Земская реформа 1864 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание

Интерес к деятельности Михаила Михайловича Сперанского, выдающегося государственного деятеля и преобразователя XIX века, возникает всякий раз в эпоху реформ, и его рассматривают с разных позиций. Одни исследователи считают его проекты преобразований преждевременными и чисто умозрительными, другие видят в них предтечу реформ 1860-х годов и начала ХХ века, заторможенных только нерешительностью его современников. Одни высоко ценят его как основоположника российского либерализма, другие осуждают за недостаточную демократичность и буржуазный характер преобразований. Советские историки, которые подчеркивали классовый характер его идей, часто расходились во мнениях, какому же классу он служил – некоторые относят его к сторонникам буржуазного государства, а другие – к идеологам прогрессивного дворянства. Сперанского считают и талантливым бюрократом, сломанным бюрократической системой, и великим реформатором, реализация замыслов которого могла бы двинуть Россию на годы вперед.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Биография М.М. Сперанского ………………………………………..6
§1. Первые шаги, образование ……………………………………………6
§2. Начало карьеры. Правление Павла I………………………………...8
§3. Период правления Александра I …………………………………....10
Глава II. Реформы М.М. Сперанского и их реализация на практике……….14
§1. Проекты реформ …………………………………………………..…14
§2. Причины незавершенности реформ………………………..……….24
§3. М.М. Сперанский на посту пензенского и сибирского
губернатора ……………………………………………………………...26
Глава III. Государственная деятельность М.М. Сперанского в период правления Николая I…………………………………………………….30
§1. Предпосылки подготовки издания «Свода законов Российской империи»………… …………………………………………………..…30
§2. Кодификация российского законодательства……………..……….35
Заключение…………………………………………………………………...…42
Список использованной литературы…………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа правленная.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

Возвращаясь из Эрфурта в Петербург, Александр I назначил М. М. Сперанского товарищем (т.е. заместителем) министра юстиций и одновременно сделал его главным советником в государственных делах. Впоследствии в письме к императору реформатор вспоминал: «В конце 1808 года, после разных частных дел Ваше Величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, точнее знакомить с образом Ваших мыслей… и нередко удостаивая меня провождать со мной целые вечера в чтении разных сочинений, к сему относящихся. Изо всех сил упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего Величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».

Таким образом, план реформ, составленный М. М Сперанским в виде обширного документа «Введение к уложению государственных законов», был изложением мыслей, идей и намерений не только реформатора, но и самого государя.

 

 

 

Глава II. Проекты реформ М. М. Сперанского и их реализация на практике

§1. Проекты реформ.

Наиболее полно взгляды нового реформатора М.М. Сперанского отражены в записке 1809 года.  В ней он высказал свое мнение не только по поводу отдельных конкретных проблем государственного развития и правопорядка, но и дополнительно объяснил и обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии права.

М. М. Сперанский пишет: «Если бы права государственной  власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких  прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое». 4

Итак, по убеждению  М. М. Сперанского, гражданские права  и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных  гарантий они сами по себе бессильны, а следственно и излишни. Поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ М. М. Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе».

М. М. Сперанский в программе своих реформ говорит также о необходимости создания правового государства, которое в конечном итоге должно быть государством конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида: свобод личных и свобод вещественных.

Содержание  личных свобод:

1. Без суда  никто не может быть наказан; 

2. Никто не  обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.

Содержание  свобод вещественных:

1. Всякий может  располагать своей собственностью  по произволу, сообразно общему  закону;

2. Никто не  обязан ни платить податей  и повинностей иначе, как по  закону, а не по произволу

Таким образом, мы видим, что М. М. Сперанский воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы гарантии не только от произвола исполнительной власти, но и от произвола законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно - правового ограничения власти, чтобы правительство при выполнении своих функций принимало во внимание существующее право. Согласно М. М. Сперанскому это не привело бы к ослаблению государственной власти, а напротив придало бы ей большую стабильность.

Для решения  задачи о подчинении власти праву, то есть законам, не подлежащим изменениям, М. М. Сперанский считает необходимым наличие системы разделения властей. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе и пишет в своей работе, что: «Нельзя основать правление на законе, ели одна державная власть будет составлять закон и исполнять его». Поэтому М. М. Сперанский видит разумное устройство государственной власти в ее делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы.

Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие  большого количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие законодательную власть - Думы. Они  должны состоять из избранных представителей. Но право избирать их не может принадлежать одинаково всем.

М. М. Сперанский оговаривает, что целью законов  является защита личности и собственности. Следовательно, чем больше у человека имущества, тем больше он заинтересован  в защите прав собственности. А из этого делается вывод, что только люди обладающие собственностью больше заботятся «о доброкачественности законов» и правильнее могут о них судить. Поэтому те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Правило это особенно необходимо соблюдать, подчеркивал М. М. Сперанский, потому что неимущих всегда больше, чем имущих, и они легко могут получить перевес в собрании, а значит и приобрести наибольшее влияние на законодательный процесс. Таким образом, мы видим, что демократический принцип всеобщих и тайных выборов чужд М. М. Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом он рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Согласно проекту предполагалось, что волостную думу будут составлять земельные собственники волости и депутаты от государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она призвана решать вопросы местного характера, а также выбирать волостное правление и депутатов в уездную думу. В свою очередь, члены уездной думы занимаются делами своего округа и выбирают уездное правление и депутатов губернской думы. Последняя и должна избирать из своих членов депутатов для высшего представительного органа - Государственной думы. Таким образом, она формировалась бы в результате трехстепенных выборов.

Основной целью  деятельности Государственной думы было обсуждение и принятие бюджета  и законопроектов, предложенных правительством. Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Следовательно, Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль за исполнительной властью

Исполнительная  власть, в свою очередь, у М. М. Сперанского  представлена правлениями - волостными, уездными и губернскими, а на высшем уровне - министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, как уже отмечалось, должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов, а также организовывать процедуры расследования с целью изобличения министров в злоупотреблениях служебным положением. В этом и заключается принципиально новый подход М. М. Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения.

Судебная ветвь  власти в проекте реформ была представлена областными, уездными и губернскими  судами, состоящими из выборных судей  и действующих с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял  Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично императором.

Поскольку каждая из трех ветвей в системе власти должна была располагать некоторой  самостоятельностью по отношению к  другим, то единство государственной  власти, согласно проекту М. М. Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Оно обеспечивалось бы тем, что монарх, в качестве носителя государственного суверенитета, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому М. М. Сперанский считал, что нужно создать учреждение, которое будет заботится о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников. В своей деятельности он как бы соединял в себе всю законодательную, исполнительную и судебную власть, согласовывая и корректируя их взаимодействие.

Таким образом, в программе своих реформ М. М. Сперанский не только разработал, но и  заложил определенную систему сдержек  и противовесов в деятельности высших государственных органов при  верховенстве власти императора.

Итак, М. М. Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и политическую свободу. М. М. Сперанский делал вывод, что было бы большим  преимуществом - возникновение в  России конституции благодаря «благодетельному вдохновению верховной власти».

Но верховная  власть в лице императора разделяла  не все пункты программы М. М. Сперанского. Александра I вполне устраивали лишь частичные  преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. В то же время составленный план реформ М. М. Сперанского был близок государю, поскольку он более детально и глубоко раскрывал некоторые его идеи и не ставил под сомнение существование самодержавного строя, а лишь предлагал облечь его всеми, так называемыми формами закона. К этим внешним формам и относились элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность, создание новых начал организации суда и контроля, разделения властей и. т. д. Александр I был готов принять все это. Но между тем испытывал на себе и сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных преобразований в России. В результате получившийся план реформ оказался несколько абстрактным и «преждевременным». Это была своеобразная политическая мечта двух лучших и светлых умов России. Однако слишком много препятствий стояло тогда на путях реформ, которые в конечном счете не были проведены в полном объеме.

Понимая, что успехи планировавшихся преобразований в Российской империи во многом будут связаны с бюрократической машиной, М. М. Сперанский разработал проекты ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь с десятками, если не сотнями, деловых бумаг, он имел возможность определить уровень подготовки российских чиновников. Являясь одним из них, он прекрасно понимал значение «чиновничьей армии» для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной.

3 апреля 1809 г  был издан указ о придворных званиях. Он менял порядок, введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера, а следовательно и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий.

Привилегии же получали только те, кто нес государственную службу. Указ был подписан императором, но ни для кого не было секретом, кто являлся  его действительным автором. 6 августа 1809 г. опубликован указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе, в тайне подготовленный М. М. Сперанским. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержавшим экзамены по специальной программе. Чин коллежского асессора соответствовал 8-му классу «Табели о рангах». Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие привилегии и высокие оклады. Кроме того, 8-й ранг давал право потомственного дворянства.

1 января 1810 года был объявлен  манифест о создании Государственного  совета, заменившего Непременный совет. М. М. Сперанский получил в этом органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный совет документация: он готовил бумаги к заседаниям, составлял доклады и отчеты для представления их императору. М. М. Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и разработкой законопроектов. Как уже отмечалось, эта роль предназначалась им Государственной думе. Но поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были приданы широкие полномочия. При этом, однако, было установлено, что решения Совета входят в силу лишь после их утверждения государем.

Отныне все законопроекты  должны были проходить через Государственный  Совет и обсуждаться на его  общем собрании.

Председательствовал на нем  сам государь или особое лицо, им назначенное. При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Об этом свидетельствует и тот факт, что в «Журнал» Государственного Совета вписывалось только мнение большинства, а мнение меньшинства и какие либо другие высказывания выступали в роли приложений.

Таким образом, появление Государственного Совета означало создание учреждения, имевшего законодательное и объединительное значение и состоявшего из назначаемых, а не избираемых лиц. Это во многом соответствовало духу замыслов М. М. Сперанского и явилось дальнейшим шагом России на пути к укреплению правового порядка, а также осуществлению либеральных принципов.

В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 года состоялось обсуждение проблемы регулирования  государственных финансов. М. М. Сперанский составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста от 2 февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег - ассигнаций, который вели к обесцениванию рубля; сокращался объем финансовых средств, поступавших в распоряжение министерств; финансовая деятельность министров ставилась под контроль. Одновременно предусматривалось увеличение размера пошлин и налогов. С целью пополнения государственной казны подушная подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый прежде налог - «подоходный прогрессивный» облагающий доходы помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% последнего; высший налог падал на имения, дававшие более 18 тыс. рублей дохода и составлял 10% последнего. Меры эти дали положительный результат.

Информация о работе Земская реформа 1864 года