Возникновение государственности на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:34, контрольная работа

Описание

Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Возникновение государственности у славян, всегда остается самым интересным и до конца не раскрытым вопросом. Русские историки уже не раз обращали внимание на неоднозначное понимание летописцами XII—XIII веков событий, связанных с возникновением государственности у восточных славян. Современное понимание этого вопроса также неоднозначно. Основным источником исторических данных являлась летопись «Повесть Временных лет», написанная летописцем – Нестором и основанная на былинах и преданиях, ее трактовки различаются в устах разных историографов. Многочисленные археологические исследования, древние летописи, сказания, и другие сохранившиеся произведения позволяют предполагать более вероятные ходы развития событий.

Содержание

Оглавление…………………………………………………………………………………….4
1) Введение…………………………………………………………………………………… 5
2) Восточные славяне. Занятия восточных славян. ………………………………………..7
3) Развитие ремесла, появление городов, развитие торговли. …………………………….8
4) Религия восточных славян. ………………………………………………………………...9
5) Появление государственности у восточных славян…………………………………… 10
6) Теории возникновения государственности…………………………………………….. 12
7) Особенности образования государства восточных славян………………………… 16- 17
8) Заключение …………………………………………………………………………….18 - 19

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа Отечественная история.docx

— 72.36 Кб (Скачать документ)

     Безусловно, сам факт привлечения варяжских  князей и их дружин к службе  у славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны  также  взаимосвязи  между варягами (норманнами — от сканд. "человек  севера")  и  Русью.  Приглашенные предводители рюриковской наемной  (союзной)  рати  в  дальнейшем,  очевидно, приобрели  функции  арбитров,  а  порою  —  и  гражданской  власти.  

     Вполне объяснима и понятна  последующая  попытка  летописца  в  поддержку  правящей династии   Рюриковичей   показать   ее   мирные,   а   не    захватнические, насильственные  истоки.  Однако   довольно   спорным   является   "аргумент" норманнистов о том, что варяжский конунг  Рюрик  был  приглашен  с  братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего  не сообщает. Между тем, фраза "Рюрик пришел с  родственниками  и  дружиной"  на древнешведском языке звучит так: "Рюрик пришел с сине хус (свой род)  и  трувор" (верная дружина).

     В свою  очередь,  крайняя  точка  зрения  антинорманнистов,  доказывающих абсолютную  самобытность  славянской   государственности,   отрицание   роли скандинавов  (варягов)  в  политических  процессах  противоречит   известным фактам.  Смешение   родов   и   племен,   преодоление   былой   замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и  дальними  соседями,  наконец, этническое объединение  северорусских  и  южнорусских  племен  —  (все  это) характерные  черты   продвижения   славянского   общества   к   государству.

     Развиваясь  аналогично Западной Европе, Русь одновременно  с  ней  подошла  к рубежу  образования  большого  раннесредневекового  государства.  И  викинги (варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

     Вместе  с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией.  В них фактически отсутствует анализ источников,  обзор  известных  событий.  А они свидетельствуют о том, что варяги в Восточной  Европе  появились  тогда, когда Киевское  государство  уже  сложилось.  Признать  варягов  создателями государственности для славян нельзя  и  по  другим  причинам.  Где  сколько-нибудь  заметные  следы  влияния  варягов   на   социально-экономические   и политические институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на  Руси  был только русский, а не шведский язык. И договоры Х в. с  Византией  посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской  службы,  оформлялись лишь  на  двух  языках  —  русском  и   греческом,   без   следов   шведской терминологии. В то же время в скандинавских  сагах  служба  русским  князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама  Русь— страна несметных богатств.

     Итак, с 862г.  Рюрик, согласно «Повести временных  лет»,  утвердился  в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере,  другой,  Трувор,  в Изборске. Через два года, согласно летописным сведениям,  братья  умерли,  и Рюрик передал в управление  важнейшие  города  своим  мужам.  Двое  из  них, Аскольд и Дир, совершившие  неудачный  поход  на  Византию,  заняли  Киев  и освободили киевлян от хазарской дани. После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911). В 882 г. Олег предпринял  поход  на  Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины  Олега  с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город.  Киев  стал  центром объединенного государства.

     Торговым  партнером  Руси  была  могущественная  Византийская  империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на  своего  южного  соседа.  В 907  и 911  гг.  Олег  с войском дважды  успешно   воевал   под   стенами Константинополя.  В  результате  этих  походов  были  заключены  договоры  с греками.

     Согласно  договорам, русские купцы  имели  право  месяц  жить  за  счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без  оружия.  При этом купцы должны  были  иметь  при  себе  письменные  документы  и  заранее предупреждать византийского императора о своем приезде.  Договор  с  греками обеспечивал возможность вывоза  собираемой  дани  и  продажи  ее  на  рынках Византии.

     При Олеге в состав его державы  были  включены  и  стали  платить  дань Киеву древляне, северяне, радимичи. После смерти Олега  в  Киеве  стал  княжить  Игорь  (912-945).  В  его княжение в 944г. был подтвержден  договор  с  Византией  на  менее  выгодных условиях. При  Игоре  произошло  первое  народное  возмущение,  описанное  в летописи, -  восстание  древлян  в  945г.  Сбор  дани  в  покоренных  землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало  ропот  в дружине Игоря. «Князь,  -  говорили  дружинники  Игоря,  -  воины  Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать  дань,  и ты получишь много и мы».

     Собрав  дань и  отправив  обозы  в  Киев,  Игорь  с  небольшим  отрядом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались  на  вече.  Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все,  если  не  убить  его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили. Жена Игоря Ольга (945 – 964) жестоко отомстила древлянам  за  убийство мужа. Первое посольство древлян,  предлагавшее  Ольге  взамен  Игоря  своего князя Мала, было заживо закопано в землю,  второе  сожжено.  На  поминальном пиру по приказу Ольгу  были  перебиты  подвыпившие  древляне.  Как  сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по  три  голубя  и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная  пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда в столице  вспыхнул  пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень. В  огне  пожара  погибли, по летописи, около 5 тысяч человек. Жестоко  отомстив   древлянам,   Ольга   вынуждена   была   пойти   на упорядочивание сбора дани. Она установила «уроки» - размер дани и  «погосты»- места сбора дани.

     В княжение Игоря и Ольги к Киеву  были  присоединены  земли  тиверцев, уличей и окончательно – древлян.

     Во  времена  переполненного  событиями  княжения  Святослава  (964-972) Древнерусское государство было расширено и укреплено.  Он  вернул  в  состав Киевской  Руси  племенное  княжество  вятичей,  которое  попало  под  власть хазаров. В 968 году Святослав разгромил хазаров, которые постоянно  зарились на восточнославянские  земли,  препятствуя  торговле  Руси.  Потом  киевский князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну  между  Византией и Болгарией.  Святослав  провел  административную  реформу,  перед  тем  как начать второй и последний  поход  в  Болгарию.  Старшего  сына  Ярополка  он посадил наместником в Киеве, младшего  Олега  -  в  Овруче,  стольном  граде завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного  сына  -  Владимира он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого  всегда  хотели отделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги,  которое  касалось консолидации  государства,  укрепления  власти  киевского  князя  на  землях племенных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию,  который  начался  в 969 году, закончился подписанием мирного договора  в 971  году.  Святослав погиб в бою с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии.  Между  его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением  на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года.Владимир  становится   верховным   властителем   в   стране.   Историки характеризуют государство времен  Владимира  как  раннефеодальную  монархию.

     Это определение в значительной  мере  условное.  Потому  что  первые  ростки феодального  способа  производства  на  Руси  появляются  только  во  второй половине его княжения. Значение выдающейся фигуры  Владимира  заключается  в том,  что  своей  деятельностью  он  как  бы  объединил  две  вехи:  позднюю родоплеменную и раннюю феодальную.

     Года  княжения Владимира в Киеве называют богатырской вехой  в  истории Киевской Руси. Тогда успешно и быстро  возводилось  величественное  строение государства, творилась яркая и  самобытная  культура  его  народа.  Владимир взял под свою твердую  руку  Древнерусское  государство  еще  не  достаточно консолидированное. Власть племенных вождей и князей на местах,  в  отдалении от центра, была почти безграничной. Они неохотно исполняли  приказы князя  и забирали много дани, которая принадлежала ему. Поэтому он начал  княжение  с того, что посадил наместниками своих дружинников во многих  городах  Русской земли.   Дальше   наступил   черед   обоснованного   укрепления    структуры государства. Назрела необходимость кардинальных изменений в  территориальной организации государства. Около 988  года  Владимир  провел  административную реформу. Вождей племенных княжеств заменили  в  разных  городах  государства сыновья -  наместники Владимира. Было навсегда сломано сепаратизм  племенной верхушки. "Так Владимир овладел волостями братьев и затем принялся  собирать под свою власть  и  прочие  земли.  Несколько  лет  ушло  на  это  собирание Русского государства; в летописях сохранились известия  только  о  некоторых походах: на вятичей, на радимичей, в теперешнюю  Галицию,  которую  Владимир постарался теснее связать с Киевским  государством,  и  на  разные  соседние племена.  Только  из  известий  о  волостях,  розданных   Владимиром   своим сыновьям,  видим,  какое  грандиозное  дело  за  это  время  было  совершено Владимиром. Он собрал земли  и  волости,  бывшие  в  зависимости  от  Киева, устранил разных "светлых и великих князей", правивших здесь  и  не  особенно расположенных повиноваться воле киевских  князей,  и  на  место  их  посадил своих сыновей; "примучил" непокорные племена, возвратил  земли,  захваченные в последнее время соседями, и этим  последним  внушил  должное  почтение.  А чтобы земли Русского государства связать теснее, он роздал их  в  управление своим  сыновьям".  С  тех  пор  Киевская   Русь   становится   действительно объединенным  государством.  В  результате  реформы  988  года   значительно укрепилась система государственной  власти  на  местах.  С  того  времени  в основных  городах  государства  от  имени  киевского  князя  собирают  дань, управляют  и  совершают  правосудие  его  наместники  -  сыновья  и  старшие дружинники. Все это привело к  концентрации  государства  и  укреплению  его рубежей.

     При Владимире в целом завершился процесс  установления  государственной территории, определились его границы, которые в целом  совпадали  этническим границам восточнославянской этнокультурной  общности.  На  востоке  Киевская Русь пролегла до междуречья Оки  и  Волги,  на  западе  –  Днестра,  Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере – Чудского,  Ладожского  и Онежского озер, на юге – Дона, Роси,  Сулы  и  Южного  Буга.  На  протяжении конца 9 – первой трети 12 века государственная, общественная,  экономическая и культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась в Киеве  и  вокруг  Киева.

     Поэтому Киев высоко возносился над другими  городами Руси.  С  самого  начала киевские князья особенно беспокоились о развитии и приукрашивании  стольного града.

     Главной заботой Владимира первой половины его  княжения  на  Руси  были постоянные набеги степных кочевников  –  печенегов  с  юга.  Князь  приложил много усилий для укрепления  рубежей  государства.  В  конце  10  века  была создана  большая,  сложная  и  разветвленная   система   валов,   крепостей, укреплений городов, которая должна была защитить Русь от печенегов.

     Владимира  смело  можно  назвать  первым   реформатором   Руси.   Кроме административной реформы он провел  еще  и  судебную  реформу,  сделав  этим взнос  в  развитие  древнерусского  законодательства.  Первой   по   времени реформой  Владимира  была  религиозная.  Владимир  решил  ввести   на   Руси христианство как государственную религию.  "Крестившись  сам,  Владимир  все усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство  в  землях  своего государства. Задумав сблизить свое государство  с  Византией,  украсить  его блеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен  был стремиться приблизить по  возможности  местный  быт  к  формам  византийской жизни. С другой стороны, как выдающийся политик, он  мог  сообразить,  каким тесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с  ее  блестящей обрядностью, законченными  формами,  прочно  организованным  духовенством  и тесно связанная с церковью книжность,  просвещение  и  искусство".  Введение христианства в Киевской Руси имело  положительное  следствие.  Оно  укрепило авторитет  и  власть  князя,  оказывало  содействие  развитию   государства.

     Значительный  толчок  дала новая идеология  развитию  древнерусской  культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться  школы  и  мастерские  по написанию книг, и вскоре восточнославянская  страна  стала  одной  из  самых культурных в средневековой Европе.  Введение  христианского  вероисповедания ввело Древнерусское государство  в  круг  христианских  стран  мира,  сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения  между  ним  и  Византией, Германией и прочими государствами.

     Во  времена княжения Владимира Святославовича завершается второй  этап в установлении государственности на Руси. Третий, заключительный,  припадает на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).

     Развитое  при Владимире  Святославовиче  Древнерусское  государство  в конце его жизни оказалось не таким уже объединенным, а его власть  -  совсем не безграничной. В 1012 году задумал не подчиниться  ему  пасынок  Святополк Ярополчич, который был наместником в Турове. Владимир бросил  его  вместе  с женой, дочкой польского князя Болеслава Храброго, в тюрьму  в  Киеве.  Между его сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а  также пасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский престол. В  ней погибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав в 1015 году стал князем в  Киеве.

     Во  время первого княжения (1015-1018) ему  пришлось  отбивать  нападение  на Киев численного войска степняков. В 1018  году  Святополк,  который  в  1015 году убежал в Польшу, при содействии тестя Болеслава занял  Киев.  Но  зимой 1018-1019 годов Ярослав освободил город, и тот убежал  к печенегам.  Весной 1019 года Святополк с печенежской ордой напал на  Русь.   Решающая  битва состоялась на реке Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу.

     Наверное, Ярослав понял губительные для  Руси раздоры между  князьями. Поэтому он договорился с братом Мстиславом, который княжил  в  Чернигове,  о разделении  сфер  влияния  в  Южной  Руси,  а  племянника  Брячеслава  силой принудил к покорности, но оставил ему Полоцкое княжество.  Ярослав  приложил немало усилий  для  восстановления  централизованного  государства,  которое ослабилось во  время  междоусобной  войны  потомков  Владимира  и  вторжений печенегов. Он не остановился перед  тем,  чтобы  бросить  в  тюрьму  родного брата  Судислава  -  псковского  князя,  который,  вероятно,   стремился   к самостоятельности. Ярослав также лишил власти своего брата в Новгороде.

     Первоочередным  заданием Ярослава так же, как и  его  отца  Владимира, была защита родной земли от  страшных  врагов  -  печенегов  причерноморских степей.  Он  продолжил  деятельность  отца  по  фортификации  южных   границ государства. Но и эта защитная линия ему не помогла.  В  1036  году  большая орда печенегов прорвала ее и окружила Киев.  С  большими  усилиями  печенеги были разгромлены и навсегда отогнаны  от  рубежей  Русской  земли.  Ярославу Владимировичу пришлось на протяжении длительного  времени   заботиться  и  о западных границах Киевского государства,  отвоевывать  у  польских  феодалов земли. Они  были  захвачены  Болеславом  Храбрым  в  1018  году,  когда  тот возвращался с похода на Киев. В  1030  году  Ярослав  освободил  от  поляков волынский город  Белз,  а  в  следующем  году  вместе  с  братом  Мстиславом отвоевал у них и присоединил к Древнерусскому государству всю Красную  Русь. Продолжая  укреплять  западные  рубежи  государства,  он  провел   несколько успешных походов против агрессивных ятвяжских   (1038)  и  литовских  (1040) племен. Улучшению обороны западных границ оказывало содействие  и  основание города Ярослава на реке Сян. В 30-40  годах  войско  Ярослава  Владимировича успешно воевало против племени чуди на  севере  Руси  и  в  Прибалтике,  где построено в честь князя город Юрьев.

Информация о работе Возникновение государственности на Руси