Вышневолоцкая водная система в Тверской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 01:20, реферат

Описание

На отрогах Валдайской возвышенности, среди лесов и болот, лежит этот «кряж земли, разделяющий воды к Волге и к Балтийскому морю текущие». Такие водораздельные участки с древних времен называли волоками. Был такой волок и между рекой Тверцой — притоком Волги, — и Цной, несущей свои воды через озёра и реки в Балтику. Здесь около 10 вёрст волочили суда посуху. И казался он настолько лёгким, что ему даже не сочли нужным дать название Волока, а «удовольствовались» уменьшительным — Волочёк. Настоящий большой Волок был ещё впереди — 93 версты в обход Боровицких порогов, от Березовского рядка до селения Волок Держков. Это и был Нижний Волок, по отношению к которому Цнинский Волочёк был прозван Вышним.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………......3
Глава I. Создание системы Петром …………………………………….…….....5

Глава II. Перестройка канала М. И. Сердюков ….…..………….…………8

Глава III. Под управлением государства ……………………………............13

§1. Вышневолоцкая «Ниагара» ……………………………………..…………….16

§2. Усовершенствованная система ……………….…………..…………………18

§3. Прекращение своего существования, как транзитного пути …...22

Заключение ………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы ……………………………….............25
Приложение

Работа состоит из  1 файл

реф.docx

— 44.92 Кб (Скачать документ)

Таким образом, всего за 3-4 года Сердюков проделал объём работ, в несколько раз  больший, чем голландцы за 6 лет, да к тому же во много раз дешевле  и значительно меньшими силами. На его работах было занято от 300 до 1000 наёмных рабочих (против 10.000 на строительстве  Тверецкого канала). Причина этого  проста — Сердюков стремился добиться максимального эффекта при минимальной  затрате средств. Делал он всё  быстро, прочно и просто. На обвинение  в неказистости деревянного шлюза  он отвечал, что шлюз прочный, а деревянный и «неукрашенный» потому, что «делал своим коштом», а не на казённые деньги и «не украшивал для излишнего  расхода».

_________________________________________________________________

[1] - Виргинский  В. С., Либерман М. Я. Михаил  Иванович Сердюков

В 1722 году Сердюков получил новый сенатский  указ, подтверждающий его привилегии и права, в част частности, право  получать с проходящих судов «посаженный  сбор» — 5 копеек с каждой сажени длины барки. Но не судовой сбор, а всевозможные привилегии и «вознаграждения» приносили содержателю основной доход, с лихвой окупая его затраты.

Однако  не всё складывалось у Сердюкова  благополучно. Пришлось ему вести  борьбу и с разбойниками, и с  местными ямщиками, и даже посидеть в тюрьме по подозрению в церковном  расколе. Но, в конце концов, Пётр всегда становился на сторону вышневолоцкого «водяного», обычно накладывая резолюцию  на его прошения: «Отдать по ево  желанью». Когда же Сердюков «высочайшего протектора лишился», то чуть было не потерял  контроль над вышневолоцкими каналами. Противостоял ему сам всесильный Миних — фаворит новой власти. Но и тут Сердюков сумел доказать, что сделает лучше, а, главное, дешевле  — и водная система осталась за ним.

Венцом  гидротехнической деятельности Сердюкова  явилось созданное им водохранилище  площадью 6 квадратных вёрст. Образовалось оно после сооружения зимой 1740-41 годов на реке Цне «заплотины»  на месте небольшой заводской  плотины и получило название Заводского. «До Сердюкова никому из русских  и иностранных специалистов не пришла мысль о создании запаса вешних вод  и содержания с этой целью резервных  водохранилищ, с тем, чтобы использовать их в летнее время»,- писал об этом сооружении далёкий потомок Сердюкова  и его биограф М. Я. Либерман.

После создания водохранилища Сердюков объявил  «слюзное в Вышнем Волочке дело», в основном, законченным. В 1742 году Елизавета  Петровна пожаловала его с потомством «за службы ево» в дворяне. В дальнейшем М. И. Сердюков вместе с сыном Иваном занимался чисткой Тверецких  порогов, а потом Боровицких. В  делах он был строг и на расправу скор. Если заметит на бечевнике  ямщицкую лошадь, забирает к себе на завод и изнуряет работой «по  неделе и более». На чистке Боровицких порогов ходила молва, что у Сердюкова «никакой человек больше трёх дней проработать не может», а ему самому шёл уже седьмой десяток.

Точная  дата смерти Сердюкова неизвестна. Предполагают, что он умер в 1754 году. Содержанием вышневолоцких каналов  и шлюзов стал руководить его сын, получивший, в отличие от отца, уже  хорошее техническое образование. По нелепой случайности он утонул в 1761 году в Заводском водохранилище. Дело перешло к 17-летнему внуку  Михаилу, однако он не обладал ни способностями, ни характером отца и деда. Учась  в Петербурге, пристрастился к  кутежам и безделью. Тогда его  мать, которая была дочерью знаменитого  уральского заводчика Акинфия Демидова, написала прошение Екатерине II, выразив  опасение, что из-за «дурного поведения» её сына Вышневолоцкие шлюзы могут  прийти в «совершеннейшую гибель». В 1765 году на Вышневолоцкий водораздельный пункт был назначен управляющий. В 1774 году последовал именной указ Екатерины, по которому шлюзы и каналы, а  также все находившееся на них  строения: заводы, мельницы, кузницы, дома, лавки — были приняты в «казённое  ведение». А Сердюковым «за все  их привилегии» было выдано 170 тысяч  рублей.

На берегу водохранилища сохранился дом М. И. Сердюкова — двухэтажный «истукан кирпичной кладки, сделанной чрезвычайно  прочно». Рядом — жилой флигель, конюшня, склад с полуподвальными  зарешёченными окнами. Вниз от плотины  по реке был разбит сад с прудом и фонтаном.

В усадьбе  Сердюкова неоднократно гостил Пётр I, у дома даже сохранился куст барбариса, посаженный, по преданию, Великим Государем. «Ум часто пробуждается воспитанием, но гений бывает врождённым», — писал о М. И. Сердюкове французский посланник при дворе Екатерины граф Л. Ф. Сегюр.

 

 

Глава III. Под управлением государства

 

 

После назначения управляющим Вышневолоцким водораздельным пунктом коллежского ассесора Н. И. Писарева, а потом и выкупа его  у наследников Сердюкова, весь Вышневолоцкий  водный путь оказался в руках государства. Но длительное время единого органа управления водяными коммуникациями не было, что порождало неразбериху  и многочисленные злоупотребления. Все сборы с купцов делились на две части: законные и «сборы лихоимства». В Сенат шли непрерывным потоком жалобы, в которых говорилось, что ни один торгующий, не дав взятки воеводам, сыщикам, «водяным чинам» и прочим, «никаким образом: пройтить не может». Ответные указы Сената повисали в воздухе, так как следить за их исполнением было некому. Наконец, в 1773 году была образована должность директора водяных коммуникаций, обязанности которого были возложены на новгородского губернатора Я. Е. Сиверса. Новый директор тут же отдаёт под суд вышневолоцкого управляющего Писарева — за взятки с купцов.

Граф  Я. Е. Сиверс (1731-1808) был одним из виднейших  государственных деятелей второй половины XVIII века. Назначенный в 1764 году новгородским губернатором он выказал необыкновенно энергичную деятельность, обращая внимание на всё .

По его  предложению Екатерина II подписала 28 мая 1770 года указ об учреждении Вышнего  Волочка городом, а 2 апреля 1772 года — об устройстве вновь учреждаемого города и его гербе, который представлял  серебряный щит с вершиною горностаевого  меха и императорской короной  над гружёной лодкой на голубой ступенчатой  террасе.

С целью  улучшения управления в 1778 году штат Вышневолоцкого водного пути был  разделён на три части: Вышневолоцкая, Мстинская и третья — от Новгорода  до Ладожского канала. Во главе был  поставлен главный директор водяной  коммуникации. Контора управления располагалась в Вышнем Волочке на углу Тверецкой и Цнинской набережных. Здание сгорело во время пожара 1895 года, и Контора была перенесена в Дом директора водяной коммуникации, построенный также в конце XVIII века. Управление Вышневолоцкого гидроузла до сих пор располагается в этом здании, значительно перестроенном во второй половине XIX века.

Я. Е. Сиверс разработал обширную программу усовершенствования Вышневолоцкой водной системы: был  благоустроен бечевник по Тверце, созданы  дополнительные резервуары воды для  питания Тверцы и Мсты, началось строительство Заводского гранитного бейшлота. Но в 1782 году Сиверс был вынужден подать в отставку из-за враждебного  к нему отношения князя Потёмкина. Бейшлот достраивал уже граф Брюс.

В 1785 году Екатерина II решила «самолично» осмотреть  Вышневолоцкую водную систему. Об этой поездке она писала, как о «самой весёлой», которая «когда-либо бывала на свете».

В Вышнем Волочке Государыня остановилась в  недавно построенном на набережной Цнинского канала каменном Путевом  дворце. Канал был иллюминован  тысячами светильников в глиняных плошках  и массой факелов. На нём построена  пристань и галерея с балюстрадой  и гирляндами. В довершение всего  из Торжка был специально выписан  военный барабанщик.

На другой день после приезда Екатерина II «обозревала» вышневолоцкие каналы, новоустроенный гранитный Заводской бейшлот, проход судов через Тверецкий и Цнинский шлюзы, сплав судов по озеру Мстино. А выпуск судов из озера в Мсту «изволила смотреть» с галереи при Мстинском шлюзе, задуманном ещё Сердюковым и построенном только в 1768 году. Её Величество при этом «изволила лично указать место» для

______________________________________________________________

[1] - Плечко Л. А. Вышневолоцкая система. // Плечко Л. А. Старинные водные пути.-

нового гранитного Мстинского шлюза в двух верстах  ниже по течению. Построенный в 1792 году он прослужил почти два века и  сейчас стоит, обойдённый водою, как  памятник екатерининской эпохе, да и  всей Вышневолоцкой водной системы.

Из Боровичей  до Новой Ладоги путешественники  плыли по воде на специально приготовленной для этой цели флотилии из тридцати судов. Крытое судно императрицы  отличалось особым великолепием. Лоцманы  были одеты в мундиры с малиновыми отворотами, гребцы — в зелёные  кафтаны, белые шаровары и шляпы  с малиновыми бантами. В свиту  императрицы входил и художник М. М. Иванов, зарисовавший в альбоме  плавание Екатерины по Вышневолоцкому водному пути. Сейчас этот небольшой  альбом хранится в Русском музее.

Вскоре  последовал Именной Высочайший Указ об улучшении всей Вышневолоцкой  водной системы. Новым директором водяных  коммуникаций генерал-поручиком Н. П. Архаровым были продолжены работы по перестройке «пришедших в ветхость»  деревянных бейшлотов и шлюзов в  гранитные и улучшению бечевника  по Мсте и Волхову. Для их производства в 1790 году было назначено 2 тысячи пленных  шведов. Работы продолжались до 1797 года и потребовали огромной суммы  — почти 1,5 млн. рублей.

Почти сразу  вслед за Екатериной проехал А. Н. Радищев. В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» в главе «Вышний Волочёк» он писал, описывая Вышневолоцкий канал, наполненный барками с хлебом и другими товарами для Петербурга, он делает вывод: «Тут видно было истинное земли изобилие и избытки земледелия; тут явен был во всём своём блеске мощный побудитель человеческих деяний — корыстолюбие».

При Павле I в 1797 году Я. Е. Сиверс вновь становится управляющим всеми водными путями России, а в 1798 году и первым директором созданного по его инициативе Департамента водяных коммуникаций.

Для улучшения  судоходства по Вышневолоцкой водной системе он строит канал в обход  Ильменя, предлагает проекты по чистке Волховских и Тверецких порогов, которые были частично осуществлены только в начале XIX века, уже после  окончательной его отставки в 1800 году. Сиверс же начал строительство  Мариинской (1799-1810) и Тихвинской (1800-1811) водных систем, также связавших Балтику  с Волгой.

Новый император  Александр I предпринимает дальнейшие шаги по улучшению управления водными  путями. Департамент водяных коммуникаций был преобразован в 1809 году в Экспедицию, местоположением которой стала  Тверь. Вся транспортная сеть России была разделена на 10 округов. Трасса Вышневолоцкого водного пути вошла  в I округ. Позднее Вышневолоцкий  округ стал III.

В Манифесте, сопровождавшем учреждение новых органов  управления водяными и сухопутными  сообщениями, говорилось: «возрастающее  население столицы и движение внутренней и внешней торговли превосходят  уже меру прежних путей сообщения». И в первую очередь это относилось к главной транспортной магистрали России — Вышневолоцкой водной системе. Задачу её кардинального улучшения  решил, спустя почти 20 лет, О. И. Корицкий.

 

§1. Вышневолоцкая «Ниагара»

 

Из трёх водных путей, расходящихся от Волги у Рыбинска и сходящихся в Ладоге, первенство принадлежало Вышневолоцкой водной системе. Тихвинская допускала только маломерные суда и была <чужда для караванов с верховьев Волги. Мариинская система пролегала по пустынным местам, где трудно было найти людей и лошадей, к тому же на пути судов были бурные Белое и Онежское озёра.

Но и  Вышневолоцкий водный путь не всегда справлялся с возрастающим грузопотоком. Во время обильных паводков большая  вода не давала караванам возможности пройти через Боровицкие пороги. Засушливые годы вызывали обмеление рек, что многие барки оставались зимовать, не дойдя до Санкт-Петербурга. Так, в 1817 году зазимовало более 1500 судов

В такой  ситуации требовалось в самом  скорейшем времени усовершенствовать  Вышневолоцкую систему. Решение  этого вопроса судьба предоставила О. И. Корицкому.

Осип  Иванович Корицкий (1778-1829), родом из польской шляхты, ещё в детстве  обнаружил страсть к механике. Приехав в 1805 году в Петербург  «искать счастья», он предложил свои услуги ведомству водяной коммуникации. Вскоре он получил место смотрителя на реке Тверце, где занялся исправлением бечевника, причём так успешно, что  и спустя много лет на вопрос о  том, кто построил мостики и гати через плёсы Тверцы, всегда был  ответ: «Это смастерил наш благодетель  Корицкий!»

Став  в 1824 году директором Вышневолоцкого водораздельного  участка, он предложил свой проект улучшения  судоходства, над которым работал  больше 10 лет.

Но подпор плотины, устроенной Сердюковым, был  небольшой. Позднее он был несколько  увеличен и достиг 3 аршин 10 вершков (2,57 м). Корицкий предложил увеличить  его почти в два раза — до 6 аршин (4,27 м). Для этого надо было «уширить и возвысить» дамбу, засыпать деревянный, ещё сердюковский бейшлот, а каменный усовершенствовать.

Работы  по возвышению Заводского водохранилища  продолжались с 1825 по 1828 год. В результате из небольшого водохранилища в 5-6 квадратных вёрст образовалось «небывалое искусственное озеро обширностью» в 60 квадратных вёрст. Оно поглотило в себя часть Цны, Шлины и три озера: Ключинское, Городолюбское и Здешевское. Успех превзошёл все ожидания, новое искусственное водохранилище совершенно

Информация о работе Вышневолоцкая водная система в Тверской области