Возникновение и становление христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание

Можно долго спорить о том, какое влияние оказал на историческое развитие нашей страны большевистский переворот 1917 года и последующие за ней годы существования Советского Союза, когда богоборческие теории превратились в бесчеловечную практику воинствующего атеизма. Представители разных поколений выскажут совершенно разные мнения, но мало кто станет спорить с тем, что русские люди напрасно отринули Бога.

Работа состоит из  1 файл

Возникновение и становление христианства на Руси.docx

— 55.00 Кб (Скачать документ)

  III. Введение христианства  на Руси

  1. Русь языческая

  До введения  христианства религиозность наших  предков выражалась в поклонении  силам видимой природы, воплощавшейся  в личных божествах: божество  солнца Даждьбог, «скотий бог»  – Велес, «великий Хорей» –  солнечное светило, небо –  Сварог, бог-громовержец – Перун,  Стрибог – повелитель ветра  и многие другие. По мнению  одних исследователей, внешний культ  у славян был мало развит: не  было ни храмов, ни особого  сословия жрецов, что не позволяло  язычеству пустить глубокие корни  в формирующемся государстве.  «Кое-где на открытых местах  ставились грубые изображения  богов, «идолы». Им приносились  жертвы, иногда даже человеческие: этим и ограничивалось идолослужение». 5 Другие историки придерживаются  другого мнения о том, что  у древних славян существовал  целая система храмов-капищ.

  Важную часть  верований славян составлял культ  предков, когда обожествлялся  давно умерший родоначальник  и прародительница в виде рода, или щура и рожаницы. Вера в  загробную жизнь, проникавшая  весь этот культ предков, сказывалась  и в том веровании, что души  умерших будто бы бродили по  земле и населяли поля, леса  и воды: русалки, лешие, водяные...

  «Княжение в  Киеве Владимира I Святославовича (с 980 г.) ознаменовалось двумя  событиями, вошедшими в анналы  истории Руси. Язычник, как и  его отец, он решил создать  целый языческий пантеон. Тогда  воздвигли «деревянного Перуна  с серебряной головой и золотыми  усами, затем Хорса, Даждьбога,  Стрибога, Симаргла и Мокошь. И  приносили им жертвы, называя  их богами, и приводили к ним  своих сыновей, а жертвы эти  шли бесам, и оскверняли землю  жертвоприношениями своими», –  так говорится в «Повести временных  лет», общерусском летописном своде,  составленном в Киеве во втором  десятилетии XII века. 

  А в Новгороде,  над рекой Волхвом, дядя Владимира,  Добрыня, повелел поставить идол  Перуна. Так, на линии пути «из  варяг в греки» на какое-то  время возобладало введённое  свыше многобожие. По замыслу  Владимира это должно было  помочь духовной консолидации  различных племён в пределах  формирующегося государства». 6

  Число главных  богов язычества могло расти.  А вокруг этого стихийного  мира богов кишмя кишела всякая  мелкая нечисть: домовые, лешие,  полудницы, оборотни, лихорадки (трясавицы)  и множество других духов, заполняющих  пространство вокруг русича-язычника. Природа служила ему и колыбелью,  и могилой, началом и концом. Вместилищем души человека считались  важнейшие проявления его жизнедеятельности  (дыхание) и его органы –  сердце, голова. Со смертью человека  погибала и его телесная душа, но духи умерших (навье) могли  вредить живым. Отсюда произошёл  обычай «убивать» (ломать) оружие  на похоронах воина, чтобы душа  его отправилась вслед за его  владельцем.

  В язычестве  существовали «я» и «мы», противостоящие  враждебному окружению «они».  Таким образом, обычаи родоплеменной  кровной мести были лишены  нравственно-этических оценок, и  жестокость оправдывалась сама  собой. Стоит вспомнить жестокую  месть княгини Ольги древлянам.

  Культура древних  славян отличалась замкнутостью  и статичностью. В её основе  был цикл повторяющихся обрядов,  связанных с магией земледелия, с крестинами, свадьбами, похоронами. Огромная роль отводилась гаданиям  и заговорам. 7

  Вывод: человек  в языческом мире предстаёт  обезличенным объектом. Он не  осознаёт и не воспринимает  себя, как нечто особенное, по  отношению к другим объектам. Но именно эта культура предшествовала и в определённой степени подготавливала почву к возникновению древнерусской цивилизации, которая основывалась уже на других идеалах.

  2. Предпосылки  к принятию христианства

  Становление  государственности славян послужило  началу военных походов и расселению  славян в пределах Византийской  империи. В течение VI-VII вв. славянские  племена заселили почти весь  Балканский полуостров и проникли  вплоть до древней Спарты. По  свидетельствам византийских авторов,  императоры, не имея средств для  отражения славянских набегов,  не только предоставляли им  земли для заселения, но и  вступали в союзнические отношения,  а славянские дружины служили  в византийской армии. Поэтому  такое тесное общение двух  народов не могло не привести  к постепенному принятию плодов  византийской культуры нашими  предками. С большой долей достоверности  можно говорить о том, что  уже в те далекие времена  часть русов, возвращавшихся из  походов в Византию, и дружинники, побывавшие в Константинополе,  не только увидели и ощутили  новый для них мир, мир высочайшей  христианской культуры, но и сами  приняли крещение. Через них остальная  Русь могла непосредственно узнавать  о вере Христовой. 8

  Христианизация  Руси, её предпосылки, обстоятельства  и последствия связаны с материальной  и духовной жизнью общества. И  связь эта настолько тесная, что  можно говорить о взаимной  зависимости социально-экономических  отношений и идеологии. Восточные  славяне, как и другие народы  Европы, прошли длительный период  развития от собирательства и  охоты до развитого земледелия, от родовых отношений до раннефеодальных,  наложивших отпечаток на быт,  производство, мировоззрение и нравственность. Славяне были скотоводами и  земледельцами, широко применяли  орудия труда. Совершенствование  орудий труда и расширение  пахотных угодий привело к  появлению прибавочного продукта, что, в свою очередь обеспечивало  кормовую базу для скотоводства. А от уровня развития животноводства  зависело состояние земледелия, ремесла, боевая оснащённость  войск, объём торговли и роль  Руси в межгосударственных отношениях. На достаточно высоком уровне  на Руси велось строительство,  стекольное, кожевенное, ткацкое, косторезное  производство, оружейное дело.

  «Не вызывает  сомнений и то, что восточные  славяне имели достаточный опыт  строительства сложных в архитектурном  отношении сооружений. Это подтверждается  раскопками, представившими примеры  дворцового строительства. Так,  дворец в Киеве, сооружение  которого специалисты относят  к первой половине X, был украшен  фресками, керамическими плитками, шиферными резными деталями и  мрамором. Это было монументальное  сооружение, размеры и отделка  которого подчёркивали мощь и  величие княжества. В гридницу (зал приёмов) князь мог пригласить 400-500 дружинников или гостей: «Эти 400 человек сидят под его престолом,  престол же велик и украшен  драгоценными камнями. Когда же  желает ездить верхом, то приводят  его лошадь к престолу и  оттуда он садится на него...»  На территории усадьбы находился  и храм, позже его место заняла  дворцовая церковь.9

  Таким образом,  дохристианская Русь имела собственную  традицию в храмовой и градостроительной  архитектуре. В ходе строительства  крепостей и укреплений, торговых  и административных центров, святилищ  накапливался опыт.

  Вывод: Киевская  Русь к концу X века имела  развитую материальную культуру, уровень которой позволял ей  не проситься в ученики к  другим государствам. Она сама  поставляла в другие страны  предметы ремесленного производства: оружие, замки, украшения, черепицу. Русь могла переходить к формированию регулярной армии. Успехи земледелия и ремесла создавали предпосылки для активизации внутренней и внешней торговли, межгосударственных связей, для становления древнерусской государственности. Всё это вместе и явилось определяющими предпосылками общественного прогресса в целом и введения христианства в частности.

  3. Христианство  в довладимирский период

  Нельзя сказать,  что языческая Русь была совсем  незнакома с христианской религией. Правда, когда и при каких условиях  появились первые христианские  общины в Киеве, доподлинно  не известно. Почти все церковные  источники начало проникновения  христианства на Русь связывали  с крещением Владимира. «Предпосылки  принятия христианства на Руси  появились ещё в начале II века  н.э., когда римские императоры  выселяли фанатических приверженцев  новой религии на окраины империи,  в том числе на территорию  современной Молдавии и Причерноморья.  Здесь и могло произойти первое  знакомство славянских племён  с христианством, вернее, праславян  с христианским сектантством. Разрозненные  христианские общины могли найти  среди народов покорённого Причерноморья  благоприятную почву для распространения  своих взглядов.

  На некоторое  время проникновение христианства  в Северное Причерноморье было  прервано готами, пришедшими сюда  в III веке. Но уже в IV веке  новая религия проникла и к  ним. После того, как христианство  стало господствующей религией  в Римской империи (325г.), началось  массовое переселение славянских  племён на Балканы, что создавало  условия для взаимопроникновения  культур. С VI века активизировались  контакты восточных славян со  странами, принявшими христианство, посредством найма в императорскую  армию славянских вождей и  воинов, расселения славян вдоль  границ византийской империи,  в ходе славянско-византийской  войны (550-551 гг.). С этого времени  и начался первый этап проникновения  христианства на Русь».1

  Более активное  появление христианства на Руси  началось в IX веке. «Около 867 года  крещение приняли росы, ранее  совершившие нападение на Константинополь.  Об этом сказано во вполне  официальном документе – послании  патриарха Фотия. Но не известно, о каких росах идёт речь. О  крещении росов около 886 года  говорится в некоторых византийских  хрониках. С XI упоминается и митрополия  «Росия». Но это не киевская  митрополия. Она существовала и  позднее, вплоть до XII века, независимо  от Киевской Руси. Вероятно, что  она занимала территорию Восточного  Крыма и Таманского полуострова,  где также издавна располагалась  Русь – Русь Тмутараканская. Правда, есть намёк на принадлежность  к христианской общине киевского  князя второй половины IX века  Аскольда: на его могиле позднее  воздвигли церковь Николы. Но  Аскольдова могила – это огромный  холм, то есть чисто языческое  погребение. И если сооружение  церкви что-то символизировало,  то, прежде всего, преемственность  язычества и христианства».2

  Достоверные  сведения о наличии в Киеве  христианской общины относятся  к середине X века. Узнаём о ней  из договора князя Игоря с  греками 944 года. Киевская знать  и купцы, участвующие в заключении  договора, представляют две равноправные  общины: языческую и христианскую. Язычники клянутся на оружии  именем Перуна, а христиане в  Константинополе клянутся в верности  слову церковью Ильи в Киеве,  а в самой столице, а в  самой столице подтверждают эту  клятву в Ильинской церкви.

  Наряду с вопросами  о выплате дани, найме славян  в византийскую армию, об условиях  торговли, постоянно обсуждался  вопрос о принятии Русью христианства. Русь в это время не выступала  с инициативой принятия христианства, так как пока ещё не созрела  до таких перемен. Но после  длительных переговоров было достигнуто соглашение о крещении послов и допуске на русские земли миссионеров.

  Вывод: христианство  пришло на Русь не вдруг.  Оно проникало сюда постепенно, и процесс этот растянулся  на века. Крещёные христиане-росы  жили задолго до крещения Владимира.

  4. Роль княгини  Ольги

  Нам не известна  цельная картина жизни великой  княгини Ольги. Все сведения  о ней почерпнуты из преданий. Но её роль в крещении Руси  оценивается церковью очень высоко. В середине XI века была составлена  основа «Сказания о первоначальном  распространении христианства на  Руси», куда вошло предание  о крещении Ольги. В центре  повествования стоят два образа  – Игорь и Ольга. Они создали  семью, когда жениху было около  тридцати лет, а невесте –  только 13. В преданиях отмечалось, что она – северянка, а некоторые  считали её болгаркой из Плескова. Через 10 лет после женитьбы  Игорь стал великим князем  Руси. Ключевым моментом в легенде  об Ольге является посещение  Византии. Многие поколения учёных  исследуют малейшие крупицы информации  об этой поездке. 

  Князь Игорь  был язычником: он и клятву  давал не в Ильинской церкви, а «приде на хълм, къде стояше  Перун и покладоша оружие свое  и щиты и злато», и похоронен  он был Ольгой по языческому  обряду под огромным курганом. Но среди боярства, его послов  к императорам Византии была  уже какая-то часть христиан. Вдова  Игоря, княгиня Ольга около  959 года приняла христианство  по греческому обычаю, совершив  путешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать христианство  государственной религией, но здесь  сразу резко обозначилось противоречие, порождённое византийской церковно-политической  концепцией: цесарь империи был  в глазах православных греков  наместником бога и главой  как государства, так и церкви. Из этого делался очень выгодный  для Византии вывод – любой  народ, принявший христианство  из рук греков, становился политически  зависимым народом или государством. Киевская Русь, спокойно смотревшая  на христианские верования, предпочитала  такие равноправные взаимоотношения  с Византией, которые определялись  бы взаимной выгодой, равновесием  сил и не налагали бы на  Русь никаких дополнительных  обязательств, связанных с неубедительной  для неё божественностью императора. Во всяком случае, Константин  Багрянородный – восприемник  Ольги при крещении – «нарёк  её дщерью», то есть подчинённой  ему, а не равноправной «сестрой»10.

Информация о работе Возникновение и становление христианства на Руси