Возникновение и становление христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание

Можно долго спорить о том, какое влияние оказал на историческое развитие нашей страны большевистский переворот 1917 года и последующие за ней годы существования Советского Союза, когда богоборческие теории превратились в бесчеловечную практику воинствующего атеизма. Представители разных поколений выскажут совершенно разные мнения, но мало кто станет спорить с тем, что русские люди напрасно отринули Бога.

Работа состоит из  1 файл

Возникновение и становление христианства на Руси.docx

— 55.00 Кб (Скачать документ)

  Вывод: православие  на Руси формировалось в течение  многих лет, и оно стало отличным  от всех других направлений  христианства.

  IV. Историческое  значение принятия христианства  на Руси

  Время Владимира  нельзя считать периодом гармонии  власти и общества. Историческое  значение этого времени заключалось  в следующем: создание условий  для полнокровного сотрудничества  племён Восточно-Европейской равнины  с другими христианскими племенами  и народностями. Русь была признана  как христианское государство,  что определило более высокий  уровень отношений с европейскими  странами и народами.

  Русская церковь,  развивавшаяся в сотрудничестве  с государством, стала силой, объединяющей  жителей разных земель в культурную  и политическую общность. Перенесение  на русскую почву традиций  монастырской жизни придало своеобразие  славянской колонизации северных  и восточных славян Киевского  государства. Миссионерская деятельность  на землях, населённых финноязычными  и тюркскими племенами, не только  вовлекла эти племена в орбиту  христианской цивилизации, но  и несколько смягчила болезненные  процессы становления многонационального  государства. Это государство  развивалось на основе не национальной, а религиозной идеи.

  С принятием  христианства на Руси возникает  особая, близкая к Византии и  Болгарии культура. Её главные  приметы – усвоение письменности  и монументальное церковное строительство.  В «Повести временных лет»  говорится: «Владимир посылал  собирать у лучших людей детей  и отдавать их в обучение  книжное. Матери же плакали  о них, ибо не утвердились  ещё они в вере, и плакали  о них, как о мёртвых» (992г). Письменность  была овеяна ореолом чуда: книжное  почитание противопоставляли «безбуковной  душе», как свет благодати –  тьме неверия. Особым почтением  на Руси пользовались «грамотеи», которые осуществляли связь поколений,  ведя летописи. Библейские и церковные  тексты составляют три четверти  памятников письменности XI-XIII веков.  И хотя большинство народа  оставались неграмотными, знание  главных библейских сюжетов, жития святых и преданий не зависело от начитанности: многое усваивалось на слух, во время церковной службы, при посещении монастырей и при бытовом общении. Большой популярностью пользовалась книга Псалтырь, в котором люди находили утешение в трудные минуты бытия.

  Появляется церковное  законодательство – по типу  византийского. Уходит в прошлое  обычай кровной мести, становится  гуманнее отношение к женщине.  Церковь, восставая против обычая  многожёнства и беспорядочных  брачных отношений, внесла в  общество совершенно другое понятие  семьи – как пожизненного союза  мужа и жены, освящённого венчанием.  Выступала она против жестоких  форм рабства, поскольку господа  – такие же люди, как и невольники.

  Принятие христианства  способствовало широкому распространению  на Руси грамотности, насаждению  просвещения, появлению богатой,  переведённой с греческого языка  литературы, возникновению собственной  русской литературы, развитию церковного  зодчества и иконописи. 

  Огромную роль  в просвещении играли тогда  монастыри, распространявшие греческую  образованность. В них хранились  ценнейшие библиотеки, трудились  переводчики, искусные переписчики  и миниатюристы. В злую пору  монгольского нашествия всё же  удалось сохранить, в основном, в монастырских библиотеках, более  пятисот манускриптов и около  тысячи грамот и документов IX-X веков.

  В XI веке круг  грамотных ещё слишком мал,  но уже в XII веке письменность  вошла в сферу управления, законодательства, расширился круг образованных  клириков. Огромную роль в литературном  наследии славян играли переводные  произведения. Большую посредническую  роль здесь играла Болгария, где  в IX-X веках сделали огромное  количество переводов с греческого. А близость языков позволяла  болгарские книги не переводить  на церковнославянский, а просто  переписывать.

  Непосредственным  следствием принятия христианства  Владимиром и распространения  его в Русской земле было, разумеется, построение церквей. Владимир  тотчас после крещения повелел  строить церкви и ставить их  по тем местам, где прежде стояли  кумиры: так, поставлена была церковь  святого Василия на холме, где  стоял кумир Перуна и прочих  богов. Владимир велел ставить  церкви и определять к ним  священников также и по другим  городам и приводить людей  к крещению по всем городам  и сёлам. Любая цивилизация  немыслима без монументального  зодчества. Христианские храмы  восхищают не только архитектурными  формами, они прекрасны ещё  священной «лепотой» и необычайной  духовной силой. Первые русские  князья-христиане в своём стремлении  к совершенству и красоте в  архитектуре, к великолепию мозаик  и фресковых росписей брали  за образец величественную архитектуру  Константинополя. Средневековье  создало великое искусство, несходное  с другими канонами и направлениями,  свой художественный язык, поскольку  мастера осознавали огромную  роль зрительного созерцания  в духовном постижении «высшей  реальности».

  Советские учёные  находили и отрицательные значения  принятия христианства Русью:  в то время как развивались  одни виды искусства, заглушались  другие. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были  для культовых целей), новоутвердившаяся  церковь осуждала ваяние (скульптуре  в православном храме места  нет). Культивируя пение а капелла,  которым сопровождается православное  богослужение, она порицала инструментальную  музыку, которой не находилось  богослужебного применения. Преследовался  народный театр (скоморошество), подвергалось осуждению устное  народное творчество, истреблялись  как «языческое наследие» памятники дохристианской славянской культуры. Были и более серьёзные обвинения: «Новая религия, возникшая в условиях кризиса рабовладельческого строя и сформировавшаяся в феодальной Византии, прежде всего принесла с собой оправдание именем христианского бога социального неравенства, складывавшегося в древнерусском обществе IX-X веков, в процессе вырождения первобытно-общинных отношений. Угнетатели нашли в ней оправдание своим действиям по закабалению бывших вольных общинников, а угнетённых она обязывала, под угрозой кары господней, красочно описанной христианскими священниками».17

  Как бы то  ни было, становление христианства  на Руси – было фактически  рождением новой цивилизации.  Общие верования, ценностные и  жизненные ориентации, нормы морали  и права содействовали сплочённости  общества. Эмоциональное единство, идеалы гуманного, сострадательного  отношения к людям вели к  рождению цивилизованного и гуманного  общества. 

  V. Русское православие  пережило упадок и теперь возрождается.

  История даёт  множество примеров того, как  религиозные идеи двигали миром,  воздействуя не только на нормы  морали, но и на экономический  уклад и на государственное  строительство. Когда учение Христа  сплотило разрозненные объединения  восточных славян, это в конечном  счёте привело к образованию  древнерусской народности. Религия  Иисуса Христа усмиряла антисоциальные  волнения, определяла границы между  дозволенным и запретным. Перейти  их – значит попрать законы  бытия. 

  Революция и  последующие за ней годы строительства  социалистического общества сильно  изменили духовные основы нашего  общества. Наиболее страшными страницами  этих лет некоторые считают  расстрелы священников. 

  Верхнекамский  район тоже пережил эти страшные  события. «1921 год. Несколько лет  перед тем из Сибири через  Кай проходили войска Колчака.  После разгрома колчаковцев каратели  Азина уничтожили многих, если  почти не всех верхнекамских  священников (исследовать это  сейчас очень тяжело: расстреливали  без суда и следствия. Пока  известно, что протоиерея о. Николая  Троицкого, благочинного из села  Пушья, старика, утопили в проруби,  да о. Александра Соколова, настоятеля  кирсинской Покровской церкви, расстреляли)».18

  Сегодня православие  в России продолжает возрождаться. Строятся храмы. Так, в п.  Рудничном Верхнекамского района  в прошлом году был построен  храм Николая Чудотворца, где  прихожан принимает небезызвестный  о. Леонид, не только высокодуховный  человек, но и талантливый поэт. Он же возродил крестный ход  на реку Порыш. С каждым годом  в нём принимает участие всё  больше людей.

  Вывод:

  Христианство  и язычество разделяет духовная  пропасть, сравнимая, пожалуй, с  различием между идолом и иконой. Грубо высеченный идол с человекоподобными  чертами – это Бог сам по  себе, властвующий над какой-либо  стихией. Напротив, икона – это  и священный, почитаемый предмет,  и образ, каноническое изображение  Христа, Богоматери или святого.  Христианство возвысило человека  над его повседневным бытием, придало земной жизни смысл,  вселило надежду на вечную  жизнь души. Под воздействием  православия русский характер  психологически трансформировался,  изменился менталитет народа  и в том числе – представления  о человеке, его месте в обществе, воззрения о природе и Боге как творце всего сущего. Христианство выделило человека из окружающей среды как высшее творение Бога, созданное по его образу и подобию.

  Приняв христианство, Русь перешла в новую стадию  своего развития, став цивилизованным  государством. Но, изучив тему христианизации  Руси, мы сталкиваемся с проблемой:  чем больше узнаём, тем больше  загадок. Кроме того, изучая литературу, мы видим совершенно противоположные  точки зрения, существуют расхождения  и в датах. Справедливости ради  необходимо учитывать как точку  зрения научных исследователей, так и служителей церкви.

 

  Список литературы:

1. «Введение христианства  на Руси» Г. Филист, Минск, «Беларусь», 1988.

2. «История русской  церкви» Н.М. Никольский, Москва, «Издательство политической литературы».

3. Журнал «Наука  и жизнь» № 11, ст. «Христианство  на Древней Руси», доктор исторических  наук В. Даркевич, 1998г.

4. «Падение Перуна: становление христианства на  Руси» А.Г. Кузьмин, «Москва» 1988 год.

5. «История русской  церкви» Е.Е. Голубинский, «Москва», 1901.

6. «Беседы о религии  и атеизме» А.Б. Чертков, В.Н.  Комаров, Москва «Просвещение», 1975 год.

7. Интернет, сайт  «Высшая йога»

8. Энциклопедия «Религии  мира», том 6, часть вторая, Москва  «Аванта+», 1997 год.

9. «Атеизм и религия:  вопросы и ответы», В.Н. Басило, А.В. Белов и др., Москва, Издательство  политической литературы, 1985 год.

10. «Крещение Руси: факты против легенд и мифов», Н.С. Гордиенко, «Лениздат», 1986 год.

11. Газета «Прикамская  новь», № 98 за 2007 год, «По следам  Трифона Вятского», м. Фотинья.

Информация о работе Возникновение и становление христианства на Руси