Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:57, курсовая работа
Цель этой работы - показать, каким было жилище XVII-XIX в., и какую роль оно сыграло для понимания менталитета славян, их нравов, обычаев и привычек, пришедших в современный мир из далёкого прошлого.
Задачи работы
рассмотреть жилище с точки зрения материальной культуры;
проанализировать приметы и поверия, связанные со строительством и обустройством дома;
сравнить историческое и современное значение восприятия жилища.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Строительная обрядность восточных славян
Обряды, предваряющие строительство жилища………………………6
Ритуальные аспекты технологии строительства. «Строительная жертва» и укладка первого венца………………………………………9
Обряды при переходе в новый дом……………………………………15
Глава II. Типы строений
2.1 Жилые постройки ………………………………………………...…….18
2.2 Не жилые постройки……………………………………………………19
Глава III. Убранство дома
3.1 Внешнее убранство дома……………………………………………….24
3.2 Внутренняя обстановка крестьянского жилища………………………24
Заключение …………………………………………………………………….30
Библиография………………………………………
Аналогичный круг представлений был связан с печниками. Как и плотникам, печникам приписывались тайные способности, применение которых могло сделать дом непригодным для жилья. Считалось, что как и плотники, печники были связаны с нечистой силой.
Своего рода ссылка на мифологический
прецедент творения мира и «первого
дома» присутствует в том или
ином виде во всех обрядах, совершавшихся
при строительстве, и в особенно
явной форме - в ритуале жертвоприношения.
Это видно уже из того факта, что
перед тем, как совершить
В славянских обрядах при строительстве дома в этой роли чаще всего выступает срубленное молодое деревце, которое устанавливают на месте будущей стройки. «При закладке нового дома крестьяне на предназначенном для того месте прежде всего втыкают в землю или просто садят с корешком какое-нибудь дикорастущее деревце, например березку или рябинку за ее крестообразную форму листьев.
Широко известные параллели между строением человеческого тела и строением жилища. Лоб, лицо, окно (око), усы, устье (уста), чело, ноги, зад – далеко не полный перечень терминов, общих для описания человека и жилища6.
Эволюция жертвы, замена человеческой жертвы животными, привела к тому, что жилище стало уподобляться телу жертвенного животного.
Трудно сказать, связано ли было с заменой живых существ использование при закладке дома таких предметов, как деньги (монеты), ладан, шерсть, зерно, куски хлеба. Вполне возможно, что обе эти линии (живая жертва и бескровная жертва) развивались параллельно, хотя последовательность: живая жертва → бескровная жертва представляется наиболее вероятной, что подтверждается и многочисленными типологическими параллелями. О бескровной жертве известно следующее: «Заставливая (закладывая) избу, кладут под угол деньги – для богатства, шерсть – для тепла, ладан – для святости». «При закладке дома на углы бревен первого ряда кладут несколько кусочков церковного ладана и серебряные монеты: ладан – чтобы домовой не шутил, а монеты – чтобы богато жить».
Первый венец в конструктивном плане – это и образец другим венцам, из которых состоит сруб, и реализация пространственной схемы жилища. Поэтому строительство сруба жилища данного типа можно рассматривать как Н-кратное воспроизведение стандартных операций, которые применяются при укладке первого венца. В этом смысле венец имеет «морфологию», т.е. состоит из более мелких единиц, реализующих свое значение только в связях с другими. Такими единицами являются 4 венцовых бревна, которые в любом случае попарно равны между собой (одинаковой длины). Соединяются они между собой по особым правилам, совокупность которых (в разных славянских традициях) представляет собой часть технологического фонда
Соотношение четырёх стен жилища с четырьмя сторонами света не вызывает сомнений.
Вообще в связи с проблемой ориентирования хотелось бы подчеркнуть, что ориентация жилища – это не только соотнесенность сторон жилища со сторонами света, но и включение в целую систему соответствий пространственно-временного, социального, религиозного, экономического, мифологического, космологического, хозяйственно-бытового характера; включение в символику цвета и символику чисел. В связи с последним, кроме отмеченности четверга (четвертого дня «творения»), следует еще раз подчеркнуть целостность этого числового комплекса и тех моделей, в основе которых число четыре .Существует большое количество свидетельств о том, что «с четом, целым связывается удача, а с нечетом и отсутствием целого – неудача, несчастье».
Оппозиция низ – верх
выражена в разбираемой операции
двояким образом. По отношению к
поверхности земли первый венец
выступает в роли верха, в то время
как в срубе он является нижним
ярусом. Такое положение первого
венца можно сравнить со статусом
«земли» в славянских религиозных
верованиях, где сочетание небо –
земля/земля – преисподняя «
Дверные и оконные проемы еще в прошлом веке прорубались, как правило, в уже собранном срубе, для чего вырубалось (а позже пропиливалось) необходимое число венцов (для волоковых окон рубили до половины два соседних бревна, для косящатых – 2-3 венца).
Установка окон и дверей сопровождалась действиями ритуального характера. Так, на Украине, вставляя дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духу и ворови», - и делали топором знак креста. То же делают, когда вставляют притолоки и подоконники для окон. При этом также обращаются к окнам с просьбою не впускать в хату воров, разбойников и злых духов.
Целью подобных действий было придание дверям и окнам характера своеобразного фильтра, задерживающего нежелательные интенции внешнего мира и, таким образом, регламентирующего связь дома с остальным пространством.
Параллельно существует целая система символических способов очищения: окрещивание дверей, дверных косяков, порогов, с тем, чтобы не проникала «нечистая сила». («На дверях кладут кресты смолой – все время года»).
Другие виды связи, в частности использование окна в качестве такого же хода, как и двери, проницаемость окон для человека, птиц, животных, считались нежелательными и опасными. («Ласточка в окно влетит – к покойнику»; «Залетит случайно в комнату через окно птичка – быть беде, особенно пожару»). В то же время через окно выносят умерших некрещеных детей и взрослых покойников, болевших, например, «горячкой».
Непосредственная связь окон с иным пространством утверждается в запретах выливать в открытое окно воду (помои), плевать, выбрасывать кости и т.п., так как «там нередко стоит ангел Господень, который в это время, чтобы ему не плеснули в глаза, уходит; в избе часто случается, что произносят бранные слова, а потому здесь находится чаще черт, а ангелу здесь нет места, и он стоит тогда у окошка».
Особый комплекс обрядовых действий связан с подъемом матицы. Матица, матка, матница (укр., белор. – сволок) – бревно, служащее основанием для потолка. «Это – толстый, отесанный с четырех сторон брус, который обычно не выпускают концами за плоскость стен, а врубают в полдерева.
Укладка матицы при строительстве
жилища отмечается, с одной стороны,
как конец строительства
С семиотической точки зрения матица обозначала, прежде всего, границу.
Место под матицей (под ее центром) является также и серединой избы, ее топографическим центром, где происходит большинство обрядов, не связанных с сидением за столом или с печью.
С установкой деревца (или ветки дерева) мы уже встречались. Всякий раз установка деревца маркирует наиболее значимые моменты строительства.
После установки матицы и так называемого «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.
Помимо ритуала строительства, матица отмечена в целом ряде стандартных ситуаций, причем не только в ритуальной, но и в повседневной жизни семьи.
Гость (т.е. чужой, в том числе и этимологически), войдя в избу, садится на лавку у входа и не должен заходить за матицу без приглашения хозяев.
Для того чтобы путь был счастливым, перед уходом следует подержаться за матицу.
Типичными формами крыши у восточных славян являются двускатная и четырехскатная, причем двухскатная крыша «конем», «на коня» распространена в северо-, средневеликорусских и белорусских губерниях, а четырехскатная «по- круглому» - в южно-великорусских и украинских.
Особый интерес вызывает верхняя часть крыши. «На щель, образуемую сходящимися наверху тесинами обоих скатов, насаживалось сверху толстое бревно с угловатым желобом снизу; это – охлупень, шелом. Своей тяжестью он зажимал тесины кровли и удерживал их от сноса ветром. Переднюю, комлевую, часть охлупня, прикрывающую с фасада стык тесин и торец князевой слеги, часто обтесывали в виде коня или птицы». Верхнее ребро князевой слеги называлось конек или князек. Изображение лошадиной головы на крыше связано, по-видимому, не только с космической («солнечной») символикой коня.
С крышей связано и последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось замочка крыши.
Обряды, сопровождающие строительство дома, заканчиваются необычно: в течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи.
Дом еще не вполне принадлежит сфере «культуры», хотя уже выделен из «природы». Известная амбивалентность дома, сочетание в нем признаков «культуры» и «природы», определила характер действий, направленных на вытеснение природного начала и окончательное инкорпорирование дома в область освоенного. Об этом говорят следующие действия ритуального характера.
Древний человек никогда не был до конца уверен в том, что действительно не нарушил ни одного мистического запрета при выборе места, сроков и материалов строительства; в том, что во время самой работы должным образом выполнил все необходимые правила; в том, наконец, что не прошмыгнул мимо злой человек и не сглазил строение, сопроводив нехорошим помыслом притворно-ласковые слова. Короче, следовало обязательно испытать, “доброй” ли получилась изба, можно ли в ней жить.
«При переходе в новый дом первым во двор пускается петух, а в избу – кошка. Без петуха во дворе и скот вестись не будет, а если и будут дойные коровы, то молоко и масло от них получится безвкусным, совершенно «пустым». Кошка же первой встретит своего хозяина на том свете».
«Всякий, вошедший в дом «первым», по народному поверью, «до году помрет»; посему, когда входят в новый дом, то пускают в него прежде кошку (иногда – черного кота)»7.
В новый дом старались пустить живое существо (петуха, курицу, кошку), которое, скорее всего, выступало в роли ритуального двойника человека, его «дублера» (поверье о смерти в течение года жильца, вошедшего в дом первым). Показательно, что в их число входят наиболее близкие человеку домашние животные и птица.
Непосредственному переходу людей в новый дом предшествует также ряд операций, связанных с «переселением домового» и перенесением некоторой сущности прежнего жилья («доли»), воплощенной, например, в гоне прежнего очага, в некоторых его атрибутах, в домашнем соре, иконах и т.д. «Переходя в новый дом, хозяин ночью входит в старый дом, кланяется на все четыре стороны и приглашает домового пожаловать в новый дом. В новом доме в подъизбице или же на чердаке ставится и угощение домовому: ломоть хлеба с солью и чашка водки». Особый ритуал приглашения домового объясняется представлениями о том, что «без приглашения домовой не покидает старого дома, и поэтому ему приходится вступать в спор с вновь пришедшем домовым. Неприглашенный домовой жалобно плачет и нередко мстит как прежнему, уже выехавшему, так и новому хозяину дома».
Сор, конечно, переносили не весь, лишь горстку, которую и бросали в святом (красном углу), а прочий тщательно выметали из покидаемого дома, чтобы «не оставить в нём Долю».
Первое возжигание огня в новой печи – целая отдельная тема. После святого угла это было второе по ритуальной значимости место в доме. Стоит добавить, что «возгнетание» огня было ещё и своего рода юридическим актом, закреплявшим право собственности.
Непременным элементом новоселья поныне остаётся застолье, на которое созывают гостей. В древности она поистине «освящала» вновь осваиваемое пространство, ещё крепче утверждая в нём хозяев.
А, кроме того, особое значение придавалось самому первому гостю. Первым человеком, заглянувшим в новую избу. Обязательно должен был стать кто-то домовитый, хозяйственный, порядочный. Добрый и щедрый – ни в коем случае не «лиходей» и не горе-хозяин, у которого всё валится из рук. Но уж об этом заботились соседи и друзья новосёлов.
Любопытно, однако, что окончательно освоенной, «освящённой», полностью «прирученной» и обжитой изба считалась лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба. Именно к этим моментам языческого освящения в позднейшую эпоху приурочивали и христианское освящение, происходившее, таким образом, иногда через несколько лет после постройки избы.
Только с этого времени новый дом становился воистину Домом, в котором, согласно пословице, «и стены помогают».
Глава II. Типы строений
2.1 Жилые постройки
Виды жилых построек изменялись вместе с их развитием, при этом чаще всего с появлением нового вида старый не отмирал, а занимал подсобное место в сочетании с новым. Рассмотрим некоторые из них.
Основным жилым помещением русского населения в XVII-XIX вв. являлась изба, где жило все семейство крестьянина.
Весьма характерно, что сам термин «изба» связывается с различным по конструкции жилищем; этот термин обозначает вообще жилье с печью. Теплое жилье8.
Изба, обычно состояла из двух срубов, сеней и горницы. Нередко разделялась на зимнюю и летнюю части, в одной жили летом, в другой – зимой. В зимней делалась печь, в летней - не всегда.; зимнее строилось с меньшим количеством окон, часто с одним волоковым, а в летнем окон было больше. В зимних избах топки дольше сохранялись по черному, в летней – если и устанавливали печь, то обязательно с трубой. Такие жилища были только у более зажиточных крестьян9.