Возвышение Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:30, реферат

Описание

В XIV веке происходит возвышение Московского княжества. Это объясняется рядом причин. Москва принадлежала к числу старых городов Владимиро-Суздальской Руси. Район Москвы представлял собой центр развитого земледелия. Еще до монгольского нашествия Москва была городом, в котором имелся значительный торгово-ремесленный посад.

Содержание

Возвышение Москвы. Первые московские князья.
Иван III –«государь Всея Руси». Объединения русских земель вокруг Москвы.

Работа состоит из  1 файл

к.р. история.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

1.

 

Возвышение Москвы

 

В XIV веке происходит возвышение Московского  княжества. Это объясняется рядом  причин. Москва принадлежала к числу  старых городов Владимиро-Суздальской  Руси. Район Москвы представлял собой  центр развитого земледелия. Еще  до монгольского нашествия Москва была городом, в котором имелся значительный торгово-ремесленный посад. Сожженная монголами, она была быстро восстановлена и скоро сделалась одним из наиболее крупных русских городов. Москва стала центром особо сложных ремесел, здесь сосредоточилось производство оружия и предметов роскоши. Торгово-ремесленное население Москвы поддерживало сильную великокняжескую власть в ее борьбе с крупным боярством за политическое объединение. Росту Москвы способствовали также ее расположение на пересечении торговых путей, удаленность от восточных и западных окраин, подвергавшихся особенно частым и опустошительным вторжениям со стороны как монгольских ханов, так и литовских феодалов. Значение Москвы в качестве будущей столицы русского централизованного государства определялось и тем, что она находилась в центре территории, занятой формирующейся великорусской народностью. Роль Москвы поднималась по мере того, как она становилась центром борьбы русского народа с монгольским игом.

 

Территориальный рост Московского княжества в конце XIII— начале XIV века происходил за счет Рязанского, Смоленского и других княжеств. С присоединением Коломны (1300 г.), Переяславля (1302 г.) и Можайска (1303 г.) территория Московского княжества увеличилась почти в два раза. Можайск являлся важным военным пунктом на западной границе Московского княжества. Через Коломну шел торговый путь Москва-река — Ока — Волга.

 

Наиболее крупным соперником Московского  княжества в борьбе за великое  Владимирское княжение являлось усилившееся  в конце XIII — начале XIV века Тверское княжество. В 1318 году московский князь Юрий Данилович после борьбы с князем Тверским Михаилом Ярославичем добился великого княжения. Михаил Яро-славич был казнен в Орде. В начале 20-х годов XIV века, используя результаты восстаний в русских городах, приведших к изгнанию из русских земель монгольских численников и баскаков, великокняжеская власть сосредоточила сборзолотоордынской дани в своих руках.

 

Русскому народу приходилось вести  упорную борьбу и на своих северо-западных границах против шведов. В 1322 году войска Юрия Даниловича вместе с новгородцами отразили нападение шведских рыцарей.

 

Московские князья боролись с тверскими, пытаясь использовать в этой борьбе помощь Золотой Орды. Орда же была заинтересована в том, чтобы разжигать распри среди русских князей и тем самым не дать им усилиться. В 1325 году Юрий Данилович был убит в Орде сыном тверского князя Михаила Ярославича Дмитрием, которого затем самого казнили по приказу хана. Ярлык на великое княжение получил другой сын Михаила Ярославича — тверской князь Александр Михайлович. Это сопровождалось новыми поборами монголов, пришедших вместе с Александром из Орды.

 

В Московском княжестве после смерти Юрия стал княжить его брат Иван Данилович Калита (1325—1340 гг.). В его  княжение политическое значение Московского княжества заметно возросло. Для достижения поставленных перед собой целей Иван Калита не стеснялся в средствах. Он сумел в своих интересах использовать Золотую Орду. Так, когда в 1327 году вспыхнуло восстание в Твери против монгольского ига, Иван Калита привел туда войско из Орды для подавления движения и устранения своего соперника, князя Александра Михайловича. Последний бежал в Псков, после чего Иван Калита в 1328 году получил великое княжение. Длительная борьба между Москвой и Тверью закончилась победой Москвы. Со времени Ивана Калиты великое Владимирское княжение, как правило, занимали московские князья. Для усиления политического влияния Москвы большое значение имело перенесение туда из Владимира митрополичьей кафедры. Имея право назначения епископов в других городах и суда над ними, митрополит использовал это право в интересах борьбы за политическое усиление Московского княжества.

 

 

Первые московские князья

 

  Первые два московских князя,  Даниил  Александрович и сын его Юрий, успели «примыслить» себе все течение Москвы-реки, отняв от рязанского князя город Коломну на устье р.  Москвы и от смоленского князя город Можайск на верховьях   р.   Москвы.   Кроме   того,   князь   Даниил   получил    город Переяславль-Залесский по завещанию бездетного переяславского князя. Земли  и богатства  Юрия  Даниловича выросли  настолько,  что  он,  как представитель старшей линии в  потомстве Ярослава  Всеволодовича,  решился  искать в  Орде ярлыка  на великое  княжение  Владимирское и вступил в борьбу за Владимир  с тверским  князем  Михаилом Ярославичем  (этот  князь Михаил был  племянником князя  Александра  Невского  и  приходился младшим двоюродным братом Даниилу Московскому  и, стало быть,  дядей князю  Юрию Даниловичу). Борьба велась  в Орде путем интриг и насилий. Оба князя, и московский и тверской, в Орде были убиты.   Великокняжеский стол  тогда достался  сыну  Михаила,   Александру Тверскому; а в Москве вокняжился брат Юрия, Иван,  по прозвищу Калита (т.е. кошель).  Улучив минуту,  Калита снова начал борьбу с  Тверью и, наконец,  в 1328 г. Добился  великого княжения, которое с той поры  уже и не выходило из рук московской династии.

 

      О деятельности  великого князя Ивана Даниловича  Калиты известно немного. Но  то,  что известно,  говорит о его уме и таланте.  Сел он на  великом княжении, -- и, по  словам летописца, «бысть оттоле  тишина велика  по  всей Русской  земле  на сорок  лет и престаше  татарове  воевати  Русскую землю». Именно этому князю приписывается та  важная заслуга, что он исхлопотал себе разрешение  доставлять  «выход»  в Орду   своими  средствами,  без участия татарских сборщиков дани. Таким образом был уничтожен главный повод для въезда  татар в Русские земли и было  достигнуто  внутреннее спокойствие и безопасность  на  Руси.  По преданию,  Иван  Калита  очистил свою  землю  от «татей», т.е.  внутренних разбойников и воров. Тишина и порядок во владениях Калиты привлекали туда  население: к Калите  приходили на  службу и на житье как  простые  люди, так  и  знатные бояре  с толпами своей  челяди. Самым же главным  политическим  успехом  Калиты  было  привлечение в  Москву русского митрополита.

 

      С  упадком   Киева,  когда  его  покинули  старшие  князья,  должен  был  возникнуть вопрос и о том, где быть митрополиту всея Руси: оставаться ли ему в  заглохшем  Киеве или  искать  нового  места  жительства?  Около  1300  г. Митрополит  Максим решил этот вопрос,  переселившись  во Владимир-на-Клязьме после одного  из  татарских погромов в Киеве. Уход владыки на север побудил галичских князей просить цареградского патриарха устроить особую митрополию в юго-западной  Руси. Но патриарх  не согласился разделить русскую церковь. После смерти Максима он поставил на Русь митрополитом игумена Петра, волынца родом; а Петр, осмотревшись в Киеве, поступил так же, как Максим, и переехал на север. Официальным местопребыванием  его стал стольный город Владимир; но так как в этом  городе великие князья уже не  жили, и за Владимир  спорили Москва  с Тверью,  то  Петр решительно  склонился в пользу Москвы, во  всем поддерживал московского князя Ивана Калиту, подолгу живал у него в Москве и основал   там   знаменитый  Успенский собор,  наподобие Успенского  собора Владимирского. В этом соборе он и был погребен, когда кончина застигла его в Москве. Его преемник, грек Феогност, уже окончательно утвердился в Москве, и таким образом Москва стала  церковной столицей всей  Русской земли. Ясна вся важность  этого  события:  в  одно  и  то  же  время в  Москве  образовалось средоточие и политической, и церковной власти и, таким образом, прежде малый город  Москва стал  центром  «всея  Руси». Предание говорит,  что,  создавая Успенский собор в Москве  как главную святыню зарождавшегося  государства, святитель Петр предсказал славное будущее  Москвы Ивану Калите, тогда еще не получившему  великого  княжения.  Благодарные москвичи  необыкновенно  чтили память  Петра  митрополита и  причли его  к  лику  святых,  как  «всея  Руси чудотворца», вскоре же по его кончине.

 

      Таковы были  первые  успехи, достигнутые московскими  князьями  благодаря их ловкости  и выгодному положению их удела.  Немедленно же  стали сказываться  и последствия этих успехов.  При самом Калите  (1328–1340)  и при его двух сыновьях Семене Гордом  (1341–1353) и Иване Красном (1353–1359), которые так же,  как и отец  их, были великими  князьями всея  Руси, Москва  начала решительно брать верх над прочими княжествами.  Иван  Калита распоряжался самовластно в побежденной им Твери, в Новгороде и в слабом Ростове. Сыну его Семену, по словам летописца, «все князья русские даны были  под руки»: самое прозвище   Семена   «Гордый»  показывает,  как он  держад  себя  со  своими подручниками. Опираясь  на свою  силу и богатство,  имея  поддержку в  Орде, московские  князья  явились действительной  властью,  способной поддержать порядок и тишину не только в своем уделе, но и во всей Владимиро-Суздальской области. Это было  так важно и так желанно для измученного татарами  и внутренними неурядицами  народа,  что  он охотно  шел под  власть  Москвы  и поддерживал  московских князей. К московским князьям приезжало много знатных слуг, бояр со  своими дружинами,  с  юга  и  из  других  уделов Суздальских. Поступая на  службу к  московским  князьям, эти слуги усиливали собой рать московскую, но  и сами,  служа сильному  князю,  улучшали свое положение и становились еще знатнее. Быть  слугой и боярином великого князя было лучше, чем служить в простом уделе;  поэтому слуги московских князей  старались, чтобы  великое  княжение всегда  принадлежало Москве. Бояре московские  были верными  слугами своих князей даже и тогда, когда сами князья были слабы или же  недееспособны.  Так  было при  великом  князе Иване  Ивановиче  Красном, который был «кроткий  и  тихий»,  по выражению летописи,  и при его сыне Димитрии, который остался после отца всего девяти лет.

 

      Вместе   с   боярством  и  духовенство   проявляло  особое  сочувствие  и содействие   московским  князьям.   После  того  как   митрополит   Феогност окончательно поселился в Москве, он подготовил себе преемника – московского инока, москвича  родом,  Алексия,  происходившего из знатной боярской  семьи Плещеевых. Посвященный в митрополиты, Алексий при слабом  Иване Красном и в малолетство  сына его Димитрия  стоял во  главе  Московского княжества, был, можно сказать, его правителем.  Обладая исключительным умом и способностями, митрополит  Алексий  пользовался  большой  благосклонностью в  Орде  (где он вылечил болевшую глазами ханшу  Тайдулу)  и  содействовал тому,  что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. На Руси он являлся неизменным  сторонником  московских князей  и  действовал своим  авторитетом всегда в  их пользу.  Заслуги св. Алексия  пред  Москвой  были так  велики и личность его была  так  высока, что  память его в Москве чтилась необычайно. Спустя  50  лет после его  кончины  (он  умер  в 1378 г.)  были  обретены  в основанном им  Чудовом  монастыре  в  Москве  его мощи  и  было  установлено празднование  его  памяти.  Руководимое  св.  Алексием  русское  духовенство держалось  его  направления  и  всегда  поддерживало  московских князей в их стремлении  установить на Руси  сильную  власть  и  твердый порядок.  Как мы знаем,  духовенство  изначала  вело  на Руси  проповедь  богоустановленности власти  и необходимости  правильного  государственного  порядка.  С  большой чуткостью  передовые  представители духовенства угадали  в  Москве возможный государственный центр и стали содействовать именно ей. Вслед за митрополитом Алексием  в этом отношении должен быть упомянут  его сотрудник,  преподобный инок   Сергий,  основатель  знаменитого   Троицкого  монастыря.   Вместе   с митрополитом  Алексием  и  самостоятельно,  сам  по  себе,  этот  знаменитый подвижник выступал на помощь Москве  во все трудные минуты народной жизни  и поддерживал  своим  громадным  нравственным авторитетом начинания московских князей.

 

      За знатными боярами   и  высшим  духовенством тянулось  к Москве  и  все народное  множество. Московское княжество отличалось внутренним спокойствием; оно  было  заслонено  от   пограничных   нападений   окраинными  княжествами (Рязанским, Нижегородским, Смоленским и  др.); оно  было в  дружбе  с Ордой. Этого  было достаточно, чтобы внушить желание поселиться  поближе к Москве, под ее защиту. Народ шел на  московские  земли, и московские князья  строили для него  города,  слободы,  села.  Они сами  покупали себе целые уделы у обедневших князей (ярославских,  белозерских, ростовских)  и простые села у мелких владельцев. Они выкупали в Орде русский «полон», выводили его на свои земли и заселяли этими пленниками, «ордынцами», целые слободы. Так множилось население в московских волостях, а вместе с тем вырастали силы и средства  у московских князей.

 

      Таким   образом,   первые   успехи   московских   князей,   давшие   им великокняжеский   сан,  имели  своим  последствием  решительное  преобладание Москвы  над  другими  уделами,  а  это,  в свою очередь, вызвало   сочувствие и поддержку Москве  со стороны боярства, духовенства и народной массы. До конца XIV столетия, при Калите и его сыновьях, рост московских  сил  имел характер только  внешнего  усиления  путем   счастливых  «примыслов».  Позже,   когда московские князья явились во главе всей Руси борцами за Русскую землю против Орды и  Литвы, Москва  стала  центром  народного объединения,  а  московские князья – национальными государями. 

 

 

2.

 

Иван III – «государь Всея Руси»

 

Княжение Ивана Васильевича (1462 -1505 гг.) было важнейшим этапом в процессе создания единого Российского государства. Это время образования основной территории России, окончательного освобождения ее от монгольского ига и формирования политических основ централизованного государства. Иван III был крупнейшим государственным деятелем, человеком больших политических замыслов и решительных начинаний. Умный, дальновидный, расчетливый и настойчивый, но осторожный и хитрый, он был достойным продолжателем дела своего отца. Ивана Васильевича долгое время прозывали Великим.

 

   Почти полувековой срок его княжения прошел под знаком борьбы за воссоединение Русских земель. Ивану III удалось изменить весь облик государства - превратить его из сильного княжества в мощную централизованную державу.

 

   С большим успехом Иван  Васильевич осуществил объединение под своей властью разных областей Великороссии. Для этого он мобилизовал большие военные силы, но ему не понадобились кровавые битвы, так как население не оказывало серьезного сопротивления. Бояре в большинстве случаев охотно переходили на московскую службу, а князья присоединяемых к Москве княжеств или признавали власть великого князя и переходили на положение служебных князей, или бежали в соседнюю Литву.

 

   В 1463 г. присоединилось  к Москве Ярославское княжество  - местные князья сделали это добровольно, затем был покорен обширный Пермский край, пришло под руку великого князя Ростовское княжество. Настал черед «господина Великого Новгорода»: в 1471 г. рать великого князя выступила из Москвы, и после победы на реке Шелони Новгород был приведен к повиновению. Советский историк Ю. Г. Алексеев написал: «В Шелонской битве пали не только знамена Великого Новгорода. Поражение потерпела вся старая, удельная Русь». В 1478 г. Новгородская феодальная республика была ликвидирована, а сам Новгород и его земли вошли в состав Русского централизованного государства. В 1485 г. была покорена старая соперница Москвы - Тверь, а через четыре года Вятская область присоединилась к Москве. Иван III стал называться Великим князем всея Руси. Время раздробленности закончилось.

Информация о работе Возвышение Москвы