Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:04, доклад

Описание

Черный столб из базальта с текстом "Законов" был найден в 1901-1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с "Законами" во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения.

Работа состоит из  1 файл

Законы Хаммурапи.doc

— 291.00 Кб (Скачать документ)

(§ 110) Если  надитум или энтум123, которая не живет в обители, откроет шинок124 или ради сикеры вошла в шинок, то эту полноправную женщину125 должны сжечь.

(§ 111) Если  шинкарка дала в долг 60 ка пива, то во время сбора урожая  она может получить 50 ка зерна.

(§ 112) Если человек, находясь в пути, дал человеку cеребро, золото, драгоценные камни или другое имущество, что у него на руках, и послал его для доставки на место, а этот человек все, что было послано с ним, там, куда было послано, не отдал, а забрал себе, то хозяин посылки может уличить этого человека в том, что тот не отдал всего, что было послано с ним, и этот человек должен будет отдать хозяину посылки все, что ему было дано, в пятикратном размере.

(§ 113) Если  человек имел за другим человеком  зерно или серебро и он взял зерно из амбара или с гумна без согласия хозяина зерна, то этого человека должно уличить во взятии зерна из амбара или с гумна без согласия хозяина зерна, и сколько он взял зерна, он обязан вернуть, а все, что он дал в долг, пропадет126.

(§ 114)127 Если человек не имел за другим человеком зерна или серебра, а его заложника взял в залог, то за одного заложника он должен отвесить 1/3 мины серебра128.

(§ 115) Если  человек имел за другим человеком  зерно или серебро и его  заложника взял в залог, а  заложник умер в доме своего залогодержателя естественной смертью, то по этому делу не может быть возмещения.

(§ 116) Если  заложник умер в доме залогодержателя-заимодавца  от побоев или дурного обращения,  то хозяин заложника129 может уличить  своего тамкара, и, если это кто-либо из полноправных людей, должны казнить сына заимодавца, а если это раб человека, заимодавец должен отвесить 1/3 мины серебра, а все, что он дал взаймы, он теряет.

(§ 117)130 Если  долг одолел человека и он  продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу131, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.

(§ 118) Если  раба или же рабыню он отдал  в кабалу, то тамкар может передать  их дальше, продать их за серебро и не должен быть оспариваем по иску132.

(§ 119) Если  долг одолел человека и он  продал за серебро свою рабыню, которая родила ему детей, то  серебро, которое тамкар133 отвесил,  хозяин рабыни может отвесить  ему и выкупить свою рабыню.

(§ 120)134 Если  человек ссыпал свое зерно  в доме другого человека для  хранения, а в амбаре произошла  пропажа, или же хозяин дома  открыл амбар и взял зерно,  или же он совсем отрицал,  что зерно было ссыпано в  его доме, то хозяин зерна может  перед богом поклясться относительно своего зерна, и хозяин дома должен будет удвоить количество зерна, которое он взял, и отдать хозяину зерна.

(§ 121) Если  человек ссыпал зерно в доме  другого человека, то за каждый  гур зерна он должен платить  5 ка зерна в год как арендную плату за ссыпку.

(§ 122) Если  человек захочет отдать на  хранение другому человеку серебро,  золото или что бы то ни  было135, то все, сколько он хочет  отдать, он должен показать свидетелям  и заключить договор, затем  только он может отдать на  хранение.

(§ 123) Если он дал на хранение без свидетелей и договора, а там, куда он отдал на хранение, это отрицают, то по такому делу не может быть возмещения.

(§ 124) Если  человек дал на хранение другому  человеку серебро, золото или  что бы то ни было при  свидетелях, а затем он это отрицает, то этого человека должно изобличить, и все, что он отрицал, он должен удвоить и отдать136.

(§ 125) Если  человек отдал свою вещь на  хранение, а там, куда он отдал,  его вещь пропала вместе с  вещами домохозяина, либо из-за  подкопа, либо из-за пролома, то домохозяин, который был небрежен и потерял вещь, которую ему дали, должен ее восполнить, а затем возместить хозяину имущества; домохозяин может разыскивать свои вещи и забрать у своего вора.

(§ 126) Если  человек, у которого ничего  не пропало, сказал: "Нечто мое пропало", и заставит собраться свой квартал, то его квартал должен его уличить перед богом в том, что ничего его не пропало, и все, что он требовал, он должен удвоить и отдать своему кварталу137.

(§ 127)138 Если  человек указал пальцем на энтум или жену другого человека139, но не уличил ее, то этого человека должно избить перед судьями и половину его головы должно обрить140.

(§ 128) Если  человек взял жену и не заключил  с ней договора, то эта женщина  - не жена.

(§ 129) Если  жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.

(§ 130) Если  человек насильно овладел женою  другого человека, которая еще  не познала мужчину и которая  еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана.

(§ 131) Если жену человека ее  муж обвинит, но она не была  схвачена при лежании с другим  мужчиной, то она может произнести  клятву богом и вернуться в  свой дом.

(§ 132) Если  на жену человека был простерт  палец но поводу другого мужчины,  но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то ради своего мужа она должна погрузиться в реку141,142.

(§ 133) Если человек был взят  в плен, а в его доме имеется  пропитание, то его жена должна  до освобождения мужа беречь  свое тело, в дом другого она  не должна вступить. Если эта женщина не берегла свое тело и вошла в дом другого, то эту женщину должны уличить и бросить ее в воду143.

(§ 134) Если человек был взят  в плен, а в его доме нет  пропитания, и его жена вступит  в дом другого, то эта женщина  не имеет вины.

(§ 135) Если человек был взят  в плен, а в доме его нет  пропитания, и до его возвращения  его жена вступила в дом  другого и родила детей, а затем ее муж вернулся и достиг своего поселения, то эта женщина должна вернуться к своему супругу, а дети должны идти за своими отцами.

(§ 136) Если человек бросил  свое поселение и убежал, и  после него его жена вступила  в дом другого, то если этот человек вернулся и захотел взять свою жену, то так как он презрел свое поселение и убежал, жена беглеца не должна вернуться к своему мужу144.

(§ 137) Если человек захочет  оставить шугетум, которая родила  ему детей, или же надитум,  которая дала ему детей, то этой женщине должны вернуть ее приданое, а также ей должны дать половину поля, сада и имущества, и пусть она растит своих детей; после того, как она вырастит своих детей, ей должны дать, как одному наследнику, долю во всем, что было дано ее детям, а затем муж, который ей понравился, может взять ее замуж.

(§ 138) Если человек захочет  оставить свою супругу, которая  не родила ему детей, то он  должен дать серебро, равное  ее выкупу, а также восстановить  ей приданое, которое она принесла  из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить.

(§ 139) Если выкупа не было, то он должен дать ей одну  мину серебра за оставление.

(§ 140) Если он мушкенум, то  он должен дать ей 1/2 мины серебра.

(§ 141) Если жена человека, которая  проживает в доме человека, захочет  уйти и начнет вздорничать, разорять свой дом и унижать своего мужа, то ее должны уличить, и, если ее муж сказал: "Я ее оставлю",- он может ее оставить и ничего ей не дать с собой за оставление ее. Если ее муж сказал: "Я ее не оставлю", то ее муж может взять в жены другую женщину, а эта женщина должна жить в доме своего мужа как рабыня.

(§142) Если женщина возненавидела  своего мужа и сказала: "Не  бери меня", то дело ее должно  быть рассмотрено в ее квартале, и, если она блюла себя и  греха не совершила, а ее  муж гулял и очень ее унижал, то эта женщина не имеет вины: она может забрать свое приданое и уйти в дом своего отца.

(§ 143) Если она не блюла  себя, была гулящей, дом свой  разоряла и унижала своего  мужа, эту женщину должны бросить  в воду.

(§ 144) Если человек взял в жены бесплодную женщину, и эта бесплодная женщина дала своему мужу рабыню и дала ему иметь сыновей145, а этот человек захочет взять себе наложницу146, то этому человеку не должны разрешить, он не может взять себе наложницу.

(§ 145) Если человек взял в жены бесплодную женщину, а она не дала ему иметь сына и он захочет взять себе наложницу, то этот человек может взять себе наложницу и ввести ее в свой дом, но эта наложница не должна равняться с бесплодной женой.

(§ 146) Если человек взял в  жены бесплодную женщину, а она дала своему мужу рабыню и та родила сыновей, а затем эта рабыня стала равнять себя со своей госпожой, то, так как она родила сыновей, ее госпожа не должна продавать ее за серебро, она может наложить на нее рабский знак и причислить ее к рабыням.

(§ 147) Если она сыновей не  родила, ее госпожа может продать  ее за серебро.

(§ 148) Если человек взял жену, а ее постигла проказа (?), и  он захочет взять другую, то  он может взять, но свою жену, которую постигла проказа (?), он  не должен покинуть, она может жить в его доме, который он построил, и, пока она жива, он должен ее содержать.

(§ 149) Если эта женщина не  согласна жить в доме своего  мужа, то он должен возместить  ей ее приданое, которое она  принесла из дома своего отца, и она может уйти.

(§ 150) Если человек подарил своей жене поле, сад, дом или имущество и дал ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее сыновья не могут предъявлять ей иска, а мать то, что останется после нее, может отдать своему сыну, которого она любит; брату она не должна отдавать.

(§ 151) Если женщина, которая  живет в доме человека, обязала  своего мужа и заставила его  выдать документ о том, что  кредитор ее мужа не схватит  ее147, то, если этот человек имел  на себе процентный долг до  того, как он взял в жены  эту женщину, его кредитор не может схватить его жену; а если эта женщина имела на себе процентный долг до того, как она вступила в дом человека, ее кредитор не может схватить ее мужа.

(§ 152) Ecли после того, как эта  женщина вступила в дом человека, на них появился процентпый долг, то оба они должны отвечать тамкару.

(§ 153) Если жена человека позволила  убить своего мужа ради другого  мужчины, то эту женщину должны  посадить на кол.

(§ 154) Если человек познал  свою дочь, то его должны изгнать  из его общины.

(§ 155) Если человек выбрал своему сыну невесту148, и его сын познал ее, а затем он сам возлежал на ее лоне, и его схватили, то этого человека должны связать и бросить его в воду.

(§ 156) Если человек выбрал  своему сыну невесту, и его  сын еще не познал ее, а он  сам возлежал на ее лоне, то он должен отвесить ей 1/2 мины серебра и возместить все, что она принесла из дома своего отца, а затем ее может взять в жены муж, который ей по сердцу149.

(§ 157) Если человек возлежал  на лоне своей матери после  смерти отца, то их обоих должно сжечь.

(§ 158) Если человек после смерти  своего отца был схвачен на  лоне своей мачехи, родившей детей,  то этот человек должен быть  изгнан из дома отца150.

(§ 159) Если человек, который  послал в дом своего тестя  брачное приношение и отдал  выкуп, засмотрелся на другую женщину и сказал своему тестю: "Я не возьму в жены твою дочь", то отец дочери может забрать все, что ему было принесено.

(§ 160) Если человек послал  в дом тестя брачное приношение151 и отдал выкуп, а затем отец  дочери сказал: "Я не отдам тебе свою дочь", то все, сколько ему было принесено, он должен удвоить и вернуть.

(§ 161) Если человек послал  в дом своего тестя брачное  приношение и отдал выкуп, а  затем равный ему по положению  превзошел его дарами, и тесть  сказал хозяину жены152: "Ты не бери мою дочь", то все, сколько ему было принесено, он должен удвоить и вернуть хозяину жены, а равный ему не должен взять в жены его жену.

(§ 162) Если человек взял жену  и она родила ему сыновей,  а затем эта женщина умерла, то по поводу ее приданого  ее отец не может предъявлять иска; ее приданое принадлежит только ее сыновьям.

(§ 163) Если человек взял жену, а она не дала ему иметь  сыновей и эта женщина умерла, то если выкуп, который этот  человек принес в дом своего  тестя, его тесть ему вернул, ее муж не может предъявлять иска по поводу приданого этой женщины; ее приданое принадлежит только дому ее отца.

(§ 164) Если его тесть не  вернул ему выкупа, то из ее  приданого он может вычесть  столько, сколько составлял ее  выкуп, а затем он должен  вернуть ее приданое в дом ее отца153.

(§ 165) Если человек подарил  своему наследнику, которого он  любит, поле, сад и дом и написал  ему документ с печатью, то  когда братья будут делиться  после того как отец умрет,  подарок, который отец дал ему,  он может забрать, а сверх  того, они должны поделиться поровну имуществом, что в доме их отца.

(§ 166) Если человек взял жен  для сыновей, которых он имел, а малолетнему сыну он жену  не взял, то когда братья будут  делиться после того как отец  умрет, из имущества, что в  доме их отца, они должны определить своему малолетнему брату, который не взял себе жену, серебро для выкупа, сверх его доли, и дать ему возможность взять себе жену.

(§ 167) Если человек взял жену, и она родила ему сына, а  потом эта женщина умерла, и  после нее он взял в жены другую женщину, и она родила сыновей, то после того как отец умрет, сыновья не должны делиться по своим матерям, они могут забрать только приданое своих матерей, а имущество, что в доме их отца, они должны делить поровну.

(§ 168) Если человек захотел  отвергнуть своего сына и сказал судьям: "Я отвергну своего сына", то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.

Информация о работе Законы Хаммурапи