Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа
Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств верховная власть сама вынуждена предпринять ряд акций, которые привели к либерализации политической жизни и фактически ограничивали самодержавие. Была реализована на практике идея об учреждении органа представительной власти и была легализована оппозиционная политическая деятельность, что позволило в достаточно короткие сроки сложиться многопартийной системе, влияющей на течение политической жизни и на управление государством.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В 6
1.1 Реформы высших государственных органов при Александре I 6
1.2 От коллегий к министерствам 9
1.3 Изменение местного государственного и общественного сословного управления 13
1.4 Государственное управление при Николае I: «Апогей самодержавия» 19
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 24
2.1 Великие реформы Александра II 24
2.2 Реформы системы местного управления и учреждений государственной организации в 1860-е годы 27
ГЛАВА 3 КОНТРРЕФОРМЫ 29
ГЛАВА 4 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ С 1900 ПО 1917 ГОД 33
4.1 Дуалистическая правовая монархия 1906-1917 годы 33
4.2 Государственная дума и самодержавие — два центра управления 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
«Министерская система управления, во-первых, подчеркнула преемственность реформы Александра I по отношению к преобразованиям Петра I. Во-вторых, учреждение министерств было вызвано необходимостью приведения всех частей государственного управления в стройную систему. В-третьих, министерства должны были помочь утвердить общее социально-экономическое благосостояние империи. В-четвертых, государственными делами отныне должны были управлять только восемь министерств, которые при разделении государственных дел ведали определенной сферой, а все министерства обеспечивали единство управления»6.
«Генезис центрального отраслевого управления через путных бояр—приказы-коллегии увенчался министерствами. Министерской системе присущи такие черты, как: а) четкое функциональное разделение сфер управления; б) конкретность предметов, параметров отраслевого управления; в) единоначалие; г) персональная ответственность, исполнительность; д) линейная вертикаль исполнения, строгая ведомственная подчиненность. Видимо, поэтому министерская система жизнеспособна, сравнительно легко адаптируемая к изменяющимся объективным условиям, потребностям управления, утвердилась в России на длительное время вплоть до XXI века, когда министерства функционируют на уровнях федерального центра, республик, областей и других субъектов Федерации»7.
Постепенно реформаторские намерения Александра I сменились консервативным курсом. Огромное впечатление произвели на императора волнения в военных поселениях, Семеновском полку и европейские революции 20-х гг., которые окончательно убедили его в несвоевременности каких-либо преобразований.
1.3 Изменение местного государственного и общественного сословного управления
Перешедшая из XVIII в. система местного управления нуждалась в рационализации соответственно условиям и потребностям нового, XIX в.
При Александре I сохранился статус губернатора как представителя власти, управляющего губернией от имени императора, хозяина губернии. Но Александр I уточнил параметры его властных полномочий, механизм управления губернией посредством губернского правления, а не только одним лицом.
«Указом «О непреступлении губернатором пределов власти, назначенным им законами» (16 августа 1802г.) предписано губернаторам управлять в точном соответствии с законами, в установленных ими рамках, «не простирать власть свою за пределы законов», т.е. не допускать беззакония, обеспечить исполнение законов всеми учреждениями, которые должны поступать «по точной силе и словам закона». Губернским прокурорам надлежало «непрестанно наблюдать за исполнением законов, не упуская ни единого случая без взыскания с виновных». Губернаторам указано, что они «никаких личных переписок в виде повелений не принимали б и не употребляли бы», по всем делам губернии обращались бы не к лицам, а «прямо в те места, до которого какое дело принадлежит». Подтвержден прежний указ 1780 г. об ответственности за взяточничество, задача Сената — контролировать его исполнение»8.
Большая часть губернаторов
занимала свой пост не более 3-5 лет. «Положение
губернатора было в какой-то мере
двойственным: он назначался непосредственно
императором и представлял
Губернское правление, было
также непосредственно
Губернаторы выполняли функции
с помощью губернского
«Созданы новые коллегиальные
аппараты под председательством
губернатора в виде отраслевых присутствий,
комиссий, комитетов, куда входили ответственные
должностные лица, губернский предводитель
дворянства, прокурор. С их помощью
осуществлялись хозяйственно-административные
ведомственных учреждений, решались
социальные проблемы. Действовали рекрутские
присутствия (с 1831 г. — комитеты), различные
комиссии и комитеты: народного продовольствия,
строительные, дорожные, статистические,
земских и городских
Уездное управление представлено по-прежнему нижними земскими судами во главе с капитан-исправниками, в составе заседателей от дворян, государственных крестьян. Уездные казначейства, создаваемые еще с конца XVI в. являлись ведомственными органами Министерства финансов и подчинялись губернской казенной палате, они ведали приемом, хранением денежных сборов, доходов и выдачей денежных сумм. Кроме того, они выдавали по распоряжению местных властей паспорта, подорожные, продавали все виды гербовой бумаги и др.
В 1837 г. уезды разделены
на полицейские станы. Назначаемый
губернатором становой пристав осуществлял
полицейские функции, опираясь на вотчинную
полицию и избранных
Государственное управление
вошедшими в состав Российской империи
новыми территориями, другими окраинами,
учитывало специфическое
Государственное управление
городом сохранило свои прежние
особенности и структуры: учреждения,
должностные места, выборные магистраты,
ратуши. К середине XIX в. из 700 городов
империи (без Польши и Финляндии)
62 имели статус губернских, 498 — уездных.
Почти 80% российских городов являлись
административными центрами, имели
административные функции. Через административные
структуры государство
«Сформировалась четко устроенная система полицейских органов, должностей, решавших различные, в том числе административные, вопросы местного управления, суда: городские управы благочиния с обер-полицмейстерами, приставами, ратманами, полицмейстерами, частными приставами (деление городов на части), полицейскими, будочниками, городскими, уездными городничими, капитан-исправниками, становыми приставами, земскими судами в уездных городах»11.
Градоначальство как административно-
«Система государственного
управления дополнялась по-прежнему
органами общественного сословного
управления. Решающее значение в местном
управлении приобрели дворянские сословные
корпорации. Возросла роль губернских
и уездных дворянских собраний и
предводителей дворянства, которые
возглавляли, как правило, все присутствия,
комиссии, комитеты, а собрания избирали
уездных капитан-исправников, судей,
заседателей в полицейские и
судебные учреждения. Укреплены позиции
крупного дворянства в управлении.
Манифестом «О порядке дворянских собраний,
выборов и службы по оным» (6 декабря
1831 г.) право выбирать на дворянские
общественные должности могли дворяне,
имевшие не менее 110 душ крепостных
крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной
земли. Законом (от 16 июля 1845 г.) создавались
условия для сохранения крупного
дворянства: переход заповедных дворянских
имений (майоратов) по наследству к
старшему сыну, запрещено отчуждать
их посторонним лицам и дробить.
Через сословные дворянские органы
усилена в государственном
В первой половине XIX в. были
произведены основные преобразования
по огосударствлению церкви. Эта была
полтика дальнейшего приведения
коллегиального церковного аппарата в
соответствие с общим уровнем
централизации государства. Высшим
законодательным, административным и
судебным учреждением по делам Русской
Православной Церкви оставался
Синод, глава которого назначался царем
из светских чиновников. Обер-прокурором
при Николае I был даже армейский
офицер из гусар. Усилился процесс бюрократизации
церковного управления, появились новые
канцелярии, хозяйственные и духовно-
В XIX в. продолжалась начатая
в XVIII в. политика ограничения и регулирования
сословного казачьего управления, оно
функционировало в жестких
Можно сделать вывод, что функции местного государственного управления в начале XIX века постоянно расширялись в связи с усложнением местной жизни, обострением социальных отношений; административный аппарат постоянно разрастался.
1.4 Государственное управление при Николае I: «Апогей самодержавия»
В декабре 1825 года тайные общества, состоявшие главным образом из гвардейских офицеров, подняли мятеж, но потерпели поражение. Николай I жестоко расправился с выступавшими, но приказал составить свод мнений декабристов в отношении внутреннего состояния государства, из которого, по его словам, «черпал много дельного».
При всех своих полицейских воззрениях (он мнил себя полицмейстером всей Европы), при полной убежденности в своей непогрешимости Николай I хорошо представлял себе несовершенство бюрократического аппарата. Обстоятельства складывались таким образом, что самому царю приходилось думать над искоренением его недостатков. 6 декабря 1926 г. был создан специальный комитет, задачей которого являлся пересмотр основ и уставов существующего государственного управления. В том же году было образовано II отделение собственной Е.И.В. Канцелярии, где под руководством М.М.Сперанского шло составление Полного собрания законов, а также Свода действующих законов в систематическом порядке.
«Оттесняя на второй план Государственный совет, «Собственная Его Величества канцелярия» постепенно приобретала особое значение. Она была органом, связывающим царя с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного управления. Во второй четверти XIX в. эта канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при императоре и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, его структура усложнялась, появились отделения канцелярии: первые три были образованы в 1826 г., четвертое – в 1828 г., пятое – в 1836 г. и шестое - 1842 г.»14
В 1837—1841 гг. оформлено сословное
управление государственных крестьян
по реформе министра государственных
имуществ П.Д. Киселева, одного из умнейших
сановников того времени. Но попытки
реформирования управления государственными
крестьянами и инвентарной
Это была попытка урегулировать не только государственное управление этой четырехмиллионной категорией крестьян, но и их самоуправление, его начала в соответствии с российскими традициями земского управления.
Информация о работе Высшие органы российской империи в начале 19-20 веков