Высшие органы российской империи в начале 19-20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание

Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств верховная власть сама вынуждена предпринять ряд акций, которые привели к либерализации политической жизни и фактически ограничивали самодержавие. Была реализована на практике идея об учреждении органа представительной власти и была легализована оппозиционная политическая деятельность, что позволило в достаточно короткие сроки сложиться многопартийной системе, влияющей на течение политической жизни и на управление государством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В 6
1.1 Реформы высших государственных органов при Александре I 6
1.2 От коллегий к министерствам 9
1.3 Изменение местного государственного и общественного сословного управления 13
1.4 Государственное управление при Николае I: «Апогей самодержавия» 19
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 24
2.1 Великие реформы Александра II 24
2.2 Реформы системы местного управления и учреждений государственной организации в 1860-е годы 27
ГЛАВА 3 КОНТРРЕФОРМЫ 29
ГЛАВА 4 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ С 1900 ПО 1917 ГОД 33
4.1 Дуалистическая правовая монархия 1906-1917 годы 33
4.2 Государственная дума и самодержавие — два центра управления 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа состоит из  1 файл

Высшие органы российской империи в начале 19-20 веков реферат.docx

— 60.20 Кб (Скачать документ)

Казенные крестьяне делились на самоуправляющиеся сельские общества и волости. По два представителя  от 10 дворов (десятидворники) составляли сельских сход, который решал дела сельского общества — низшей единицы  сословного управления. Он избирал  сельского старшину, двух «сельских  добросовестных» на три года в  сельскую расправу, уполномоченных на волостной сход по одному от 20 дворов. Сельский старшина утверждался губернской палатой государственных имуществ.

Волостной сход представителей, составлявших волость сельских обществ, избирал волостного голову, двух заседателей  волостного правления, двух «добросовестных» волостной расправы, решал дела волости.

Усиление правительственного «попечительства» над крестьянами  привело к росту произвола, взяточничества и всякого рода издевательств  по отношению к «опекаемым» крестьянам. «Ныне за счет крестьян живут десятки  чиновников», - пишет Николаю I шеф жандармов А.Х.Бенкендорф во «всеподданнейшем» отчете за 1842 год. Положение государственных крестьян не улучшилось, т.к. чиновный аппарат действовал сам по себе  вопреки создавшей его абсолютистко-полицейской системе».15

Атмосфера деспотизма и безоговорочного  послушания, отсутствие возможности  свободно выразить собственную мысль, период наибольшего самоутверждения  российского абсолютизма в его  военно-бюрократической форме, так  обычно характеризовали эту эпоху  советские историки. «Вполне естественно, что все это в значительной степени усиливало процесс загнивания всего государственного строя, и  в первую очередь государственного аппарата. Самым парадоксальным было то, что самодержец из самодержцев, «апогей самодержавия» не был  в состоянии управлять этой системой. Для бюрократического аппарата этого  периода характерная такая черта, как казнокрадство, которое достигло чудовищных размеров».16

Ради справедливости следует  отметить, что Николай I в течение своего царствования, точнее до 1848 г. думал об отмене крепостного права, понимая, что он является «пороховым погребом» под государством. «Правда, он имел ввиду решить этот вопрос не сразу и, конечно, «безболезненно» в интересах дворянства.»17

При Николае I после 133 лет безуспешных попыток, в 1830-1932 гг., были подготовлены 45-томное Полное собрание законов Российской империи и 15-томный систематический Свод законов Российской империи, включавший действующее законодательство. Так был создан долгожданный кодекс законов, который поставил все государственное управление на твердое правовое основание.

В 1832 впервые было дано юридическое  определение государственного устройства Российской империи в двух статьях  Основных законов. 1-я статья определяет характер  власти императора как  «верховной, самодержавной и неограниченной». 47-я статья указывает, что осуществление  самодержавной власти императора подчиняется  принципу законности: «Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов от самодержавной власти исходящих». Закон провозгласил правомерный  характер русской государственности  в отличие от форм деспотических, где вместо закона действует ничем  не сдерживаемый личный произвол правителя. Так интерпретировали статью  русские  юристы, так понимало ее образованное общество.

«Таким образом, в первой половине XIX в. государственный строй продолжал эволюционировать в сторону правомерной монархии благодаря тому, что самодержавие самоограничивалось законом, который оно само творило, и делало все возможное для развития правомерного бюрократического управления,  действующего на основании закона, в соответствии с административным правом  и под контролем административной юстиции и прокуратуры», - считает Б.Н. Миронов.18

«Для периода царствования Николая I наиболее точно соответствует определение: военно-бюрократическая монархия. Так, в составе Комитета Министров генералы составляли 55,5 %, в Государственном совете – 49, среди сенаторов – 30,5%», считает П.А.Зайончковский.19 Другой точки зрения придерживается Б.Н. Миронов: «Вероятно не будет преувеличением прийти к заключению, что при Николае I сложилась правомерная бюрократическая монархия».20

Но, несмотря на такую различную  оценку, можно сделать вывод, что  при Николае I получило дальнейшее развитие многое из того, что начинало осуществляться при Екатерине II и Александре I в сфере прав сословий, укрепления законности в управлении, распространения образования, ограничения крепостничества – все это готовило почву для следующего либерального царствования. Николай I следовал правилу: изменять в государственном строе лишь то, что необходимо. И в конце его царствования мы видим: Полное собрание законов и Свод законов, первые железные дороги, пароходы и телеграф, начало трудового законодательства, стабилизацию финансов, начало аграрной реформы, значительные достижение  в образовании и культуре. Следует согласиться с теми исследователями, по мнению которых, прагматичный и консервативный Николай I сделал в конечном счете для общества больше, чем его брат – возвышенный, либеральный и мистически настроенный Александр I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Внутреннюю и внешнюю  политику страны государь определял  вместе с высшими государственными политическими учреждениями, названия которых менялись с начала XI до начала XX веков почти с каждым новым государем: Государственный, или так называемый Непременный совет, Комитет министров с 1802 г. при Александре I (1801-1825). Николай I принятие политических решений переносит в свою Канцелярию, Александр II – в Совет Министров, Александр III – в Комитет министров, Николай II  до 1906 г. - в Комитет министров, с 1906 – в Совет Министров.

Комитет министров, основанный в 1802 г., просуществовал до 1906 г., Совет  министров, фактически учрежденный  в 1857 г., а юридически в 1861 г., действовал до октября 1917. Оба учреждения в 1861-1906 гг. работали параллельно. Работа этих высших политических учреждений и их деятельность целиком были поставлены на юридическую основу.

К числу важнейших учреждений монархического периода относится  Сенат, роль которого со временем менялась, иногда он являлся  законосовещательным,  иногда законодательным, высшим исполнительным и судебным органом России. С 1711 и  до 1917 г. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и исполнял  функции  прокуратуры.

Суд отделился от администрации  и полиции и на первой инстанции  стал сословным.

Высшим органом государственного управления духовными делами с 1721 по 1917 г. был Синод.

В истории центрального государственного управления период с 1802 по 1917 г. можно  считать министерским (конец XVII в.–1721 г. – приказной период, 1721-1802 – коллежский период).

В истории местного управления с точки зрения привлечения к  делам управления представителей общества можно сказать, что в период с  начала XIX в. по 1860-е гг. на губернском уровне,  а также в городах действовала преимущественно императорская администрация через органы губернского правления во главе с губернатором. Лишь для управления делами социального призрения и народного образования был создан Приказ общественного призрения, состоявший из выборных от дворянства, городских состояний и крестьянства. На уездном уровне существовали  учреждения, составленные из выборных только от дворянства.

С 1860-х по 1917 гг. в системе  местных учреждений произошли значительные изменения. Приказы общественного  призрения упраздняются в 1860-1870-е  гг. И их функции переходят к  вновь созданным органам общественного  самоуправления – земствам и городским  думам. Городская и сельская полиция  объединяются в Уездное полицейское  управление, его возглавляет исправник  из местного дворянства, которого назначает  губернатор, Суд становится всесословным, за исключением низшей инстанции  в волости, где действует крестьянский волостной суд на основе обычного права.

В течение всего имперского периода в системе местного управления действовали самостоятельно, под  внешним и формальным контролем  местной администрации, органы самоуправления дворянства, городских состояний  и крестьянства. В их ведении находились хозяйственные, финансовые, административные функции.

«С созданием в 1802 г. Государственного совета – государственного органа, который специально занимался вопросами  государственного права, в России был  реализован принцип разделения властей, так как с этого времени  в стране действовала достаточно стройная система государственных  учреждений, обособленных по функциям: Государственному совету принадлежала законодательная, точнее – законосовещательная, власть, министерства – исполнительная, Сенату – контролирующая, судам  – судебная; верховная власть объединяла и координировала все ветви власти. Наконец, благодаря судебной реформе 1864 г. и  учреждению парламента в 1906 г. законодательная, исполнительная и  судебная власти были окончательно разделены, а деятельность государственных  учреждений ставилась в рамки  законов, творимых представительным учреждением»21, - считает Б.Н. Миронов.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

  1. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989. – 242 с.
  2. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России: учеб. пособие для вузов / под ред. С.А. Комарова. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
  3. Государственные учреждения в России. Нижний Новгород, 1994. – 458 с.
  4. Государство, право и местное самоуправление в России: история и современность. Под ред. Дорохова Н.И. М., 2006. – 528 с.
  5. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений в дореволюционной России. М., 1968. – 228 с.
  6. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: Мысль, 1978. – 298 с.
  7. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России 19 в. М., 1978. – 304 с.
  8. Захарова Л.Г. Начало великих реформ // Милютин Д.А. Воспоминания генерал-фельдмаршала Дмитрия Алексеевича Милютина. 1860-1862 гг. М.: ТРИТЭ; Рос. архив, 1999. – 524 с.
  9. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П.Титова – М.: Проспект, 1998. – 544 с.
  10. История государственного управления России  / отв. ред. В.Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 608 с.
  11. История отечественного государства и права. Ч. I: учебник для вузов / под. ред. О.И. Чистякова. – 3-е изд., - М.: Юристъ, 2000. – 430 с.
  12. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1988. – 248 с.
  13. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.2 СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – 568 с.
  14. Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX -XX вв.: Сборник статей памяти B.C. Дякина и Ю.Б. Соловьева. СПб.: Алетейя, 1999. 574 с.
  15. Российское законодательство X-ХХ веков / под общ. Ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1988. Т. 6. – 432 с.
  16. Рыбас С. Столыпин. М.: Мол. гвардия, 2004. 421 е., ил. (Серия «Жизнь замечательных людей»). – 425 с.
  17. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. М., 1998. – 624 с.
  18. Судьба реформ и реформаторов в России. М., 1999. – 168 с.
  19. Федосов И.А. «Просвещенный абсолютизм» в России // Вопросы истории.1970. № 9. С.34-55.
  20. Федосов И.А. Социальная сущность и эволюция российского абсолютизма // Вопросы истории. 1971. № 7. С.46-65.
  21. Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение самодержавия в России (К вопросу о заговорах бурясуазии и царизма накануне революции) // Вопросы истории. 1969. № 6.
  22. Чернуха В.Г. Великий реформатор и великомученик // Александр Второй: Воспоминания. Дневники. СПб.: Пушкинский фонд, 1995. – 624 с.
  23. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России. 18 – начало 20 вв. СПб., 1999. – 288 с.

1 Миронов Б.Н. Социальная история России. – СПб., 2000. -  – С. 109

2 Миронов Б.Н. Социальная история России. – СПб., 2000. -  С.141

3История отечественного государства и права / под. ред. О.И. Чистякова. – М., 2000. – С. 317

4 Миронов Б.Н. Социальная история России. – С.141.

5 Миронов Б.Н. Социальная история России. – С.143.

6 Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России.  – 125 С.

7 Миронов Б.Н. Социальная история России. – С.152.

8 История государственного управления России / В.Г. Игнатов. – Ростов-на Дону, 2003. – С. 214.

9 Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. С. – 144.

10 История государственного управления России. – С. 215.

11 История государственного управления России / В.Г. Игнатов. – С. 214.

12 История государственного управления России / В.Г. Игнатов. – С. 221.

13 Там же. – С. 222.

14 Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. - С.129

15 Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - С. 111

16Там же. - С.113.

17 Там же. - С.109.

18 Миронов Б.Н. Социальная история России. С

19 Зайончковский П.А. Указ. соч. - С.142.

20 Миронов Б.Н. Социальная история России. - С.149.

21 Миронов Б.Н. Социальная история России. – С.199.

 


Информация о работе Высшие органы российской империи в начале 19-20 веков