Вышневолоцкая водная система в Тверской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 01:20, реферат

Описание

На отрогах Валдайской возвышенности, среди лесов и болот, лежит этот «кряж земли, разделяющий воды к Волге и к Балтийскому морю текущие». Такие водораздельные участки с древних времен называли волоками. Был такой волок и между рекой Тверцой — притоком Волги, — и Цной, несущей свои воды через озёра и реки в Балтику. Здесь около 10 вёрст волочили суда посуху. И казался он настолько лёгким, что ему даже не сочли нужным дать название Волока, а «удовольствовались» уменьшительным — Волочёк. Настоящий большой Волок был ещё впереди — 93 версты в обход Боровицких порогов, от Березовского рядка до селения Волок Держков. Это и был Нижний Волок, по отношению к которому Цнинский Волочёк был прозван Вышним.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………......3
Глава I. Создание системы Петром …………………………………….…….....5

Глава II. Перестройка канала М. И. Сердюков ….…..………….…………8

Глава III. Под управлением государства ……………………………............13

§1. Вышневолоцкая «Ниагара» ……………………………………..…………….16

§2. Усовершенствованная система ……………….…………..…………………18

§3. Прекращение своего существования, как транзитного пути …...22

Заключение ………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы ……………………………….............25
Приложение

Работа состоит из  1 файл

реф.docx

— 44.92 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

                                                                                                                             стр

 

 

 

Введение …………………………………………………………………………………......3

Глава I. Создание системы Петром …………………………………….…….....5

 

Глава II. Перестройка канала М. И. Сердюков ….…..………….…………8

 

Глава III. Под управлением государства ……………………………............13

 

§1. Вышневолоцкая «Ниагара» ……………………………………..…………….16

 

§2. Усовершенствованная  система ……………….…………..…………………18

 

  §3. Прекращение своего существования, как транзитного пути …...22

 

Заключение ………………………………………………………………………………..24

Список использованной литературы ……………………………….............25

Приложение

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

На отрогах  Валдайской возвышенности, среди лесов  и болот, лежит этот «кряж земли, разделяющий воды к Волге и  к Балтийскому морю текущие». Такие  водораздельные участки с древних  времен называли волоками. Был такой  волок и между рекой  Тверцой — притоком Волги, — и Цной, несущей свои воды через озёра и реки в Балтику. Здесь около 10 вёрст волочили суда посуху. И казался он настолько лёгким, что ему даже не сочли нужным дать название Волока, а «удовольствовались» уменьшительным — Волочёк. Настоящий большой Волок был ещё впереди — 93 версты в обход Боровицких порогов, от Березовского рядка до селения Волок Держков. Это и был Нижний Волок, по отношению к которому Цнинский Волочёк был прозван Вышним.

Впервые Вышний Волочек в письменных источниках упоминается в XV веке. В 1437 году глава  русской православной церкви митрополит Исидор поехал из Москвы в Новгород, а оттуда — во Флоренцию на церковный  собор. Известно, что до Волочка он добирался на лошадях, здесь пересел  в ладью, «а кони шли берегом». А  вот подъячий Ёлка, отправляясь в 1493 году из Москвы по посольским делам, плыл уже из Твери, с остановкой в  Торжке и пересадкой в Вышнем Волочке, где ему «давали судно и  гребци и кремника». [1]

Сохранилось описание рядка, возникшего в конце  волока в «Никольском погосте  на Вышнем Волочке» на реке Цне. Наряду с мельницами, амбарами, лавками  упоминаются пристань и таможенный двор. Да и главная шатровая церковь  посвящена Николе — покровителю  всех, отправляющихся в путь. Селение  находилось не только на водной, но и  на сухопутной дороге к Новгороду. Чуть в стороне от рядка стояла ямская

______________________________________________________________

[1] - Вышневолоцкая водная система. // Большая Советская Энциклопедия.

слобода.Жизнь  на «большой дороге» была неспокойной. Разоряли население и войска Ивана III во время похода на непокорный Новгород в 1471 году, и опричники Ивана Грозного, и польско-литовские захватчики в Смутное время. Но люди возвращались на пепелище и начинали жизнь сызнова: строили дворы, лавки, церкви, монастыри.

«Стал монастырёк ново»,- записал московский писец  в книге Бежецкой пятины 1545 года о Николе у Столпа в верховьях  Тверцы, откуда и начинался древний  волок. Ладьи, струги, лодки плыли  по Волге до Твери, потом поднимались  вверх до обители. Здесь товары перекладывали  на телеги, а суда тащили волоком  до Цны. Проплыв по Цне-реке и озеру Мстино, выходили они в Мсту, впадающую в Ильмень-озеро. А дальше — Волхов, Ладожское озеро, Нева и — Балтийское море. Именно этот путь был выбран Петром I для соединения новой столицы Санкт-Петербурга с центральными областями страны.

Так Вышний Волочёк стал родиной первой в  России искусственной водной системы  — Вышневолоцкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Создание системы Петром

 

Пётр I решил  создать целую систему искусственных  водных путей, чтобы соединить все  моря России и подвозить товары к  портам «без переволоков землёю». Первые каналы он пытался построить между  Волгой и Доном, чтобы связать  Чёрное море с Каспийским. Но борьба за выход к южным морям оказалась  неудачной, и Великий Государь обратил  свой взор на Балтику.

С приобретением  шведских владений, отделявших Российскую империю от Балтийского моря, Пётр I, предложив основать на Неве Санкт-Петербург, возымел мысль для установления торговых сношений России с европейскими государствами и для продовольствия новой столицы прорезать Волочёк  судоходным каналом, дабы открыть непрерывный  водный путь с Волги и внутренних губерний к Балтийскому морю.

12 января 1703 года Пётр подписал указ  о начале «перекопной работы»  на месте древнего волока между  Тверцой и Цной. Во главе строительства  был поставлен князь Матвей  Петрович Гагарин, но фактически  канал строился под «смотрением»  его племянника Василия Ивановича  Гагарина. Технической стороной  дела заведовал «слюзный мастер»  Адриан Гаутер «с товарищи»,  нанятыми в Амстердаме за 80 гульденов  в месяц, кроме одного молодого  мастера, получавшего всего 20 гульденов. Рыли канал сгоняемые из разных уездов работные люди, число которых доходило до 10 тысяч. Денег им за работу не платили, ибо бесплатно. [1]

В период 1703-1708 годов в районе Вышнего Волочка  был построен целый комплекс гидротехнических сооружений. Прежде всего, был прокопан Тверецкий канал, соединивший Тверцу с Цной, и, таким образом, впервые  соединивший два моря — Каспийское и Балтийское. Вначале этот канал  называли Гагаринским. Он имел 1.320 сажен  длины (2.811 м) при ширине в 7

________________________________________________________________

[1] - Быков Л. С. По Петровскому указу — канал на древнем волоке

сажен (15 м). На канале для удержания воды были построены два шлюза, по обоим  берегам вбиты сваи. Так как  уровень Тверцы был выше Цны, да и  воды в ней было недостаточно, на Цне — ниже устья канала —  были также устроены шлюзы и дополнительные перемычки.

Первый шлюз был построен в 1705 году несколько выше того места, где река Шлина соединяется с Цною — шириною 8 метров, из белого старицкого камня. Он был сделан по «немецкой системе» однокамерный, то есть рассчитанный на пропуск судов поодиночке, что вызывало задержку судов, идущихкараванами. Вдобавок ко всему, устроенный в очень низком месте, он был обойдён полою водой весной 1707 года, размыв плохо укреплённый берег. Пришлось «выше той негодной слюзы» построить две деревянные перемычки с одними воротами в каждой, рассчитанных на караванное судоходство. Кроме того, на Цне пришлось построить ещё и третью перемычку.

Уже в 1706 году первая русская газета «Ведомости»  писала, что «чрез сию перекопь»  проведено 672 судна.

И хотя сооружение канала произошло «не без великого царской казны иждивения, однако же с доброю надеждою будущего прибытка». Судоходство по первой в истории России искусственной водной системе открылось весной 1709 года. Шедшие с Волги суда благополучно прошли полой водой по Тверце и каналу. Но когда наступило лето, оказалось, что канал мелководный. Уже в следующем 1710 году не прошли через канал струги с лесом. С великим трудом были перетащены и построенные в Казани морские суда-тялки, некоторые из них застряли в Тверце, где и сгнили. К тому же судоходство оказалось возможным только весной по «первой полой воде» и осенью, в период дождей. Летом же движения барок не могло быть «понеже одна Цна» не в состоянии была «канал и реку Тверцу всегда судоходными учинить».

Становится  очевидным, что голландцы не смогли разрешить проблему водного баланса  Вышневолоцкого водораздельного пункта, так как совершенно не считались с режимом русских рек. Да и сами гидротехнические сооружения были сделаны без надлежащего искусства и старания. В результате в 1718 году шлюзовые ворота на Цне «вешнею водою вынесло и запирать невозможно».

Кроме маловодья  верховьев Тверцы и Тверецкого канала чрезвычайные трудности движению судов  чинили опасные Боровицкие пороги. Из-за них, кстати, судоходство по Вышневолоцкому водному пути было возможно только в одном направлении — из Волги  в Неву. Разочаровавшись в Вышневолоцкой водной системе Пётр I стал искать другие водные пути. Он посылает английского инженера Джона Перри обследовать реки, лежащие севернее Вышнего Волочка и также способные привести с Волги в Балтику. Позднее через них прошли Мариинская и Тихвинская искусственные водные системы. В ряде мест было даже начато рытьё каналов, задействованы десятки тысяч «уездных работников» и солдат, истрачены сотни тысяч казённых денег. Недовольный голландцами Пётр приглашает шлюзных мастеров из самой королевы каналов — Венеции, чтобы «коммуниковать реки, сочинять каналы, углублять устья». И всё без толку!

Вот тут-то в дело и вступил М. И. Сердюков, взявшийся перестроить Вышневолоцкую  водную систему и ставший её подлинным  создателем.

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________

[1] - Плечко Л. А. Вышневолоцкая система. // Плечко Л. А. Старинные водные пути.

Глава II. Перестройка канала М. И. Сердюковым

 

Птенцы  гнезда Петрова«- так называют сподвижников великого русского императора. Среди  них был и Михаил Иванович Сердюков. Судьба его — не редкость в петровскую эпоху — из «ничтожества» он стал одним из богатейших и известнейших людей своего времени. Дом в Новгороде, дом в Санкт-Петербурге на Английской набережной, близость к императору: И всего этого он добился своим  умом и талантом.

Биография Сердюкова стала известна благодаря  его собственным показаниям, данным в 1723 году на допросе в Святейшем  Синоде под «церковною клятвою и  под потерянием живота». Настоящее  имя — Бароно, Имегенов сын, место  рождения — селение Селенге на соимённой реке, год — 1678. О себе Сердюков «показал», что «рождением он мунгальского народа», то есть монгол, хотя сейчас жителей этих мест называют селенгинскими бурятами. После гибели отца в 1691 году «от российских людей  на баталии» Бароно был продан купеческому  приказчику Ивану Михайловичу Сердюкову, который дал ему свою фамилию, обучил счёту, грамоте, окрестил в русскую  веру. После смерти И. М. Сердюкова  в 1700 году его крестник стал приказчиком  у крупного московского купца  М. Г. Евреинова, обосновался в Новгороде, а в 1704 году «получил от него свободу» и начал торговать самостоятельно.

Но существует легенда о том, что своим освобождением  М. И. Сердюков обязан Петру  I. Вся  история была записана со слов внука  купца М. Г. Евреинова известным  историком И. И. Голиковым. Согласно этому рассказу, Пётр, осматривая евреиновские лавки и амбары, разговорился с  Сердюковым, обратил внимание на его  расторопность, познания в торговле и «природную склонность к механике». Получив о нём лестный отзыв  от хозяина, велел тому отпустить  Сердюкова: «ибо, де он мне надобен». Государь записал его в новгородское купечество и стал поручать «казённые  комиссии». Сердюков поставлял муку воевавшим со шведами войскам, стал он и главным поставщиком провианта на строительстве Тверецкого канала.

Близ  Вышнего Волочка, на реке Цне, ещё  около 1700 года построил Сердюков винокуренный завод, а рядом — поварни, хлебные  амбары, «солодовни и овины, и уксусный, и кирпичные, и черепичные заводы». Он регулярно брал подряды на поставку в Новгород на кружечные дворы  вина, а также откупал таможенные и кабацкие сборы в Вышнем Волочке  и Удомельском погосте. Таким  образом, накопив значительный капитал, он искал лишь случая для его применения.

Используя на своих заводах водяные мельницы, М. И. Сердюков давно стремился к  гидротехнической деятельности. С самого начала он внимательно наблюдал за трудностями движения судов через  Вышний Волочёк и задумывался  над тем, нельзя ли это исправить. И решение было найдено. Когда  в результате аварии Цнинских шлюзов в 1718 году весенний караван не смог пройти через Тверецкий канал  и «воспоследовала в Петербурге нужда в провианте», Сердюков послал доношение Петру  I.

В этом доношении  он предлагал использовать «бесполезно  протекающую» реку Шлину, впадающую  в Цну ниже устья Тверецкого канала. Если направить её воды «перекопом»  через озёра Ключино и Городолюбское  в реку Цну выше Тверецкого канала, то вода в ней «умножитца» и  «судам будет Тверцою рекою свободный  ход и государственная польза в том будет». Все работы Сердюков предложил выполнить «своим коштом», видя для себя выгоду в возможности  получать доход с кабаков и  мельниц в течение 15 лет.

Пётр I вызвал Сердюкова в Петербург для  личного доклада, после которого 26 июня 1719 года последовал указ Сената, передававший ему в содержание Тверецкий  канал и шлюзы. «А за то ево иждивение  и труд» право получения им доходов от мельниц и продажи  вина, а также таможенных и канцелярских сборов предоставлялось ему не на 15, а на 50 лет.

В этом же году Сердюков приступил к работам, по его выражению, «с крайним радением и прилежанием». Тверецкий канал  был вычищен, шлюз на нём починен. А в 1722 году воды реки Шлины потекли  уже по новому руслу, вдвое увеличив собой количество воды в Цне. Благодаря  шлинской воде даже в летнее время  тяжело нагруженные барки свободно проходили от Твери до Вышнего  Волочка и далее. В этом же году был прорыт Цнинский канал (долгое время  называвшийся Сердюковским), который  обошёл около 5 извилистых и каменистых вёрст в нижнем течении Цны. На концах его были построены деревянные шлюзы «с вороты раствористыми». С  окончанием этих работ <намерение  Петра Великого совершенно исполнилось, и суда из Волги к Петербургу проходить  начали во всё лето без остановки>Сердюков отказался строить камерные шлюзы  по «немецкому образцу». Судоходство  по Вышневолоцкой водной системе  происходило не в одиночку, а караванами, и каждый насчитывал по 100-200 судов  и более. Формировались караваны на больших пристанях Волги, Тверцы, Гжати. Самыми дальними являлись «железные  караваны», путь которых начинался  от пристаней на реке Чусовой (приток Камы).

Информация о работе Вышневолоцкая водная система в Тверской области