Вышневолоцкая водная система в Тверской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 01:20, реферат

Описание

На отрогах Валдайской возвышенности, среди лесов и болот, лежит этот «кряж земли, разделяющий воды к Волге и к Балтийскому морю текущие». Такие водораздельные участки с древних времен называли волоками. Был такой волок и между рекой Тверцой — притоком Волги, — и Цной, несущей свои воды через озёра и реки в Балтику. Здесь около 10 вёрст волочили суда посуху. И казался он настолько лёгким, что ему даже не сочли нужным дать название Волока, а «удовольствовались» уменьшительным — Волочёк. Настоящий большой Волок был ещё впереди — 93 версты в обход Боровицких порогов, от Березовского рядка до селения Волок Держков. Это и был Нижний Волок, по отношению к которому Цнинский Волочёк был прозван Вышним.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………......3
Глава I. Создание системы Петром …………………………………….…….....5

Глава II. Перестройка канала М. И. Сердюков ….…..………….…………8

Глава III. Под управлением государства ……………………………............13

§1. Вышневолоцкая «Ниагара» ……………………………………..…………….16

§2. Усовершенствованная система ……………….…………..…………………18

§3. Прекращение своего существования, как транзитного пути …...22

Заключение ………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы ……………………………….............25
Приложение

Работа состоит из  1 файл

реф.docx

— 44.92 Кб (Скачать документ)

_______________________________________________________________

[1] - Виргинский В. С., Либерман М. Я. Михаил Иванович Сердюков.- М.

преобразило местность. Однако дело не обошлось и  без ропота местных жителей, особенно вышневолоцких ямщиков, обширные покосы и поля которых исчезли на дне  озера. Дошло даже до того, что в  проезд Государя императора Николая I, ямщики остановили его при въезде в город и жаловались на Корицкого, грозились даже бросить «почтовую  гоньбу».

Новое водохранилище  не только способствовало значительному  улучшению условий судоходства, но и защищало сам Вышний Волочёк, не позволяя весенней воде заливать город, как случилось ещё в 1821 году, когда  большая часть города и ямская слобода были покрыты водой.

Предположение об усовершенствовании Вышневолоцкого водяного сообщения включало в себя не только увеличение Заводского водохранилища, но и другие работы. Это и постройка шандорного полушлюза на Цнинском канале и новых бейшлотов на реках и озёрах, питающих систему, и сооружение упругих заплывей на Боровицких порогах. Устроенные на крутых поворотах реки Мсты, они, как пружины, отталкивали налетавшую на них барку обратно к фарватеру. В самом Вышнем Волочке были одеты в гранит набережные и пристань у Богоявленского собора, построены мосты на каменных быках. Через эти мосты и замощённые булыжником улицы прошла новая дорога — Московское шоссе. Но главной дорогой оставалась водная — тысячи барок, миллионы пудов груза. И всё это шло в Петербург.

 

§2. Усовершенствованная система

 

Ни одна страна мира не имела столь хорошо приспособленных к местным условиям плавания речных грузовых судов. По месту  строительства суда делились на камышинские, камские, вятские, тихвинки, ржевки, новоторки, вышневолодки. Те, что ходили по течению, именовались сплавными, против —  гребными; гружёные купеческим товаром  — кладные, по грузу — рыбные, соляные, сальные и т.п. Большинство судов были плоскодонными, приспособленными к плаванию на мелких участках рек.

На Вышневолоцкой  водной системе господствовали барки. Они имели гибкие и упругие  корпуса, способные справляться  с быстрым течением рек, небольшую  мачту, подчас с рогожным парусом. Размеры  судов зависили от размеров каналов  и шлюзов, поэтому строго регламентировались законом. Согласно Уставу путей сообщения  длина барки должна быть не более 17 сажен (36,4 м), ширина — 4 сажен (8,56 м), высота борта — 2 аршина (1,42 м). В караванах  по Вышневолоцкому водному пути, кроме  барок, ходили полубарки, романовки, водовики и лодки.

Крупных верфей для постройки судов речного  флота не было, а строились они  крестьянами, живущими по берегам транспортных рек. Благодаря усилиям правительства  преобладающие в первой половине XVIII века «топорные» суда заменили сделанные  из «пильных» досок. В городах  и селениях вдоль водного пути строились лесопилки, а также  парусные и канатные предприятия.

Первую  «пильную мельницу» в Вышнем Волочке  построил ещё М. И. Сердюков в 1720 году. Кстати, для наладки её работы прислал  ему своего «пильного подмастерья» сам А. Д. Меншиков. В конце XVIII века в Вышнем Волочке было уже три  пильных мельницы и канатный завод. В это время по обоим берегам  Цны ежегодно делали до 60 барок, 30 полубарок  и до 200 лодок. Эти лодки называли «вышневолоцкими чёрными лодками», так как их бока смолили. Ходили они, в основном, по Волге, строились «прочнее и чище» и служили до пяти лет.

По Вышневолоцкому водному пути проходило три каравана: весенний, меженный (летний) и осенний. Большой караван собирался в  Рыбинске из десятков мелких караванов  с хлебом, железом, пенькой, лесом  и другими товарами. Здесь на каждую барку нанимались два коренных водолива, которые отливали воду «во всю  путину» до Петербурга, а также  лоцман и коноводы с лошадьми до Твери. На всём пути было пять обязательных остановок — для перемены рабочих и лошадей, поправки и оснастки барок, оформления путевых документов: Тверь, Вышний Волочёк, Боровичи, Новгород и Новая Ладога.

Проведённые лошадьми вверх по Волге до Твери, суда заходили в Тверцу. Здесь команда  менялась, и уже тверской лоцман, наняв 4 коновода и 10 лошадей, вёл барку  до Волочка по Тверце против течения. Лошади шли вдоль реки по бечевнику, таща за собой барки бечевой, привязанной  к мачте.

Особую  роль на всём пути играл Вышний Волочёк. Здесь суда переходили с взводного  судоходства на сплавное, для чего происходила переоснастка барок: мачты  и рули снимались, ставились помосты  и потеси — девятисаженные еловые брёвна, отёсанные в виде вёсел. Тверские лоцманы и коноводы рассчитывались, на их место на каждую барку нанимали новую команду — вышневолоцкого лоцмана до Петербурга, концевого (помощника  лоцмана) и 12 человек «сходочных»  до Новгорода. Сделки заключались на бирже, устроенной на крытом мосту рядом  со шлюзной конторой. «Ручной дорожник» 1802 года повествует: . В начале XIX века на Цнинской набережной было построено  специальное здание биржи для  найма судорабочих.

Основное  население Вышнего Волочка было занято обслуживанием судоходства  в качестве лоцманов, коноводов, чернорабочих. Вышневолоцкие лоцманы — народ вольный и независящий ни от какого начальства — нередко нарушали устоявшиеся традиции судоходства: отправлялись в плавание в вечернее время (чего никогда не делали мстинские лоцманы), проявляли лихачество при проходе шлюзов, устраивая препровождение судов «непорядочное и бесстрашное».

После прохода  последнего судна в Тверецкий  канал, Тверецкий шлюз закрывался наглухо. Суда распределялись на водораздельном участке в порядке очерёдных номеров от закрытого Нижне-Цнинского шлюза до Заводского бейшлота. Тем временем открывались Заводской, Верхне-Цнинский, Шишковский бейшлоты, а также бейшлоты на озёрах, питавших озеро Мстино. Нижний водораздельный участок (Мстинский — до Мстинского шлюза) сравнительно быстро наполнялся водой. И как только разность между горизонтами верхнего и нижнего участков достигала 12 вершков (53,4 см), Заводской и Шишковский бейшлоты частично прикрывались. Наступал ответственный момент, который ни в коем случае нельзя было пропустить.

В день спуска каравана выставлялся флаг, в часовне  свт. Николая, что стояла рядом с  Богоявленским собором, служили  молебен и под бой барабана начинали расходиться ворота Нижне-Цнинского  шлюза. Но отворялись они не сразу, а  медленно и только наполовину, и  вода с оглушительным шумом низвергалась в «отверстие», — так очевидец описывал спуск весеннего каравана, «форсовой водой» вылетавшего из Цнинского канала в Цну. Но движение постепенно замедлялось, и дальше уже бурлаки тянули барки за 20 вёрст до селения Городок. Есть сведения, что в бурлаки здесь нанимались также. Но позднее, в XIX веке, этот путь преодолевали уже на вёслах. Дойдя до Мстинского шлюза, суда расстанавливались в таком же порядке и ожидали, когда новые открытые бейшлоты наполнят верховье реки Мсты.

Впереди были ещё опасные Боровицкие пороги, менее опасные — Волховские, для  прохода через которые нанимали местных лоцманов. Большая остановка  была в Новой Ладоге, где барки  проходили так же, как в Твери  и Вышнем Волочке, через судомер (осадка должна быть не более 14 вершков  — 62,3 см) и входили через шлюзы  в Неву. Здесь барки продавались «на разбивку, за самые низкие цены». При самом благополучном стечении обстоятельств караван, выйдя из Вышнего Волочка ранней весной, лишь к концу лета появлялся у петербургских причалов. Но даже, несмотря на это, стоимость провоза грузов по Вышневолоцкой водной системе была в десять раз ниже, чем стоимость перевозки гужом.

______________________________________________________________

[1] - Вышневолоцкая водная система. // Большая Советская Энциклопедия.

 

§3. Прекращение своего существования, как транзитного пути

 

Созданная гением Великого Петра и М. И. Сердюкова, усовершенствованная стараниями Я. Е. Сиверса и талантом О. И. Корицкого  Вышневолоцкая водная система была подобна совершенной . Так писали о Вышневолоцкой водной системе  ещё в 1838 году. В отдельные годы количество судов доходило до 5,5 тысячи, а груз оценивался в 100 млн. рублей

Но тут  между двумя столицами прошла Николаевская железная дорога. На востоке  успела вырасти и окрепнуть другая, более спокойная водная система  — Мариинская. И славный когда-то Вышневолоцкий водный путь год от года начал: ослабевать, подобно старику, отжившему своё время. В 1870 году по нему прошло ещё 805 судов, но через два года число их было только 406, потом дошло до двух сотен, до одной и кончилось несколькими десятками. К началу 1890-х годов движение по системе к Петербургу прекратилось, — писал журналист И. Н. Тюменев в 1893 году, путешествуя по Вышневолоцкому водному пути.

Вышневолоцкая водная система как транзитный путь прекратила своё существование, продолжая  использоваться лишь для местного движения и сплава лес. Шёл сплав леса и в Петроград: даже в тяжёлый 1918 год Питер получил 650 тысяч кубометров дров.

Шлюзы на Цнинском канале и Мсте были перестроены  в бейшлоты, а в бейшлотах на лесосплавных участках рек и каналах  устроены лесопроводные лотки.

После национализации речного флота в 1918 году местное  мелкое судоходство по Тверце и Мсте окончательно прекратилось, а сплав  древесины увеличился. Сплавляли  лес самым дешёвым способом —  молью, то есть россыпью. В середине 1920-х годов были отремонтированы  основные гидросооружения Вышневолоцкого водораздельного участка, обветшавшие  за годы мировой войны и революционного лихолетья, а прорванный весной 1924 года Шишковский водоспуск заменён новым бейшлотом.

Заводской резервуар продолжал играть важную роль в судоходстве по Верхней  Волге, хотя его пропускная способность  в сторону Каспийского склона составляла только 25 %, а остальная  часть воды сбрасывалась в Мсту. Но с постройкой Верхне-Волжских ГЭС  в 1937-42 годы возникла потребность в  воде для увеличения ими выработки  электроэнергии. Таким образом, была проведена ещё одна реконструкция  Вышневолоцкой водной системы, признанная экономически целесообразной даже в  годы Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Теперь  через прорытый в 1944-45 годах Ново-Тверецкий  канал, основная часть воды Вышневолоцкого водохранилища, площадь которого увеличилась  до 109 кв. км течёт по Тверце в Волгу.

А из Волги  по каналу имени Москвы в столицу, составляя в её общем водном балансе 8%.

Время не пощадило вышневолоцкую «водяную архитектуру». Ушёл под воду Заводской бейшлот, засыпан Малый Цнинский. Остался  в стороне от русла реки Мстинский  шлюз, современная донная плотина  из бетона и металла вытеснила  камни Тверецкого шлюза: С тем  большим трепетом подходим мы к старому  гранитному бейшлоту на Цне. Как встарь цепями поднимаются щиты, ревёт и  пенится вода в гранитных стенах. Сжимается сердце — сколько ему  осталось?! Как хочется, чтобы «жил»  он дольше, зримо напоминая о славных  веках первой в России искусственной  водяной коммуникации — Вышневолоцкой  водной системы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

  1. Вышневолоцкая водная система. // Большая Советская Энциклопедия. — М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т.5.-С.574.

 

  1. Плечко Л. А. Вышневолоцкая система. // Плечко Л. А. Старинные водные пути.- М.: «Физкультура и спорт», 1985.-С.61-69.

 

  1. Быков Л. С. По Петровскому указу — канал на древнем волоке.- М.: «Транспорт», 1994.-219 с.

 

  1. Виргинский В. С., Либерман М. Я. Михаил Иванович Сердюков.- М.: Наука, 1979.-125 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Вышневолоцкая водная система в Тверской области