Земская, судебная, городская и военная реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:25, реферат

Описание

Земская реформа
Сразу же после отмены крепостного права, крестьянское общественное устройство в сельской местности (по Положению 1861 г.) представляло из себя сословные волости. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Должности крестьянского общественного управления замещались по выбору на три года. Сельский сход и сельский староста составляли сельское общественное управление. Сход выбирал сельских должностных лиц, решал дела о пользовании общинной землей, вопросы общественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте членов сельского общества, осуществлял раскладку казенных податей, земских и мирских денежных сборов и т.п. Сельский староста наделялся обширными полномочиями как по делам общественным, в пределах компетенции сельского общественного управления, так и административно-полицейским (охрана общественного порядка, безопасность лиц и имуществ, паспортный контроль). В отсутствие сельского старосты решения сельского схода считались незаконными.

Работа состоит из  1 файл

семинар история.docx

— 44.44 Кб (Скачать документ)

В соответствии с судебными  уставами учреждались должности  прокурора судебной палаты и его  товарищей. Организация прокуратуры  строилась на принципах строгой  иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся  под высшим руководством министра юстиции  как генерал-прокурор. Обер-прокуроры  Сената и прокуроры судебных палат  непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали  под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора  и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в  гораздо большей зависимости  от правительства и в силу их прямого  подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся  принцип несменяемости.

Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим  коллегам-противникам – адвокатам  и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого  во что бы то ни стало. Прокуратура  ни в первые годы своего существования, ни в последствии не была подвержена коррупции. К чести прокуратуры  следует отнести выигранное дело миллионера Овсянникова, дело игуменьи Митрофании, так называемые банковские процессы и другие.

Между обвинением и защитой  происходили публичные состязания в правильном понимании и применении закона, в остроумии, в блеске фраз и в постижении тончайших зигзагов человеческой души. Прокуратура щеголяла “беспристрастием”, защита брала изворотливостью  и патетикой.

Таким образом, судебная реформа  создала не только новый суд, но и  новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание  и представление о законности и правосудии.

Учреждением судебных установлений (ст. 237 и 239) предусматривалось, что основой  внутренней самостоятельности судей  служат прочность судейских должностей и равенство судей: у них не может быть начальников; члены всех судебных инстанций как судьи  равны между собой, а сами судьи  различаются только по степени власти – суды первой и высших инстанций. Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только перед  судом, несовместимость судебной службы с другими профессиями.

Губернатор уже не мог, как раньше, арестовать судью за несоответствующий его представлению  о законе приговор, а подсудимые и потерпевшие, истцы и ответчики  были избавлены от необходимости  задабривать судебных чиновников. Избираемые мировые судьи пришли на смену  полицейским чиновникам. Вину подсудимого  нужно было доказывать гласно, в  борьбе с адвокатурой перед лицом  представителей населения – присяжных  заседателей. Суд присяжных оказал мощное благотворное влияние на всю  судебную систему и даже, в некоторой  мере, на политическую систему России.

Первые шаги новых судов, и в особенности суда присяжных, были встречены одобрением и правительства, и печати.

Судебные уставы (20 ноября 1864 года).

Судебные уставы, в России законодательные положения, принятые 20 ноября 1864 года составили основу судебной реформы 1864 года.

Судебные уставы – в  дореволюционной России официальное  название законов, утвержденных 20 ноября 1864 года: “Учреждение судебных установлений” , “Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями” , “Устав уголовного судопроизводства” , “Устав гражданского судопроизводства” . Судебные уставы оформили проведение судебной реформы 1864 года.

 

3.3 Городская реформа

 

Несколько лучшая судьба сложилась  у наиболее прогрессивной реформы  городского самоуправления, объявленной  с утверждением Александром II 16 июня 1870 г. Городового Положения.

Городовым Положением 1870 г. избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлено  было каждому городскому обывателю, к какому бы состоянию он ни принадлежал, если он был русским подданным, имел не менее 25 лет от роду и владел в  пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или же уплачивал  в пользу города сбор со свидетельств: купеческого, промыслового на мелочной торг (лицензию на право мелкой торговли) и т.п. Т.е., каждый, кто владел хоть крошечным домиком, кто в качестве торговца или ремесленника платил в  казну города, пользовался правом не только избирать, но и самому быть избранным в гласные.

К недостаткам Положения 1870 г. можно отнести заимствование  прусской трехклассной избирательной  системы. Согласно закону, все лица, имеющие право участия в выборах, вносились в списки в том порядке, в каком они следуют по сумме  причитающихся с каждого из них  сборов в доход города; затем они  делятся на три разряда. К первому  разряду причислялись те горожане из показанных в начале списка, которые  уплачивали вместе одну треть общей  суммы сборов со всех избирателей; ко второму - следующие за ними по списку, уплачивающие также треть сборов; к третьему - все остальные. Каждый разряд составлял особое избирательное  собрание под председательством  городского головы и выбирал одну треть гласных в городскую  думу.

Первый разряд обычно насчитывал лишь десятки (если не единицы) избирателей, принадлежавших к наиболее крупным  домовладельцам или торговцам, а  третий - тысячи, т.е. основную массу  городского населения, и тем не менее  каждый из них посылал в думу одинаковое количество представителей. Неравенство  в пользовании избирательными правами  доходило до огромных размеров. Так, в  начале 70-х годов в Петербурге разница в представительстве  первого и третьего разряда составляла 65 раз(!).

Что же касается внутренней организации городского управления, то она была достаточно рациональной. Распорядительные функции были предоставлены  городской думе, исполнительным органом, действующим в рамках, отведенных ей думой, стала управа. Распределение  занятий и порядок действий управы и подчиненных ей органов устанавливались  инструкцией, издаваемой думой. Члены  управы избирались думой и не нуждались  в утверждении администрацией. Постановлением думы члены управы могли быть отстранены от должности и преданы суду. Городской  голова также избирался думой, но утверждался в должности губернатором или министром внутренних дел (в  зависимости от ранга города). Городской  голова, как правило, занимал руководящее  место не только в управе, но и  являлся также председателем  думы.

Лучшей стороной реформы 1870 г. было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в  ведении городского хозяйства и  решении местных дел. Утверждению  губернской администрации или в  некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). Огромное же большинство  дел, в том числе и годовые  сметы, решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов  городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским  делам присутствия. В состав губернского  по городским делам присутствия  входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда.

Но при всех своих недостатках  Положение 1870 г. все же являлось крупным  шагом вперед как по сравнению  с предшествующим периодом, так и  с той ситуацией, в которой  оказалось городское самоуправление в конце ХIХ - начале ХХ веков. Будучи построено на идее доверия к общественной самостоятельности, оно вызвало  российские города из спячки и придало  им ту силу и значение, о которых  лишь мечтали преобразователи ХVIII века. Оно позволило говорить о  реальных предпосылках формирования в  России муниципального права, и, несмотря на усиление административных начал 90-х  годов ХIХ столетия, способствовало всплеску муниципального законотворчества 1906-1917 годов.

Годы царствования Александра III выдвинули на политическую арену  идеи централизации и укрепления принципа бюрократического самодержавия.

12 июня 1890 г. было опубликовано  новое Положение о земских  учреждениях, утвержденное Александром  III, восстановившее сословность избирательных  групп и, благодаря изменению  ценза, еще более усилившее  представительство от дворян. По  новому Положению в первую  избирательную группу входили  дворяне потомственные и личные, во вторую - прочие избиратели  и юридические лица, в третью - крестьяне. Губернские гласные,  как и прежде, избирались на  уездных земских собраниях, в  губернское собрание обязательно  включались все уездные предводители  дворянства и председатели уездных  земских управ (с 1890 г.). Реформа  1890 г. дала дворянам абсолютное  преобладание.

Но, увеличив количество гласных  дворян, новое Положение вместе с  тем уменьшило общее число  гласных более чем на 30 %: от каждого  уезда число гласных было уменьшено  на одного, причем каждый уезд должен был  иметь не менее двух губернских гласных.

Новое Земское Положение  фактически отрицало всякую связь с  идеей местного самоуправления. По положению 1890 г. были лишены избирательных  прав: духовенство, церковный притч, крестьянские товарищества, крестьяне, владеющие в уезде частной  землей, лица, имеющие купеческие свидетельства, владельцы торговых и промышленных заведений, а также евреи. Сельские избирательные съезды были упразднены, гласные назначались губернатором из числа кандидатов, избранных волостными сходами. Был по существу уничтожен  принцип выборности управ, вводился порядок утверждения не только для  председателя управы, но и для всех членов управы, причем земские собрания лишались права обжаловать неутверждение. Председатели и члены управ числились состоящими на государственной службе (ст.124), и в председатели управ не могли избирать лиц, не имеющих права на государственную службу. Последнее обстоятельство особенно отозвалось на окраинах, где председателями управ были, как правило, крестьяне или купцы. Ст.87 предоставила губернатору право останавливать исполнение постановлений собрания не только в случаях формальных нарушений закона, но и тогда, когда он усматривал, что данное постановление "не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения" (принцип целесообразности).

Из положительных приобретений, привнесенных Положением 1890 г., необходимо отметить:

а) расширение круга лиц, подлежавших избранию в председатели и члены управ (ими могли быть не только гласные, но и вообще лица, имеющие избирательный ценз);

б) некоторое увеличение компетенции земств, перечня предметов, по которым земства могли издавать обязательные постановления;

в) восстановление почти  в полном объеме права земств на бесплатную пересылку корреспонденции.

К ограничительным же мерам, направленным на уменьшение самостоятельности  земских органов, относится лишение  уездных собраний права непосредственных, помимо губернского земства, ходатайств перед Правительством. Прежний порядок  возбуждения ходатайств был восстановлен только законом от 2 февраля 1904 г.

3.4 Военная реформа

 

По освобождении дворянства от обязанностей службы (1762 г.) воинская повинность легла всею тяжестью на низшие классы (богатые люди из городского класса имели легальную возможность  от нее откупиться). Солдатская служба продолжалась 25 лет и была связана, помимо военных опасностей, с тягостями  и невзгодами (включая непрерывную  муштровку,

плохое медицинское обслуживание, жестокие телесные наказания), что население, отдавая свою молодежь в «рекруты», прощалось с ней в большинстве  случаев навсегда.

Поражение в Крымской войне  поставило задачу скорейшего реформирования всей военной системы. Необходимость  создания сильного военного потенциала диктовалась еще и тем, что  во второй половине XIX века в Европе складываются устойчивые военные коалиции и начинается борьба держав за раздел сфер влияния.

Реформирование армии:

• была введена всеобщая воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества  есть священная обязанность каждого  русского подданного». Все мужское  население с 21 года обязано было служить, но правительство каждый год  определяло необходимое число новобранцев, и по жребию брало из призывников  только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников).

• вводились льготы, освобождавшие  от службы лишь некоторые категории  граждан: например, единственного сына у родителей, кормильца семьи, представителей малочисленных народов;

• вводились льготы, сокращавшие  срок службы, для людей с образованием: для окончивших начальную школу  — 3 года, гимназию — до полугода, для  имевших высшее образование — 6 месяцев. Был сокращен срок службы — для  армии в целом 6 лет срочной  службы и 9 лет запаса, для флота  соответственно 7 и 3 года;

• сократилась численность  армии без снижения ее военного потенциала;

• создавались новые рода войск — железнодорожные войска;

• началось строительство  железных и шоссейных дорог стратегического  назначения, идущих к западной границе  России;

• производилось перевооружение армии, Россия и Германия стали монополистами  в производстве стальных орудий;

• была проведена коренная реконструкция на военных заводах, обновлено оборудование и введены  последние технические новшества;

• проводилась реформа  военно-учебных заведений с целью  лучшей подготовки офицерского состава. Доступ в армию стал, открыт всем сословиям. Была создана сеть военных  и юнкерских 2-летних училищ, куда принимались  лица со средним образованием. Производство в офицеры теперь предполагало обязательное окончание этих заведений.

• подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого  пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого  «Положения» устроено первоначально  девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному  высочайшему усмотрению, главный  начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность  может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых  округах назначается еще помощник командующего войсками.

Информация о работе Земская, судебная, городская и военная реформы