Возникновение и становление христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание

Можно долго спорить о том, какое влияние оказал на историческое развитие нашей страны большевистский переворот 1917 года и последующие за ней годы существования Советского Союза, когда богоборческие теории превратились в бесчеловечную практику воинствующего атеизма. Представители разных поколений выскажут совершенно разные мнения, но мало кто станет спорить с тем, что русские люди напрасно отринули Бога.

Работа состоит из  1 файл

Возникновение и становление христианства на Руси.docx

— 55.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возникновение и  становление христианства на Руси 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Можно долго  спорить о том, какое влияние  оказал на историческое развитие  нашей страны большевистский  переворот 1917 года и последующие  за ней годы существования  Советского Союза, когда богоборческие  теории превратились в бесчеловечную  практику воинствующего атеизма.  Представители разных поколений  выскажут совершенно разные мнения, но мало кто станет спорить  с тем, что русские люди напрасно  отринули Бога. Да, происхождение  человека можно объяснить с  точки зрения Чарльза Дарвина.  Но с другой стороны отрицание  Бога поставило под сомнение  значение всех представлений  общества о том, что хорошо, а что плохо, что такое справедливость  и какие ценности являются  общечеловеческими. Общество столкнулось  с большой нравственной проблемой:  для чего мы живём, в чём  смысл жизни? А как же душа? Ведь ей нет места в антропогенетической  теории!

  «В начале  Бог сотворил небо и землю.  Земля же была безлюдна и  пуста, и тьма над бездною,  и Дух Божий носился над  водою… И сказал Бог: сотворим  человека по образу Нашему  и по подобию нашему, и да  владычествуют они над рыбами  морскими, и над птицами небесными,  и над зверями, и над скотом, и над всею землёю… И сотворил  Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;  мужчину и женщину сотворил  их. И благословил их Бог: плодитесь  и размножайтесь, и наполняйте  землю, и обладайте ею…» –  так объясняет появление человека  на Земле Библия.

  В последнее  десятилетие в России реставрируются  и строятся храмы. Но не это  самое важное для духовного  возрождения России. Гораздо важнее  – принять, а главное правильно  понять христианские заповеди. Только  это даст нашему обществу шанс  на духовное возрождение.

  Не секрет, что  основным источником информации  для молодого и подрастающего  поколения сегодня является телевидение.  Оно представлено огромным разнообразием  каналов и программ. Среди них  есть исторические и православные  каналы. Но, к сожалению, у молодёжи  рейтинг таких программ невысок.  Общеизвестно, что основная часть  молодого поколения предпочитает  различные ток-шоу и программы,  посвящённые шоу-бизнесу. Немало  сторонников и у современного  кинематографа: телевидение в  изобилии показывает боевики  и комедии, где весь сюжет  построен на сексе и жажде  наживы. А вот передачи познавательного  и нравственного характера смотрят  гораздо реже. В результате у  молодых россиян формируется  (а скорее всего его формируют  специально) культ внешней красоты  и богатства. В молодёжной среде  произошёл значительный перекос  ценностей, когда на первом  месте стоит телесное, а не  духовное. И только возврат к  ценностям православия поможет  России воспитать достойных потомков.

  В церковных  летописях написано о том, что  в 988 году над Киевом воссиял  свет Христовой веры, когда киевский  князь Владимир, убедившись в  лживости языческих богов, решил  переменить веру и после целого  ряда разведок, переговоров и  даже военных походов признал  истинной верой византийское  христианство. Он принял его сам,  и по его приказу крестились  киевляне, а затем и остальная  Русь. Христианство полностью переменило  уклад и строй нашего общества, дало толчок к дальнейшему  развитию нашей цивилизации.

  Трудно переоценить  важность темы становления христианства  на Руси. Историю православия  на Руси необходимо знать, чтобы  как можно лучше понять суть  русской религии. И поэтому  в данной курсовой работе необходимо  рассмотреть следующие вопросы:

  1. Какой была  языческая Русь?

  2. Когда на  Руси появились первые христиане?

  3. Роль княгини  Ольги в принятии Русью христианства.

  4. Выбор веры  Владимиром: легенды и реальность.

  5. Для чего  Русь приняла христианство? Кто  был в этом заинтересован?

  6. Что изменилось  в государстве с принятием  христианства?

  Немало учёных  посвятило свою жизнь изучению  темы становления христианства  на Руси. Но при разработке  этой темы можно столкнуться  с серьёзной проблемой: пересказы  истории с церковной точки  зрения и с точки зрения  науки абсолютно разные.

  Большинство  трудов, посвящённых исследованию  становления христианства на  Руси, были написаны 15-20 лет назад.  Современной литературы по этому  вопросу в районной библиотеке  мало. Книги, написанные во время  правления советской власти, посвящены  одной цели – воспитанию атеистов. В большинстве из них становление  христианства на Руси оценивается  крайне отрицательно: «Религия –  это вздох угнетённой твари,  сердце бессердечного мира, подобно  тому, как она – дух бездушных  порядков» (К. Маркс).1

  В других книгах  роль христианства в становлении  Руси, как государства оценивается  выше, так как принятие Русью  этой религии позволило молодому  государству войти в число  развитых передовых государств, обогатило культуру и духовный  мир.

  И, конечно,  церковная литература высоко  оценивает значение принятия  христианства Русью. Недаром князь  Владимир Красное Солнышко, во  время правления которого произошли  самые важные события становления  христианства на Руси, а также  его прародительница княгиня  Ольга, роль которой в религиозном  становлении государства церковь  оценивает очень высоко, были  причислены к ликам святых.

  Очень точно  выразился А. Кузьмин: «Известно,  что знания об обществе всегда  отстают от естественнонаучных. Это потому, что жизненная правда  далеко не всем и не во  всём выгодна. Её под тем  или иным предлогом не принимают.  К тому же в общественной  жизни более цепко держатся  разного рода предрассудки и  иллюзии, а человеку свойственно  преувеличивать ценность и объём  своих знаний. По общему правилу,  чем значительнее явление, чем  шире круг людей, чьи интересы  затрагиваются, тем труднее проникновение  в суть дела» 1.

  Сложно определить  истинность тех или иных событий,  если они произошли несколько  веков назад. Поэтому основными  источниками при изучении вопроса  становления христианства на  Руси, как с церковной, так и  с научной точки зрения, являются  различные летописи и легенды,  проверить правдивость которых  не представляется возможным.  Как правило, истина находится  посередине, и необходимо учесть  мнения обеих сторон. Поэтому  в курсовой работе мы рассмотрим  и примем к сведению все  доступные источники. 
 

  I. Суть христианства, как религии

  1. Заря христианства  – в Иудее

  История христианской  религии насчитывает теперь уже  две тысячи лет. Оно является  одной из трёх фундаментальных  и наиболее распространённых  религий мира. Около трети жителей  планеты являются христианами. 

  Христианство, как  «вселенская» религиозная система,  возникла в условиях, когда почти  весь ближневосточно-средиземноморский  мир был объединён в рамках  наднациональной Римской империи.  На рубеже нашей эры иудаизм  переживал глубокий кризис. Несмотря  на то, что число иудеев, по  подсчётам современных специалистов, исчислялось в ту пору несколькими  миллионами и что солидные  иудейские колонии распространялись  уже по всему Средиземноморью,  включая Египет и Малую Азию, иудейское общество шло к кризису. 

  Кризис усилился  после подчинения Иудеи Риму. Светская власть не пользовалась  авторитетом. Жрецы Иерусалимского  храма также теряли власть  и влияние, чему способствовала  их явная зависимость от наместников  Рима в Иудее. Не удивительно,  что состояние политического  и социально-религиозного кризиса  вело к оживлению пророчеств, активизации деятельности различного  рода сект с их ожиданием  мессии, который вот-вот придёт  и спасёт запутавшийся в противоречиях,  но всё же богоизбранный народ. 

  Мессию ждали  почти все со дня на день. Столь напряжённо ожидавшийся  мессия просто не мог не  появиться. И он появлялся,  причём неоднократно. Всё чаще  то в одном, то в другом  районе Иудеи, а то и вне  её, на периферии, среди евреев  диаспоры, руководители отдельных  сект, бродячие проповедники или  экстравагантные странники объявляли  себя мессиями, призванными спасти  заблудших иудеев. Власти болезненно  реагировали на проповеди подобных  деятелей. Все самозванцы сразу  объявлялись лжемессиями, и их  деятельность пресекалась. Это,  однако, не могло остановить процесс.  На смену неудачникам приходили  новые, и всё повторялось снова. 

  В результате  следовавших за этим восстаний  и войн Иудея как государство,  а вместе с ней Иерусалим  и Иерусалимский храм во II веке  н.э. перестали существовать. Тем  не менее, именно постоянные  гонения на «пророков» становились  всё более заметными и созвучными  общим ожиданиям, и привели  в конечном счёте к укреплению  в умах поколений идеи о  великом мессии, Христе, который  пришёл, не был узнан и понят,  погиб (приняв на себя грехи  людей) и, чудесным образом  воскреснув, стал божественным спасителем  человечества. Эта идея и была  взята на вооружение в тех  ранних иудео-христианских сектах, которые стали появляться как  в самой Иудее, так и в  ближайших к ней районах расселения  евреев диаспоры (Египет, Малая Азия  и др.) на рубеже нашей эры.

  Христианство  никогда не представляло собой  единой религиозной организации.  Уже в первые века оно делилось  на ряд самостоятельных церквей,  во главе которых стояли римский  папа и восточные патриархи.  Сперва церквей было пять: римская,  константинопольская, александрийская,  антиохийская и иерусалимская.  Со временем возникают и некоторые  другие самостоятельные церкви  на Востоке, например, кипрская, грузинская  и другие. Однако возникновение  этих церквей нельзя рассматривать  как раскол христианства, поскольку  вероучение их не отличалось  от вероучения остальных церквей.2

  Первым значительным  расколом христианства явилось  разделение церквей на восточную  и западную. Оно было не случайным  и назревало в течение длительного  периода и имело ряд причин. Главной из них были особенности  феодального развития восточной  и западной частей Римской империи. Эти особенности порождали конкуренцию между ними. Борьба в экономической и политической областях находила своё отражение и в религиозной сфере. Начиная примерно с V века, между восточными и западными церквами разгорается борьба за руководящую роль в христианстве. Между римской церковью, членами которой были все христиане западной части империи, и константинопольской начинает назревать конфликт. И в 1054 году происходит окончательный разрыв христианства на две половины. Восточное христианство начинает именовать себя православием, а западное – католичеством. Но известно, что православие, как особое направление христианства сформировалось задолго до 1054 года.

  2. Суть и принципы  христианства

  Название своё  христианство получило в связи  с тем, что в центре его  вероучения стоит личность Иисуса  Христа. Он сошёл на землю, чтобы  принять мученическую смерть  и ею искупить первородный  грех людей. Вера в искупительную  жертву Христа и всеобщую греховность  людей – одно из основных  положений христианского вероучения. Многие исследователи вообще  отрицают историчность Христа, другие  же считают, что Иисус существовал,  но не как богочеловек, а  как простой еврейский проповедник. 

  Христианская  религия провозглашает принцип  единобожия. Вместе с тем основные  направления христианства придерживаются  положения о божественной троице. Согласно этому положению, Бог  хотя и один, однако выступает  в трёх ипостасях (лицах): Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого.  Христиане считают, что именно  Бог – сын в образе Иисуса  Христа, рождённого девой Марией  путём непорочного зачатия, является  спасителем людей, погрязших в  своих грехах. Идея о спасении  людей также является одной  из центральных в христианстве. Важным в христианском вероучении  считается и положение о воскресении  распятого Христа и вознесении  его на небо.

  Многие из  предписаний христианства отражают  общечеловеческие моральные нормы,  другие же очень специфичны. К  таким особым нормам относятся  требование терпения, покорности, всепрощения,  уважения к власти. Основные положения  христианства изложены в «священном  писании» – Библии. Библия делится  на две части: Ветхий завет  и Новый завет. 

  Как уже было  сказано, христианство неоднородно,  оно подразделяется на несколько  направлений. Таких направлений  в настоящее время насчитывается  пять: православие, католицизм, протестанизм, несторианство и монориситство.  Правда, два последних направления  намного уступают по числу  своих последователей трём первым.3

  Рассмотрим православие,  как основное религиозное направление  в России. «Оно проводит довольно  резкую границу между духовенством, с одной стороны, и мирянами  – с другой. Для духовенства  предусмотрены одни правила поведения,  для мирян другие. Спасение людей,  согласно православию, может быть  достигнуто лишь при посредничестве  духовенства. Оно признаёт семь  таинств: крещение, миропомазание,  причащение, покаяние, священство, брак  и елеосвящение. Православные почитают  богоматерь, ангелов, святых, у них  развит культ мощей и священных  реликвий, практикуется монашество. Один из основных догматических  отличий православия от других  направлений – это вопрос об  исхождении святого духа. В православии  Бог – святой дух исходит  только от Бога отца».4

Информация о работе Возникновение и становление христианства на Руси