III. Введение христианства
на Руси
1. Русь языческая
До введения
христианства религиозность наших
предков выражалась в поклонении
силам видимой природы, воплощавшейся
в личных божествах: божество
солнца Даждьбог, «скотий бог»
– Велес, «великий Хорей» –
солнечное светило, небо –
Сварог, бог-громовержец – Перун,
Стрибог – повелитель ветра
и многие другие. По мнению
одних исследователей, внешний культ
у славян был мало развит: не
было ни храмов, ни особого
сословия жрецов, что не позволяло
язычеству пустить глубокие корни
в формирующемся государстве.
«Кое-где на открытых местах
ставились грубые изображения
богов, «идолы». Им приносились
жертвы, иногда даже человеческие:
этим и ограничивалось идолослужение».
5 Другие историки придерживаются
другого мнения о том, что
у древних славян существовал
целая система храмов-капищ.
Важную часть
верований славян составлял культ
предков, когда обожествлялся
давно умерший родоначальник
и прародительница в виде рода,
или щура и рожаницы. Вера в
загробную жизнь, проникавшая
весь этот культ предков, сказывалась
и в том веровании, что души
умерших будто бы бродили по
земле и населяли поля, леса
и воды: русалки, лешие, водяные...
«Княжение в
Киеве Владимира I Святославовича
(с 980 г.) ознаменовалось двумя
событиями, вошедшими в анналы
истории Руси. Язычник, как и
его отец, он решил создать
целый языческий пантеон. Тогда
воздвигли «деревянного Перуна
с серебряной головой и золотыми
усами, затем Хорса, Даждьбога,
Стрибога, Симаргла и Мокошь. И
приносили им жертвы, называя
их богами, и приводили к ним
своих сыновей, а жертвы эти
шли бесам, и оскверняли землю
жертвоприношениями своими», –
так говорится в «Повести временных
лет», общерусском летописном своде,
составленном в Киеве во втором
десятилетии XII века.
А в Новгороде,
над рекой Волхвом, дядя Владимира,
Добрыня, повелел поставить идол
Перуна. Так, на линии пути «из
варяг в греки» на какое-то
время возобладало введённое
свыше многобожие. По замыслу
Владимира это должно было
помочь духовной консолидации
различных племён в пределах
формирующегося государства». 6
Число главных
богов язычества могло расти.
А вокруг этого стихийного
мира богов кишмя кишела всякая
мелкая нечисть: домовые, лешие,
полудницы, оборотни, лихорадки (трясавицы)
и множество других духов, заполняющих
пространство вокруг русича-язычника.
Природа служила ему и колыбелью,
и могилой, началом и концом.
Вместилищем души человека считались
важнейшие проявления его жизнедеятельности
(дыхание) и его органы –
сердце, голова. Со смертью человека
погибала и его телесная душа,
но духи умерших (навье) могли
вредить живым. Отсюда произошёл
обычай «убивать» (ломать) оружие
на похоронах воина, чтобы душа
его отправилась вслед за его
владельцем.
В язычестве
существовали «я» и «мы», противостоящие
враждебному окружению «они».
Таким образом, обычаи родоплеменной
кровной мести были лишены
нравственно-этических оценок, и
жестокость оправдывалась сама
собой. Стоит вспомнить жестокую
месть княгини Ольги древлянам.
Культура древних
славян отличалась замкнутостью
и статичностью. В её основе
был цикл повторяющихся обрядов,
связанных с магией земледелия,
с крестинами, свадьбами, похоронами.
Огромная роль отводилась гаданиям
и заговорам. 7
Вывод: человек
в языческом мире предстаёт
обезличенным объектом. Он не
осознаёт и не воспринимает
себя, как нечто особенное, по
отношению к другим объектам.
Но именно эта культура предшествовала
и в определённой степени подготавливала
почву к возникновению древнерусской
цивилизации, которая основывалась уже
на других идеалах.
2. Предпосылки
к принятию христианства
Становление
государственности славян послужило
началу военных походов и расселению
славян в пределах Византийской
империи. В течение VI-VII вв. славянские
племена заселили почти весь
Балканский полуостров и проникли
вплоть до древней Спарты. По
свидетельствам византийских авторов,
императоры, не имея средств для
отражения славянских набегов,
не только предоставляли им
земли для заселения, но и
вступали в союзнические отношения,
а славянские дружины служили
в византийской армии. Поэтому
такое тесное общение двух
народов не могло не привести
к постепенному принятию плодов
византийской культуры нашими
предками. С большой долей достоверности
можно говорить о том, что
уже в те далекие времена
часть русов, возвращавшихся из
походов в Византию, и дружинники,
побывавшие в Константинополе,
не только увидели и ощутили
новый для них мир, мир высочайшей
христианской культуры, но и сами
приняли крещение. Через них остальная
Русь могла непосредственно узнавать
о вере Христовой. 8
Христианизация
Руси, её предпосылки, обстоятельства
и последствия связаны с материальной
и духовной жизнью общества. И
связь эта настолько тесная, что
можно говорить о взаимной
зависимости социально-экономических
отношений и идеологии. Восточные
славяне, как и другие народы
Европы, прошли длительный период
развития от собирательства и
охоты до развитого земледелия,
от родовых отношений до раннефеодальных,
наложивших отпечаток на быт,
производство, мировоззрение и нравственность.
Славяне были скотоводами и
земледельцами, широко применяли
орудия труда. Совершенствование
орудий труда и расширение
пахотных угодий привело к
появлению прибавочного продукта,
что, в свою очередь обеспечивало
кормовую базу для скотоводства.
А от уровня развития животноводства
зависело состояние земледелия,
ремесла, боевая оснащённость
войск, объём торговли и роль
Руси в межгосударственных отношениях.
На достаточно высоком уровне
на Руси велось строительство,
стекольное, кожевенное, ткацкое, косторезное
производство, оружейное дело.
«Не вызывает
сомнений и то, что восточные
славяне имели достаточный опыт
строительства сложных в архитектурном
отношении сооружений. Это подтверждается
раскопками, представившими примеры
дворцового строительства. Так,
дворец в Киеве, сооружение
которого специалисты относят
к первой половине X, был украшен
фресками, керамическими плитками,
шиферными резными деталями и
мрамором. Это было монументальное
сооружение, размеры и отделка
которого подчёркивали мощь и
величие княжества. В гридницу
(зал приёмов) князь мог пригласить
400-500 дружинников или гостей: «Эти
400 человек сидят под его престолом,
престол же велик и украшен
драгоценными камнями. Когда же
желает ездить верхом, то приводят
его лошадь к престолу и
оттуда он садится на него...»
На территории усадьбы находился
и храм, позже его место заняла
дворцовая церковь.9
Таким образом,
дохристианская Русь имела собственную
традицию в храмовой и градостроительной
архитектуре. В ходе строительства
крепостей и укреплений, торговых
и административных центров, святилищ
накапливался опыт.
Вывод: Киевская
Русь к концу X века имела
развитую материальную культуру,
уровень которой позволял ей
не проситься в ученики к
другим государствам. Она сама
поставляла в другие страны
предметы ремесленного производства:
оружие, замки, украшения, черепицу.
Русь могла переходить к формированию
регулярной армии. Успехи земледелия и
ремесла создавали предпосылки для активизации
внутренней и внешней торговли, межгосударственных
связей, для становления древнерусской
государственности. Всё это вместе и явилось
определяющими предпосылками общественного
прогресса в целом и введения христианства
в частности.
3. Христианство
в довладимирский период
Нельзя сказать,
что языческая Русь была совсем
незнакома с христианской религией.
Правда, когда и при каких условиях
появились первые христианские
общины в Киеве, доподлинно
не известно. Почти все церковные
источники начало проникновения
христианства на Русь связывали
с крещением Владимира. «Предпосылки
принятия христианства на Руси
появились ещё в начале II века
н.э., когда римские императоры
выселяли фанатических приверженцев
новой религии на окраины империи,
в том числе на территорию
современной Молдавии и Причерноморья.
Здесь и могло произойти первое
знакомство славянских племён
с христианством, вернее, праславян
с христианским сектантством. Разрозненные
христианские общины могли найти
среди народов покорённого Причерноморья
благоприятную почву для распространения
своих взглядов.
На некоторое
время проникновение христианства
в Северное Причерноморье было
прервано готами, пришедшими сюда
в III веке. Но уже в IV веке
новая религия проникла и к
ним. После того, как христианство
стало господствующей религией
в Римской империи (325г.), началось
массовое переселение славянских
племён на Балканы, что создавало
условия для взаимопроникновения
культур. С VI века активизировались
контакты восточных славян со
странами, принявшими христианство,
посредством найма в императорскую
армию славянских вождей и
воинов, расселения славян вдоль
границ византийской империи,
в ходе славянско-византийской
войны (550-551 гг.). С этого времени
и начался первый этап проникновения
христианства на Русь».1
Более активное
появление христианства на Руси
началось в IX веке. «Около 867 года
крещение приняли росы, ранее
совершившие нападение на Константинополь.
Об этом сказано во вполне
официальном документе – послании
патриарха Фотия. Но не известно,
о каких росах идёт речь. О
крещении росов около 886 года
говорится в некоторых византийских
хрониках. С XI упоминается и митрополия
«Росия». Но это не киевская
митрополия. Она существовала и
позднее, вплоть до XII века, независимо
от Киевской Руси. Вероятно, что
она занимала территорию Восточного
Крыма и Таманского полуострова,
где также издавна располагалась
Русь – Русь Тмутараканская. Правда,
есть намёк на принадлежность
к христианской общине киевского
князя второй половины IX века
Аскольда: на его могиле позднее
воздвигли церковь Николы. Но
Аскольдова могила – это огромный
холм, то есть чисто языческое
погребение. И если сооружение
церкви что-то символизировало,
то, прежде всего, преемственность
язычества и христианства».2
Достоверные
сведения о наличии в Киеве
христианской общины относятся
к середине X века. Узнаём о ней
из договора князя Игоря с
греками 944 года. Киевская знать
и купцы, участвующие в заключении
договора, представляют две равноправные
общины: языческую и христианскую.
Язычники клянутся на оружии
именем Перуна, а христиане в
Константинополе клянутся в верности
слову церковью Ильи в Киеве,
а в самой столице, а в
самой столице подтверждают эту
клятву в Ильинской церкви.
Наряду с вопросами
о выплате дани, найме славян
в византийскую армию, об условиях
торговли, постоянно обсуждался
вопрос о принятии Русью христианства.
Русь в это время не выступала
с инициативой принятия христианства,
так как пока ещё не созрела
до таких перемен. Но после
длительных переговоров было достигнуто
соглашение о крещении послов и допуске
на русские земли миссионеров.
Вывод: христианство
пришло на Русь не вдруг.
Оно проникало сюда постепенно,
и процесс этот растянулся
на века. Крещёные христиане-росы
жили задолго до крещения Владимира.
4. Роль княгини
Ольги
Нам не известна
цельная картина жизни великой
княгини Ольги. Все сведения
о ней почерпнуты из преданий.
Но её роль в крещении Руси
оценивается церковью очень высоко.
В середине XI века была составлена
основа «Сказания о первоначальном
распространении христианства на
Руси», куда вошло предание
о крещении Ольги. В центре
повествования стоят два образа
– Игорь и Ольга. Они создали
семью, когда жениху было около
тридцати лет, а невесте –
только 13. В преданиях отмечалось,
что она – северянка, а некоторые
считали её болгаркой из Плескова.
Через 10 лет после женитьбы
Игорь стал великим князем
Руси. Ключевым моментом в легенде
об Ольге является посещение
Византии. Многие поколения учёных
исследуют малейшие крупицы информации
об этой поездке.
Князь Игорь
был язычником: он и клятву
давал не в Ильинской церкви,
а «приде на хълм, къде стояше
Перун и покладоша оружие свое
и щиты и злато», и похоронен
он был Ольгой по языческому
обряду под огромным курганом.
Но среди боярства, его послов
к императорам Византии была
уже какая-то часть христиан. Вдова
Игоря, княгиня Ольга около
959 года приняла христианство
по греческому обычаю, совершив
путешествие в Царьград. Возможно,
она предполагала сделать христианство
государственной религией, но здесь
сразу резко обозначилось противоречие,
порождённое византийской церковно-политической
концепцией: цесарь империи был
в глазах православных греков
наместником бога и главой
как государства, так и церкви.
Из этого делался очень выгодный
для Византии вывод – любой
народ, принявший христианство
из рук греков, становился политически
зависимым народом или государством.
Киевская Русь, спокойно смотревшая
на христианские верования, предпочитала
такие равноправные взаимоотношения
с Византией, которые определялись
бы взаимной выгодой, равновесием
сил и не налагали бы на
Русь никаких дополнительных
обязательств, связанных с неубедительной
для неё божественностью императора.
Во всяком случае, Константин
Багрянородный – восприемник
Ольги при крещении – «нарёк
её дщерью», то есть подчинённой
ему, а не равноправной «сестрой»10.