Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:11, реферат
Республика Индия, на языке хинди - Бхарат, протянулась на 3214 км с севера на юг и более чем на 2700 км (в самом широком месте) с запада на восток. Соседи Индии: на северо-западе - Пакистан, на севере - Афганистан, Китай и Непал, на северо-востоке — Бутан, на востоке — Бангладеш и Мьянма (Бирма). Аравийское море на
единого монолита и по красоте и размерам
уступают только храму Кайлаш в Эллоре.
Древнейшие из отдельно стоящих храмов
датируются VII в.; обработанные поочередно
каменные блоки пригнаны друг к другу без
строительного раствора; от светских
сооружений их отличает высокая башня. Типичны для североиндийского стиля стройные, напоминающие пчелиные соты башни (шикха-ра). Перед святилищем располагаются залы для службы и ритуальных танцев, а также помещение для жертвоприношений. Южноиндийский дравидский стиль отличают пирамидальные башни храмов (вима-на), увенчанные камнем в фирме полусферы. Храмовые комплексы обнесены стенами, и издалека видны их надвратные башни - гопурам. Расцвет индусской храмовой архитектуры приходится на VIII—XIII вв.
С XI в. вместе с исламом в страну приходят
новые идеи, а с ними новый стиль дворцовых
построек впечатляющих размеров. В стране
перевоплощения душ, где мертвым не
ставили памятников, возникают грандиозные
надгробные сооружения. Мечети и мощные
\крепости свидетельствуют о могуществе
мусульманских владык Индии. Орнаментальное
искусство отныне контрастирует со
скульптурными изображениями,
принятыми в индуизме. Три купола венчают
обычно придворную мечеть, причем один
из них - над мавзолеем. Исламская архитектура
переживает расцвет в эпоху Великих Моголов
(XVI-XVIII вв.). Уже начиная с XVI в. ее принципы
задают тон другим стилевым направлениям,
и правители-индусы подражают мусульманам
при возведении крепостей и дворцов. Типичным
для Индии становится стиль, в котором
индусские элементы сочетаются с мусульманскими
(мавританскими) архитектурными принципами.
А в колониальном стиле англичан сливаются
европейские, мусульманские и индусские
черты: архитектура этого периода берет
истоки в неоготике и классицизме, используя
мусульманский принцип купольной постройки
и индусский декор.
Прикладное искусство
Столетиями традиция и техника ремесел передавались из поколения в поколение. Каждый регион имеет свои особенности, и определенные направления в искусстве оказываются связанными с религией. Так, например, искусство резьбы по камню возродилось к жизни благодаря реставрации храмов. Каменные узоры - инкрустации из самоцветов в мраморе по образцу шедевров Тадж-Махала - создаются потомками древних гильдий с использованием традиционной техники шлифования.
Фигуры богов из розового или сандалового дерева особенно распространены в Южной Индии. Резьба по грецкому ореху, изделия из папье-маше, плетение ковров — все эти ремесла, появившиеся в эпоху Великих Моголов, характерны для Кашмира.
Значительно древнее искусство литья. Столетиями индийская бронза отливалась по принципу «потерянной формы»: создается глиняное ядро и глиняная оболочка, а в пустое пространство между ними заливают воск. Уже после этого льют жидкий металл, чтобы воск расплавился.
Серебряных дел
мастера, как и другие художники,
не изменяют традиционному дизайну. Особенно
известны браслеты, ожерелья и серьги
из Раджастхана.
Музыка и танец
Индийская музыка знает ноты, но почти их не использует. Музыкальные темы учитель передает ученику, оставляя ему возможность импровизации. Мелодия строится на основном аккорде, и далее во время исполнения он варьируется струнным инструментом
(тампура, вина, ситар). Основной аккорд
выделяется «женскими» и «мужскими»
ладами (raga и ragini). Рага
— это
ладоинтонационное построение,
заключающее в себе определенную
последовательность звуков лада и
характерные мелодические обороты; рага
исполняется в определенные часы суток и
время года. Звук традиционно
рассматривается
как космическая энергия, дающая начало жизни. На основе этих представлений семь основных звуков индийского лада (при звуковой градации октавы на 22 интервала) сопоставляются с семью планетами Солнечной системы. Каждому музыкальному звуку соответствует определенный цветовой символ, Характерной чертой является синтез музыкального, вокального и хореографического искусств.
Классический танец
вообще не предполагает импровизации:
каждое движение рук и пальцев, каждое
положение тела имеет определенный смысл.
Прежде танцы исполнялись только в честь
богов танцовщицами храмов (девадаси).
Теперь классическому танцу обучают в
школах и за пределами храмов. Длящиеся
годами тренировки и йога помогают в совершенстве
овладеть своим телом. Изучение религиозных
текстов, мифов и легенд о богах также
входит в систему обучения. 108 позиций
тела и 64 движения рук призваны выражать
определенные эмоции, причем мимика играет
столь же важную роль. Важнейшие стили
танца — бхаратнатьям, одисси, мохини
аттам и катхак. Уникальна традиция танцевальной
драмы катхакали в штате Керала.
Литература
Эпические произведения, созданные 2000 лет назад, продолжают пользоваться в Индии неизменной популярностью. «Рамаяну» и «Махабхарату» пересказывают детям как сказки, издают в виде комиксов, экранизируют и исполняют в классическом танце. Основная тема эпоса — борьба добра и зла. В сражении бога Рамы, символизирующего справедливость, с властелином демонов Раваной закаляются характеры в «Рамаине», а братская солидарность и супружеская верность демонстрируют образцы вечной добродетели. Окончательное поражение Раваны знаменует победу добра. Эпическая поэма, приписываемая легендарному мудрецу Вальмики и состоящая из 24 000 двустиший, принадлежит к сокровищнице мировой литературы.
То же относится к «Махабхарате», еще более объемному произведению, обретшему письменную форму около V в. Главная тема поэмы - борьба двух родов, братьев Пандавов и Кауравов, завершающаяся победой над злобными Кауравами. Наиболее известна 6-я книга (из 18), в состав каждой входит знаменитая «Бхагавад-гита». В поучительной беседе бога Кришны с Арджуной, одним из братьев Пандавов, сливаются философия, религия и поэзия.
Литература на региональных языках развивалась с X в. Со второй половины XIX в., возродив старые традиционные жанры, она усвоила и западные литературные фирмы. Наиболее яркой и исторически значимой стала литература Бенгалии, чье духовное пробуждение обеспечило бенгальцам культурное и отчасти политическое лидерство в индийском национальном движении вплоть до XX в. Крупнейший представитель индийской литературы XX в. - Рабиндранат Тагор (1861-1941)-писал на бенгальском языке. Писатель и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии (1913) Тагор – автор многочисленных романов, повестей, рассказов, пьес, стихов (в том числе государственного гимна Индии), а также книг по вопросам языка и литературы, философии, религии.
Кроме региональной литературы на современных индийских языках в Индии существует и индо-английская литература: произведения, на-
писанные на английском
языке индийцами, живущими в Индии или
за ее пределами. Самый известный из них
- Салман Рушди (род. в 1947 г.), автор «Детей
полуночи» (1981, Буке-ровская премия), «Сатанинских
стихов» (1989) и др.
Живопись
Глубокие народные
корни имеет раджпутская
вую очередь изображения Кришны, особенно важны для искусства росписи по тканям.
Живопись на стекле, появившись в Южной Индии XIX в. под влиянием европейцев, вновь становится популярной. Цветные изображения богов, порой обильно украшенные золотыми пластинами, и портреты аристократов доминировали в придворной живописи.
Но значительно важнее с точки зрения
истории искусств придворная миниатюра,
возникшая под персидским влиянием.
Изящные, проработанные до мельчайших
деталей миниатюры являются не только
произведениями искусства, но и
документальными свидетельствами эпохи.
Они дают возможность составить
представление о придворной жизни в империи
Великих Моголов и при правителях-индусах.
Только разглядывая миниатюры, можно живо
вообразить
красоту и великолепие ныне заброшенных
дворцов и крепостей. Миниатюры на религиозные
темы служили иллюстрациями к священным
книгам. При Великих Моголах искусство
миниатюры переживало расцвет, а индусам
успешно удавалось имитировать персидские
образцы. Помимо сцен охоты, войны и придворной
жизни художники воплощали и другие темы
(например, религиозно-мифологические),
часто навеянные музыкой,
Иллюстрации к музыкальным мелодиям, «раги»
или «рагини», становятся самостоятельным
жанром, выражая определенное эмоциональное
состояние и связываясь с конкретным временем
года или даже погодой. Так, густые дождевые
облака, гром и молния, токующий павлин
типичны для «муссон-раги», полных романтизма
и эротики.
Индийская
кухня
Индийская кухня отличается I огромным выбором ароматических приправ и разнообразием способов приготовления мясных, рыбных и овощных блюд. Каждый район, каждая община и даже каждая семья придерживаются собственных рецептов, основу которых составляет masala - специальная смесь пряностей. Использование специй (до 25 видов) превращает каждое блюдо в деликатес. На стол всегда
подают множество блюд и непременно - рис,
основной продукт питания в Индии (правда,
на севере его часто заменяют лепешками).
Индийские блюда, как правило, острые.
Остроту придают красный и зеленый перец
(Чили), но их жгучий вкус можно приглушить
рисом и йогуртом (curd). Заказывая блюдо,
можно прибавить: «Not so spicy» («He слишком
остро»), и ваше пожелание будет хотя бы
отчасти выполнено.
Индийская вегетарианская кухня - это
целый мир. На юге даже те, кто не мыслит стола без мяса, будут поражены невероятным разнообразием овощных блюд. А на севере особой популярностью пользуется все, что запекают
в глинобитной печи (тандур): это изумительные
лепешки (паап), маринованные с травами
пикантные цыплята (тандури чикен), мясо на
шампурах (кебаб) и рыба (таидури маччхи). К
ним обычно подают нежные овощные гарниры
без соуса.
К основным продуктам питания в Индии
принадлежат хлеб (роти), рис и суп из
дробленой чечевицы с овощами (дал). Очень
сытны лепешки из муки грубого помола
(чапати и паратха). Алу паратха или
чобхи паратха с начинкой из картофеля или
цветной капусты пикантны и вкусны, как и обжаренные во фритюре кусочки овощей или сыра (па-кора) и пончики (самоса). Тончайшие хрустящие лепешки из рисовой муки (пашрдам) подают почти повсюду, а вот начиненные овощами хрустящие блинчики из рисовой или чечевичной муки (масала доса) особенно вкусны на юге.
В сладости часто добавляют
розовую воду и кардамон. Назовем наиболее
популярные десерты: рисовый пудинг
(кхир), творожные шарики размером с
грецкий орех в сахарном сиропе (расгулла)
или в сливках (расмалай)
и хрустящие сахарные крендели, наполненные
сиропом (джалеби).
Напитки
В сравнении с разнообразием
и богатством индийской кухни выбор
местных напитков представляется скорее
скромным. Тминно-тамариндо-вая вода
(джира пани), пахта {ласси},
сок лиметты (иамбу
пани) — вот что здесь пьют наряду с
чаем, национальным напитком. Заваривают,
как правило, обычный черный чай, но добавка
сахара и молока (ready
made tea), а также пряностей (masdlu
chai) не дает распробовать его вкуса.
Местные пивоварни выпускают разнообразные
сорта пива. Пальмовое вино (toddy)
и водку (arrak) производят в деревнях
для собственного употребления.
Транспорт
Поездки внутри страны
Авиаперелеты