Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:25, реферат
Земская реформа
Сразу же после отмены крепостного права, крестьянское общественное устройство в сельской местности (по Положению 1861 г.) представляло из себя сословные волости. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Должности крестьянского общественного управления замещались по выбору на три года. Сельский сход и сельский староста составляли сельское общественное управление. Сход выбирал сельских должностных лиц, решал дела о пользовании общинной землей, вопросы общественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте членов сельского общества, осуществлял раскладку казенных податей, земских и мирских денежных сборов и т.п. Сельский староста наделялся обширными полномочиями как по делам общественным, в пределах компетенции сельского общественного управления, так и административно-полицейским (охрана общественного порядка, безопасность лиц и имуществ, паспортный контроль). В отсутствие сельского старосты решения сельского схода считались незаконными.
Член Владимирского комитета И. С. Безобразов заявил о невозможности крестьянской реформы без судебной. Если последняя не будет осуществлена, то выход из крепостной зависимости приведет крестьян к тому, что “…лишив их защиты крепостной власти, передать на жертву произвола, жадности и лихоимства чиновников. Что, если одно крепостное право, то суровое, то мягкое, заменится другим, всегда суровым и никогда не смягчающимся?
Член Рязанского губернского
комитета князь С. Б. Волконский и
А. С. Офросимов видели в судебной
реформе единственную гарантию реализации
законодательства об отмене крепостного
права. “…Без судебной реформы останутся
не удовлетворены интересы дворянства”.
“Важное обеспечение исправного
поступления повинностей к
Без судебной реформы невозможно обеспечить неприкосновенность личности и собственности.
Гарантировать беспрепятственное владение, пользование и распоряжение землей крестьянству мог только суд. Он же обеспечивал в этом случае и интересы помещика, рассчитывавшего на вознаграждение. Однако юстиция была неудовлетворенна. По силе и резкости выделялось мнение А. М. Унковского – лидера тверского дворянства, служившего долгое время судьей и знавшего правосудие «изнутри». Суд «у нас не значит ничего, - писал он, - Администрация держит всю власть и отдает чиновников под суд тогда, когда это будет угодно их начальникам». Поэтому «администрация наша представляет целую систему злоупотребления, возведенную на степень государственного устройства… При этой системе нигде нет права и господствует один низкий, необузданный произвол, уважающий только деньги и общественное положение».
Губернские комитеты предлагали ввести конкретные институты, оздоровляющие юстицию. Парначев предлагал открыть судопроизводство с независимым судом, упростить следствие, обязать полицию отвечать перед судом. Аналогичные мысли высказывал один из членов Нижегородского губернского комитета Г. Н. Нестеров, Тверского – Е. А. Карно-Сысоев, Харьковского – Д. Я. Хрущев. И. С. Безобразов считал целесообразным установить ответственность каждого перед судом, независимость судебной власти, учредить присяжных, организовать мировой суд, разрешавший маловажные дела. Эти предложения были направлены на утверждение буржуазного правосудия. О введении буржуазных институтов говорилось и в адресах дворянства Александру II, Владимирское дворянство убеждало царя в адресе 15 января 1860 г. в невозможности крестьянской реформы без судебной, “потому что освобожденные крестьяне, лишенные защиты помещиков, при отсутствии правосудия и ответственности должностных лиц подвергнутся еще большей и невыносимой зависимости от произвола чиновников и через то могут совсем потерять уважение к действительной законности”. Поэтому “для мирного и благоприятного исхода предстоящей реформы” необходимо:
1) разделить власти: административную, судебную и полицейскую;
2) определить “ответственность всех и каждого перед судом”;
3) ввести гласность гражданского и уголовного судопроизводства;
4) учредить суд присяжных.
Наряду с либеральными
предложениями реформы
Поворот правительства в отношении к судебной реформе с переоценкой ее институтов произошел в конце 1858 – начале 1859 гг. под влиянием решения отменить крепостное право с наделением крестьян землей.
Необходимость спешной судебной реформы диктовалась экономикой страны, находившейся в застое. Без нее нельзя было рассчитывать на помощь иностранного капитала.
Таким образом, судебная реформа
становилась очевидной для
Судебная реформа 1864 года – либерально-буржуазное преобразование царским правительством всей судебной системы и порядка гражданского и уголовного процессов в России. Реформа внесла значительные изменения в судоустройство крепостнической России, отличавшееся узкосословной системой, прямой зависимостью суда от администрации, многообразием и многочисленностью судебных инстанций, инквизиционным характером процесса, основанного на теории формальных доказательств.
Реформа отразила классовые
интересы русской буржуазии, которая
в целях упрочения своих
Следует также иметь в
виду, что проведение судебной реформы
продолжалось до конца XIX века. Первые
общие суды открылись только в 1866
году, они распространили свою деятельность
лишь на десять из губерний центральной
России. На остальной же территории
страны продолжали действовать прежние
суды, руководствовавшиеся и
Административно-
Записки Безобразова (6 мая 1956
года) виновницей беззакония в стране
с неизбежным последствием – социально-политической
стагнацией – называет бюрократию.
“Бюрократия, - писал он, - делает все,
она обдумывает и пишет законы,
рассматривает судебные дела, правит
церковью, финансами, государственным
хозяйством…” Одно из центральных
мест отвел Безобразов юстиции. Он писал:
“Правосудие – это первая потребность
жизни гражданской почти
Еще более значительной гарантией независимости судов стал принцип несменяемости судей, закрепленный ст. 243 учреждения судебных установлений. Согласно этой статье, председатели и члены окружных судов и судебных палат не могли быть уволены или переведены с одной должности на другую без их согласия, кроме как по приговору суда. Все постоянные, профессиональные члены окружного суда и судебной палаты, так называемые коронные судьи, назначались императором по представлению министра юстиции. Для назначения на должность члена окружного суда необходимо было иметь высшее юридическое образование и стаж работы в суде или прокуратуре не менее трех лет (в звании присяжного поверенного – 10 лет). Для более высоких должностей стаж увеличивался.
Окружные суды состояли из одного или нескольких отделений по уголовным и гражданским делам. Они разбирали большинство дел, причем все гражданские и значительная часть уголовных разбирались коронными судьями. Для рассмотрения дел о преступлениях, за которые могло быть назначено наказание в виде лишения прав состояния, как особенных, связанных с принадлежностью к привилегированным сословиям, так и всех прав (имущественных, брачно-семейных и т.д.), привлекались присяжные заседатели. Как правило, лишение прав состояния сопровождалось другими наказаниями: каторжными работами, ссылкой, тюрьмой – и назначало за тяжкие преступления. Таким образом, суд присяжных являлся не самостоятельным учреждением, а особым присутствием окружного суда. К его подсудности не были отнесены дела о государственных преступлениях, а также значительная часть должностных преступлений и некоторые другие.
Теория свободной оценки
доказательств была приспособлена
главным образом к деятельности
суда присяжных, а ее сущность выражена
в правилах, определявших исследование
доказательств и вынесение
Действительный характер,
направление и содержание деятельности
суда обуславливалось тем, что суд
был органом буржуазного
Реформой 1864 года была установлена
следующая система судов: суды с
избираемыми судьями – мировые
судьи и съезды мировых судей
– и суды с назначаемыми судьями
– окружные суды и судебные палаты.
Каждый уезд с входившим в него
городом, а в ряде случаев и
отдельно крупный город составляли
мировой округ, делившийся на несколько
участков. Каждый из них имел одного
участкового, мирового судью и одного
почетного. Мировые судьи – участковые
и почетные – избирались на три
года местными органами городского и
земского самоуправления (уездными земскими
собраниями и городскими думами) из
числа лиц, проживавших в данной
местности и имевших
Новая судебная система по
сравнению с прежней отличалась
определенной стройностью. Для разбора
мелких уголовных, гражданских дел
учреждался институт выборных мировых
судей. Мировой судья единолично
рассматривал дела по обвинению в
преступлениях, за совершение которых
могло быть определено одно из следующих
наказаний: замечание, выговор, денежное
взыскание на сумму не свыше 300 рублей,
арест на срок не свыше трех месяцев,
заключение в тюрьму на срок до одного
года. Мировые судьи (участковые и
почетные) данного округа собирались
на уездные съезды мировых судей
или мировой съезд судей, который
был окончательной
Сенат в процессе судебной
реформы также претерпел
Институт мировых судей при всей ограниченности демократизма в нем не удовлетворял высшее чиновничество и в 1889 году был упразднен везде был, кроме Москвы, Петербурга и Одессы. Мировые судьи были заменены назначаемыми лицами.
Судебная реформа 1864 года создала систему общих судов. Судами первой инстанции были окружные суды. Каждый окружной суд учреждался для рассмотрения гражданских и уголовных дел, выходивших за рамки подсудности мирового судьи.
Второй инстанцией в системе
общих судов являлась судебная палата.
В ней в апелляционном порядке
рассматривались дела по жалобам
на приговоры и решения окружных
судов, вынесенные без присяжных
заседателей. Кроме того, к ее подсудности
были отнесены дела об особо опасных
преступлениях –
В отличие от суда присяжных
особое присутствие судебной палаты
представляло собой единую коллегию
коронных судей и народных представителей,
причем права всех членов присутствия
были равны и в процессе судебного
следствия, и при вынесении приговора.
Большое значение для независимости
суда и упрочения принципа законности
в уголовном и гражданском
процессах дореволюционной
В адвокатуру потянулись видные юристы-профессора, прокуроры, обер-прокуроры Сената и лучшие юристы, состоявшие при коммерческих судах. Сюда и вошел друг М. Е. Салтыкова-Щедрина известный деятель движения крестьянского освобождения А. М. Унковский. На страницах газет и журналов все чаще стали встречаться имена адвокатов: Ф. Н. Плевако, В. Д. Спаговича, К. К. Арсеньева, Н. П. Карабчевского, А. М. Унковского, А. И. Урусова, С. А. Андреевского, П. А. Александрова, В. М. Пржевальского, А. Я. Пассовера и других.
Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по округам по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов.
Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные. Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при которых состояли.
Большое значение для утверждения
новых демократических
Информация о работе Земская, судебная, городская и военная реформы