Возникновение государственности на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:34, контрольная работа

Описание

Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Возникновение государственности у славян, всегда остается самым интересным и до конца не раскрытым вопросом. Русские историки уже не раз обращали внимание на неоднозначное понимание летописцами XII—XIII веков событий, связанных с возникновением государственности у восточных славян. Современное понимание этого вопроса также неоднозначно. Основным источником исторических данных являлась летопись «Повесть Временных лет», написанная летописцем – Нестором и основанная на былинах и преданиях, ее трактовки различаются в устах разных историографов. Многочисленные археологические исследования, древние летописи, сказания, и другие сохранившиеся произведения позволяют предполагать более вероятные ходы развития событий.

Содержание

Оглавление…………………………………………………………………………………….4
1) Введение…………………………………………………………………………………… 5
2) Восточные славяне. Занятия восточных славян. ………………………………………..7
3) Развитие ремесла, появление городов, развитие торговли. …………………………….8
4) Религия восточных славян. ………………………………………………………………...9
5) Появление государственности у восточных славян…………………………………… 10
6) Теории возникновения государственности…………………………………………….. 12
7) Особенности образования государства восточных славян………………………… 16- 17
8) Заключение …………………………………………………………………………….18 - 19

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа Отечественная история.docx

— 72.36 Кб (Скачать документ)

     Веха  феодальной раздробленности  наступила,  как  говорится,  благодаря социально-экономической поступи Древнерусского государства,  его  народности и связанной с ними политической обособленности разных земель и княжеств.   В 12 веке складываются земельные территории,  что стало одним из   факторов возникновения украинской, так же как русской и белорусской,  народности.  Не стоит преувеличивать этнокультурного  единства  древнерусской  народности  - местные различия в быте, обычаях, языковых диалектах, фольклоре  во  времена существования (9-13 века) так  и  не  были  одолены.  В  середине  -  второй половине 12 века в государственных рамках Древней  Руси  выделилось  полтора десятка княжеств и земель, которые потом начали объединяться в  группы.  Это исторически  объективно  закладывало  устои  формирования  территорий   трех восточнославянских народностей, которое началось с 13 века.

     Антинорманская  теория.

     Горячим противником норманнской теории выступал М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Они считали, что  варяги− это не этнос, и не нация, а конгломерат племен; варяги не дали государственности. В 860 году, летом, был подписан договор мира и любви между Русью и Византией, что дало возможность ведения торговли и экономики. К 860 г., в середине IX в., уже сложилась территориальная община феодальной формации. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участие в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на язык и культуру. В скандинавских сагах Русь страна несметных богатств, а служба русским князьям верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. П.

     В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманнисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

     Историки  обладают убедительными доказательствами, чего есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей-печенегов, каракалпаков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. Русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

     Если  Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ  на реальную потребность в княжеской  власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о  месте Рюрика в нашей истории  остается спорным. Одни историки разделяют  мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты  придерживаются мнения, что легенда  о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими  причинами. Существует также точка  зрения, что варяги и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается  применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге  восточно-славянского мира.

     В Древнерусское Киевское государство  вошли кроме славян некоторые  соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным – напротив, многонациональным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская  народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов – русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с  одним из этих народов в отдельности. Однако украинские националистические историки еще в начале XX в. пытались изобразить Древнерусское государство  украинским. Эта идея была подхвачена после распада СССР в некоторых  украинских националистических кругах с той целью, чтобы поссорить  три братских славянских народа, «исторически»  обосновать самостийность Украины, ее «историческое превосходство» над  Россией, хотя, как известно, Древнерусское  государство ни по территории, ни по составу населения с современной  Украиной не совпадало. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появилось позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распалась на три самостоятельные ветви.

     Центристская  теория.

       Современные историки пытаются  преодолеть крайности обеих этих  теорий. Они пришли к вот каким  выводам:

      - норманны сами в то время  не имели государственности;

      - процесс формирования государства  начался до прихода Рюрика; сам  факт его приглашения на княжение  говорит о том, что эта форма  власти была уже известна славянам;

      - вопрос о том, является ли  Рюрик реальной исторической  личностью, не связан с проблемой  образования государства; каким  бы путем он не пришел к  власти (есть версия, что он захватил  Новгород силой), он завладел ей  в той форме, в какой она  существовала у ильменских славян;

      - Олег, объединив Новгородскую и  Киевскую земли и установив  контроль над двумя важнейшими  отрезками пути «из варяг в  греки», подвел экономическую базу  под складывающееся государство.

       Теории возникновения государственности у славян можно представить в виде таблицы:

     Теория возникновения  государства восточных славян
     Норманнская: создание Древнерусского государства  норманнами (варягами с добровольного  согласия славян, которые не смогли этого сделать самостоятельно. (Г.З.Байер, А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер (XVIII в.), Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев (XIXв.)).      Антинорманнская: отрицается роль варягов в образовании  Древнерусского государства и призвание  их на княжение (М.В.Ломоносов XVIIIв., Б.А. Рыбаков XXв.      Центристская: возникновение Древнерусского государства  в результате общественного развития славян, но и при участии варягов (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва (XXв.) и большинство современных историков.
 

     Особенности образования государства  восточных славян.

       Среди основных признаков образования  древнерусского государства к  концу X века выделяют такие  как:

      1. система сбора дани;

      2. территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

      3. простейший государственный аппарат  в лице дружины и наместников  князя;

      4. династическая (родовая) княжеская  власть;

      5. религия, усиливающая процесс  придания священности княжеской  власти.

     Суровость климатических условий Восточной  Европы, а также оторванность от центров античной цивилизации задерживали  и замедляли процесс складывания  государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и  внешних факторов, что и позволило  ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской  цивилизации, раньше и быстрее подошли  к государственным формам организации  общественной жизни.

     Одной из особенностей древнерусского государства  было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими  внутреннее единство, станут государство  и православная религия.

       Заключение

     Рассмотрев  предпосылки появления государственности  у восточных славян, их занятия, религию, теории происхождения древнерусского государства, а также особенности  образования государства восточных  славян, можно сделать следующие  выводы:

     Образование государства Русь (Древнерусского государства  или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного  строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из  варяг в греки». Образование государства  создавало благоприятные условия  для развития ремесел, земледелия, а  также внешней торговли.

     Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках  родовых и племенных вождей, формирование преданных вождю военных дружин, переход от кровнородственной общины к территориальной − все это  создавало предпосылки для появления  государственной власти.

     Государство влияло также и на формирование социальной структуры. Так, выполнение властных функций  в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

     В рамках древнерусского государства  происходило складывание единой древнерусской народности – основы трёх восточнославянских народов: великорусского, белорусского и украинского. Древнерусское  государство в течение веков  после своего возникновения принимало  на себя удар от кочевников, тем самым  обеспечивая благоприятные условия  для развития европейской цивилизации.

     Русь  стала своеобразным мостом, через  который совершался культурный и  торговый обмен между Западом  и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на её собственный путь развития, вызывая  внутренние противоречия.

     Сложившееся государство находилось в самом  начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

  • Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь: перевод с англ.−М.,2001.
  • Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.−М.,2004.
  • Кириллов В.В. История России: Учебное пособие.−М.,2007.
  • Новиков С.В. История. Справочник абитуриента.−М.,1997.
  • Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник.−М.,2001.
  • Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник. – М., 2001.
  • Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь: Пер. с англ. – М., 2001. С. 64-65.
  • Мавродин В.В.  «Образование  Древнерусского  государства  и  формирование
  • древнерусской народности». – М., 1971
  • Орлов А.С., Георгиев В.А. и др.  «История России», учебник.  –  М.,  1997г.

Информация о работе Возникновение государственности на Руси