Возникновение и развитие феодальных отношений во франкском обществе (VI—IX вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:55, доклад

Описание

Франкское государство при Меровингах. Происхождение франков. Образование Франкского королевства. «Салическая правда» и её значение. Распад родовых отношений. Возникновение имущественного и социального неравенства во франкском обществе. Политический строй франкского общества. Рост королевской власти. Империя Карла Великого.
Образование империи Каролингов.

Работа состоит из  1 файл

vto.docx

— 19.37 Кб (Скачать документ)

 

 Подобно тому, как учению  церкви, оправдывавшей и защищавшей  феодальную эксплуатацию, противостояли  народные еретические антифеодальные  учения, так и духовной культуре  господствующего класса противостояло  духовное творчество народных  масс: сказочно-былинный эпос, песни,  музыка, танцы и драматическое  действие.

 

 О богатстве народного творчества  прежде всего говорит то обстоятельство, что первоначальной основой наиболее  крупных эпических произведений  западноевропейского средневековья  являлись народные сказания. С  наибольшей полнотой эти народные  сказания сохранились в северных  и северо-западных областях Европы, где развитие феодальных отношений  совершалось сравнительно медленно  и где долгое время существовал  значительный слой свободного  крестьянства.

 

 Эпические произведения бургундского  и франкского общества — «Песнь  о Нибелунгах» и «героические  поэмы», в частности «Песнь о  Роланде», сохранились лишь в  виде более поздних произведений, в которых первоначальные народные  сказания подверглись соответствующей  переработке в интересах господствующего  класса. Однако сложившаяся на  основе народного эпоса, опоэтизировавшего  борьбу Карла Великого с арабами,  «Песнь о Роланде» носит черты  могучего народного влияния. Оно  сказывается в тех частях этой  поэмы, где говорится о любви  к «милой Франции», о ненависти  к врагам, посягающим на её  свободу, и где осуждаются все  феодалы, предающие интересы родины  в угоду личным интересам. 

 

 Огромную роль в народном  творчестве V—X вв., несомненно, играли  музыка и поэзия. Самое широкое  распространение во франкском  обществе имели народные песни  и былины, всевозможные шуточные  и сатирические песенки. 

 

 Народные массы очень долго  придерживались дохристианских  обычаев, совершали жертвоприношения  прежним божествам, соединяли  дохристианские религиозные обряды  с христианскими и «оскверняли»  христианские церкви народными  песнями и плясками. В VI в. на  юге Галлии бывали случаи, когда  народ, прерывая церковную службу, провозглашал: «Святой Марциал, молись  за нас, а мы попляшем за  тебя!», после чего в церкви  устраивался хоровод и начинались  народные пляски.

 

 Католическая церковь относилась  к музыкальному и поэтическому  творчеству народа резко отрицательно. Видя в подобном творчестве  проявление «языческой», «греховной»,  «не соответствующей христианскому  духу» народной деятельности, церковь  настойчиво добивалась её запрещения  и жестоко преследовала непосредственных  выразителей и носителей музыкальной  культуры народа — народных  певцов и танцоров (мимов и  гистрионов).

 

 Сохранились многочисленные  церковные постановления, направленные  против народных певцов и актёров.  Народное творчество, представителями  которого эти певцы и актёры  выступали, носило ярко выраженный  антифеодальный характер и было  опасно господствующему классу. Поэтому церковь неутомимо его  преследовала. Вот почему Алкуин  заявлял, что «человек, впускающий  в свой дом гистрионов, мимов  и плясунов, не знает, какая  большая толпа нечистых духов  входит за ними следом». Карл  Великий в свою очередь преследовал  этих лиц, относя их к числу  «опозоренных», и категорически  запрещал представителям клира  держать при себе «соколов, ястребов, своры собак и скоморохов».  Тем же духом были проникнуты  и многочисленные постановления  церковных соборов. Однако жизненная  сила народной песни и народного  драматического искусства оказалась  неодолимой.

 

 Народное творчество существовало  и в области изобразительных  и прикладных искусств, несмотря  на то, что последние были полностью  подчинены интересам церкви и  талант народных мастеров поставлен  на службу господствующему классу  феодалов. Сохранились различные  художественно выполненные предметы, служившие для украшения церковных  зданий или употреблявшиеся во  время церковных служб (богато  орнаментированные колокола; раки, служившие для хранения мощей,  украшенные резными изделиями  из дерева или кости; различная  церковная утварь — чаши, кресты  и подсвечники из драгоценных  металлов; литые бронзовые церковные  врата и т. д.).

 

 Неизвестные, но искусные  мастера, создававшие эти предметы, несомненно, стремились к максимально  полному удовлетворению церковных  вкусов и не выходили в своём  творчестве за пределы библейских  преданий. Однако сами изображения  в ряде случаев носили на  себе следы народного влияния,  которое выражалось в реалистической  трактовке человеческих фигур,  в употреблении народных орнаментов  и в изображении разных действительно  существующих или же сказочных  животных.

 

 Влияние народного творчества  сказывалось также и на исполнении  миниатюр, всевозможных заставок  и заглавных букв, украшавших  церковные рукописи. Миниатюры обычно  бывали цветными, так же как  и заглавные буквы, которые  изображались нередко то в  виде рыб или животных, то в  виде всякого рода птиц (аистов  со змеёй в клюве, павлинов, петухов, уток), то в виде особых  сочетаний из листьев, розеток  и пр. «Звериная орнаментика»  сохранилась в народном искусстве  ещё со времён далёкого доисторического  прошлого. Широкое применение в  монастырских рукописях находил  и народный орнамент в виде  ленточной плетёнки. Узорчатые ткани  (ковры, церковные покрывала) точно  так же свидетельствовали о  том, что воздействие со стороны  народного искусства не осталось  бесследным и для этой отрасли  прикладного искусства. 

 

 Значение народного творчества  во всех его проявлениях в  истории культуры средневекового  общества, так же как и в  истории человеческой культуры  в целом, было огромным. «Народ,—  писал А. М. Горький,— не  только сила, создающая все материальные  ценности, он — единственный и  неиссякаемый источник ценностей  духовных, первый по времени, красоте  и гениальности творчества философ  и поэт, создавший все великие  поэмы, все трагедии земли и  величайшую из них — историю  всемирной культуры» ( М. Горький,  Литературно-критические статьи, Гослитиздат, 1937, стр. 26.).


Информация о работе Возникновение и развитие феодальных отношений во франкском обществе (VI—IX вв.)