Возвышение Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:30, реферат

Описание

В XIV веке происходит возвышение Московского княжества. Это объясняется рядом причин. Москва принадлежала к числу старых городов Владимиро-Суздальской Руси. Район Москвы представлял собой центр развитого земледелия. Еще до монгольского нашествия Москва была городом, в котором имелся значительный торгово-ремесленный посад.

Содержание

Возвышение Москвы. Первые московские князья.
Иван III –«государь Всея Руси». Объединения русских земель вокруг Москвы.

Работа состоит из  1 файл

к.р. история.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

 

Иван Васильевич вступил на московский престол в 1462 году. Современники свидетельствовали, что он был высок ростом, худощав, с правильными, даже красивыми чертами  мужественного лица, недюжинными способностями. Он пробыл на престоле 43 года, т. е. до 1505 года. Это был один из крупнейших государей Московской Руси. С его именем связаны новые качественные изменения, происшедшие в русском государстве во второй половине XV века. Вместе с тем историки и современники дают неоднозначную оценку этой исторической личности и его деятельности. Однако все они едины во мнении, что Иван III создал Российскую державу как феодальное, классовое государство. Он был жесток и коварен в отстаивании своих интересов, но обладал замечательным качеством, отмеченным и Карамзиным, и Ключевским, которое ставило его в ряд выдающихся государей Европы: когда надо было решать государственные дела, он умел подниматься выше личных интересов и предрассудков времени.

 

Характер Ивана Васильевича  формировался в сложной обстановке. Детство и отрочество будущего государя пришлось на самые драматические  этапы феодальной войны второй четверти XV века. С детства его приучали к походам, к выполнению воинских обязанностей. Слепой отец князь Василий рано сделал Ивана своим помощником и соправителем: уже к 17 годам он далеко не формально носил титул великого князя. Иван III, несомненно, являлся незаурядной личностью. «Решительный и смелый,— как отмечал Н.И. Костомаров,— он был до крайности осторожен там, где возможно было какое-нибудь противодействие его предприятиям».

 

Почти полувековой срок его правления  прошел под знаком борьбы за объединение  русских земель. Он получил от отца Московское княжество в 400 тыс. км2, а  сыну Василию оставил государство в 2 млн км2. Расширяя свои территории, Иван III использовал все возможные пути, действуя и дипломатией, и силой. Так, без особой борьбы к Московскому княжеству были присоединены Ярославские и Ростовские земли, обширный Пермский край.

 

С начала 70-х годов XV века главной  задачей великокняжеской власти стала окончательная ликвидация самостоятельности Новгородской феодальной республики с ее сильными идеями независимости. Непосредственным поводом к походу против нее послужило заключение договора с Литвой пролитовской боярской группировкой во главе с посадницей (вдовой посадника) Марфой Борецкой. Этот акт был враждебно воспринят Москвой, тем более что против соглашения с Литвой выступила и часть новгородского боярства и купечества. Столкновение между московскими и новгородскими войсками произошло в 1471 году на реке Шелони. Оно закончилось победой Москвы и заключением договора, по которому Новгород обязывался быть союзником Москвы при определенном сохранении своей независимости.

 

Однако потребовался еще один поход в 1477 году, чтобы окончательно подчинить Новгород Москве. В знак этого подчинения был снят и отправлен в Москву вечевой колокол — символ новгородской независимости, было также распущено и новгородское вече. Таким образом, новгородская земля стала частью Московской Руси, причем по своей территории она превосходила территорию Московского княжества.

 

Присоединение Новгорода предопределило судьбу псковских и тверских земель. После потери независимости Тверью уже можно было говорить о едином русском государстве, хотя объединение русских земель в целое государство еще не означало его полной централизации. Завершение территориального собирания Северо-Восточной Руси Москвой привело к созданию национального великоросского государства, а великий князь московский становился великоросским государем. В связи с этим В.О. Ключевский обращал внимание на то, что внутреннее и внешнее положение Московского государства слагалось из последствий этого основного фактора.

 

К концу XV века окрепшее политически и территориально русское государство начало борьбу за окончательное свержение монголо-татарского ига, хотя уже с 1478 года оно отказалось платить дань Орде. К середине XV столетия ясно обнаружились противоречивые тенденции развития Руси и Орды. В отличие от объединившейся Руси, Золотая Орда, вследствие феодального дробления и сопротивления покоренных ею народов, распадалась на отдельные части и испытывала серьезные экономические трудности. Выход Московской Руси из повиновения осложнял и без того ухудшавшееся положение в Орде.

 

Стремясь выйти из создавшейся  ситуации, ордынский хан Ахмат  предпринял попытку вернуть прежний  престиж. С этой целью летом 1480 года он отправился на Русь за данью. Ко времени  подхода сил Ахмат-хана войска Ивана III заняли оборонительные позиции на берегах Оки и ее притока реки Угры. Татарам не удалось переправиться через Угру. Зная сложное внутреннее и внешнеполитическое положение Русского государства (нападения Ливонского ордена, враждебные отношения с Польшей, внутренние усобицы), ордынский хан занял выжидательную позицию. Не начинали активных действий и русские войска. Противостояние продолжалось около месяца. За это время Ивану Васильевичу удалось добиться примирения внутри страны, в Литве вспыхнуло восстание, заставившее короля Казимира IV изменить планы помощи хану. Начавшаяся морозная зима также внесла свои коррективы. В итоге Ахмат-хан был вынужден отказаться от своих планов и, не рискуя понести большие потери, в ноябре 1480 года, отступил без боя. Таким образом, ровно через 100 лет после Куликовской битвы Русь навсегда освободилась от татарского ига.

 

По мере объединения русских  земель в Московское государство  и обретения им внешнеполитической независимости стал меняться и характер власти — ее организация и идеология. При великом князе действовал государственный совет из наиболее знатных бояр — Боярская Дума, которая юридически делила власть с великим князем. Располагая большими материальными средствами, широкими привилегиями, боярская знать чувствовала себя весьма независимо. Во многом это определялось тем, что дворянство, являвшееся реальной опорой государственной власти, еще не набрало силы. Вместе с тем великий князь все больше стремился упрочить свои позиции и ограничить вмешательство бояр в государственные дела. Во второй половине XV века наблюдался активный рост помещичьего землевладения, т. е. укрепление позиций дворянства. Это было выгодно как государству в целом, так и великому князю в частности, так как помещики получали право владения землей и живущими на ней крестьянами только при условии несения государственной службы и без права передачи ее по наследству. Зависимость от государя делала служилое сословие заинтересованным в сильной великокняжеской власти. Однако, получая землю и не имея ее в собственности, помещики стремились как можно скорее извлечь из нее прибыль, что привело к максимальной эксплуатации труда зависимых крестьян, особенно широкое распространение получила барщина. В связи с распространением отработочной ренты в конце XV и в начале XVI веков при активной поддержке централизованного государства стала постепенно формироваться общегосударственная система крепостного права. В сложившейся ситуации великокняжеской власти приходилось постоянно лавировать между феодальными сословными группировками.

 

Характерной чертой единого централизованного государства стала и система административно-территориального устройства. Страна делилась на уезды, станы, волости во главе с наместниками и волостелями, которые вершили суд, собирали налоги, были военачальниками. При этом часть собираемых налогов, судебных пошлин оставалась у наместников. Такая система получила название «кормление».

 

В целях укрепления центральной  власти и создания единой судебно-административной системы на всей территории русского государства в 1497 году был принят Судебник — кодекс феодального права. Главной чертой этого документа был классовый характер норм права. Под угрозой смертной казни он защищал жизнь и имущество бояр, помещиков и духовных лиц. Большое внимание Судебник уделял центральному управлению и праву, вводил разграничение дел, порядок суда. Так, на боярском суде должны были присутствовать великокняжеские дьяки, а при определенной ситуации вершить суд можно было только после доклада великому князю.

 

Этот свод законов положил начало юридическому оформлению государственной системы крепостного права. Статья 57 Судебника узаконила Юрьев день (26 ноября) как единственный срок перехода крестьян. Только за неделю до этого срока или через неделю после указанного времени крестьянин мог перейти к другому господину, при этом он обязан был заплатить «пожилое» — плату за «двор».

 

Судебник отразил и атмосферу  борьбы за землю: порядок установки  границ между земельными владениями и наказание за нарушение этих границ. Создавались также и особо  благоприятные условия для мелких и средних феодалов, интересы которых представлял великий князь.

 

Таким образом, новый свод законов  юридически закрепил глубокие перемены, происшедшие в жизни всех слоев  русского общества, а также закрепил основные нормы существования единого  централизованного государства.

 

Усилению внешнеполитического  статуса великокняжеской власти способствовал брак овдовевшего  Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей (Зоей) Палеолог. После падения Константинополя  и прекращения существования Византийской империи она вместе с отцом была принята ко двору папы римского, где и получила воспитание. Личность этой византийской царевны вызывала и у современников, и у историков весьма противоречивое отношение. Одни видели в ней умную, «европейски образованную женщину, отличающуюся чарующим изяществом». Другие говорили о ее необыкновенной хитрости, интриганстве, а ее неславянская внешность и европейские привычки создали ей на Руси чуть ли не репутацию колдуньи. Но все сходились во мнении, что этот брак был весьма символичен и сыграл важную политическую роль в укреплении позиций московского князя: он подчеркивал династическую связь и религиозную преемственность с Византией, способствовал улучшению отношению с Европой и смягчению отношений с римской католической церковью. «Поэтому,— отмечает В.О. Ключевский,— Софья ценилась в Москве, и сама себя ценила не столько как великая княгиня московская, сколько как царевна византийская».

 

Мысль о национальном верховенстве великого князя, церковной и политической преемственности от византийских императоров выразилась в новом титуле московского князя, который стал именоваться «великий князь всея Руси и государь всея Руси». После падения татарского ига Иван III называет себя царем всея Руси. Этот термин, как известно,— сокращенная южнославянская и русская форма латинского слова цесарь, или по старинному написанию цьсарь, что является славянским переводом византийского императорского титула.

 

Та же идея величия власти получила и наглядное выражение. С конца XV века в печатях и на гербе великого князя появился византийский двуглавый орел. В это время возникает и новый государственный обряд, который устанавливал церемонию венчания преемника на царство. Внешними атрибутами власти стало наличие у государя скипетра и державы, великокняжеской короны — шапки Мономаха. По официальной версии-легенде, она была дарована киевскому князю Владимиру Мономаху его дедом византийским императором в знак царского достоинства, хотя исторически доказано, что эта шапка имеет татарское происхождение и скорее всего была подарена Ивану Калите ордынским ханом Узбеком. Особым знаком великокняжеской власти стало и появление на торжественном одеянии князя барм-оплечья из дорогостоящих металлов и камней. «Усвоив эти новые пышные титулы,— пишет В.О. Ключевский,— Иван нашел, что теперь ему не пригоже называться в правительственных актах по-русски Иваном, а начал писаться в церковной книжной форме: ″Иоанн, Божею милостью государь всея Руси″».

 

В конце XV века появляется и новое  название централизованного государства — Россия. Особое внимание в конце XV и начале XVI веков было обращено на организацию вооруженных сил. Дружинная система изжила себя. На очередь встал вопрос о создании общегосударственной военной организации. Дворянин-помещик, получивший от государя землю, был обязан нести военную службу. По требованию великого князя он должен был являться «конно, людно и оружно», т. е. быть на коне, в полном вооружении и выставлять вооруженных людей, число которых определялось размерами поместья. Дворянская конница стала главной военной силой русского государства в конце XV — начале XVI веков.

 

Серьезным моментом в укреплении великокняжеской  власти была политика отношений с  церковью. В поисках новых дополнительных земель государственная власть вынашивала планы секуляризации церковных земель. В этой ситуации среди духовенства образовались две группы, различно представлявшие себе путь упрочения позиций церкви. Одна ее группировка, получившая название «нестяжатели», выступала с проповедью нравственного очищения церкви и ее отказа от мирских богатств и благ, в том числе и от землевладения. Им противостояла часть воинствующего духовенства во главе с игуменом Волоколамского монастыря Иосифом. Сторонники этого направления стали называться «осифлянами». Они утверждали, что только сильная и богатая церковь может выполнить свои функции, и решительно осуждали всякое посягательство на церковное имущество. В результате упорной борьбы им удалось укрепить свои позиции и добиться поддержки великого князя. Взамен великокняжеская власть получила необходимую опору со стороны церкви в борьбе со своими противниками. Победа воинствующей церкви в начале XVI века привела к огромному усилению ее влияния. Решая внешние и внутренние проблемы, укрепляя статус своего государства, Иван III уделял большое внимание обустройству Москвы, придавая ей столичное великолепие. Вместе с тем следует иметь в виду, что столичный облик Москва начала принимать уже с XIV века. Во второй четверти XIV века в московском Кремле возник первоначальный архитектурный ансамбль каменных соборов. Произведения московской архитектуры XV века были тесно связаны по стилю с владимирским зодчеством. В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы, медные двери с различными изображениями и украшениями. В этот же период работал и замечательный византийский художник Феофан Грек. С его именем связаны росписи московской церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора. Современником Феофана Грека был и замечательный русский живописец Андрей Рублев. Они были не только современниками, но и сподвижниками. Ими совместно были расписаны Благовещенский и Успенский соборы в Москве. Андрей Рублев создал знаменитую икону «Троицу», пережившую века. Его творчество оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи. По своей художественной ценности и высокому мастерству оно стоит на уровне выдающихся достижений современной ему итальянской живописи эпохи Возрождения. Таким образом, строительство Москвы было подготовлено не только политически, но и предшествовавшим этапом культурного возрождения русского государства. При Иване III в центре Кремля на Соборной площади появляется колокольня Ивана Великого (окончательно достроенная при Борисе Годунове). В 1479 году был сооружен на фундаментах старой церкви главный собор Московского Кремля — Успенский, который начали строить псковские мастера, а завершил талантливый зодчий итальянского Возрождения Аристотель Фиораванти. В Успенском соборе Московского Кремля органично слились традиции и принципы русского зодчества с передовыми техническими достижениями европейской архитектуры. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени.

Информация о работе Возвышение Москвы