Земская реформа 1864 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание

Интерес к деятельности Михаила Михайловича Сперанского, выдающегося государственного деятеля и преобразователя XIX века, возникает всякий раз в эпоху реформ, и его рассматривают с разных позиций. Одни исследователи считают его проекты преобразований преждевременными и чисто умозрительными, другие видят в них предтечу реформ 1860-х годов и начала ХХ века, заторможенных только нерешительностью его современников. Одни высоко ценят его как основоположника российского либерализма, другие осуждают за недостаточную демократичность и буржуазный характер преобразований. Советские историки, которые подчеркивали классовый характер его идей, часто расходились во мнениях, какому же классу он служил – некоторые относят его к сторонникам буржуазного государства, а другие – к идеологам прогрессивного дворянства. Сперанского считают и талантливым бюрократом, сломанным бюрократической системой, и великим реформатором, реализация замыслов которого могла бы двинуть Россию на годы вперед.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Биография М.М. Сперанского ………………………………………..6
§1. Первые шаги, образование ……………………………………………6
§2. Начало карьеры. Правление Павла I………………………………...8
§3. Период правления Александра I …………………………………....10
Глава II. Реформы М.М. Сперанского и их реализация на практике……….14
§1. Проекты реформ …………………………………………………..…14
§2. Причины незавершенности реформ………………………..……….24
§3. М.М. Сперанский на посту пензенского и сибирского
губернатора ……………………………………………………………...26
Глава III. Государственная деятельность М.М. Сперанского в период правления Николая I…………………………………………………….30
§1. Предпосылки подготовки издания «Свода законов Российской империи»………… …………………………………………………..…30
§2. Кодификация российского законодательства……………..……….35
Заключение…………………………………………………………………...…42
Список использованной литературы…………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа правленная.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)


Филиал

Федерального  государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Северо-Западная академия государственной службы»

в г. Иваново

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу «История государственного управления в России»

 

 

 

 

 

Государственная деятельность М.М. Сперанского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса,

специальности «Муниципальное и государственное управление»,

гр.У-3/10, Казнаков С.А.

Проверил: доц. Цветков А.А.

 

 

 

 

 

 

Иваново, 2011

 

Оглавление

Введение  …………………………………………………………………………3

Глава I. Биография М.М. Сперанского ………………………………………..6

§1. Первые шаги, образование ……………………………………………6

§2. Начало карьеры. Правление Павла I………………………………...8

§3. Период правления Александра I …………………………………....10

Глава II. Реформы М.М. Сперанского и их реализация на практике……….14

§1. Проекты реформ …………………………………………………..…14

§2. Причины незавершенности реформ………………………..……….24

§3. М.М. Сперанский на посту пензенского и сибирского

губернатора ……………………………………………………………...26

Глава III. Государственная деятельность М.М. Сперанского в период правления Николая I…………………………………………………….30

§1. Предпосылки подготовки издания «Свода законов Российской империи»………… …………………………………………………..…30

§2. Кодификация российского законодательства……………..……….35

Заключение…………………………………………………………………...…42

Список использованной литературы…………………………………………..45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интерес к деятельности Михаила Михайловича Сперанского, выдающегося государственного деятеля  и преобразователя XIX  века, возникает  всякий раз в эпоху реформ, и его рассматривают с разных позиций. Одни исследователи считают его проекты преобразований преждевременными и чисто умозрительными, другие видят в них предтечу реформ 1860-х годов и начала ХХ века, заторможенных только нерешительностью его современников. Одни высоко ценят его как основоположника российского либерализма, другие осуждают за недостаточную демократичность и буржуазный характер преобразований. Советские историки, которые подчеркивали классовый характер его идей, часто расходились во мнениях, какому же классу он служил – некоторые относят его к сторонникам буржуазного государства, а другие – к идеологам прогрессивного дворянства. Сперанского считают и  талантливым бюрократом, сломанным бюрократической системой, и великим реформатором, реализация замыслов которого могла бы двинуть Россию на годы вперед.

В одном сходятся все – это был неординарный государственный деятель, идеи которого выходили за рамки его времени  и оказали влияние на многие преобразования в будущем. Помимо своих прогрессивных  воззрений, Сперанский, которого В.О.Ключевский не раз называет «воплощенной системой», пришел во власть с удивительной (и нечастой для нашей страны) способностью к упорядоченному, системному видению вещей, с невероятной работоспособностью и умением организовать дело, продумав его до мелочей.

Большинство его преобразований остались в проектах, ставших известными читателям только после его смерти. Масштабы его способностей отразились в титанической работе по систематизации российского законодательства – но и она не была доведена до конца в соответствии с его замыслом, ограничившись инкорпорацией и не достигнув кодификации.

Несмотря на достаточно обширную литературу, посвященную государственной деятельности М. М. Сперанского, его роль в укреплении российской государственности не была предметом специального исследования.

 Отдельные сведения о М. М. Сперанском содержат труды дворянских историков XIX столетия, посвященные царствованию Александра I.

Советская историография, руководствуясь методологией марксизма-ленинизма, принижала роль личности в истории, в том числе и М. М. Сперанского.

 В современной  историографии интерес к личности  и государственной деятельности  реформатора неуклонно растет. Следует  выделить работу В. А. Томсинова,  в которой автор попытался  представить исторический портрет М. М. Сперанского, а также исследование В. А. Федорова, посвященное М. М. Сперанскому и А. А. Аракчееву.

В целом, анализ литературы по поставленной проблеме убеждает: несмотря на обширный спектр исследований, посвященных жизни  и деятельности М. М. Сперанского, роль реформатора в укреплении российской государственности изучена недостаточно.

Цель данной работы - показать роль реформ М. М. Сперанского в укреплении российской государственности.

Достижение  поставленной цели возможно при решении ряда задач:

1. выделить причины  возвышения реформатора;

2. охарактеризовать  проекты реформ М. М. Сперанского;

3. выявить причины  незавершенности предложенных им      преобразований;

          4. проанализировать губернаторскую и кодификационную деятельность М. М. Сперанского.

Объектом исследования является государственная деятельность М. М. Сперанского, а предметом - её историческое значение.

 

Глава I. Биография М. М. Сперанского

§1. Первые шаги, образование

Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 году во Владимирской губернии в селе Черкутино. Отец его был священником сельской церкви. Сын, бывший долгое время единственным, рос предоставленным самому себе, то есть имел ту свободу, что была необходима для формирования личностных качеств будущего реформатора.

Родительский  дом М. М. Сперанский покинул на восьмом  году жизни. Около 1780 года с помощью  родственников он был устроен  во Владимирскую епархиальную семинарию.

Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской  и Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в Суздале. Однако долго жить здесь М. М. Сперанскому не пришлось. Причиной тому были изменения, начавшиеся в системе церковного образования. Синод русской православной церкви в конце XVIII в. был озабочен низким уровнем подготовки священнослужителей. Во многих семинариях. Поэтому было принято решение о создании на базе Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском монастыре Петербурга, «главной семинарии», которая в 1797 г. была преобразована в Духовную академию.

Программа нового учебного заведения была составлена с учетом рационалистического и  философского духа того времени. Она  предусматривала безусловное изучение как традиционных семинарских дисциплин - теологии, метафизики, риторики, так и дисциплин светских - математики, истории, греческого языка. По решению Синода в Александро-Невскую семинарию направлялись лучшие слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился чести попасть и Михаил Михайлович Сперанский.

Чрезвычайно интенсивный  характер обучения в «главной семинарии» вместе с суровым монашеским воспитанием  воздействовали на семинаристов в сторону  выработки у них способности  к продолжительным и напряженным  умственным занятиям. Постоянные упражнения в написании сочинений развивали навыки строгого, логичного письма. Господствовавший дух угождения старшему и сильному, порабощения младшего и слабого формировал страх перед власть предержащими. М. М. Сперанский предпочитал проводить свои свободные часы в чтении имеющихся книг. Выпускникам Александро-Невской семинарии надлежало возвращаться преподавателями в те семинарии, откуда их направили. М. Сперанскому было сделано предложение остаться работать в Петербурге. Весной 1792 г. он был определен на должность учителя математики «главной семинарии» России. 1

Успехи молодого преподавателя, не остались незамеченными руководством учебного заведения и через три месяца М. М. Сперанскому поручают вести курсы физики и красноречия, позднее - курс философии.

§2. Начало карьеры. Период правления Павла I

В 1796 г. в жизни  М. М. Сперанского произошли изменения, которые во многом определили его дальнейшую судьбу.  Генерал-прокурор Сената князь А.Б.Куракин решил, что ему необходим домашний секретарь. Ректор семинарии рекомендовал ему Сперанского. Молодой человек явился к Куракину, и тот устроил ему экзамен: поручил написать одиннадцать писем разным лицам. Князю потребовался целый час, чтобы вкратце объяснить содержание писем, а Сперанскому, только ночь, чтобы все написать. Вельможа был покорен. Он решил, что Сперанский заслуживает большего, и устроил его на государственную службу.

В конце декабря 1796 г. он прекращает преподавание и вливается в состав бесчисленной армии российского чиновничества.

Эти изменения  в жизни М. М. Сперанского произошли в тот период, когда на российский престол взошел 42-летний Павел I. Исследователи отечественной истории по-разному оценивали деятельность этого императора.

Восхождение М. М. Сперанского по служебной лестнице в полном смысле слова было стремительным. Уже через три месяца после своего вступления в гражданскую службу, он получил чин коллежского асессора, еще через девять месяцев - 1 января 1798 года - был назначен надворным советником, a в сентябре 1799 года - коллежским советником. Не прошло и трех месяцев, как он сделался статским советником. А уже 9 июля 1801 года М. М. Сперанский стал действительным статским советником. Всего за четыре с половиной года из домашнего секретаря знатного вельможи он превратился в видного сановника Российской империи.

Вступив на поприще  статской службы, М. М. Сперанский постепенно проникся чувством безверия в возможности  личности превозмочь обстоятельства, перестроить что-либо в них по собственному усмотрению, быть независимой. В связи, с чем в это время в его характере усматривают качества отсутствия твердых убеждений; возникает даже мнение о противоречивости его натуры. «Он не имел ни характера, ни политической, ни даже частной правоты», - замечает М. А. Корф.2

В 1797 году Сперанский встретился с Елизаветой Андреевной Стивенс, англичанкой, дочерью гувернантки графа А.П.Шувалова, и 3 ноября 1798 года молодые люди сочетались браком. Но молодая жена умерла от скоротечной чахотки вскоре после родов. После этого в его образ мыслей вошли идеи мистицизма, а вся его жизнь, исключая воспитание дочери, была с полным самозабвением отдана служебным делам.

В последние  годы правления Павла I М. М. Сперанский пребывал в состоянии душевного  кризиса. Равнодушие, скука, недовольство своим положением явно преобладали  среди его настроений. Он стал видеть себя, как «существо» бессильное, обреченное на покорность судьбе и неспособное справиться с общественным злом: «Счастливец, сделавший блестящую карьеру, вдруг понял, что пирамида должностей есть не что иное, как пирамида клеток, поскольку, чем более высокой должности достигает кто-либо, тем в более тесную клетку попадает». 3

§3. Период правления Александра I

Восшествие  на престол Александра I нарушило однообразный чиновничий мир. Кого-то отправили на пенсию, кого-то в провинцию, а кого и в ссылку, иных же ожидало повышение по службе. В марте 1801 г. М. М. Сперанский получил новое назначение. Ему повелевали состоять статс-секретарем при Д. П. Трощинском, который, в свою очередь, исполнял работу государственного секретаря при Александре I. Таким образом, Михаил Михайлович оказался в кругу лиц, которые во многом определяли политику государства. По своей должности Д. П. Трощинский обязан, был представлять императору доклады и редактировать исходящие от него бумаги. Не имевший себе равных в тогдашней России по искусству составления канцелярских бумаг М. М. Сперанский неизбежно стал правой рукой своего нового начальника. Д. П. Трощинский начал поручать ему составление манифестов и указов, которых в первые годы правления Александра I было великое множество.

Способности Сперанского привлекли к себе внимание членов Негласного комитета. Летом 1801 г. В. П. Кочубей взял Сперанского в свою «команду». В это время в Негласном комитете шла работа по преобразованию созданных еще Петром I коллегий в министерства. Дело продвигалось успешно, и указом от 8 сентября 1802 г. в России учреждались восемь министерств. Министры имели право личного доклада императору, который утверждал их мероприятия. Члены Негласного комитета были назначены на видные посты во вновь образованных министерствах. В. П. Кочубей возглавил Министерство внутренних дел. Он по достоинству оценил способности М. М. Сперанского и уговорил Александра I, чтобы тот позволил Михаилу Михайловичу работать под его руководством. В июне 1802 г., в возрасте тридцати лет, М. М. Сперанский возглавил в Министерстве внутренних дел отдел, которому предписывалось готовить проекты государственных преобразований.

Подготавливая документы, Михаил Михайлович существенно  корректировал стиль их написания, отказываясь от стиля, сложившегося еще во времена Петра I. И. И. Дмитриев, возглавлявший в те времена Министерство юстиции, позднее вспоминал, что М. М. Сперанский был у В. П. Кочубея самым способным и деятельным работником.

Фактически  М. М. Сперанский положил начало преобразованию старого русского делового языка в новый. Время работы М. М. Сперанского в Министерстве внутренних дел, приходящееся на 1802-1807 гг., - это относительно спокойный отрезок его жизни. Михаил Михайлович пребывал на вторых ролях, выступая по преимуществу исполнителем, хотя и наделенным даром и возможностью творчества. Тогда же он стал получать от императора, пока еще не лично, а через посредство В. П. Кочубея, более интересные поручения. Так, в 1803 году Александр I поручил ему составить «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». При ее разработке М. М. Сперанский проявил себя активным сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества, на основе тщательно разработанного плана. Однако практического значения записка не имела.

В 1806 году произошло  личное знакомство М. М. Сперанского  с Александром I. Часто болевший в  тот год В. П. Кочубей начал  посылать своего помощника с докладами  к государю. Это дало М. М. Сперанскому широкую возможность показать себя, и можно сказать уверенно, что данной возможностью он воспользовался в полной мере.

Александр I проявил  интерес к нему, оценил его выдающиеся способности. Император стал приближать его к себе, поручая ему «частные дела». Уже в 1807 году М. М. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору. Осенью этого же года ему поручают сопровождать Александра I в Витебск на военный осмотр, а год спустя, - в Эрфурт на встречу с Наполеоном. О его роли в государственных делах Российской империи Наполеон, видимо, имел достаточную информацию и оценил способности молодого чиновника. Участники русской делегации с завистью отмечали, что французский император оказал большое внимание М. М. Сперанскому и даже в шутку спросил у Александра: «Не угодно ли Вам, государь, поменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?». Примечательно, что через несколько лет эта фраза получила в общественном мнении другое толкование и сыграла определенную роль в судьбе М. М. Сперанского.

Информация о работе Земская реформа 1864 года