Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа
Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств верховная власть сама вынуждена предпринять ряд акций, которые привели к либерализации политической жизни и фактически ограничивали самодержавие. Была реализована на практике идея об учреждении органа представительной власти и была легализована оппозиционная политическая деятельность, что позволило в достаточно короткие сроки сложиться многопартийной системе, влияющей на течение политической жизни и на управление государством.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В 6
1.1 Реформы высших государственных органов при Александре I 6
1.2 От коллегий к министерствам 9
1.3 Изменение местного государственного и общественного сословного управления 13
1.4 Государственное управление при Николае I: «Апогей самодержавия» 19
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 24
2.1 Великие реформы Александра II 24
2.2 Реформы системы местного управления и учреждений государственной организации в 1860-е годы 27
ГЛАВА 3 КОНТРРЕФОРМЫ 29
ГЛАВА 4 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ С 1900 ПО 1917 ГОД 33
4.1 Дуалистическая правовая монархия 1906-1917 годы 33
4.2 Государственная дума и самодержавие — два центра управления 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Курсовая работа | ||
по курсу «История государственного управления» Тема: «Высшие органы российской империи в начале 19-20 веков» | ||
| ||
Самара 2012 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В 6
1.1 Реформы высших государственных органов при Александре I 6
1.2 От коллегий к министерствам 9
1.3 Изменение местного государственного и общественного сословного управления 13
1.4 Государственное управление при Николае I: «Апогей самодержавия» 19
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 24
2.1 Великие реформы Александра II 24
2.2 Реформы системы местного управления и учреждений государственной организации в 1860-е годы 27
ГЛАВА 3 КОНТРРЕФОРМЫ 29
ГЛАВА 4 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ С 1900 ПО 1917 ГОД 33
4.1 Дуалистическая правовая монархия 1906-1917 годы 33
4.2 Государственная дума и самодержавие — два центра управления 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ВВЕДЕНИЕ
Российское государство
прошло долгий тысячелетний путь развития
и государственное управление все
это время также
За период с начала XIX и до начала XX вв. в российском государственном управлении существенно усилилось значение высшего, императорского управления, для чего реорганизованы старые и созданы новые органы, теснее связанные с местными учреждениями, возникли новые органы местного самоуправления. Этот период изучался в отечественной истории, в основном с точки зрения революционной борьбы угнетенных народных масс против самодержавия.
«Тезис о неправомерном
характере русской
Попробуем проанализировать роль императора, самодержавной администрации, законов, общественных институтов в государственном управлении в рамках данной работы.
Система государственных учреждений в течение XIX - начале XX вв. постоянно совершенствовалась. Важнейшие реформы были проведены при Александре I, Александре II и Николае II. Были сделаны принципиальные усовершенствования в начале XIX и в начале XX вв. Мы должны признать, что верховная власть и ее администрация в сфере государственного управления сделали немало позитивного, если учитывать, что передовая российская общественность по своим взглядам и политическим требованиям, бесспорно, обгоняла готовность народа к парламентской демократии.
С начала XIX века некоторая часть образованного общества и сам император попали под влияние либеральной доктрины государственного управления, широко распространенной тогда в Европе. «Эта доктрина требовала индивидуальной свободы, ослабления государственной опеки и невмешательства в экономическую и духовную жизнь подданных, ее лозунгом стало предоставить дело его собственному течению, роль государства должна ограничиваться обеспечением личной свободы и безопасности подданных. Либеральная доктрина поставила на место регулярного или полицейского государства правовое государство, которое обеспечивает свободу и индивидуальные права своих подданных, признает за всяким человеком свободу личности, без которой человек не является подлинным человеком. Такое государство является правовым по цели, но не по формам и приемам деятельности, так как здесь нет речи об установлении для проявления государственной власти правовых форм и правовых пределов».2
В развитии Российской государственности в XIX – нач. XX вв. мы выделим следующие периоды:
С начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая I абсолютизм достигает своего апогея. Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в мелочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь. «Спокойно обходясь без конституции, российские императоры не могли в то же время обойтись без совершенствования государственного аппарата, без приспособления его к нуждам нового времени». 3
Развитие русской
В 80-х – начале 90-х гг. наступает период контрреформ: устанавливается жесткий полицейский режим, следует ряд законодательных актов, ограничивающих существующие свободы, предпринимаются попытки отказаться от основных положений буржуазных реформ.
Конец XIX – начало XX в. было ознаменовано значительными переменами в государственной и политической жизни России. Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств верховная власть сама вынуждена предпринять ряд акций, которые привели к либерализации политической жизни и фактически ограничивали самодержавие. Была реализована на практике идея об учреждении органа представительной власти и была легализована оппозиционная политическая деятельность, что позволило в достаточно короткие сроки сложиться многопартийной системе, влияющей на течение политической жизни и на управление государством.
Работа состоит из введения,
двух глав – теоретической и
Глава 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
1.1 Реформы высших государственных органов при Александре I
С приходом Александра I к власти было торжественно провозглашено, что в основе его политики будет строгое соблюдение законов. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте, он объявил, что будет придерживаться политического и правового курса Екатерины II. В мае 1801 г. был создан Негласный комитет, в который входили представители молодого поколения дворянской аристократии, придерживавшиеся либеральных идей и считавшие необходимым реформировать государственное устройство Российской империи.
«С образованием в 1810 году
Государственного совета в качестве
законосовещательного учреждения превращение
России в правомерную монархию пошло
быстрыми темпами. Как сказано было
в манифесте, возвестившем об учреждении
Государственного совета, он создавался
для удовлетворения осознанной потребности
«учреждать постепенно образ правления
на твердых и непременяемых
Совет не был представительным
бюрократическим учреждением, его
члены, число которых с 1810 до 1890 г.
увеличилось с 35 до 60 человек, назначались
императором из влиятельных чиновников,
нередко вышедших в отставку, а
министры входили в его состав
по должности. «В силу этого он не мог
формально ограничивать самодержавие,
однако с момента образования
Государственного Совета все законы
должны были предварительно обсуждаться
в нем, прежде чем поступить на
утверждение императора, что служило
критерием между законом и
постановлениями верховной
При этом император мог
«внять мнению» как большинства,
так и меньшинства
Важное нововведение в государственном управлении при Александре I состояло в том, что в 1801-1803 гг. Сенат получил статус института административной юстиции, прокуратуры и суда со следующими функциями: административно-судебные дела; надзор за правительственным аппаратом через губернских и уездных прокуроров, самостоятельно – с помощью самих сенаторов и посредством жалоб; высшая инстанция суда; охрана и удостоверение особенных прав разных классов. Постепенно высший суд и надзор за деятельностью коронных учреждений стали главными функциями Сената в течении XIX – начала XX веков.
С целью контроля за деятельность
органов коронного управления Сенат:
1) поддерживал постоянную связь
с местными учреждениями, информировал
их о результатах проверки управления
в империи, как бы напоминал о
том, что судный час наступит для
всех, требовал неукоснительно следовать
законам и инструкциям; 2) рассматривал
отчеты о деятельности учреждений и
персональные отчеты губернаторов об
их работе; 3) заслушивал губернаторов
в Сенате во время их пребывания
в Петербурге; 4) рассматривал жалобы;
5) проводил ревизии учреждений. Осуществляемый
Сенатом прокурорский надзор существенно
сдерживал безнаказанное
Особенно эффективной была деятельность сенаторов в качестве ревизоров местного коронного управления, которых нередко лично направлял император в ту или иную губернию по полученному сигналу. Вспомним испуг чиновников в повести Н.В.Гоголя «Ревизор».
1.2 От коллегий к министерствам
Наиболее значительным изменениям в начале XIX века подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям нового столетия, не обеспечивал необходимую централизацию и персональную ответственность чиновников. Необходимо было более гибкое, оперативное, централизованное исполнительное управление. Александр I предпочел конституции радикальную административную реформу, поддержал проект Н.Н. Новосильцева о создании министерской системы управления, предпосылки которой формировались в исполнительных структурах и обозначились на рубеже веков, отразив и министерские образцы других стран.
В соответствии с царским Манифестом «Об учреждении министерств» 1802 г., было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Два из них прежде не имели аналогов в Российской системе управления – это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. К 1861 г. их стало 9, к 1917 – 12.
Учреждалась должность «товарища
министра» — помощника
Завершило оформление министерской
системы в России издание в 1811
г. «Общего учреждения министерств»,
составленного при участии М.М.
С созданием министерств
возникает и орган, координирующий
их действия, рассматривающий вопросы,
относящиеся к компетенции
Центральное управление приобретало
на министерской основе характер централизованной
и бюрократической
В отличие от западных правительств,
возглавляемых самостоятельными председателями
(премьерами) и представлявших объединение,
кабинет министров, российский Комитет
министров не был ни таким правительством,
ни главой исполнительной вертикали
управления, хотя вопросы эти поднимались
не раз в «негласном комитете», других
инстанциях. Предлагалось изучить опыт
английского объединенного
Информация о работе Высшие органы российской империи в начале 19-20 веков