По-прежнему наиболее важными
оставались отношения с Золотой
Ордой. Усилив свои позиции,
Иван Ш начал вести себя
как независимый от монголов
государь, перестал платить им
дань. Тридцать лет не было
врагов под стенами Москвы. Выросло
целое поколение людей, ни разу
не видевших ордынцев на своей земле. Хан
Ахмат решил восстановить господство
Орды над Русью. Честолюбивый, умный но
осторожный, он несколько лет готовился
к походу против русской земли. Победами
в Средней Азии и на Кавказе он снова поднял
могущество ханства, укрепил свою власть.
Однако Ахмат не сумел удержаться в Крыму.
Здесь на ханском престоле сидел вассал
турецкого султана Менгли-Гирей. Крымское
ханство, выделившееся из Золотой Орды,
с тревогою следило за усилением державы
Ахмата. Это открывало перспективы русско-крымского
сближения * .
В 1480 г. энергичный и
удачливый Ахмат, заключив союз
с литовским королем Казимиром,
поднял в поход на Русь Большую
Орду **, собрав все силы своей
огромной, еще грозной империи.
Над Русью вновь нависла опасность.
Момент для нашествия хан выбрал весьма
удачно: на северо-западе шла война русских
с Орденом; враждебной была позиция Казимира;
начался феодальный мятеж против Ивана
Васильевича его братьев Андрея Большого
и Бориса на почве территориальных споров.
Все как будто складывалось в пользу монголов.
Войска Ахмата подошли
к реке Угре (притоку Оки), которая
протекала по границе Русского
государства и Великого княжества
Литовского. Попытки татар форсировать
реку не имели успеха. Началось
«стояние на Угре» войск противников,
которое закончилось в пользу русских:
11 ноября 1480 г. Ахмат повернул прочь. Где-то
на зимовье в устье Северного Донца Иван
Васильевич настиг его чужими руками:
сибирский хан Ивак отрубил Ахмату голову
и отправил ее великому князю в доказательство,
что враг Москвы повержен. Иван III приветливо
встретил послов Ивака и одарил их и хана.
Таким образом, пала зависимость
Руси от Орды. Почти 240 лет русский
народ вел борьбу за свою
свободу.
В 1502 г. крымский хан
Менгли - Гирей нанес ослабевшей
Золотой Орде окончательный удар. Вместо
нее образовалось несколько ханств: Казанское,
Астраханское и Ногайские орды.
Укрепление Московского
княжества, расширение его территории
неизбежно сталкивало его интересы
с Великим Литовским княжеством.
Это привело к войнам между двумя государствами.
Победу в них одержала Москва. По мирному
договору, заключенному в 1503 г., Великий
князь Литовский Александр уступил Ивану
Васильевичу 70 волостей и 19 городов - Чернигов,
Брянск, Рыльск, Путивль, Гомель, Дорогобуж,
Любич и многие другие.
Завершился процесс объединения
Русских земель, потребовавший вековых
напряженных усилий всего народа.
В далеком 1462 г. Иван III унаследовал
от отца, Василия Темного, немалое
Московское княжество, территория
которого достигала 400 тыс. км2. А сыну
своему, княжичу Василию III, он оставил
обширную державу, площадь которой выросла
более чем в 5 раз и превышала 2 млн. км2.
Вокруг когда-то скромного княжества сложилась
мощная держава, ставшая самой крупной
в Европе: «Изумленная Европа , - писал
К. Маркс, - в начале царствования Ивана
даже не подозревавшая о Московии, затиснутой
между Литвой и татарами, была ошеломлена
внезапным появлением огромной империи
на ее восточных границах, и сам султан
Баязет, перед которым она трепетала, услышал
впервые от московитов надменные речи».
В конце XV в. появилось
и новое имя централизованного
государства - Россия. В связи
с этим представляется интересным
диалог-рассуждение ученых Л.
Гумилева и А. Панченко о
зарождении великорусского этногенеза,
о соотношении понятий «Русь- Россия».
Принцип этнологии прост: каждый этнос
или скопление этносов, суперэтнос, - возникает
вследствие микромутации, изменяющей
бытующий стереотип поведения, иначе -
мотивацию поступков, на новую, непривычную,
но жизнеспособную. Русичи, как вообще
славяне, появились на исторической сцене
в результате пассионарного толчка I -
II веков.
Затем происходит образование
нового этноса, называвшего себя
«христианами». У этого этноса
принципиально не могло быть
единства по происхождению, языку,
территории. В тот суперэтнос, который
условно называют «византийским», славяне
вошли в IX - X вв. В 988 г. Киевский князь Владимир
Святославич принял крещение.
Крестились не великороссы,
не русские, а русичи. А это
разные этносы.
Датировкой великорусского
«начала» стал XIII в.- век кризиса
феодализма во всем мире. Пассионарный
толчок (микромутация), подъем пассионарности
в России начался именно тогда,
совпал с деятельностью Александра
Невского и с эпохой татаро-монгольского
нашествия. Александр Ярославич двумя
победами остановил натиск шведов и крестоносцев.
Героический подвиг его спас Русскую землю
лишь от западных завоевателей. Но сам
факт показывает, что наряду с процессами
распада появилось новое поколение - героическое,
жертвенное, патриотическое. Иными словами,
появились люди, ставящие идеал (или далекий
прогноз) выше своих личных интересов.
Пусть их в ХШ в. были единицы - в XIV в. их
дети и внуки составили уже весомую часть
общества. Эти пассионарии стали затравкой
нового этноса, впоследствии названного
«великороссийским». Затем, как известно,
Москва перехватила инициативу объединения
Русской земли, потому что именно там скопились
страстные, энергичные, неукротимые люди.
На Русь стекались и татары ***, не желавшие
под угрозой казни принимать ислам, и литовцы,
не принимающие католицизм, и крещеные
половцы, и меряне, и мурома, и мордва. Девиц
на Москве, как утверждает А. Панченко,
было много, службу получить было легко,
еда стоила дешево, воров и грабителей
вывел Иван Калита. Но для того, чтобы это
скопище людей (живущих, в основном, дружно
и в согласии) стало единым этносом, не
хватало одной детали - общей исторической
судьбы, которая воплощается в коллективном
подвиге, требующем сверхнапряжения. Именно
эти факты становятся концом только биологического
становления и началом исторического
развития.
В XIV в. на Руси антиордынские
настроения вылились в мощное
движение, связанное с новым взрывом
этногенеза. Именно оно толкнуло
русских людей на Куликово
поле. Эта битва стала мерилом
нравственных ценностей. На сражение пошли
рати москвичей, владимирцев, суздальцев
и т. д., а вернулась рать русских, благословленная
на подвиг Сергеем Радонежским.
Таким образом, можем
датировать толчок великорусского
этногенеза началом XIII в., инкубационный
период XIII - XIV веками, а осознание русскими
себя как целостности - 8 сентября 1380 г.
Но новое имя государства "Россия"
впервые встречается в летописях в период
княжения Ивана Васильевича. Названия
"Россия", "Российская земля"
долго сосуществовали рядом с прежними
именами - Русь, Русская земля. Постепенно
они становились все более распространенными.
"Российский" стал означать принадлежность
к государству, а "русский" - к народности.
Такие изменения имели жизненное значение.
Централизованное единое государство
складывалось как многонациональное.
Наряду с русским народом в него входили
многие другие народы и Племена (карелы,
коми, ханты, мордва, удмурты и др.).
* Крымское ханство - государство
в Крыму (1443 -1783 гг.). Выделилось
из Золотой Орды. С 1475 г.- вассал
Турции.
** Большая Орда-государство в
1433 -1502 гг. в Северном Причерноморье
и Нижнем Поволжье. Вьделилась
из Золотой Орды. Разгромлена
Крымским ханством.
*** По свидетельству источников,
доля татар в российском дворянстве
XIV-XVI вв. была значительной. Генеалогия
многих российских дворянских родов уходит
корнями в Золотую Орду. Примеров тому
великое множество: Аксаковы, Бунины, Корсаковы,
Салтыковы, Юсуповы и др.
Объединение русских
земель вокруг Москвы.
1. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Борьба
против ордынского ига.
Образование единого централизованного
государства в результате объединения
русских земель вокруг Москвы
на протяжении XIV—XV веков представляло
собой весьма сложное и противоречивое
явление. Оно имело ряд отличительных
особенностей по сравнению с аналогичным
процессом в ряде стран Западной Европы.
При этом определяющим моментом была не
столько экономическая потребность, сколько
национально-патриотическая идея объединения
для борьбы за независимость. Несомненно,
объединение русских земель еще не означало
преодоление экономического и социального
своеобразия территории. Однако уже в
это время Русь предстала перед Европой
как могучее многонациональное государство
Россия.
Это был переломный этап российской
истории, эпоха выбора своего пути развития.
Такие периоды всегда представляли большой
интерес для исторической науки и оценивались
далеко не однозначно.
Проблеме формирования единого
Российского государства уделено
внимание в фундаментальных исследованиях
крупнейших российских историков Н.М.
Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского
и др. В них отмечается прогрессивный исторически
обусловленный характер данного процесса.
При этом государственник Карамзин подчеркивал
исключительное значение великих князей
в создании Московской Руси. Согласно
его воззрениям, Россия «основывалась
победами и единоначалием, гибла от разновластия,
а спасалась мудрым самодержавием».
С.М. Соловьёв в большей степени
обращал внимание на объективные, исторически
подготовленные причины формирования
Российского государства, на победу нового
государственного начала над старым родовым.
В плане общей концепции прогрессивности
возникновения Московского государства
у В.О. Ключевского и П.Н. Милюкова
превалирует оценка значимости
борьбы за национальную независимость
для объединения русских земель. А.Н. Милюков
именовал Московскую Русь военно-национальным
государством.
Своеобразную точку зрения на проблему
формирования русского государства
высказал историк и философ Г.П.
Федотов. В противовес Н.М. Карамзину
он возлагает ответственность на русских
князей за варварские, азиатские собирания
русских земель, что привело, по его мнению,
в будущем к созданию деспотического самодержавного
правления.
В советской историографии вопрос
возникновения русского централизованного
государства освещался с преобладающих
позиций марксизма-ленинизма через призму
классовой борьбы и угнетения трудового
народа. Причем такая постановка вопроса
признавалась единственно верной.
Многообразие точек зрения по
рассматриваемой проблеме, большой источниковедческий
материал дает историкам возможность
глубже и всестороннее проанализировать
сущность указанного периода, понять его
особенности историческое место.
В связи с этим представляют интерес
исследования Л.В. Черепнина «Образование
русского государства в XIV—XV вв.», В.И.
Булгакова, А.А. Преображенского, Ю.А. Тихонова
«Эволюция феодализма в России», Л.Н. Гумилева
и А.Т. Панченко «Чтобы свеча не погасла».
Эти работы написаны не в одно время, однако
они одинаково актуальны, так как авторы
исследуют важнейшие проблемы: причины
раздробленности и ее преодоление на Руси,
положение различных категорий населения,
взаимозависимость процессов объединения
территорий и формирования централизованного
аппарата власти, в них уточняются хронологические
рамки изучаемого периода.
По этой теме следует также выделить
и работы, посвященные отдельным
событиям и историческим личностям
Московской Руси. Среди них: Сказание
и повести о Куликовской битве
/ Под ред. Д.С. Лихачева и Л. Иоффе;
Кирпичников А.Н. Куликовская битва; Алексеев
Ю.Г. Государь всея Руси; Бушуев С.В., Миронов
Г.Е. Очерки Государства Российского: историко-библиограф.
очерки. Кн. 1: IX—XVI вв. М., 1991. Таким образом,
весьма значительная историографическая
база, широкий спектр взглядов на проблему
формирования российского государства
позволяют наиболее объективно проанализировать
исторический ход событий.
В XIV веке на Руси начался медленный
процесс преодоления раздробленности
и формирования единого государства.
Его основную территорию составили
Владимиро-Суздальская, Новгородская,
Смоленская, Муромо-Рязанская земли, а
также часть земель Черниговского княжества.
Объединение страны и централизация
стали возможны именно в тот период,
когда возросли силы русских земель
для более активного сопротивления
ордынскому игу.
Процесс собирания русских земель
прошел несколько этапов. Первый этап
связан с выделением Московского
княжества при князе Данииле
в последней четверти XIII века и
продолжался до второй половины XIV века
— времени княжения Ивана Калиты
и его сыновей. В этот период были заложены
основы могущества Москвы. Затем следует
время правления Дмитрия Донского и его
сына Василия I, т. е. вторая половина XIV
века. Оно характеризовалось значительными
военными успехами Руси в борьбе с Золотой
Ордой, территориальным ростом московских
земель и повышением авторитета московских
князей.
Самостоятельным этапом в становлении
единого русского государства была
вторая половина XV века, охваченная длительной
междоусобной войной за захват московского
престола.
Завершающим периодом объединения
русских земель стала вторая половина
XV века, связанная с княжением
Ивана III. Это время формирования
основ государственного устройства
России, оформление ее внешних границ
и атрибутов верховной власти,
время окончательного освобождения от
ордынского ига.
Одновременно
с процессом создания единого
русского государства шло формирование
русской или великорусской народности,
объединенной не только политическими,
экономическими связями, патриотическими
чувствами, но и единым общерусским языком,
возникшим на основе стиравшихся местных
диалектов.
Центром объединения
русских земель и образования
единого государства стала Москва.
Проблема возвышения Москвы требует
глубокого исторического анализа.
Одна из наиболее распространенных точек
зрения связывает возвышение Москвы с
выгодными географическими и социальными
условиями: московская округа была районом
развитых для того времени земледелия
и промыслов, к Москве сходились удобные
речные и сухопутные дороги, в Москве завязывался
узел торговых отношений между русскими
землями, вокруг нее сложилось этническое
ядро, из которого выросла великорусская
народность, а некоторая территориальная
отдаленность от арены монголо-татарских
набегов гарантировала Москве относительно
большую безопасность, чем другим городам.
Однако
эти предпосылки скорее можно
рассматривать как тенденцию
к созданию единого государства
вокруг Москвы, а определяющим фактором
стала умелая и дальновидная политика
московских князей. Они не только сумели
прорваться к великокняжескому престолу,
но и удержать его за собой, несмотря на
княжеские междоусобицы и интриги Орды.