Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:04, доклад
Черный столб из базальта с текстом "Законов" был найден в 1901-1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с "Законами" во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения.
Пусть Нергал - могучий среди богов, несравненный боец, давший мне добиться триумфа, - своей великой силой сожжет его людей, точно страшный огонь - тростники, пусть он рассечет его своим могучим оружием, пусть раздробит его тело, точно глиняную статую.
Пусть Нинту - высокая княгиня стран, матерь, создавшая меня, - лишит его наследника, не даст ему иметь имени в потомстве, не создаст человеческого семени среди его людей.
Пусть Нинкаррак - дочь Анума, благословляющая меня в Экуре, - даст выступить из его членов тяжкой болезни, злой хвори, болезненной ране, которую не исцелить, в которой лекарь несведущ, которую даже перевязкой нельзя успокоить, которую, подобно смертельному укусу, не искоренить, и пусть он оплакивает свою прежнюю мужскую силу, пока его жизнь не угаснет.
Пусть великие боги земли и небес, ануннаки в их совокупности, богохранитель храма и кирпич Эбарры проклянут злым проклятием его самого, его семя, его страну, его бойцов, его людей и его войско..
Пусть Эллиль непреложным речением
своих уст проклянет его
КОММЕНТАРИЙ
1 В литературе ее обычно, но неосновательно именуют "Староассирийской".
2 Существовало как таковое с 1894 по 479 гг. до н.э. (последние шестьдесят лет - чисто номинально, в составе державы Ахеменидов).
3 Включавшее Ашшур.
4 Он был шестым царем Первой,
или Аморейской династии
5 Ход этой войны, за
6 Из сохранившейся переписки Хаммурапи видно, что он в самом деле ощущал ответственность перед населением своей державы и неустанно пекся о справедливом (конечно, в понимании его времени и его собственном понимании) ведении ее дел, воздерживаясь от произвольных действий.
7 Согласно концепции,
8 Даже полторы тысячи лет
спустя после обнародования "
9 Так, он назначал глав общинного самоуправления, огосударствил крупную оптовую торговлю, ограничил ростовщичество и долговое рабство, регулировал цены и тарифы, вводил чрезвычайные запреты на куплю-продажу земли и, видимо, существенно расширил государственный сектор в сельском хозяйстве. Как и другие цари Месопотамии (в том числе его преемники), он периодически кассировал все долги и недоимки особыми указами "справедливости". Целью всех этих мер было ограничение частной эксплуатации и частного закабаления и недопущение массового разорения рядовых жителей страны, что полностью согласуется с лозунгом, сформулированным самим Хаммурапи: "чтобы сильный не угнетал слабого".
10 Бог неба, "отец" и родоначальник
богов, высшее по статусу
11 Ануннаки - слово, обозначающее
либо всех богов (как,
12 Бог воздуха, "первейший сын
Анума" и "царь богов",
реально управляющий космосом
и являющийся главным
13 Бог-покровитель города
14 Бог морских и подземных
вод, считавшийся покровителем
мудрости. Анум, Эллиль и Эа составляли
триаду высших божеств шумеро-
15 Дословно: "эллильство", от имени Эллиля, считавшегося повелителем мира.
16 Игиги - небесные, наиболее могущественные
божества шумеро-аккадского
17 Дословно: Баб-или, "ворота богов". Вавилон, контролировавший один из рукавов Евфрата, Арахту, был основан около середины - третьей четверти III тыс. до н.э. (первое упоминание - в начале XXII в. до н.э.).
18 Бог Солнца, в то же время
хранитель и покровитель
19 Самоназвание уникального в
истории Востока двуединого
20 Дословно "для плоти людей",
с отражением месопотамского
представления о "
21 Ниппур IV тыс. до н.э. - культовая
и политическая столица
22 Храм Эллиля в Ниппуре.
23 Эриду, на крайнем юге
24 Храм Эа в Эриду.
25 Храм Мардука в Вавилоне.
26 Бог Луны.
27 Храм Сина в Уре.
28 Богиня, жена Шамаша. В ее "часовне" (дословно "могиле"), по-видимому, осуществлялся ее культ.
29 Храм Шамаша в Сиппаре.
30 Подразумевается разгром и
покорение Хаммурапи царства
Ларсы (1763 до н.э.), обнимавшего
до того весь юг Нижней
31 Храм Анума и Иштар в Уруке.
32 Бог-воитель, покровитель
33 Храм Забабы в Кише.
34 Пригород Киша с храмом Иштар.
35 Божество-смертоносец, бог
36 Он же Набу. Сын Мардука,
бог-покровитель города
37 Храм Набу в Борсиппе.
38 Божество плодородия.
39 Богиня-мать, создательница людей.
40 Богиня-мать, отождествлялась с Мамой.
41 Храм бога Нингирсу в Лагаше.
42 Эпитет Иштар.
43 Шумеро-аккадский бог грома, молнии, дождя и бури, отождествленный с верховным богом амореев, Элем. Напомним, что Хаммурапи принадлежал к аморейской династии из племени яхрурум и подчеркивал это свое происхождение (до него цари его династии, будучи амореями, носят аккадские имена, начиная с него - аморейские).
44 Храм Адада в Бит-Каркаре.
45 Речь идет об обустройстве мелкого царства Мальгиума после его покорения (1761 г. до н.э.) и разрушения его стен (1759 г. до н.э.).
46 Западносемитское, в том числе
аморейское, божество. Бог-податель
пищи. По вавилонским представлениям
считался богом-покровителем
47 Мари на Среднем Евфрате.
48 По-видимому, Верхний Туттуль,
город на реке Белих, притоке
Евфрата. В целом фраза
49 Сын Эллиля, божество подземных
вод и врачевания, бог-покровитель
города Эшнунны. По-видимому, вся
фраза содержит намек на
50 Храм в городе Аккад.
51 "Ламассу" - термин, обозначавший
всякую богиню-покровительницу.
52 Храм Иштар в Ниневии. Вся фраза намекает на покорение Ашшурского царства (оно же "Староассирийское" в современной литературе и "Субарту", т.е., дословно "Верхнемесопотамское царство" в надписях самого Хаммурапи). Это государство, включавшее долину Среднего Тигра с городами Ашшуром и Ниневией и прилегающую часть Верхней Месопотамии, было захвачено Хаммурапи ок. 1757-1755 г. до н.э.
53 Хаммурапи, излагая свои
54 Примечательно, что Хаммурапи ведет отсчет не от Сумуабума (1894-1881 до н.э.), основателя Вавилонского царства и его I династии, а от его преемника Сумулаэля (1880-1845 до н.э.). Возможно, Сумулаэль был не сыном, а племянником Сумуабума и, таким образом, первым предком Хаммурапи на престоле.
55 Отец Хаммурапи, царь Вавилона в 1812-1793 до н.э.
56 Официальное название
57 Введение в ЗХ отражает в
первую очередь особую
Примечательно, что в державу Хаммурапи входили и часть хуррито-аморейской Верхней Месопотамии, и западный Элам с Сузами, однако во введении к ЗХ он перечисляет только города, почитающие шумеро-аккадских богов. Очевидно, Хаммурапи четко осознавал себя национальным государем "черноголовых" - т.е. шумеро-аккадцев (и слившихся с ними в этнокультурном отношении иноплеменников, в том числе амореев), носителей месопотамской цивилизации. В самом деле, он, подобно Шамашу, должен восходить именно над "черноголовыми".
58 ЗХ не предсталяют собой исчерпывающего свода юридических норм; например, в них отсутствуют статьи, касающиеся простейших преступлений - обычной кражи, убийства, колдовства, хотя присутствуют нормы, связанные с обвинениями в этих преступлениях. Очевидно, нормы, касающиеся таких преступлений, считались общеизвестными. То же касается многих важнейших областей жизни как частных лиц, так и государственного организма. В ЗХ включены только статьи, касающиеся случаев, нормы по которым были впервые установлены или отредактированы Хаммурапи (в т.ч. выбраны им из числа противоречащих друг другу местных норм его огромного царства). Таким образом, ЗХ представляют собой не кодекс в точном смысле слова, а сборник юридических новелл (дополненный, возможно, нормами обычного права, которые царь счел необходимым, не изменяя, подчеркнуть и выделить, вставив в свой сборник). Реально значительная часть этих норм не рассчитывалась на обязательное исполнение во всех случаях (полюбовные сделки частных лиц, несомненно, могли их обходить), а предназначалась для разрешения конфликтных ситуаций.
Нормы ЗХ группируются по предмету регулирования
(процессуальные нормы - ст.1-5; нормы
уголовной охраны собственности - ст.6-25;
нормы регулирования