Жилище славян в XVII-XIXвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание

Цель этой работы - показать, каким было жилище XVII-XIX в., и какую роль оно сыграло для понимания менталитета славян, их нравов, обычаев и привычек, пришедших в современный мир из далёкого прошлого.

Задачи работы
рассмотреть жилище с точки зрения материальной культуры;
проанализировать приметы и поверия, связанные со строительством и обустройством дома;
сравнить историческое и современное значение восприятия жилища.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Строительная обрядность восточных славян
Обряды, предваряющие строительство жилища………………………6
Ритуальные аспекты технологии строительства. «Строительная жертва» и укладка первого венца………………………………………9
Обряды при переходе в новый дом……………………………………15
Глава II. Типы строений
2.1 Жилые постройки ………………………………………………...…….18
2.2 Не жилые постройки……………………………………………………19
Глава III. Убранство дома
3.1 Внешнее убранство дома……………………………………………….24
3.2 Внутренняя обстановка крестьянского жилища………………………24
Заключение …………………………………………………………………….30
Библиография………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 67.10 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра отечественной истории

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Жилище славян в XVII-XIXвв.»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса

группы ЮрИ 3-1

Магомедова 

Эльмира

 

Проверил:

к.и.н. Земцов

Григорий Леонидович

 

Липецк 2012

 

 

 

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава I. Строительная обрядность восточных славян

    1. Обряды, предваряющие строительство жилища………………………6
    2. Ритуальные аспекты технологии строительства. «Строительная жертва» и укладка первого венца………………………………………9
    3. Обряды при переходе в новый дом……………………………………15

Глава II. Типы строений

2.1 Жилые постройки ………………………………………………...…….18

2.2 Не жилые постройки……………………………………………………19

Глава III. Убранство дома

3.1 Внешнее убранство дома……………………………………………….24

3.2 Внутренняя обстановка  крестьянского жилища………………………24

Заключение …………………………………………………………………….30

Библиография…………………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучать славянское жилище очень сложно, потому что до наших  дней дошло слишком мало свидетельств, которые позволили бы с высокой  точностью установить достоверность выдвигаемых предположений. По этой причине в суждениях учёных об архитектуре  периода XVIII-XIX  веков важное место заняли домыслы и умозаключения исследователей. Одну из важнейших особенностей взглядов учёных тех времён составляло глубоко укрепившееся убеждение о якобы крайней медленности развития  культуры, приверженности установленным нашими предками порядкам, об особой косности тех форм, в которых протекала частная жизнь на Руси. Мысль о том, что жилище не могло появиться сразу же его в поздних формах, при всей её очевидной логичности, оставалась лишь теоретическим положением, выраженным в общей форме и не имеющим ни подтверждения, ни иллюстрации.

Признанное в те времена  мнение о косности жизни людей  открывало вполне реальный путь для  живого и конкретного изображения  славянского жилища, так как давало возможность проецировать на древнейший период всю сумму источников разного времени, наслаивая их одно на другое.

ХХ век принёс чрезвычайно  важный, ранее совершенно неведомый  источник для изучения древнерусского жилища – остатки самих жилых построек, открываемые археологическими раскопками.  В глубинах культурных слоёв можно найти ещё очень многое: основания домов, нередко в виде нескольких венцов рубленых стен, остатки полов, печей, следы внутреннего устройства, упавшие части верхов построек, следы и остатки столбов.

Но археологически раскопки дают нам в основном случайные  данные, которых недостаточно для реконструкции архитектурно-археологических памятников. Поэтому для этого применяются другие источники: письменные, изобразительные, этнографические. При этом сам археологический материал должен быть суммирован и взаимно сопоставлен. Для суждения о первоначальном виде какой-либо одной постройки необходимо привлекать сведения и даже предложения и догадки, полученные от изучения других построек, близких по времени, типу и характеру.

Итак, благодаря находкам археологов, письменным источникам, дошедшим до нас в основном в переписанном виде, и анализу традиций современной деревни, можно выявить некоторые закономерности и восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Это своего рода зеркало, отражающее жизнь народа, которому оно принадлежит.

На жилище, его устройстве, компоновке, оборудовании и убранстве  сказываются не только природная среда, развитие производительных сил и общественный строй, не только характер и уровень цивилизации народа, но и его этнические или национальные черты, его духовные свойства, верования, таланты и наклонности, его социальная структура, особенности жизни различных слоёв, привычки, вкусы и понятия. Глубоко и правильно судить о состоянии какого-либо народа на той или иной ступени его истории невозможно, не представляя достаточно отчётливо жилищ, принадлежавших  в то время его основным слоям, не имея исчерпывающих данных об их характерных чертах. Без этого немыслимо и сколько-нибудь точное суждение о внешней стороне жизни – об облике городов и сельских поселений, о характере повседневной и праздничной домашней обстановки.

Данная работа посвящена  обобщению материала, полученного  в результате исследований различных ученых работавших над проблемой  древнеславянского жилища и связанных с ним поверий, примет и представлений и технологий строительства.

Цель  этой работы - показать, каким было жилище XVII-XIX в., и какую роль оно сыграло для понимания менталитета славян, их нравов, обычаев и привычек, пришедших в современный мир из далёкого прошлого.

 

Задачи  работы

  • рассмотреть жилище с точки зрения материальной культуры;
  • проанализировать приметы и поверия, связанные со строительством и обустройством дома;
  • сравнить историческое и современное значение  восприятия жилища.

Методы  исследования: сравнительно-исторический

Выбранная тема не просто интересна, но и актуальна с точки зрения общепринятых норм поведения в доме. Ведь большое количество примет, суеверий, технологий строительства берут своё начало с древних времён, и, употребляя их сегодня, мы даже не задумываемся над тем смыслом и значением, которое вкладывали наши предки в то или иное действо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Строительная обрядность восточных славян

    1. Обряды, предваряющие строительство жилища

С древнейших времен человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство для жизни. А с чего все начиналось? Начиналось строительство  с выбора деревьев.

Дерево - постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы1.

Из дерева, согласно некоторым легендам, были сотворены самые первые люди, — значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево — всё равно, что убить человека.

Конечно, даже и речи не шло о  том, чтобы поднять руку на дерево, пользовавшееся почитанием, «священное». Священными могли считаться как целые рощи (их называли «заповедными», то есть «запретными»), так и отдельные деревья, привлекавшие внимание необычайными размерами, возрастом или особенностями развития.

Никогда не решился бы древний человек  срубить дерево, выросшее на могиле. Ещё в конце XIX века крестьяне  показывали учёным-этнографам большую  сосну, выросшую якобы из косы загубленной  девушки; а что, если в дереве поселилась человеческая душа?

В некоторых местах России очень  долго держался строгий запрет на рубку вообще всех старых деревьев. По мнению крестьян, грешно было отнимать у лесных патриархов право на естественную, «стихийную» смерть от ветровала или просто от старости. Покусившийся на подобное дерево неминуемо должен был сойти с ума, покалечиться или умереть. Грехом почиталась и рубка «молодика» — молодого, недозрелого леса. В этом случае мифологическое воззрение основывалось на вполне естественном стремлении сберечь молодые деревья, не достигшие наилучших кондиций. По отношению же к «лесным старцам» действовал закон мифологического мышления: старший — значит, главный, значит, почитаемый, значит, священный2.

Деревья с аномалиями развития —  большим дуплом, вросшим в ствол камнем или другим каким-либо предметом, с необычной формой ствола, с удивительным переплетением корней — также рубке не подлежали: «не такие, как все» — мало ли какая сила могла в них затаиться!

     Не годились  для строительства мёртвые, сухие  деревья. Оно и понятно: такие деревья не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти — чего доброго, занесут её в дом. И даже если в доме никто не умрёт, «сухотка» привяжется обязательно. В ряде мест по этой причине избегали рубить деревья зимой, когда они лишены соков и «временно мертвы».

Особая и очень опасная разновидность  запретных деревьев — это «буйные», «злые», «прокудливые» 3.  «Буйные» деревья, согласно поверьям, чаще всего вырастали на заброшенных лесных дорогах, в особенности — на перекрёстках таких дорог. Дело в том, что славяне приписывали дороге большой мифологический смысл, притом отрицательный. Дорога, уходящая вдаль, по мнению наших предков, уводила в конечном итоге на тот свет — ибо за пределами племенной территории, как известно, начиналось царство неведомых сил, и была близка граница между мирами умерших и живых. А, кроме того, дорога мыслилась язычниками как своего рода «горизонтальная проекция» Мирового Древа, соединявшего миры.

Но вот дерево выбрано. В отличие  от большинства современных людей, древние славяне твёрдо знали: когда  дерево рубят, оно плачет от боли. Стало  быть, следует объяснить дереву, для чего на него замахнулись топором. Надо снять перед ним шапку, поклониться земным поклоном и рассказать о нужде, заставившей покуситься на его зелёную жизнь. А ещё — положить рядом с деревом угощение(например, кусочек хлеба с маслом), чтобы древесная душа выбежала из ствола полакомиться и не испытала лишних страданий.

Мало, однако, было свалить дерево и перетащить ствол к месту  строительства. Древние правила  предписывали тщательно осмотреть приготовленное бревно: нет ли в нём какого опасного изъяна, к примеру «пасынка» — сучка, идущего из глубины, при выпадении которого остаётся скошенное отверстие. Но вот брёвна благополучно выбраны и привезены к месту строительства.

Так же требовалось ещё отыскать конкретное место для каждого  дома. Конечно, тот или иной уголок облюбовывали в первую очередь из практических соображений: чтобы не затапливало в паводок, чтобы было солнечно, и не задували холодные ветры, чтобы поблизости была вода и так далее. К тому же требовалось, чтобы место было «добрым». Было  множество способов это проверить, и в любом из них, помимо более или менее ярко выраженного рационального начала, присутствует главная идея славянского язычества — о гармонии Вселенной и о роли Человека в этой гармонии. Вот некоторые способы определения «хороших» мест.

Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: чего доброго, по ней могли «уйти» из дому достаток, жизнь и здоровье. Нельзя было строиться там, где прежде стояла баня: банный дух, Банник, был существом  в общем недоброжелательным. Спорный  участок земли также не подходил для строительства: в таком доме, считалось, до веку ладу не будет, сразу  пойдут споры и ссоры4.

Но если никаких недобрых признаков  на облюбованном месте и не обнаруживалось — его непременно надо было «проверить». Вот как это делалось.

С хлебом была связана идея вечного  возрождения, зарождения чего-то нового, живого, доброго, светлого. Соответственно, по хлебу очень часто гадали. Сажая хлебы в печь, «назначали» один из них на будущий дом. Если этот хлеб выходил высоким и пышным, стало быть, Боги благословляли строительство. Если же он поднимался плохо или вовсе разваливался — затея грозила бедой.

У многих народов Земли скот был  символом богатства. Так вот, место, где спокойно уляжется, пережёвывая жвачку, молодая корова, считалось счастливым и безопасным.

Существенным условием успешного  строительства жилища считался правильный выбор времени начала строительства. Если говорить о наиболее сакральной точке годового цикла, то ее обычно помещали на стыке старого и нового года. Считалось необходимым, чтобы  строительство избы захватило по срокам Троицу. Выбор конкретного  времени строительства был мотивирован  тем содержанием, которое приписывалось  отдельным дням недели. Сверх того, приступать к работам нельзя вообще ни в понедельник, ни в среду, ни в  пятницу, ни в субботу, а только во вторник и в четверг. Понедельник, среда и пятница – дни тяжелые, в эти дни вообще не следует  начинать нового дела. Начавши же делать что-нибудь новое в субботу, будешь и дальше продолжать это дело лишь в субботу.

 

    1. Ритуальные аспекты технологии строительства.

«Строительная жертва»  и укладка первого венца

Одним из центральных моментов обрядов, совершавшихся при закладке различного рода строений, было жертвоприношение или так называемая «Строительная  жертва» 

По воззрениям древних  славян XIX - начала XX века, плотники, как и представители других древнейших ремёсел, обладали не только производственными функциями. Им приписывались тайные способности, знания, связи с «нечеловеческой природой», «лесом» и т.п., причём считалось, что чем выше их мастерство, тем сильнее их скрытые способности. Плотники могли сделать так, что построенный ими дом оказывался непригодным для проживания, так как в нем «поселилась нечистая сила»5.

Информация о работе Жилище славян в XVII-XIXвв