объединил  северные и южные земли в составе  единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

     Киевская  Русь IX – X вв. – первое государство  восточных славян, объединившее более 200 мелких славянских, финно-угорских и  латышско-литовских племен. Термин «Киевская Русь» очень удобен для обозначения определенного  хронологического отрезка – IX –начало XII в., когда Киев стоял во главе огромного государства, открывшего собой новый, феодальный период в истории народов Восточной Европы, период, сменивший первобытность и продолжавшийся почти тысячу лет.

     Но, древнейшим источником права является обычай. Наиболее ранним памятником русского права является текст договоров  Руси с Византией (911, 944 и 971 г.) тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являющийся, сводом норм обычного права. Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения. Форму общественных отношений славян в VII—VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

     Образование государственности у восточных  славян совпало, и было обусловлено  ими с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они  сменялись территориальными, политическими  и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований  требовали усиления власти вождя  и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе  таких союзов становились князь  и княжеская дружина.

     Племенные союзы в военно-политических целях  объединяются в еще более крупные  формирования «союзы союзов». Центром  одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться  протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть слаянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

     В 882 г. Два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство.

     С конца IX до начала XI вв. это государство  включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования  оказалось племя полян. Древнерусское  государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме  это была раннефеодальная монархия.

     Накапливая  ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военную дружинную  организацию, совершая походы с целью  захвата военной добычи, собирая  дань, торгуя и занимаясь ростовщичеством, знать восточных славян, превращается в силу, стоящую над обществом  и подчинившую себе ранее свободных  общинников. Таков был процесс  классообразования и формирования ранних форм государственности у  восточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию на Руси в  конце IX в. раннефеодального государства.

     Момент  возникновения Древнерусского государства  нельзя определить с достаточной  точностью, разными историками это  событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

     Русская православная церковь пытается увязать  возникновение государственности  на Руси с введением христианства Гордиенко Н.С. "Крещение Руси": факты против легенд и мифов. Л., 1986. С. 27.

     Конечно, крещение Руси имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение христиан эксплуататорскому государству. Однако крещение произошло не менее  чем через столетие после образования  Киевского государства, не говоря уже  о более ранних восточнославянских государствах.

     Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время  правления Владимира Святого (980-1015).

     Следующим решительным шагом, завершающим  создание государства, стала замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую  веру и укрепить власть киевского  князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население  всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть славян, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. - М., 1997. - С. 465.

       Теории возникновения государственности.

     Норманнская теория

     Повествование летописца Нестора о призвании  варягов на русскую  землю  нашло  в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков. Основоположниками  норманнской  теории  принято  считать  немецких ученых-историков  Готлиба  Байера,  Герерда  Миллера  и  Августа  Шлецера. Будучи приглашенными  в  Россию  в  период  правления  Анны  Иоанновны  и  расцвета бироновщины, авторы  этой  "теории"  и  ее  сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности  на  Руси.  Именно эта "теория" была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения  в  1941г. на нашу Родину и обвинения  России  в  неспособности  к  самостоятельному развитию.

     Между тем, государство как продукт  внутреннего  развития  не  может  быть привнесено извне.  Это  процесс  длительный  и  сложный.  Для  возникновения государственности    необходимы    соответствующие    условия,     осознание большинством членов  общества  потребности  в  ограничении  родовой  власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати,  появление  славянских дружин.

Информация о работе Возникновение государственности на Руси